Эсминцы и миноносцы
Эсминцы типа «Изяслав» — 3+2 ед.
«Изяслав» Бек 27.10.1913/9.11.1914/16.6.1917-погиб 7.8.1941
«Автроил» Бек 27.10.1913/31.12.1914/30.7.1917 - захвачен 27.12.1918
«Прямислав» Бек 27.10.1913/27.6.1915/20.7.1927-погиб 28.8.1941
«Брячислав» Бек 27.10.1913/6.9.1914/18.9.1917 - искл. 1924
«Федор Стратилат» Бек 23.11.1914/4.10.1917 — не достроен
1350/1570 т, 107x9,5x4,1 м. ПТ - 2, 5 ПК, 32 700 л.с.= 35 уз., 170 т нефти. Эк. 150 чел. 5 — 102 мм/60, 1 — 63 мм зен., 2 пул., 3x3 ТА 450 мм, 80 мин загр.
Последняя серия эсминцев типа «Новик». В отличие от прототипа имели вертикальные образования бортов корпуса, удлиненный полубак и противокреновые цистерны. Кроме того, были установлены более экономичные и надежные турбины, построенные по английской лицензии либо закупленные за рубежом; котлы увеличенной паропроизводительности. Для повышения боевой живучести были продублированы все вспомогательные механизмы. Из-за позднего вступления в строй участия в боевых действиях 1-й мировой войны практически не принимали, лишь несли дозорную и конвойную службу. «Автроил» входил в состав ДОТ и занимался постановкой активных минных заграждений в Финском заливе. 27.12.1918 у Таллина он был захвачен англичанами и затем передан буржуазной Эстонии. Под названием «Леннук» входил в состав эстонского флота до 1933 г., пока не был продан перуанскому правительству. Под перуанским флагом корабль, переименованный в «Альмиранте Гиссе», прослужил до 1948 г. и затем продан на слом. Недостроенные «Брячислав» и «Федор Стратилат» исключили из списков флота и в конце 20-х гг. разобрали на металл. Остальные 2 корабля вошли в состав советского флота и принимали участие в Великой Отечественной войне под названиями «Калинин» («Прямислав») и «Карл Маркс» («Изяслав»). Первый погиб на немецких минах у о. Мохни в Финском заливе, второй потопила немецкая авиация в бухте Хара-Лахт.
Эсминцы типа «Орфей» —16+6 ед.
«Победитель» МЗ 11.1913/23.10.1914/25.10.1915-погиб 28.8.1941
«Забияка» МЗ 11.1913/23.10.1914/9.11.1915 - искл. 1958
«Гром» МЗ 11.1913/15.6.1915/4.5.1916-погиб 1.10.1917
«Орфей» МЗ 23.10.1914/15.6.1915/4.5.1916-искл. 1931
«Летун» МЗ 11.1914/5.10.1915/11.7.1916-искл. 1922
«Десна» МЗ 11.1914/25.10.1915/16.8.1916 - погиб 24.8.1941
«Азард» МЗ 7.1915/23.5.1916/10.10.1916-погиб 28.8.1941
«Самсон» МЗ 30.6.1915/23.5.1916/21.11.1916-искл. 1956
«Капитан Изыльметьев» Пут 16.10.1913/21.10.1914/10.7.1916-погиб 25.6.1941
«Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай» Пут 23.10.1914/14.8.1915/14.12.1917-захвачен 27.12.1918
«Капитан Керн» Пут 21.11.1913/14.8.1915/15.10.1927 - искл. 1955
«Капитан Белли» Пут 15.7.1913/10.10.1915/3.8.1928 - искл. 1955
«Лейтенант Дубасов» Пут 15.7.1913/27.8.1916 — не достроен
«Капитан Кроун» Пут 15.11.1914/13.7.1916 —не достроен
«Капитан Конон Зотов» Пут 21.11.1913/10.10.1915 —не достроен
«Гавриил» РБЗ (Р) 15.11.1913/23.12.1914/25.11.1916-погиб 21.10.1919
«Константин» РБЗ (Р) 24.11.1913/30.5.1915/6.5.1917-погиб 21.10.1919
«Владимир» РБЗ (Р) 24.11.1913/5.8.1915/9.10.1917-погиб 21.10.1919
«Михаил» РБЗ (Р) 15.11.1913/18.5.1916 —не достроен
«Сокол» РБЗ (Р) 5.1.1915/4.6.1916— не достроен
«Лейтенант Ильин» Пут 18.6.1913/15.11.1914/30.11.1916-искл. 1956
«Лейтенант Ломбард» РБЗ (Р) 14.8.1915/1917 — не достроен
1260/1450 т, 98x9,3x3,9 м. ПТ - 2, 4 ПК, 30 000 л.с.= 34 уз., 159т нефти. Эк. 152 чел. 4— 102 мм/60, 1 — 40 мм зен., 2 пул., 3x3 ТА 450 мм, 80 мин загр.
Являлись развитием ЭМ «Новик», но по конструкции повторяли черноморские ЭМ типа «Счастливый». В отличие от предшественников вооружались трехтрубными ТА, оснащались четырьмя паровыми котлами, каждый из которых размещался в отдельном котельном отделении, и более мощными и надежными главными механизмами. Корабли имели ряд внешних различий, например, на путиловских ЭМ кромка среза дымовых труб шла параллельно верхней палубе, а на остальных — перпендикулярно оси труб. Кроме того, на ЭМ серий «Лейтенант Ильин» и «Гавриил» устанавливались турбины повышенной мощности, построенные по английской лицензии. Все корабли, вошедшие в строй в период 1-й мировой войны, несли дозорную и конвойную службу, занимались активными минными постановками. Их привлекали к защите Рижского залива и набеговым операциям на коммуникациях противника. «Орфей» осенью 1917 г. подорвался на мине, но был спасен. «Гром» погиб в артиллерийском бою с германскими кораблями в проливе Соэло-Зунд во время Моонзундского сражения. «Гавриил», «Константин» и «Свобода» (бывший «Владимир») затонули после подрыва на минах в Копорском заливе. «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай» (с 18.12.1918 — «Спартак») сел на мель в районе банки Девельсей (на подходах к Таллину) и попал в руки противника. В 1919 г. англичане передали его эстонскому флоту; под названием «Вамбола» он прослужил в его составе вплоть до 1933 г., пока не был продан правительству Перу. ЭМ оставался в строю перуанского флота под названием «Альмиранте Вильяр» до 1955 г. «Орфей», «Летун», «Капитан Кроун», «Лейтенант Дубасов», «Капитан Конон Зотов», «Михаил», «Сокол» и «Лейтенант Ломбард» (с 14.6.1915— «Мечеслав») ввиду плохого технического состояния разобрали после окончания Гражданской войны. Остальные корабли вошли в состав советского флота и принимали участие в Великой Отечественной войне. «Лейтенант Ильин» и «Самсон», переименованные в «Войков» и «Сталин», перешли на Дальний Восток, «Забияка» («Урицкий»), «Капитан Белли» («Карл Либкнехт») и «Капитан Керн» («Валериан Куйбышев») — на Северный флот. За время боевых действий на минах противника подорвались и погибли «Победитель» (в советском флоте «Володарский»), «Десна» («Энгельс») и «Азард» («Артем»). «Капитан Изыльметьев» («Ленин») взорван экипажем в Либаве. Остальные корабли к середине 50-х гг. были выведены из состава флота и разобраны на металл.
Эсминец «Новик» — 1 ед.
«Новик» Пут 19.7.1910/21.6.1911/27.8.1913-погиб 28.8. 1941
1280/1595 т, 102,4x9,5x3,5м. ПТ - 2, 6 ПК, 35 100 л.с.=36,9 уз., 315т нефти. Эк. 113 чел. 4— 102 мм/60, 4 пул., 4x2 ТА 450 мм, 80 мин загр.
Проект разработан специалистами Путиловского завода при содействии германской фирмы «Вулкан». При создании корабля учитывался опыт русско-японской войны. Предназначался для нанесения торпедных ударов по противнику в составе дивизиона из 4 — 5 однотипных кораблей, постановки активных минных заграждений и одиночных действий в шхерных районах. Один из самых быстроходных и хорошо вооруженных ЭМ в мире периода 1-й мировой войны. Послужил прототипом для ЭМ русского флота, строившихся до октября 1917 г. Во время боевых действий входил в состав бригады КР БФ, активно участвовал в минно-заградительных операциях. 17.8.1915 принял бой с германскими ЭМ V-99 и V-100. Один из кораблей противника был вынужден выйти на минное поле, где и затонул от подрыва на мине, а другой ушел, имея тяжелые повреждения от артиллерийского огня «Новика». С 1916 г. возглавлял минную дивизию БФ. В этом качестве участвовал в потоплении немецкого вспомогательного крейсера «Германн» в Норчепингской бухте и обороне Рижского залива. В 1918 г. был выведен из состава флота и 7 лет находился на приколе. После ремонта и модернизации вошел в состав БФ под названием «Яков Свердлов». Погиб у о. Мохни в Финском заливе от подрыва на немецкой мине заграждения.
Эсминцы типа «Украина» — 8 ед.
«Туркменец-Ставропольский» Ланге 1904/5.2.1905/1905 — искл. 1949
«Украина» Ланге 1904/21.9.1904/1905 - искл. 1949
«Стерегущий» Ланге 7.8.1904/21.6.1905 - искл. 1922
«Страшный» Ланге 1904/23.12.1905/1906 — искл. 1925
«Донской казак» Ланге 1905/25.2.1906/1906 — искл. 1925
«Забайкалец» Ланге 1905/14.4.1906/1907 — искл. 1925
«Казанец» Ланге 1904/28.4.1905/1906 - погиб 15.10. 1916
«Войсковой» Ланге 1904/13.11.1904/6.1905 - искл. 1958
730/880 т, 73,2x7,1x3,4 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6200 и.л.с.= 25 уз., 80 т угля. Эк. 82 чел. 2 — 102 мм/60, 1 — 37 мм, 4 пул., 2x1 ТА 450 мм, 40 мин загр.
Строились по проекту германской фирмы «Вулкан». Первоначально классифицировались как минные крейсера и были вооружены 75-мм и 57-мм орудиями. Имели плохие мореходные качества и небольшую автономность. В 1912 г. во время капитального ремонта перевооружены на 2 102-мм орудия, а в 1916 г., за счет ослабления торпедного вооружения, было добавлено третье 102-мм орудие. После начала 1 -и мировой войны входили в состав 1 -и минной дивизии. «Казанец» торпедирован германской ПЛ и затонул у о. Вормси. Остальные корабли сравнительно благополучно прослужили до конца войны, выполняя минные постановки, неся конвойную и дозорную службу, эскортируя тяжелые корабли флота. «Стерегущий», «Страшный», «Донской казак» и «Забайкалец» в 1918 г. из-за плохого технического состояния поставили на прикол и в середине 20-х гг. исключили из состава флота. «Туркменец-Ставропольский», «Украина» и «Войсковой» по Волге переведены в Астрахань, принимали участие в Гражданской войне на Каспийском море. Впоследствии неоднократно переименовывались; во время Великой Отечественной войны обеспечивали воинские перевозки и после ее окончания использовались как учебные корабли.
Эсминцы типа «Охотник» — 4 ед.
«Пограничник» Крей 3.1905/1906/6.7.1906 - искл. 1925
«Сибирский стрелок» Сандвик 3.1905/6.9.1905/20.6.1906 — искл. 1957
«Генерал Кондратенко» Сандвик 3.1905/18.8.1905/25.5.1906 — искл. 1925
«Охотник» Крей 3.1905/1906/1.8.1906-погиб 13.9.1917
750/840 т, 75,2x8,2x3 м. ПМ - 2, 4 ПК, 7300 и.л.с.= 25 уз., 190 т угля. Эк. 85 чел. 2—102 мм/60, 2 пул., 3x1 ТА 450 мм, 24 мины загр.
Проект корабля разработан германской фирмой «Вулкан» с учетом недостатков ЭМ типа «Украина». В частности, изменены пропорции корпуса и увеличено водоизмещение, что позволило улучшить мореходные качества и увеличить автономность. Число котлов уменьшили до четырех, и каждый из них поместили в отдельное котельное отделение. Все 4 ЭМ входили в состав полудивизиона особого назначения, занимавшегося активными минными постановками у побережья противника. Кроме того, они эскортировали тяжелые корабли флота и принимали участие в обороне Рижского залива, несли дозорную службу. Во время одной из таких операций «Охотник» подорвался на немецкой мине и затонул в Ирбенском проливе. Остальные корабли, за исключением ЭМ «Сибирский стрелок», после окончания Гражданской войны сданы на слом. «Сибирский стрелок», переименованный 10.12.1926 в «Конструктор», использовался в качестве учебного и опытового корабля. В годы Великой Отечественной войны он принимал участие в боевых действиях на Ладожском озере.
Эсминцы типа «Всадник» — 4 ед.
«Уссуриец» ММЗ (Г) 1904/1907/1907 - искл. 1927
«Амурец» ММЗ (Г) 5.5.1904/1905/1907 - искл. 1947
«Гайдамак» Крупп 18.7.1904/1.11.1905/6.1906 - искл. 1927
«Всадник» Крупп 18.7.1904/24.8.1905/6.1906 - искл. 1929
710/930 т, 72x7,4 - 7,5x2,7 - 2,9 м. ПМ - 2, 3 ПК, 6500 и.л.с.= 25 уз., 180 т угля. Эк. 90 чел. 2—102 мм/60, 1 — 37 мм зен., 4 пул., 3x1 ТА 450 мм, 20 мин загр.
Первоначально именовались минными крейсерами. По сравнению с ЭМ типа «Охотник» имели меньшие размеры и усиленное артиллерийское вооружение. КО были разделены водонепроницаемыми переборками, а МО располагались одно за другим. Во время 1-й мировой войны участвовали в обороне Рижского залива, выставляли минные заграждения на коммуникациях противника. Активно использовались в Гражданской войне. После ее окончания находились в порту на хранении. В 1922 г. «Уссуриец» переименован в «Рошаль», «Амурец» — в «Железняков», «Всадник» — в «Сладкое»; в конце 20-х г. все, кроме «Железнякова», были разобраны на металл; последний служил посыльным судном и ПКЗ.
Эсминцы типа «Финн» — 4 ед.
«Финн» Сандвик 1904/3.1905/1906 - искл. 1925
«Доброволец» Пут 1904/29.5.1905/22.6.1906 - погиб 8.8.1916
«Москвитянин» Пут 1904/7.5.1905/1906-погиб 21.5.1919
«Эмир Бухарский» Сандвик 1904/30.12.1904/15.5.1905 — искл. 1925
660/720 т, 72,5x8,2x3 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6500 и.л.с.=25 уз., 140 т угля. Эк. 91 чел. 2—102 мм/60, 1 — 37 мм зен., 4 пул., 3x1 ТА 450 мм, 20 мин загр.
По конструкции явились развитием 350-тонных ЭМ типа «Кит», отличались увеличенными размерами корпуса и более мощными главными механизмами. В годы 1-й мировой войны участвовали в набеговых операциях на коммуникации противника и обороне Рижского залива. «Доброволец» подорвался на немецкой мине заграждения и затонул в Ирбенском проливе. Остальные корабли перевели из Петрограда в Астрахань; они принимали участие в боях с англичанами и азербайджанскими националистами. «Москвитянин» 21.5.1919 затонул в Тюб-Караганском заливе после боя с английскими вспомогательными крейсерами. 10.1.1920 был поднят белогвардейцами и включен в состав их морских сил. Его отбуксировали в Петровск, но отремонтировать не успели и уничтожили при отступлении. «Финн» и «Эмир Бухарский» в 1919 г. переименовали в «Карл Либкнехт» и «Яков Свердлов», через 6 лет их разобрали в Баку на металл.
Эсминцы типа «Инженер-механик Зверев» — 8 ед.
«Инженер-механик Зверев» ШихЭ 15.1.1905/24.3.1906/1906 — искл. 1930
«Инженер-механик Дмитриев» ШихЭ 26.1.1905/22.10.1905/1906-искл. 1929
«Выносливый» ШихЭ 3.8.1905/18.3.1906/1906-искл. 1932
«Внимательный» ШихЭ 16.5.1905/7.2.1906/1906 — искл. 1925
«Бдительный» ШихЭ 26.2.1905/4.3.1906/1906 - погиб 14.11.1917
«Внушительный» ШихЭ 3.8.1905/18.3.1906/1906 — искл. 1940
«Бурный» ШихЭ 25.3.1905/25.1.1906/1906 - искл. 1925
«Боевой» ШихЭ 26.2.1905/27.12.1905/1906 - искл. 1925
450/540 т, 63,6x7x3 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 и.л.с.=27 уз., 86 т угля. Эк. 70 чел. 2 — 75 мм/50, 6 пул., 3x1 ТА 450 мм.
По конструкции повторяли миноносцы типа «Кит», построенные в 1898— 1901 гг. Всего заказано 10 единиц, первоначально предназначавшихся для Дальнего Востока. После окончания русско-японской войны только 2 корабля — «Капитан Юрасовский» и «Лейтенант Сергеев» — отправили во Владивосток по ж.д. (см. раздел «Сибирская флотилия»). Хотя к началу 1-й мировой войны считались морально устаревшими кораблями, их привлекали к набеговым операциям в Ботническом заливе. «Внушительный» и «Бдительный» в 1916 г. захватили 2 шведских парохода с контрабандой и привели их в Гельсингфорс. В 1917 г. «Бдительный» подорвался на немецкой мине и затонул в Ботническом заливе. Остальные корабли после окончания Гражданской войны использовались в качестве тральщиков, и в середине 20-х — начале 30-х годов их сдали на слом. Один лишь «Внушительный», переименованный в 1925 г. в «Мартынов», служил сторожевым и посыльным судном вплоть до 1940 г.
Эсминцы типа «Лейтенант Бураков» —11 ед.
«Лейтенант Бураков» ФШ 1904/20.6.1905/12.1905-погиб 30.7.1917
«Меткий» ФШ 1905/24.6.1905/1906 - искл. 1925
«Молодецкий» ФШ 1905/15.9.1905/1.1906-искл. 1925
«Мощный» ФШ 1905/3.10.1905/12.1906-искл. 1925
«Искусный» ФШ 1905/11.7.1905/1.1906-искл. 1925
«Исполнительный» ФШ 1905/30.7.1905/1.1906 - погиб 29.11.1914
«Крепкий» ФШ 1905/24.8.1905/1906-искл. 1925
«Легкий» ФШ 1905/27.9.1905/9.1906-искл. 1925
«Ловкий» ФШ 1905/15.10.1905/4.1906-искл. 1925
«Летучий» ФШ 1905/16.11.1905/4.1906-погиб 29.11.1914
«Лихой» ФШ 1905/13.12.1905/4.1906-искл. 1925
402/492 т, 56,4x6,1x3,5 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 и.л.с.=26 уз., 80 т угля. Эк. 67 чел. 2 — 75 мм/50, 6 пул., 2x1 ТА 450 мм, 10 мин загр.
Подобны миноносцам типа «Осетр», построенным во Франции в 1900 — 1902 гг. Отличались наличием минных рельсов, положенных на навесную палубу, что довело остойчивость кораблей до опасных пределов. В годы 1-й мировой войны использовались для минных постановок на центральной минной позиции и для эскортной службы. «Лейтенант Бураков» 30.7.1917 подорвался на мине и затонул в районе Ледзунда. «Летучий» и «Исполнительный», следуя на минную постановку, попали в шторм, опрокинулись и затонули. Остальные корабли в 1918 г. были сданы в порт на долговременное хранение и до 1925 г. исключены из списков флота.
Эсминцы типа «Деятельный» — 8 ед.
«Сильный» НЗ 1905/23.8.1905/22.11.1907-искл. 1925
«Сторожевой» НЗ 1905/11.8.1906/15.2.1907-искл. 1925
«Стройный» НЗ 1905/20.12.1906/15.12.1907-погиб 15.8.1917
«Разящий» НЗ 2.4.1905/4.9.1906/1.4.1908-искл. 1925
«Расторопный» НЗ 1905/08.5.1907/1.4.1908 - искл. 1925
«Дельный» НЗ 1905/7.7.1907/22.11.1907-искл. 1922
«Деятельный» НЗ 1905/7.7.1907/22.11.1907-искл. 1925
«Достойный» НЗ 1905/7.7.1907/22.11.1907-искл. 1925
382/475 т, 64x6,4x2,6 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 и.л.с.=26 уз., 90 т угля. Эк. 67 чел. 2 — 75 мм/50, 6 пул., 2x1 ТА 450 мм, 18 мин загр.
Развитие миноносцев типа «Сокол». В отличие от прототипа имели более совершенные котлы с пониженным центром тяжести, увеличенную высоту ходового мостика и более удачную систему вентиляции КО. Во время 1-й мировой войны входили в состав сил обороны Рижского залива, эскортировали торговые суда, занимались минными постановками. 15.8.1917 при уклонении от атак германской авиации в Рижском заливе «Стройный» выскочил на мель и при повторном налете был разрушен и затонул. В 1918 г. все корабли вывели в резерв. В 1919 г. их, за исключением ЭМ «Сильный» и «Разящий», по Волге отправили в Астрахань. Они принимали участие в боях с белогвардейцами на Каспийском море. К 1925 г. все были разоружены и сданы на слом.
Эсминцы типа «Буйный» — 2 ед.
«Громящий» НЗ 1903/1904/1905 — искл. 1925
«Видный» НЗ 1901/1904/1905-искл. 1925
420/510-520 т, 64x6,4x2,8 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 и.л.с.=26 уз., 90 - 100 т угля. Эк. 68 - 70 чел. 2-75 мм/50, 6 пул., 2x1 ТА 450 мм, 16 мин загр.
Оба корабля были заказаны по программе «Для нужд Дальнего Востока» и являлись несколько различными вариантами развития миноносцев типа «Сокол». В годы 1-й мировой войны входили в состав сил обороны Рижского залива, занимались эскортной службой и обеспечивали минные постановки. В 1925 г. были исключены из списков флота.
Миноносцы типа «Сокол» — 9 ед.
«Прочный» 10.1896/19.9.1898/5.1902-искл. 1922
«Подвижный» 10.1899/21.5.1901/5.1902-искл. 1922
«Послушный» 1898/5.1898/7.1900 — искл. 1922
«Прозорливый» 1898/26.6.1898/5.1900-погиб 4.10.1925
«Ретивый» 1899/10.6.1900/7.1902-искл. 1922
«Резвый» 1899/19.8.1899/5.1902-искл. 1922
«Рьяный» 1899/24.6.1900/5.1902-искл. 1922
«Поражающий» 1896/3.11.1896/5.1902 — искл. 1925
«Прыткий» 11.1894/10.8.1895/10.10.1895-искл. 1922
250/305 т, 58x5,8x2,4 м. ПМ - 2, 4 ПК, 3800 и.л.с.=26 уз., 50 т угля. Эк. 61 чел. 2 — 75 мм/50, 2 пул., 2x1 ТА 450 мм, 10 мин загр.
Первые миноносцы-истребители Российского флота. Головной «Прыткий» (до 9.3.1902 «Сокол») построен в Англии фирмой «Ярроу», остальные строились на Невском заводе в Санкт-Петербурге. К началу 1-й мировой войны морально устарели. Использовались в основном для обеспечения полетов гидроавиации и для нужд службы связи. «Послушный», «Прозорливый» и «Резвый» захвачены финскими белогвардейцами в Гельсингфорсе и впоследствии включены в состав финского флота. «Прозорливый» (в финском флоте S-2) затонул во время шторма в Ботническом заливе. Остальные корабли сданы на слом в конце 20-х гг.
Миноносцы типа «Циклон» — 8 ед.
№ 214 — 220, 222.
152/178 т, 45,1x4,9x1,5 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3700 и.л.с.=25 уз., 26 т угля. Эк. 29 чел. 2 — 47 мм, 1 пул., 1x2 ТА 450 мм, тралы.
Строились в 1901 — 1903 гг. на Невском заводе, Охтинской верфи и заводе «Крейтон» по подобию французских миноносцев типа «Циклон». Всего построено 10 единиц; № 221 затонул во время шторма на Средиземном море 25.2.1904, № 223 списан в 1911 г. В годы 1-й мировой войны использовались в качестве ТЩ и посыльных судов, при этом с них демонтировали ТА. Корабли этого типа, как правило, осуществляли боевое траление в водах Ботнического и Финского заливов. №216 и №218 привлекались к эскортной и брандвахтенной службе. 18.7.1915 № 218 подорвался на мине в Ботническом заливе, но остался на плаву и через 3 месяца был введен в строй. После окончания Гражданской войны все были сданы на слом.
Миноносцы типа улучшенный «Уссури» — 2 ед.
№ 212, 213
204/259 т, 54x5,3x1,6 м. ПМ - 2, 6 ПК, 3800 и.л.с.=24 уз., 42 т угля. Эк. 33 чел. 2 — 37 мм, 2 — 47 мм, 2 пул., 2x1 ТА 380 мм, тралы.
Строились на Охтинской верфи в 1900 — 1902 гг. по чертежам миноносца «Уссури». В отличие от прототипа имели иную конструкцию корпуса и котлов. Предназначались для службы на Дальнем Востоке. В связи с начавшейся русско-японской войной были возвращены на Балтику. В 1914 г. оба корабля переоборудованы в тральщики. В ходе боевых действий несли патрульную службу и выполняли тральные работы. С 1916 г. входили в состав отряда Або-Оландской шхерной позиции. В 1918 г. были захвачены финскими националистами. В 1922 г. возвращены РСФСР и сданы на слом.
Миноносцы типа «Пернов» — 6 ед.
№ 103, 119, 120, 128, 129, 142.
120/190 т, 42x4,5x2,1 м. ПМ - 2, 4 ПК, 2000 и.л.с.=21 уз., 10т угля. Эк. 24 чел. 2 — 37 мм, 2x1 ТА 380 мм.
Аналогичны французским миноносцам типа «Авангард», № 103 построен в 1891 — 1892 гг. во Франции, остальные — в 1893 — 1897 гг. в России. Незадолго до 1-й мировой войны были переоборудованы в тральщики и посыльные суда. В ходе боевых действий числились в составе отряда судов Або-Оландской шхерной позиции. № 142 являлся флагманом кораблей охраны Свеаборгской крепости. После окончания Гражданской войны поставлены на прикол и в середине 20-х гг. разобраны на металл.