SOS над Атлантикой

К 1914 году у владельцев внушительного флота винджам-меров дела шли не так уж плохо. Они были полны решимости конкурировать с пароходными компаниями и дальше, не подозревая, что и налаженная работа, и планы на будущее в одночасье рухнут. Увы, начавшаяся мировая война обернулась для них катастрофой.

Торговое судоходство Германии оказалось мгновенно парализовано. Британский флот блокировал немецкое побережье, и об использовании парусников пришлось забыть. Винджаммеры, оказавшиеся за пределами “фатерлянда”, были интернированы или захвачены противником. А те, что остались в Германии, встали на прикол.

Первой потерей Лайеша стал барк “Понапе”, находившийся к моменту начала войны в британском порту Фаллут. Англичане его реквизировали и передали судоходной компании “Белл энд К°”, где он получил название “Беллхауз”. Не состоялось пополнение флота “Летающих П” и барком “Перкео”, купленным в Нью-Йорке в июле 1914 года. Это был знаменитый “Бриллиант”, построенный в Глазго в 1901 году и вместе с однотипным “Дэйлайтом” считавшийся крупнейшим из четырехмачтовых парусников в мире. В 1910 году его трюмы переоборудовали для перевозки нефти, и он стал одним из немногих парусных танкеров. Буквально накануне войны судно принял бывший капитан “Потоси” и “Пронесена” Хинрих Нис-сен и тайно вывел его в море. Однако достичь Гамбурга ему не удалось. Уже в европейских водах барк “Перкео” был остановлен английским крейсером и приведен в порт в качестве военного приза. Вскоре его продали норвежскому судовладельцу А.Монсену. Под новым названием “Белл” он перевозил нефтепродукты из США в Европу, пока 30 марта 1916 года его не пустила ко дну немецкая подводная лодка 11-44 в 60 милях к югу от островов Силли.

Любопытно, что многие из захваченных странами Антанты германских винджаммеров стали жертвами своих бывших соотечественников — подводников кайзеровского флота. Такая участь выпала, как мы уже знаем, пятимачтовому исполину “Р.Ц.Рикмерс”. Четырехмачтовый барк “Карл Рудгерт Виннен” (бывший английский “Дамфермлин”) в августе 1914 года находился в Ньюкасле. Реквизированный англичанами, он служил под именем “Буррова”, но 27 апреля 1916 года потоплен немецкой субмариной.

Крупный трехмачтовый корабль “Д.Х.Ватьен” (2185 брт) перед войной перекупила крупная гамбургская компания “Ре-едерай АГ фон 1896” и переименовала в “Орланду”. Под новым названием судно плавало недолго: в августе 1914 года оно досталось англичанам и стало “Кардонией”. 16 апреля 1916 года его пустила ко дну лодка 11-67.

Немецкие четырехмачтовые барки “Маргрета” (судовладелец Х.Шмидт) и “Шиффбек” (компания “Кнор унд Бурхард”) начало войны застало в Атлантике, и они укрылись на Азорских островах, принадлежавших нейтральной Португалии. Однако в 1917 году последняя вступила в войну на стороне антанты, и оба винджаммера были конфискованы. Они вышли в море под португальским флагом и новыми именами “Грацио-за” и “Санта-Мария”, но вскоре их пустили ко дну немецкие подводники.

Разумеется, союзники теряли не только трофейные парусные суда, но и свои собственные, причем в большом количестве. Первыми крупными винджаммерами, потопленными немцами, стали французский четырехмачтовый барк “Валентин” и английский “Драммюир”, перехваченные крейсерами адмирала фон Шпее у берегов Южной Америки. Кстати, на “Драм-мюире” находилось 3000 т угля, который был перегружен на немецкие корабли.

Зависимость государств Антанты (особенно Великобритании) от поставок сырья и продовольствия из колоний и зарубежных стран вынуждала эксплуатировать грузовые парусники в течение всей Первой мировой войны. И если поначалу им угрожали только рейдеры, то начиная с 1916 года главный враг винджаммеров — подводные лодки. Лидером по тоннажу потопленных парусных судов считается крейсерская субмарина 11-151. Она уничтожила три четырехмачтовых барка (французские “Бланш”, “Тижука” и норвежский “Крингсия”), а во время своего знаменитого похода к берегам Америки в мае — июне 1918 года пустила ко дну сразу 9 трех- и четырехмачтовых шхун — “Хетти Денн”, “Хоуппедж”, “Эдну”, “Изабел Вили”, “Джекоб Хаскелл”, “Эдвард Кул”, “Сэмюэл Менгел”, “Эдвард Бейрд” и “Самоа”.

Любопытная история произошла с норвежским барком “Ройял”. Его захватила немецкая призовая команда, буквально свалившаяся с неба: 23 апреля 1917 года следовавший в Англию парусник был остановлен цеппелином 1.-23. Находившийся в трюмах груз древесины немцы посчитали военной контрабандой; судно конфисковали и доставили в Гамбург.

Всего германским флотом в 1914—1918 годах было потоплено один пятимачтовый и 66 четырехмачтовых винджаммеров, без учета шхун и трехмачтовых судов (см. таблицу). К этому числу можно прибавить еще 16 четырехмачтовых барков, погибших во время Первой мировой войны от различных аварий и несчастных случаев: английские “Энгелхорн” (1889 г., 2461 брт), “Андромеда” (1890 г., 1928 брт), “Полталлох” (1881 г., 2254 брт), “Колониэл Эмпайр” (1902 г., 2436 брт), норвежские “ЛохТорридон” (1881 г., 2082 брт), “Цисси” (1883 г., 1907 брт), “Сейлерен” (1885 г., 2128 брт), “Сидэрбэнк” (1892 г., 2825 брт), французские “Алан” (1887 г., 2135 брт), “Паци-фик” (1883 г., 2278 брт), итальянские “Энрикетта” (1890 г., 2133 брт), “Италия” (1882 г., 2229 брт), американский “Стар оф Поланд” (1901 г., 3288 брт), шведский “Дагмар” (1891 г., 2143 брт), финский “Фрида” (1885 г., 2160 брт) и австралийский “Канови” (1892>., 2285 брт).