Крейсера
Броненосный крейсер «Рюрик» — 1 ед.
«Рюрик» Вик 9.8.1905/4.11.1906/7.1909 - искл. 1924
16 933/17 880 т, 161,2x22,9x8,7 м. ПМ - 2, 28 ПК, 19 700 и.л.с.= 21 уз., 1200 т угля. Броня: пояс до 152 мм, казематы 76 мм, башни ГК и их барбеты до 203 мм, рубка до 203 мм, броневая палуба до 37,5 мм, нижняя броневая палуба до 25 мм. Эк. 950 чел. 4 — 254 мм/50, 4 - 203 мм/50, 20-120 мм/50, 8 пул., 2 ТА 450 мм подв.
Крейсер разрабатывался с учетом опыта русско-японской войны. Предназначался для службы при эскадре линкоров. Имел довольно мощное артиллерийское вооружение, развитую систему противоторпедной защиты и прочную конструкцию. Вместе с тем специалисты отмечали слабое вертикальное бронирование и небольшую скорость хода. Несмотря на эти недостатки, «Рюрик» являлся наиболее боеспособным и совершенным КР русского флота. Исходя из этого, на двух других однотипных кораблях, планировавшихся к постройке в России, хотели применить паротурбинные агрегаты, но ввиду морального устаревания всего проекта от этих планов отказались. В период 1-й мировой войны являлся флагманским кораблем командующего БФ. В феврале 1915 г. наскочил на камни у о. Гогланд, принял около 2000 т воды, но сумел самостоятельно дойти до базы. В ноябре 1916 г. в том же районе подорвался на немецкой мине; и на этот раз экипаж умело справился с повреждениями и привел корабль в Кронштадт. Участвовал в артиллерийских боях с крейсерами и легкими силами немцев, обеспечивал активные минные постановки и нес дозорную службу. В годы Гражданской войны был частично разоружен. В 1924 г. выведен из состава флота и сдан на слом.
Броненосные крейсера типа «Баян» — 3 ед.
«Адмирал Макаров» ФШ 22.3.1905/26.4.1906/16.5.1908 - искл. 1925
«Паллада» Адм 4.5.1905/28.10.1905/8.2.1911 - погиб 8.9.1914
«Баян» Адм 2.8.1905/2.8.1907/30.11.1911 - искл. 1925
7890/8250 т, 138,8x17,5x6,6 м. ПМ - 2, 26 ПК, 16 500 и.л.с.=21 уз., 644 т угля. Броня: пояс до 175 мм, башни до 132 мм, казематы 80 мм, рубка до 136 мм, палуба до 30 мм. Эк. 575 чел. 2 — 203 мм/45, 8—152 мм/45, 22 — 75 мм/50, 8 пул., 2 ТА 450 мм подв.
Построены по чертежам броненосного крейсера «Баян», погибшего в ходе русско-японской войны. Обладали хорошими мореходными качествами и маневренностью, но к началу 1-й мировой войны морально устарели из-за слабого и неудачно расположенного артиллерийского вооружения. В период боевых действий несли дозорную службу, совершали набеги на коммуникации противника и выставляли мины у его побережья. «Паллада» была торпедирована германской ПЛ U-26 и затонула со всем экипажем. Оба других корабля в конце 1915 г. — начале 1916 г. перевооружили на 3 203-мм, 12 152-мм и 2 75-мм орудия. После окончания Гражданской войны оба оставшихся крейсера вывели из состава флота и в 1926 г. разобрали на металл.
Броненосный крейсер «Громобой» — 1 ед.
«Громобой» БЗ 20.5.1895/30.4.1896/13.9.1897-искл. 1922
13 060/15 700 т, 146,9x20,88x8,6 м. ПМ - 3, 32 ПК, 14 500 и.л.с.=19 уз., 1400 т угля. Броня: пояс 152 мм, скосы 50,8 — 63,5 мм, казематы до 120 мм, рубка до 50,8 мм. Эк. 870 чел. 4 - 203 мм/45, 22 - 152 мм/45, 4-75 мм/50, 4-47 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм подв., до 200 мин загр.
Являлся дальнейшим развитием высокоавтономных крейсеров «Рюрик» и «Россия». Участвовал в русско-японской войне. К моменту начала 1-й мировой войны морально устарел из-за слабой броневой защиты, небольшой скорости хода и неудачного расположения артиллерии (в бортовых казематах). В 1915 г. два 152-мм орудия заменены на 203-мм. В период боевых действий участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника и в минных постановках. Был разоружен в 1919 г. и в 1922 г. сдан на слом.
Броненосный крейсер «Россия» — 1 ед.
«Россия» БЗ 20.5.1895/30.4.1896/13.9.1897 - искл. 1922
13 060/15 670 т, 146,9x20,9x8,6м. ПМ - 2, 32 ПК, 14 500 и.л.с.=19,7 уз., 2530 т угля. Броня: пояс до 203 мм, казематы до 127 мм, рубка до 305 мм, палуба до 76 мм. Эк. 782 чел. 4 — 203 мм/45, 22 — 152 мм/45, 15 — 75 мм/50, 2 пул., до 200 мин загр.
Высокоавтономный броненосный крейсер, предназначавшийся для действий на торговых коммуникациях противника. Участвовал в русско-японской войне. К началу 1-й мировой войны морально устарел, активно участвовал в боевых действиях, прикрывал набеговые операции легких сил флота, занимался минными постановками. В 1915 г. был перевооружен на 6 203-мм/45, 14 152-мм/45 орудий. После окончания Гражданской войны крейсер разоружили и в 1922 г. сдали на слом.
Легкие крейсера типа «Светлана» — 0+4 ед.
«Светлана» РБЗ (Р) 11.11.1913/28.11.1915/1.7.1928-искл. 1959
«Адмирал Бутаков» Пут 23.7.1916/1917 — не достроен
«Адмирал Спиридов» Пут 16.11.1913/27.8.1916 —достроен как танкер
«Адмирал Грейг» РБЗ (Р) 24.11.1913/26.11.1916— достроен как танкер
6800/7400 т, 158,4x15,35x5,7 м. ПТ-4, 13 ПК, 50 000 л.с.=29,5 уз., 498 т угля+нефть. Броня: пояс и рубка до 75 мм, защита 130-мм орудий и казематы 25 мм, палубы 20 мм. 15 — 130 мм/55, 4 — 64 мм зен., 4 пул., 2 ТА 450 мм подв.
Первые турбинные крейсера русского флота. Предназначались для разведывательной службы при эскадре ЛК и совместных действий с ЭМ. Отличались хорошей броневой защитой и мореходностью. Вооружение, хотя и мощное, располагалось неудачно — в казематах и бортовых палубных установках. Достройка затянулась из-за срыва поставок главных и вспомогательных механизмов. «Светлана», переименованная в «Профинтерн», а затем в «Красный Крым», была достроена по первоначальному проекту с небольшими изменениями в системе управления огнем и усиленным зенитным и торпедным вооружением. «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» достроены в 20-е гг. как танкеры, а корпус «Адмирала Бутакова» простоял на приколе до начала 50-х гг., после чего был разобран на металл.
Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» — 2 ед.
«Богатырь» Вулк 9.12.1899/17.8.1901/7.8.1902-искл. 1922
«Олег» Адм 6.7.1902/14.8.1903/12.10.1904-погиб 18.6.1919
7428/8250 т, 132,2x16,6x6,8 м. ПМ - 2, 16 ПК, 19 500 и.л.с.=23 уз., 720 т уг. Броня: палуба до 35 мм, скосы до 70 мм, рубка 140 мм, башни до 125 мм, барбеты до 75 мм, защита орудий 25 мм. Эк. 582 чел. 12-152 мм/45,.12-75 мм/50, 4-47 мм, 4 пул., 2 ТА 450 мм подв., до 150 мин загр.
Оба крейсера участвовали в русско-японской войне. Одни из самых удачных бронепалубных крейсеров русского флота, но к 1914 г. считались устаревшими. В период 1 -и мировой войны участвовали в набеговых операциях на торговые коммуникации противника и выставляли мины у его побережья. Зимой 1916 г. были перевооружены на 16 130-мм орудий с установкой новых приборов управления огнем. «Олег» был потоплен английским торпедным катером у Толбухина маяка в Финском заливе во время патрулирования. «Богатырь» во время Гражданской войны разоружили и в 1922 г. сдали на слом.
Бронепалубные крейсера типа «Диана» — 2 ед.
«Аврора» Адм 23.5.1897/11.5.1900/16.7.1903-с 1950 г. музей
«Диана» Гал 23.5.1897/30.9.1899/10.12.1901 - искл. 1922
7130/7900 т, 126,8x16,8x7,2 м. ПМ - 3, 24 ПК, 11 600 и.л.с.=19 уз., 750 т угля. Броня: палуба 38 мм, скосы до 63,5 мм, рубка 152 мм. Эк. 547 чел. 10-152 мм/45, 20-75 мм/50, 3 пул., 126 мин загр.
Бронепалубные крейсера, предназначавшиеся для разведывательной службы при эскадре и действий на торговых коммуникациях противника. Участвовали в русско-японской войне. К 1914 г. морально устарели из-за малой скорости хода и слабого артиллерийского вооружения. В годы 1-й мировой войны прикрывали легкие силы флота и занимались активными минными постановками. В 1915 г. «Диану» перевооружили на 10 130-мм орудий, «Аврору» — на 14 152-мм/45 и 6 76-мм зен. После окончания Гражданской войны «Аврора» использовалась как учебный корабль, в настоящее время превращена в музей. «Диана» в 1918 г. была разоружена и в 1922 г. сдана на слом.