Подводные лодки

 

Подводные лодки типа АГ — 5 ед.

28.jpg

 

АГ-11     2.4.1916/7.1916/2.9.1916-погибла 3.4.1918

АГ-12     2.4.1916/19.8.1916/16.9.1916-погибла 3.4.1918

АГ-13     2.4.1916/31.8.1916/17.11.1916-погибла 3.4.1918

АГ-14     2.4.1916/9.1916/17.11.1916-погибла 9.1917

АГ-15     2.4.1916/9.1916/15.11.1916-погибла 3.4.1918

 

355/434 т, 46x4,9x3,8 м. Диз. -2, ЭД - 2, 480/320 л.с.= 13/9 уз. Эк. 24 чел. 4 ТА 450 мм.

 

Лодки типа «Американский Голланд». Первоначально строились по заказу Великобритании. Перекуплены Россией и в виде отдель­ных секций на судах перевезены во Владивосток, а затем по ж.д. — в Петроград. Собирались на Балтийском заводе. Однокорпусные, пятиотсечные с устройством для работы дизелей в позиционном положении. Использовались в основном на подходах к портам и базам противника. АГ-13 8.6.1917 переименована в АГ-16. В ходе боевых действий в сентябре 1917 г. АГ-14 погибла в районе Либавы по неизвестной причине. Остальные корабли были подорваны и затоплены экипажами в апреле 1918 г. в Гельсингфорсе во из­бежание захвата германскими войсками.

 

Подводные минные заградители типа «Ерш» —1+1 ед.

29.jpg

 

«Ерш»            3.7.1914/5.1917/15.12.1917-погибла 22.5.1931

«Форель»      10.1917 — не достр.

 

665/750 т, 67,9x4,5x4,3 м. Диз. - 2, ЭД - 2, 840/900 л.с.= 10,8/7,5 уз. Эк. 46 чел. 1 — 57 мм, 1 — 37 мм зен., 1 пул., 2 ТА 450 мм, 2 ТА Дж., 42 мины загр.

 

Строились на Балтийском заводе. Заказаны в числе 18 ПЛ типа «Барс». Исходя из опыта боевого использования черноморской ПЛ «Краб», в ходе постройки были переоборудованы в минные загра­дители. Отличались от прототипа наличием минных труб, объемом ЦГБ и отсутствием кормовых трубчатых ТА. Однокорпусные, без­отсечные ПЛ. «Ерш» затонула 22.5.1931 после столкновения с ПЛ «Красноармеец». В 1933 г. была поднята и сдана на слом. «Фо­рель» не достроили из-за отсутствия двигателей надводного хода. Она простояла в порту вплоть до 1951 г.

 

Подводные лодки типа «Барс» —15+1 ед.

30.jpg

 

«Барс»          БЗ 15.9.1913/20.5.1915/12.7.1915-погибла 5.1917

«Гепард»      БЗ 15.9.1913/20.5.1915/12.7.1915 - погибла 10.1917

«Вепрь»        БЗ 15.9.1913/7.1915/3.9.1915 - искл. 5.1925

«Тигр»           БЗ 3.7.1914/5.9.1915/14.4.1916-искл. 5.1925

«Волк»          БЗ 15.9.1913/25.10.1915/14.4.1916-искл. 5.1925

«Львица»      Нобл 3.7.1914/10.10.1915/10.6.1916-погибла 6.1917

«Пантера»    Нобл 3.7.1914/16.4.1916/23.7.1916-искл.  1955

«Рысь»          Нобл 3.7.1914/7.1916/4.11.1916-погибла 25.7.1935

«Кугуар»       Нобл 3.7.1914/1916/22.12.1916-искл.  1926

«Единорог»  БЗ 1.8.1915/7.1916/22.12.1916-погибла 25.2.1925

«Леопард»   Нобл 3.7.1914/7.1916/28.12.1916-искл.  1940

«Змея»         БЗ 1915/11.1916/27.3.1917-искл. 1939

«Угорь»         БЗ 4.7.1914/10.1916/1.5.1917-искл. 1925

«Тур»             Нобл 3.7.1914/20.5.1916/8.8.1917-искл. 1940

«Ягуар»         Нобл 3.7.1914/11.1916/12.10.1917-искл.  1956

«Язь»            Нобл 3.7.1914/9.1916-искл.  1925

 

670/780 т, 67,9x4,5x4,1 м. Диз. - 2, ЭД - 2, 500/900 л.с. (на «Бар­се», «Гепарде», «Вепре», «Тигре», «Волке», «Львице», «Пантере», «Рыси», Леопарде», «Ягуаре» и «Туре»), 840/900 л.с. (на «Язе», «Единороге» и «Угре»), 2640/900 л.с. (на «Змее» и «Кугуаре») = 9,7—16,7/5 — 8,6 уз. (в зависимости от двигателя надводного хода). Эк. 34 чел. 1 —57 мм, 1 —37 мм, 1 пул. («Угорь», «Тур», «Ягуар», «Барс», «Гепард»), 2 — 57 мм, 1—37 мм («Вепрь», «Волк», «Единорог», «Тигр» и «Львица»), 1—75 мм/50, 1 —57 мм («Панте­ра», «Леопард» и «Рысь»), 4 ТА 450 мм, 8 ТА Дж.

 

Развитие ПЛ «Акула». Однокорпусные, безотсечные ПЛ. Про­ект разработан И.Г.Бубновым. Предполагалось оснастить двумя дизелями по 1320 л.с., что позволило бы обеспечить скорость над­водного хода до 18 уз. Однако при достройке были использованы имевшиеся в наличии механизмы различной мощности. Кроме того, отличались между собой артиллерийским вооружением. По про­екту предусматривалось 1 57-мм и 1 37-мм орудия. По мере вступ­ления в строй корабли данного типа формировали первые диви­зионы бригады ПЛ. Использовались в основном на коммуникациях у портов и баз противника. В ходе войны погибли «Барс» (в мае 1917 г.) и «Гепард» (в октябре 1917 г.) — обе по неизвестным при­чинам. «Язь» не был достроен из-за отсутствия двигателей, сдан на слом в 1925 г. «Пантера» 31.8.1919 торпедировала и потопила у о-ва Сескар английский эсминец «Виттория». В 1922— 1923 гг. «Тигр», «Волк», «Пантера», «Рысь», «Леопард», «Змея», «Тур» и «Ягуар» переименованы соответственно в «Коммунар», «Батрак», «Комиссар», «Большевик», «Красноармеец», «Пролетарий», «То­варищ» и «Краснофлотец»; в 1934 г. они получили обозначения Б-1 -Б-8.

 

Подводная лодка «Акула» — 1 ед.

31.jpg

 

«Акула» БЗ 12.1906/22.8.1909/6.10.1911-погибла 11.1915

 

370/475 т, 56,1x3,7x3,3 м. Диз. - 3, ЭД - 1, 1200/300 л.с.= 16/6,5 уз. Эк. 35 чел. 1 — 47 мм, 4 ТА Дж., 5 мин загр.

 

Развитие ПЛ «Минога», высокоавтономная, мореходная ПЛ. Однокорпусная, безотсечная. Проект разработан И.Г.Бубновым. Осенью 1915 г. была оборудована устройством для хранения и по­становки мин. Погибла в ноябре 1915 г. по неизвестным причинам между Либавой и Мемелем при следовании на минную постанов­ку. Предположительно, перевернулась во время шторма.

 

Подводная лодка «Минога» — 1 ед.

32.jpg

 

«Минога» БЗ 6.9.1906/11.10.1908/10.1909-искл.  1925

 

123/144 т, 32,6x2,8x2,7 м. Диз. - 2, ЭД- 1, 240/70 л.с.= 11/5,5 уз. Эк. 22 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Первая в мире ПЛ с дизелями в качестве двигателя надводно­го хода. Однокорпусная, безотсечная, прибрежного действия. От­личалась плохой мореходностью и сложностью управления в под­водном положении. В 1918 г. перевезена по ж.д. на Волгу, учас­твовала в Гражданской войне. В 1925 г. сдана на слом.

 

Подводные лодки типа «Кайман» — 4 ед.

33.jpg

 

«Кайман»      Крей      (Спб) 16.9.1905/28.11.1907/20.11.1909-искл.  1919

«Аллигатор» Крей      (Спб) 10.1905/3.5.1908/20.11.1909-искл.  1924

«Крокодил»  Крей      (Спб) 10.1905/10.7.1908/20.11.1909-искл.  1919

«Дракон»      Крей      (Спб) 10.1905/14.6.1908/17.11.1909-искл.  1919

 

409/482 т, 40,8x4,3x5 м. Бенз.-4, ЭД-2, 1200/200 л.с. =9/5 уз. Эк. 33 чел. 1 — 47 мм, 1 — 37 мм, 4 ТА 450 мм, 2 ТА Дж.

 

Построены по проекту американского инженера Лэйка. Отли­чались низким качеством постройки и плохими боевыми возмож­ностями. Участия в боевых действиях практически не принимали. Находились в порту на долговременном хранении, где были за­хвачены немцами и вывезены в Германию (за исключением ПЛ «Аллигатор») для разборки на металл. «Аллигатор» простоял в Петроградском порту до 1924 г., а затем его сдали на слом.

 

Подводные лодки типа «Белуга» — 3 ед.

34.jpg

 

«Белуга»        НЗ 10.5.1904/7.1905/2.5.1906 - искл. 1919

«Пескарь»     НЗ 10.5.1904/1905/5.1906 - искл.  1919

«Стерлядь»   НЗ 10.5.1904/1905/5.1906-искл. 1919

 

105/124 т, 20,4x3,5x3 м. Бенз. - 1, ЭД - 1, 160/60 л.с.= 9/4,5 узл. Эк. 22 чел. 1 ТА 450 мм.

 

Построены по чертежам американской ПЛ «Фултон». Однокор­пусные, безотсечные ПЛ. К началу 1-й мировой войны морально устарели и боевого значения не имели. Находились в Ревеле на долговременном хранении, где были захвачены немцами и выве­зены в Германию для разборки на металл.

 

Подводные лодки типа «Касатка» — 2 ед.

35.jpg

 

«Окунь»       БЗ 4.1904/31.8.1904/7.7.1908 - искл. 1925

«Макрель» БЗ 4.1904/14.8.1904/22.7.1908 - искл. 1925

 

151/182 т, 33,5x3,7x3,3 м. Диз., ЭД,  120/100 л.с.=9/5 уз. Эк. 24 чел. 4 ТА Дж., 2 мины.

 

Спроектированы И.Г.Бубновым, всего построено 5 единиц. Однокорпусные, безотсечные ПЛ. «Окунь» и «Макрель» по первона­чальному проекту должны были иметь в качестве двигателей над­водного хода 3 бензиновых мотора, но из-за их отсутствия дострой­ка задержалась. В конечном итоге были установлены дизели, ра­ботавшие с электромоторами на один вал. Лодки «Касатка» и «Граф Шереметьев» достроили по первоначальному проекту. Они были отправлены на Дальний Восток и принимали участие в русско-япон­ской войне. В декабре 1915 г. оба корабля по ж. д. перевезли на Балтику и включили в состав Балтийского флота (см. раздел «Сибирская флотилия»). В годы 1-й мировой войны использовались для действий на коммуникациях противника в Ботническом зали­ве. В 1918 г. были отправлены на Каспийское море, где участвова­ли в боях с белогвардейцами и английскими интервентами. После Гражданской войны находились в порту на долговременном хра­нении и в середине 20-х гг. были разобраны на металл.