Последний парусный корсар

Пожалуй, одной из самых удивительных страниц в истории Первой мировой войны можно считать рейдерство “Зееадле-ра”. Еще бы: парусный корсар в эпоху дредноутов!.. Но факт остается фактом: старый винджаммер попортил англичанам немало крови, оказавшись в ряду самых удачливых рейдеров кайзеровского флота.

Вообще-то авантюру с превращением парусника во вспомогательный крейсер немцы затеяли не от хорошей жизни. Они справедливо полагали, что поставить на колени “владычицу морей” можно лишь одним способом — нарушить снабжение Британских островов по морю. Однако успешные действия “Эмдена”, “Кенигсберга” и эскадры Шпее остались в прошлом: все находившиеся на океанских коммуникациях крейсера погибли, а выслать им на смену новые не позволяла плотная блокада германских берегов неприятелем. Подводные лодки решали проблему лишь частично: из-за ограниченного радиуса действия об их отправке в Южную Атлантику, в Индийский и Тихий океаны не могло быть и речи. Оставался единственный путь — послать в рейдерство судно, абсолютно непохожее на боевой корабль. Так родилась идея использовать в качестве истребителя торговли парусник.

Инициатором превращения винджаммера в корсара стал лейтенант торгового флота А.Клинг. Германский морской штаб заинтересовался предложением. Начали подыскивать подходящее судно — внешне неприметное, но достаточно крепкое и вместительное. Выбор пал на американский трехмачтовый корабль “Пасс оф Бальмаха”, захваченный в июле 1915 года подводной лодкой 11-36. Любопытно, что это судно следовало из Мурманска в США с грузом хлопка, но было остановлено британским крейсером и с призовой командой на борту отправлено в Англию для дальнейшего разбирательства: хлопок тогда считался стратегическим сырьем. Но по пути его перехватила немецкая субмарина. Наличие на борту англичан дало основания считать парусник трофеем.

“Пасс оф Бальмаха” был построен в Шотландии еще в 1878 году. Длина корпуса судна составляла 83,5 м, ширина— 11,8 м, осадка — 5,5 м, валовая вместимость— 1852 брт. Площадь Внешне винджаммер трудно было отличить от его многочисленных собратьев, ходивших под флагами разных стран. В частности, он очень походил на норвежский парусник “Малетта”, до войны совершавший рейсы из Копенгагена в Австралию.

Американский трофей немцы переименовали в “Зееадлер” (“Морской орел”) и отбуксировали его на верфь Текленборга в Геестмюнде. На судне установили дизельный двигатель мощностью в 1000 л.с., цистерны для 480 т топлива и 360 т питьевой воды. В трюмах оборудовали кладовые для ручного оружия, взрывчатки и двухлетнего (!) запаса продовольствия, а также помещения для приема пленных. Люки трюмов сверху завалили бревнами: согласно легенде “Зееадлер” являлся норвежским парусником “Ирма” и следовал из Копенгагена в Мельбурн с грузом леса. Под бревнами спрятали и две 105-мм пушки, установить которые на штатные места предполагалось уже в открытом океане.

Особое внимание немецкое командование уделило подбору экипажа. Командиром судна назначили способного офицера графа Феликса фон Люкнера, начинавшего свою морскую карьеру на парусных судах и хорошо знавшего тонкости парусного

дела; старшим офицером — Альфреда Клинга. Понимая, что выйти в море без досмотра парусника англичанами вряд ли удастся, со всего германского флота собрали матросов, владевших норвежским языком. Таких набралось 23 человека. Всех заставили выучить вымышленные фамилии и биографии, по туристическому справочнику зазубривались названия улиц и описания примечательных мест тех городов, в которых они якобы жили. Стремясь, чтобы все выглядело как можно более правдоподобно, на стенах кубриков развесили открытки с видами норвежских городов и картинки из норвежских иллюстрированных журналов, в матросских сундуках уложили стопки написанных по-норвежски (разными почерками!) писем, а на фотографиях жен, детей и родственников оттиснули названия известных в Норвегии фотостудий...

Граф Люкнер был едва ли не последним офицером германского флота, кто старался тщательно соблюдать рыцарские правила ведения войны на море. Так, готовя на нижних палубах помещения для пленных, он всячески стремился обеспечить им мало-мальски комфортные условия. Для офицеров были предусмотрены трехместные каюты, для матросов — кубрики с подвесными койками. В расчете на пленных Люкнер приказал принять достаточный запас постельного белья и оборудовать библиотеку с солидным выбором книг на английском и французском языках... К величайшему сожалению, все сказанное на фоне многочисленных преступлений немецких подводников выглядело исключением.

21 декабря 1916 года искусно замаскированный под лесовоз “Зееадлер” вышел в море. На его борту находилось 64 человека, но большинство команды укрылось в нижних палубах. Пользуясь благоприятным зюйд-вестом, он миновал оборонительные заграждения и вышел в Северное море. Вскоре разыгрался сильный шторм — фон Люкнер увидел в этом шанс проскользнуть мимо британских патрулей. План почти удался, но когда парусный рейдер взял курс в Атлантику между Исландией и Фарерскими островами, на его пути оказался 18 000-тонный вспомогательный крейсер “Эвендж”. “Зееадлер” остановился; на его борт поднялась английская призовая команда — 2 офицера и 15 матросов.

В документах и облике парусника англичане не заметили ничего подозрительного и к облегчению “норвежцев” уже сели в шлюпку, как вдруг обман едва не раскрылся. Шлюпку прижало ветром к борту “Зееадлера” и потащило в сторону кормы. Еще чуть-чуть, и их взору предстала бы главная улика—гребной винт, отлично просматривавшийся в прозрачной воде... Но командир рейдера не растерялся: он немедленно сбросил за борт канат —так, чтобы тот раскачивался как раз над головами сидевших в шлюпке людей. Разумеется, англичане смотрели вверх, и потому винт остался незамеченным. “Зееадлер” поставил паруса и вышел на океанский простор. Оказавшись за пределами зоны британских патрулей, Люкнер приказал выбросить палубный груз за борт, установить пушки и поднять военный флаг. Корсар вышел на охоту.

Счет его трофеям открыл английский пароход “Глэдис Рой-ял”, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в Буэнос-Айрес, и приближавшийся на всех парусах винджаммер не вызывал у англичан тревоги. Каково же было их изумление, когда по курсу парохода взорвался снаряд, а над парусником взвился кайзеровский флаг! “Зееадлер” взял экипаж судна в плен, а сам “Глэдис Ройял” пустили ко дну. Через день та же участь постигла другой британский пароход — “Ланди Айленд”, перевозивший 4500 т сахара.

Самым “урожайным” для ларусного корсара стало почти двухмесячное рейдерство в районе экватора между Бразилией и Африкой. С 21 января по 11 марта он потопил английский пароход “Хорнгарт” и 8 парусников: французские трехмачтовые барки “Шарль Гунод”, “Ларошфуко”, “Дюп-лэ” и четырехмачтовый “Антонен”, канадские трехмачтовую шхуну “Пирс” и барк “Бритиш Йомен”, итальянский трехмачтовый корабль “Буэнос-Айрес” и английский четырехмачтовый барк “Пинмор”. Последний Люкнер пустил ко дну скрепя сердце: дело в том, что в юности командир “Зееадлера” служил на “Пинмо-ре” матросом и, осматривая барк, он даже обнаружил вырезанные им на штурвале собственные инициалы.

Все это время англичане и их союзники не имели никакой информации о пиратствовавшем паруснике, теряясь в догадках о причинах исчезновения в Атлантике своих судов. В то же время на борту “Зееадлера” скопилось 263 человека пленных, на содержание которых приходилось тратить слишком много воды и продовольствия. Поэтому когда 21 марта рейдеру повстречался французский трехмачтовый барк “Камбронн” с грузом чилийской селитры, фон Люкнер решил не топить его. На “нитратный клипер” пересадили всех пленных и отправили судно в Рио-де-Жанейро. А чтобы барк прибыл туда не слишком быстро, на нем срубили бушприт и брам-стеньги: за это время немцы рассчитывали уйти достаточно далеко.

“Камбронн” достиг бразильского порта 30 марта, и лишь тогда действия “Зееадлера” перестали быть тайной. Британское Адмиралтейство немедленно бросило на поиск пирата все имевшиеся в южноамериканских водах крейсера. Англичане правильно вычислили курс Люкнера, догадавшись, что тот поведет свой корабль в Тихий океан вокруг мыса Горн. Но немцам везло: несколько раз британские корабли проходили рядом, так и не заметив парусник. А 18 апреля у мыса Горн с “Зееадлера” явственно видели вспомогательный крейсер “Отранто”. Фортуна улыбалась Люкнеру —он благополучно миновал барражи противника и растворился в просторах Тихого океана.

8 июня “Зееадлер” пересек экватор. Здесь, в центре океана, Люкнер рассчитывал на хорошую добычу. Однако за полтора месяца ему удалось встретить и потопить всего три американские четырехмачтовые шхуны “Эй. Би. Джонсон”, “Р. Си. Слейд” и “Манила”.

Между тем плавание корсара продолжалось уже более полугода, на судне иссякали запасы воды, у экипажа появились признаки цинги. Люкнер повернул на юг и 28 июля бросил якорь у острова Мопеха. Команда съехала на берег — людям необходим был отдых. Кокосовые пальмы и водившиеся в изобилии черепахи позволили бы восполнить недостаток витаминов, но... 2 августа 1917 года внезапно налетевший шквал со рвал “Зееадлер” с якорей и выбросил его на рифы. Спасти судно не удалось.

Рейдерство последнего в истории парусного корсара продолжалось 224 дня. За это время он прошел около 30 тыс. миль, уничтожил 3 парохода и 11 парусных судов общим тоннажем свыше 30 тыс. брт. В это число не входит “отпущенный с миром” барк “Камбронн”.

Следует также сказать, что приключения фон Люкнера с гибелью его судна не закончились. Вооружившись винтовками и гранатами, он вместе с пятью добровольцами из команды на 6-метровой шлюпке преодолел 2300 миль, побывал на нескольких островах и даже захватил небольшую шхуну, намереваясь продолжить охоту на торговых путях. Правда, эти планы остались неосуществленными, и командир “Зееадлера” в конце концов оказался в новозеландской тюрьме.