Боевая служба и судьба кораблей
Наименование корабля |
Капитальные ремонты |
Консервация |
Исключен из состава ВМФ |
Расформирован |
Продан на слом |
«Свердлов» |
24.12.1960-14.7.1961 (1) 12.02.1966-29.04.1966 (1) 7.02.1977-14.02.1978 |
04.1966-11.02.1972 14.02.1978-05.1989 (2) |
30.05.1989 |
31.10.1989 |
1990 г. в Индию |
«Дзержинский» |
15.10.1957-24.12.1958 мод. (3) |
19.02.1980-10.1988 |
12.10.1988 |
9.02.1988 |
|
«Орджоникидзе» |
- |
- |
24.01.1963 |
29.01.1963 |
Передан Индонезии |
«Жданов» |
1971 г. мод. (3) 7.02.1977-3.08.1977 (3) 12.09.1986-13.06.1988 (3) |
27.03.1960-21.12.1965 (4) 06.1988-19.04.1990 (5) |
19.04.1990 |
1 1.02.1991 |
02.1992 в Индию |
«Александр Невский» |
- |
25.12.1964-15.12.1970 (6) |
30.05.1989 |
31.12.1989 |
|
«Адмирал Нахимов» |
1955 г. мод. |
|
28.07.1960 |
|
1961-1962 (7) |
«Адмирал Ушаков» |
27.06-16.12.1971 мод. (3) |
18.02.1964-15.02.1971 28.02.1983-9.1987 (5) |
16.09.1987 |
|
1992 в Индию |
«Адмирал Лазарев» |
18.09.1980-3.02.1986 (8) |
26.03.1963-18.03.1972 (9) |
12.10.1986 |
11.02.1988 |
1991 в Индию |
«Александр Суворов» |
1983-1985 мод. |
1.12.1986-12.1989 |
15.12.1989 |
19.04.1990 |
11.1991 в Индию |
«Адмирал Сенявин» |
21.12.1966-31.05.1972 мод.(8) 10.03-30.12.1977 мод. |
05.1960-02.1961 (10) |
30.05.1989 |
15.12.1989 |
1992 в Индию |
«Молотовск» |
16.11.1968-25.12.1969 мод.(1) |
27.03.1961-29.04.1966 (1) |
16.09.1987 |
11.02.1988 |
1988-1990 (11) |
«Михаил Кутузов» |
1.12.1986-1989 мод.(3) |
с 1989 (5) |
— |
— |
- |
«Дмитрий Пожарский» |
25.04.1969-23.10.1970 (8) 1.02.1980-1.01.1985 (8) |
30.01.1979-1980 (12) |
5.03.1987 |
16.09.1987 |
1990 в Индию |
«Мурманск» |
28.01.1972-30.11.1973 (3) |
1.12.1989-07.1992 (6) |
3.07.1992 |
31.12.1992 |
1994 в Индию |
(1) В Ленинграде
(2) В Лиепае
(3) На "Севморзаводе" в Севастополе
(4) В Кронштадте
(5) В Севастополе
(6) В Кольском заливе под Мурманском
(7) Разобран на базе "Главвторчермета" в Севастополе
(8) На "Дальзаводе" во Владивостоке
(9) В Советской Гавани
(10) В заливе Новик
(11) Разобран на базе "Главвторчермета" в Ленинграде
(12) Во Владивостоке
«СВЕРДЛОВ». 11 - 18.06.1953 г. «Свердлов» принял участие в международном военно-морском параде на Спитхэдском рейде Портсмута по случаю коронации королевы Великобритании Елизаветы II, где его экипаж продемонстрировал отличную морскую выучку. Все члены экипажа были награждены специальным памятным знаком, на котором был изображен силуэт крейсера «Свердлов». 12— 17.10.1955г.— повторный визит в Портсмут. 20 - 25.07.1956 г. нанес визит в Роттердам (Голландия), а после расконсервации 5 — 9.10.1973 г. — в Гдыню (Польша). 17 — 22.04.1974 г. отряд советских кораблей (крейсер «Свердлов», эсминец «Находчивый» и подводная лодка) под командованием контр-адмирала В.И. Акимова нанесли официальный дружественный визит в Алжир. 21 — 26.06.1974 г. нанес визит в Шербур (Франция); 27.06-1.07.1975 г. - в Гдыню; 5-9.10.1976 г. - в Росток (ГДР) и 21 -26.06.1976 г. - в Бордо (Франция). Всего за время службы «Свердлов» прошел 206 570 миль за 13 140 ходовых часов.
«ДЗЕРЖИНСКИЙ». В 1957 - 1958 гг. модернизирован по проекту 70Э и 3.08.1961 г. переклассифицирован в учебный легкий крейсер. 20-26.08.1964 г. «Дзержинский» и ЭМ «Пламенный» под командованием начальника штаба флота вице-адмирала Г.К. Черновая нанесли визит в Констанцу (Румыния). Крейсер выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта 5 — 30.06.1967 г., находясь в зоне военных действий. 10 — 14.07.1967 г. нанес визит в Порт-Саид (Египет); 9-12.08.1969 г. - в Варну (Болгария); 26 - 30.04.1971 - в Гавр (Франция). 14— 18.12.1971 г. отряд советских кораблей (КР «Дзержинский», два эсминца и одна подводная лодка) под руководством контр-адмирала М.Г.Проскунова нанес визит в Латакию (Сирия). 5-24.10.1973 г. КР находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 30.06 — 4.07.1977 г. - визит в Тунис; 20- 25.10.1978 г. - в Пи-рей (Греция) и 16-20.11.1978 г. - в Стамбул (Турция).
«ОРДЖОНИКИДЗЕ». 10-14.07.1954 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 18 — 27.04.1956 г. отряд советских кораблей (КР «Орджоникидзе»,. ЭМ «Смотрящий» и «Совершенный») под флагом контр-адмирала В.Ф.Котова доставил в Портсмут (Великобритания) советскую правительственную делегацию. Любопытно, что адмиральский салон занял Н.С.Хрущев, а Н.А.Булганин — командирский. 20 апреля советская делегация побывала на обеде в Королевском морском колледже в Гринвиче. Во время стоянки матросы заметили подводного диверсанта у борта крейсера — он показался на миг и вновь исчез. Через некоторое время на месте стоянки «Орджоникидзе» всплыл труп боевого пловца в черном гидрокостюме. Английские газеты утверждали, что труп был без головы, которая так и не была найдена. Пловцом оказался капитан 3 ранга Лионел Крэбб. Лейтенант Крэбб еще в 1941 году вошел в группу английских боевых пловцов, базировавшихся на Гибралтаре. Английские газеты писали, что свои «исследования» он начал еще во время первого визита в Великобританию крейсера «Свердлов». Тогда все закончилось благополучно. Затем английская разведка начала охоту за «Орджоникидзе». В 1955 году в Балтийском море бесследно исчезла принадлежавшая спецслужбам Великобритании сверхмалая подводная лодка, пытавшаяся проникнуть к месту базирования крейсера. 1 — 8.08.1956 г. «Орджоникидзе» нанес визит в Копенгаген (Дания); 7 — 11.08.1958 г. - в Хельсинки. С 14.02.1961 г. входил в состав ЧФ. 5.04.1962 г. убыл из Севастополя для передачи ВМС Индонезии и 5.08.1962 г. прибыл в Сурабайю. Впоследствии под названием «Irian» входил в состав ВМС Индонезии. После переворота, устроенного генералом Сухарто, крейсер был обращен в тюрьму для коммунистов. В 1972 году «Irian» разоружен и продан на слом.
«ЖДАНОВ». С 24.12.1955 г. входил в состав БФ, с 31.02.1970 г. — в состав ЧФ. 12—18.09.1957 г. отряд советских кораблей (КР «Жданов» и ЭМ «Свободный») во главе с вице-адмиралом В.Ф.Котовым нанес визит в Сплит (Югославия), а с 21.09 по 1.10.1957 г. - в Латакию (Сирия). Это был первый визит советских кораблей, в Сирийскую Арабскую Республику. В 1971 г. модернизирован по проекту 68У-1 и 27.12.1971 г. переклассифицирован в КРУ. 12— 17.05.1975г. нанес визит в Сплит. 3 — 7.07.1975 г. — ответный визит советских кораблей (КР «Жданов» и ЭМ «Красный Крым») под командованием контр-адмирала В.И. Акимова в Тулон (Франция). 11 — 17.09.1976г. - визите Мессину (Италия). 10 — 14.10.1983 г. нанес визит в Пирей (Греция), 10- 14.04.1984 г. — в Триполи (Ливия). В 1984 г. на борту КР «Жданов» снимался фильм «Чичерин». 1.03.1989 г. «Жданов» приказом главкома переименован в КРУ-101. Команда «Жданова» обратилась к командованию с просьбой переименовать корабль в «Адмирал Истомин». Однако в связи с предстоявшим выводом корабля из состава ВМФ просьба не была удовлетворена.
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». В феврале 1962 г. вошел в состав вновь сформированной 6-й (ракетной) дивизии. В 1967 г. проводил буксировку аварийного крейсера «Адмирал Головко», в ходе которой корпус «Александра Невского» дал трещины, а также сгорела турбина. Крейсер отправлен в ремонт. 15.12.1970 г. вновь введен в строй. В феврале 1972 г. «Александр Невский» вышел на помощь аварийной подводной лодке К-19 с подменным экипажем. В Гренландском море корпус крейсера не выдержал ударов волн и дал трещину, угрожавшую разломом корабля. С большим трудом удалось откачать воду. Тем не менее крейсер выполнил поставленную задачу.
«АДМИРАЛ НАХИМОВ». 31.05-4.06.1954 г. отряд кораблей ЧФ (КР «Адмирал Нахимов» и два эскадренных миноносца) под командованием адмирала С.Г. Горшкова нанес визит в Дуррес (Албания). Это был первый послевоенный поход советских кораблей в страны Средиземноморья. С 1955 года использовался в опытовых целях для испытаний противокорабельных ракет. 28.07.1960 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и передан в ОФИ для демонтажа и реализации. В июне 1961 г. «Нахимов», будучи плавучей мишенью, был отбуксирован из Севастопольской бухты на 45 — 50 миль в сторону Одессы и поставлен на якорь. С дистанции 72 км ракетный корабль «Прозорливый» выпустил по «Нахимову» ракету КСШ, в инертном снаряжении. Ракета попала в среднюю часть крейсера в надводную часть борта и проделала отверстие в виде восьмерки площадью около 15 м2. Боевая часть ракеты пробила крейсер насквозь и сделала круглое отверстие площадью около 8 м2 в противоположном борту корабля. Нижний край отверстия оказался на 40 см ниже ватерлинии. Двигатель ракеты взорвался в корпусе крейсера, в результате чего на корабле возник пожар. В борьбу за спасение крейсера включилось много кораблей. Пожар был потушен лишь через 12 часов.
«АДМИРАЛ УШАКОВ». 16-21.04.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция). С 24.12.1955 г. входил в состав БФ. 3.11.1956 г. перечислен в состав СФ. В феврале 1962 г. вошел в состав вновь сформированной 6-й (ракетной) дивизии, 5.10.1963 г. - в состав ЧФ. В 1971 г. модернизирован по проекту 68А. 6— 12.03.1973 г. отряд советских кораблей (КР «Адмирал Ушаков», ЭМ «Сметливый» и подводная лодка) во главе с адмиралом В.С.Сысоевым нанес визит в Латакию (Сирия). 10- 15.10.1973 г. «Адмирал Ушаков» вошел в состав сил высадки десанта. Десант предполагалось высадить в Порт-Саиде, организовать оборону с суши и не допустить захвата города израильскими войсками. Предполагалось держать оборону Порт-Саида до прибытия воздушно-десантной дивизии из СССР. Командование силами высадки возложили на командира 30-й дивизии, а командный пункт развернули на крейсере «Адмирал Ушаков». Приказ об отмене операции поступил лишь при входе эскадры в Порт-Саид. 15—19.10.1973 г. отряд (КР «Адмирал Ушаков» и эсминец) под руководством контр-адмирала Л.Я.Васюка нанес визит в Таранто, а 19 — 22.10.1973г. — в Мессину (Италия). 7.10.1981 г. — визит в Варну (Болгария).
«АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ». С 24.12.1955 г. находился в составе БФ, 27.02.1956 г. - СФ, а с 22.10.1956 г. - в составе ТОФ после перехода летом — осенью 1956 года по Севморпути из Североморска на Дальний Восток.
«АЛЕКСАНДР СУВОРОВ». 12 - 17.10.1955г. нанес визит в Портсмут (Великобритания). С 24.12.1955 г. входил в состав БФ. 27.02.1956 г. перечислен в состав СФ. После перехода вместе с «Адмиралом Лазаревым» летом — осенью 1956 г. по Севморпути из Североморска на Дальний Восток 22.10.1956 г. вошел в состав ТОФ. 26 — 31.05.1981 г. нанес визит в Аден (Южный Йемен). Всего за 30 лет службы пройдено 180 тыс. миль, 1100 членов экипажа награждены орденами и медалями. В 1983— 1985 гг. крейсер проходил модернизацию. В кормовой части предполагалось срезать надстройки для установки ЗУР.
«АДМИРАЛ СЕНЯВИН». Перешел по Севморпути на ТОФ, прибыл 14.09.1955 г. 17 — 21.11.1959 г. нанес визит вместе с эскадренными миноносцами «Выдержанный» и «Возбужденный» в Сурабайю (Индонезия) под флагом командующего ТОФ адмирала В.А. Фокина. В мае 1960 г. направлен на консервацию в залив Новик в состав 82-й БРК. В феврале 1961 года расконсервирован. В 1966 — 1972 гг. прошел модернизацию по проекту 68У-2, 24.07.1972 г. переведен в подкласс кораблей управления, включен в состав 10-й ОПЭСК. 14—19 января 1973 года нанес визит в Бомбей (Индия), 15 — 20 марта 1973 г. — в Могадишо (Сомали), 20 — 24 декабря 1973 г. - в Порт-Луи (Маврикий). В 1977 г. корабль проходил ремонт и модернизацию, в том числе установку комплексов «Кристалл» и «Карат-М». 5—10 ноября 1979 г. нанес визит в Хайфон (Вьетнам).
«МОЛОТОВСК». 3 - 7.08.1956 г. нанес визит в Осло (Норвегия); 8- 12.08.1956г. -в Гетеборг (Швеция). 3.08.1957 г. переименован в «Октябрьскую революцию». 30.08 — 3.09.1958 г. нанес визит в Осло; 8 - 12.09.1958 г. - в Гетеборг. В 1968 — 1969 гг. модернизирован по проекту 68А. 8 - 13.05.1970 г. нанес визит в Шербур (Франция). 17-23.07.1970 г. находился в зоне военных действий, где выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии, а 17.05 - 25.06 и 5 - 9.07.1971 г. - вооруженным силам Египта. 17 — 22.08.1971 г. нанес визит в Копенгаген (Дания). 8 — 12.09.1972 г. находился в зоне боевых действий и выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 25.09-1.10.1972 г. - вооруженным силам Сирии. 20 — 24.07.1978 г. нанес визит в Гдыню (Польша); 8 — 10.10.1978 г. и 4-9.10.1979 г. - в Росток (ГДР); 27- 30.06.1980 г. - в Гдыню и 9— 14.08.1982 г. - в Росток.
«МИХАИЛ КУТУЗОВ». 31.05- 10.06.1956г. отряд кораблей ЧФ (крейсер «Михаил Кутузов», эсминцы «Безукоризненный» и «Бессменный») во главе с адмиралом В.А. Касатоновым нанес визит в Сплит (Югославия) и Дуррес (Албания). 30.08-3.09.1957 г. - визит в Дуррес; 18 — 25.06.1964 г. в составе отряда («Михаил Кутузов», большой противолодочный корабль «Комсомолец Украины» и «Сообразительный») под руководством адмирала С.Е. Чурсина посетил Сплит и Дубровник. 2—13.08.1964 г. отряд кораблей (крейсер «Михаил Кутузов» и эсминец «Напористый») под командованием первого заместителя командующего флотом вице-адмирала В.Ф.Чалого ходил в Болгарию (в Варну). 30.08 — 3.09.1964 г. крейсер нанес визит в Сплит. В 1967 г. на борту крейсера «Михаил Кутузов» снимался фильм «Увольнение на берег» с участием молодого В.Высоцкого. 1.06 -31.06.1967г. и 1.08 -31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.03 — 31.07.1970 г. — вооруженным силам Сирии. В 1986 — 1989 гг. модернизирован по проекту 68А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.
«ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ». 24.02.1955г. перечислен в состав СФ, а 7.09.1955 г., после перехода по Севморпути вместе с «Адмиралом Сенявиным» — в состав ТОФ. 21-26.06.1956 г. отряд советских кораблей (крейсер «Дмитрий Пожарский», эсминцы «Вдумчивый» и «Вразумительный») под флагом командующего флотом вице-адмирала В.А. Фокина нанес визит в Шанхай (Китай). В соответствии с договором между правительствами Советского Союза и Индии в марте 1968 г. отряд кораблей ТОФ («Пожарский», «Гордый» и «Стерегущий») посетил порты Индии Мадрас (28-31.03.1968 г.) и Бомбей (3-6.04.1968 г.). Этот поход был ответным на визит крейсера индийских ВМС «Майсор» в Одессу в 1964 г. Отряд должен был посетить также ряд других стран. Посещение портов Индии было лишь первым этапом похода. Второй этап длился более трех месяцев. «Пожарский» и ВПК «Стерегущий» посетили еще шесть стран в районе Индийского океана: 17 — 24.04.1968 г. - Могадишо (Сомали), 11-19.05.1968 г. - Умм-Каср (Ирак), 25.05 - 2.06.1968 г. - Карачи (Пакистан), 5 - 9.06.1968 г. - Бендер-Аббас(Иран), в июне 1968 г. — Аден (Южный Йемен); 6 -11.07.1968 г. - Коломбо (Шри Ланка). В феврале 1975 г. экипаж крейсера в течение двух недель оказывал помощь населению острова Маврикий, пострадавшему от циклона.
«МУРМАНСК». В феврале 1962 г. вошел в состав вновь сформированной 6-й (ракетной) дивизии. 17 — 21.10.1964г. нанес визит в Тронхейм (Норвегия); 10-14.05.1978 г. - в Бордо (Франция). В апреле — мае 1970 г. в ходе учений «Океан» командующий СФ адмирал С.М.Лобов с крейсера «Мурманск» осуществлял управление силами ВМФ в Северной Атлантике. 1.11.1970г. -31.07.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1988 — 1989 гг. начато переоборудование крейсера в КРУ, затрачено 24 миллиона рублей, но 1.12.1989 г. он выведен из боевого состава сразу после ходовых испытаний. Продан на слом в Индию, но при буксировке выброшен на камни у берегов Норвегии.
* * *
Крейсера проекта 68-бис стали последними чисто артиллерийскими кораблями нашего флота. Хотя ни в их конструкции, ни в вооружении не было ничего принципиально нового, тем не менее они оказались одними из лучших легких крейсеров мира. Крейсерам проекта 68-бис не пришлось сделать ни одного боевого выстрела, но они внесли достойный вклад в сдерживание потенциального агрессора и обеспечение государственных интересов СССР в различных районах Мирового океана. На этих крейсерах прошли хорошую школу тысячи моряков. Сейчас из всей серии остался лишь один «Михаил Кутузов». Он уже много лет состоит в 63-м БРЭМК (бригаде ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораблей) и находится у причала Троицкой бухты в Севастополе. Экипаж его составляет 22 — 23 человека, живущих рядом на плавказарме «Иманта». Возвращение крейсера в боевой состав при нынешнем финансировании флота маловероятно. Несколько раз поднимался вопрос о превращении «Михаила Кутузова» в музей. Но и на это у флота денег нет. Сейчас уже мало кто оспаривает, что интересы любой великой державы на море должны обеспечивать крупные надводные корабли — авианосцы и, возможно, крейсера. Более спорным выглядит вопрос об оснащении крейсеров артиллерией крупного калибра (152 мм и выше). По мнению автора, неизбежно создание принципиально новых артсистем с активно-реактивными и управляемыми снарядами, которые рано или поздно поступят на вооружение флота.