Общая оценка проекта
Крейсера проекта 68-бис, с одной стороны, являлись наиболее совершенными артиллерийскими кораблями отечественного флота и в определенном отношении явились вершиной эволюции военно-морской техники. Но, с другой стороны, по объективным и субъективным причинам они не получили принципиально новых систем и механизмов. Так, они оказались последними нашими кораблями с устаревшей энергетической установкой, котлы которой имели низкие характеристики: рабочее давление пара 25 кг/см2, температура пара +370°С, удельный вес установки 17,4 л.с./кг (для сравнения: у ракетных крейсеров проекта 58 рабочее давление пара составляло 64 кг/см2, температура пара +450°С, удельный вес установки 9,5 л.с./кг).
Кроме того, крейсера проекта 68-бис стали последними кораблями советского флота с бортовой сетью постоянного тока. Естественно, в этом трудно винить конструкторов — ведь проект был не новым, а непрерывно изменяющимся с 1939 года (Хотя тут знатоки могут возразить, что еще в 1915 — 1917 гг. рассматривался вопрос о применении электрооборудования переменного тока на линейных крейсерах типа «Измаил»).
Результаты испытаний «Свердлова» и «Дзержинского» показали, что для своего времени они обладали хорошими мореходными качествами. Конечно, все познается в сравнении: последующие крейсера и большие противолодочные корабли, оснащенные успокоителями качки, в этом отношении ушли далеко вперед. По ТТЗ на крейсера проекта 68-бис действие орудий обеспечивалось при волнении моря до 6 баллов включительно, что и выполнялось фактически. Автор не располагает данными о существенных повреждениях кораблей в штормовую погоду за весь период их службы.
Наиболее важным элементом оценки крейсера являются возможности его артиллерийского вооружения. Корабли проекта 68-бис были самыми сильными крейсерами отечественного флота. Они, безусловно, превосходили своих английских собратьев, находившихся в строю в середине 50-х годов, как довоенные «Белфаст» (1939 г.) и «Шеффилд» (1937 г.), так и послевоенные типа «Тайгер» (1959 - 1961 гг.).
Что же касается наиболее современных американских легких крейсеров типа «Кливленд» и «Ворчестер», то тут вопрос спорный. По основным характеристикам эти корабли приблизительно равноценны.
Сравнительные характеристики советских и американских крейсеров
Крейсера |
"Свердлов" |
"Cleveland" |
"Worcester" |
Год введения в строй |
1952-1955 |
1944-1945 |
1948-1949 |
Водоизмещение, т: |
|
|
|
стандартное |
13 230 |
10 500 |
14 700 |
полное |
16 340 |
13 755 |
18500 |
Максимальная скорость хода, уз. |
33,1 |
33,0 |
32,0 |
Броня, мм: |
|
|
|
Борт |
100 |
127 |
127 |
Палуба |
50 |
76 |
76 |
лоб башни ГК |
175 |
165 |
165 |
бок башни ГК |
65 |
76 . |
76 |
Крыша башни ГК |
75 |
76 |
102 |
Число 152-мм орудий |
12 |
12 |
12 |
Угол ВН, град. |
-5,5; +45,5 |
-5; +60 |
-5; +78 |
Скорость ВН, град/с |
13 |
11 |
14,8 |
Скорость ГН, град/с |
7 |
10 |
25 |
Вес снаряда, кг |
55 |
59 |
59 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
950 |
762 |
762 |
Дальность стрельбы максимальная, км |
30,2 |
23,88 |
23,88 |
Скорострельность максимальная одного ствола, выстр/мин |
7,5 |
7,5 |
12 |
К информации, помещенной в этой таблице, однако, следует отнестись с осторожностью — так, если все данные по проекту 68-бис были взяты из достоверных источников (результатов испытаний, таблиц стрельбы и т.п.), то данные по американским крейсерам заимствованы из научно-популярной западной литературы, изобилующей ошибками и откровенной дезинформацией. Ни материалы испытаний, ни таблицы стрельбы американцы по своим кораблям до сих пор не опубликовали. Как, к примеру, можно сравнить бронирование «Свердлова» и «Кливленда»? Допустим, мы поверим, что американская бортовая броня имеет толщину 127 мм, но и ширина, и длина броневого пояса борта держатся в секрете.
В. Кузин и В. Никольский в своей монографии (В.Кузин, В.Никольский. Военно-Морской Флот СССР 1945 — 1991. — Спб, «Историческое морское общество», 1996, с. 109) утверждают, что крейсер «Свердлов» проиграл бы бой «Кливленду»: «Так, превосходя легкий крейсер типа «Кливленд» ВМС США в предельной дальности стрельбы 152-мм орудий, 68-бис был в 1,5 раза хуже забронирован, особенно по палубе, что имеет существенное значение при ведении боя на дальних дистанциях. Вести эффективный огонь из 152-мм орудий наш корабль на предельных дистанциях фактически не мог из-за отсутствия необходимых систем управления, а на меньших дистанциях огневое превосходство имел уже крейсер типа «Кливленд» (152-мм орудия более скорострельны, количество универсальных 127-мм орудий больше — 8 на один борт против наших 6 орудий 100-мм)... Крупным недостатком всей отечественной среднекалиберной артиллерии явилось то, что при раздельном заряжании орудий калибром 120 — 180 мм применялись картузы без гильз. Это давало возможность стрелять, при необходимости, неполными зарядами (стрельба по берегу или незащищенным целям на малых и средних дистанциях), увеличивая живучесть орудий, но не давало возможности упростить заряжание, а следовательно, повысить скорострельность».
По мнению автора, это не отвечает действительности. Данные американских ПУС и таблицы стрельбы практически недоступны, поэтому сравнение систем управления чисто умозрительное. У корабельных орудий есть предельная и эффективная (приблизительно 3/4 максимальной) дальность стрельбы. Так, если американские крейсера имели максимальную дальность стрельбы, меньшую на 6,3 км, то их эффективная дальность стрельбы должна быть, соответственно, на 4,6 км меньше. Это, разумеется, лишь весьма приблизительные расчеты.
Конечно, бой «Свердлова» и «Кливленда» рассмотрен исключительно теоретически. Практически такой бой, независимо от результата, в 1955 — 1990 годах неизбежно вызвал бы термоядерную войну. А вот превосходство в дальнобойности орудий «Свердлова» при стрельбе по береговым объектам оказалось существенным. После 1945 года крупным кораблям ни разу не пришлось вести огонь по кораблям противника, зато в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов было соизмеримо с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе Второй мировой войны.
Что же касается возможности ведения зенитной стрельбы из орудий главного калибра «Свердлова» и «Кливленда», то, если считать их ПУС равноценными, они обладали приблизительно равными возможностями: скорострельность одинакова, угол возвышения несколько больше у американцев, зато скорость вертикального наведения выше у нас. Обе системы могли вести зенитный огонь, но классифицировать их как универсальные все же нельзя, хотя бы из-за недостаточного угла ВН.
С некоторой натяжкой можно считать универсальными 152-мм двухорудийные башенные установки крейсера «Ворчестер». Кстати, таких кораблей во флоте США было только два — CL144 «Ворчестер» и CL145 «Роанок».
Что же касается 100-мм и 37-мм зенитных орудий, то их данные соответствовали советским предвоенным ТТЗ и существенно уступали американским и английским артсистемам.
Данные крейсера проекта 68А «Михаил Кутузов»
Водоизмещение :
стандартное / нормальное / полное, т..........................14290/16200/17790
Длина, м.............................................................................................210,0
Ширина на 113-м шпангоуте, м...........................................................22,0
Осадка носом/кормой, м:
при стандартном водоизмещении.................................................6,3/6,94
при нормальном водоизмещении..................................................6,91/7,5
при полном водоизмещении..........................................................7,68/7,8
Высота борта, м...................................................................................13,7
Изменение водоизмещения на 1 см осадки, т........................................31
Начальная поперечная метацентрическая высота, м:
при стандартном / нормальном / полном водоизмещении...........................1,08 / 1,5 / 1,96
Скорость оперативно-экономическая / крейсерская / полная, узлов..........18,2 / 23,2 / 32,0
Дальность плавания оперативно-экономическим / крейсерским /
полным ходом, миль...................................................................................5220 / 4100 / 2080
Артиллерийское вооружение:
Главный калибр................................................4x3- 152-мм МК-5-бис
Универсальный калибр......................................6x2- 100-мм СМ-5-1с
37-мм зенитные автоматы...................................................12x2- В-11
Боекомплект В-11, патронов: *
погреба № 11, 12, 13................................................................по 9975
погреб № 14..................................................................................9525
30-мм зенитные автоматы................................................8x2- АК-230
Боекомплект АК-230, патронов:
погреб № 23...........................................................4860
погреб № 24...........................................................1000
в каждом барбете.............................................по 1000
Принимаемые на борт мины:
обр. 1908 г. / обр. 1926 г., шт...........................................132/76
минных защитников ГМЗ, шт.................................................70
мин КБ, АГСБ. РМ, шт............................................................68
мин КДМ-1000, шт..................................................................40
Экипаж, чел:
офицеров / мичманов..........................................................60/75
старшин / матросов........................................................154 / 768
всего…………………………………………………………..1057
*Кроме того, в кранцах первых выстрелов по 120 патронов