Альтернативные варианты вооружения
Слабость артиллерийского вооружения крейсеров проекта 68-бис определялась, по мнению автора, не отсталостью отечественной морской артиллерии, а причинами сугубо субъективными. Сначала победило нежелание судостроительной промышленности вносить какие-либо изменения в устаревшие проекты и любой ценой гнать вал; затем наше руководство охватил «ракетный психоз», и работы по артиллерии главного и универсального калибров были полностью прекращены.
Еще в 1946 году ОКБ-172 («шарашка», где работали зеки) разработало аванпроект 152-мм корабельных башенных установок: двухорудийной БЛ-115 и трехорудийной БЛ-118. Их пушки имели баллистику и боеприпасы пушки Б-38, но зато могли вести эффективный огонь по воздушным целям на высотах до 21 км; угол ВН составлял +80°, скорость вертикального и горизонтального наведения — 20 град/с, скорострельность 10—17 выстр/мин (в зависимости от угла возвышения). При этом массогабаритные характеристики БЛ-11 были очень близки к МК-5-бис. Так, диаметр шарового погона у МК-5-бис — 5500 мм, а у БЛ-118 —5600мм. Вес башен - соответственно 253 т и 320 т, но и тут вес БЛ-118 легко можно было уменьшить, так как она защищалась более толстой броней (лоб 200 мм, бок 150 мм, крыша 100 мм).
По установке БЛ-118 был выполнен большой объем работ. Кстати, после ареста Берии марку БЛ-118 сменили на ЗМ-118 (БЛ означало «Берия Лаврентий»). Однако и переименование не помогло — ее похоронил ракетный бум.
Возвращаясь к оценке крейсера, высказанной В.Кузиным и В.Никольским, следует отметить спорность утверждения, что картузное заряжание не давало возможности упростить заряжание, а следовательно, повысить скорострельность. Во-первых, при стрельбе из 152 — 203-мм орудий с высокой баллистикой скорострельность ограничивается в основном тепловым режимом, в пределах которого можно стрелять и картузными зарядами; во-вторых, не исключалась возможность применения полностью или частично сгорающих гильз, ныне используемых, например, в танковых пушках.
Основным недостатком универсальной 100-мм установки СМ-5-1 являлась малая скорострельность. Увеличить ее можно было двумя способами — увеличив число стволов или сделав пушку автоматической. По первому пути пошли конструкторы ОКБ-172, создавшие в 1949 году проект 100-мм четырехорудийной башенной установки БЛ-127. Ствол с вертикальным клиновым затвором взяли от СМ-5-1, а орудия попарно спарили в двух люльках вертикально. Массогабаритные характеристики БЛ-127 оказались весьма близки к СМ-5-1. На крейсере проекта 68-бис вместо шести СМ-5-1 можно было установить шесть БЛ-127, причем при тех же габаритах корабля перегрузка составила бы всего 1,5 — 2% от стандартного водоизмещения (включая боекомплект), а мощь огня универсального калибра увеличивалась бы в два раза.
По второму пути пошли конструкторы ЦКБ-34, спроектировавшие 100-мм двухорудийную башенную установку СМ-52. Баллистика и боеприпасы заимствовали от СМ-5-1, но пушку сделали автоматической с темпом стрельбы 40 выстр/мин на ствол. Существенно увеличились скорости ВН и ГН — 30 град/с и 35 град/с против соответственно 16 град/с и 17 град/с у СМ-5-1, что давало возможность стрелять по скоростным целям на любых дистанциях. Вес установки был близок к СМ-5-1 (48 т и 45,8 т соответственно). В 1957 году автоматическая установка СМ-52 прошла заводские испытания, но в том же году работы по ней прекратили — по тем же причинам, что и в случае с БЛ-118.
37-мм автоматические установки В-11 морально устарели уже к концу Великой Отечественной войны. Низкий темп стрельбы, ручные приводы наведения, многочисленные «неизлечимые болезни», доставшиеся еще от автомата 70-К, в 50-х i одах делали их анахронизмом. Правда, тут надо оговориться: вопреки всем недостаткам из автоматов 70-К в силу их широкого распространения в XX веке было сбито самолетов больше, чем из любой другой зенитной пушки.
Была ли альтернатива В-11? Да, была. С 1946 года в МАЦКБ (позже переименовано в ЦКБ-34) проектировали различные 45-мм автоматические установки(одноствольные, спаренные и счетверенные). Естественно, наиболее эффективной оказалась счетверенная СМ-20-ЗИФ, которую успешно испытали в 1949 — 1950 годах. Она имела электрические приводы наведения и автоматически управлялась ПУС «фут» со стрельбовой РЛС «Фут-Б». Темп стрельбы установки — 4x160 выстр/мин. Но СМ-20-ЗИФ создавалась для эсминцев проекта 56 и имела электродвигатели переменного трехфазного тока 220 В, 50 Гц.
1 августа 1952 года вышло постановление Совета Министров о начале проектирования «счетверенной 45-мм установки для крейсеров проекта 68-бис (в первую очередь), 68К и 26 (в ходе главных ремонтов)». В ЦКБ-7 завода имени Фрунзе попросту заменили электродвигатели на 220 В постоянного тока (то есть для бортовой сети крейсеров), и установка получила название ЗИФ-68.
Характеристики ЗИФ-68 выглядели неплохо: вес снаряда 1,41 кг и начальная скорость 1080 м/с. Баллистическая дальность и потолок составляли 11,1 км и 6,5 км, однако и то, и другое определялись фактическим временем срабатывания самоликвидатора в снаряде (15 ±2 с). ПУС «Фут-Б» обеспечивал наклонную дальность стрельбы по воздушным целям до 5500 м при скорости воздушной цели 0 — 300 м/с; по морским и береговым целям — 9150 м.
Недостатками установки можно считать сравнительно низкий темп стрельбы, обойменное питание (по 4 патрона) и, соответственно, ручное заряжание. Установка, подобно В-11, была открытой, что не позволяло обеспечить химическую и противоатомную защиту. В ЦКБ-17 под руководством А.С.Савичева проект 68-бис был доработан с целью установки шести ЗИФ-68, стрельбовых РЛС «Фут-Б» и РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н». Предполагалось принять ряд мер по повышению живучести корабля. Стандартное водоизмещение при этом увеличивалось на 470 т. Измененный проект получил индекс 68-бис-ЗИФ. Насколько он стал распространенным — неясно, поскольку автор видел техническую документацию 1955 года, на титуле которой значилось: «Крейсер пр. 68-бис с установками ЗИФ».
Постройка кораблей по проекту 68-бис-ЗИФ началась с 15-й единицы серии — крейсера «Щербаков».
Опытный образец ЗИФ-68 изготовили в III квартале 1953 года на заводе № 7. До декабря 1954 года он прошел заводские и полигонные испытания. В 1955 году завод № 7 поставил 12 установок ЗИФ-68 на завод № 189 и по 6 штук на заводы № 194, № 402 и № 444. Однако в конце 1955 — начале 1956 года работы по проекту 68-бис-ЗИФ были приостановлены, а затем и вовсе прекращены. Любопытно, что артустановки ЗИФ-68 в отличие от крейсеров на лом не пошли, а были направлены на склады, где 15 из них хранились, по крайней мере, до 1991 года.