Подводные лодки
Подводные лодки типа АГ — 5 ед.
АГ-11 2.4.1916/7.1916/2.9.1916-погибла 3.4.1918
АГ-12 2.4.1916/19.8.1916/16.9.1916-погибла 3.4.1918
АГ-13 2.4.1916/31.8.1916/17.11.1916-погибла 3.4.1918
АГ-14 2.4.1916/9.1916/17.11.1916-погибла 9.1917
АГ-15 2.4.1916/9.1916/15.11.1916-погибла 3.4.1918
355/434 т, 46x4,9x3,8 м. Диз. -2, ЭД - 2, 480/320 л.с.= 13/9 уз. Эк. 24 чел. 4 ТА 450 мм.
Лодки типа «Американский Голланд». Первоначально строились по заказу Великобритании. Перекуплены Россией и в виде отдельных секций на судах перевезены во Владивосток, а затем по ж.д. — в Петроград. Собирались на Балтийском заводе. Однокорпусные, пятиотсечные с устройством для работы дизелей в позиционном положении. Использовались в основном на подходах к портам и базам противника. АГ-13 8.6.1917 переименована в АГ-16. В ходе боевых действий в сентябре 1917 г. АГ-14 погибла в районе Либавы по неизвестной причине. Остальные корабли были подорваны и затоплены экипажами в апреле 1918 г. в Гельсингфорсе во избежание захвата германскими войсками.
Подводные минные заградители типа «Ерш» —1+1 ед.
«Ерш» 3.7.1914/5.1917/15.12.1917-погибла 22.5.1931
«Форель» 10.1917 — не достр.
665/750 т, 67,9x4,5x4,3 м. Диз. - 2, ЭД - 2, 840/900 л.с.= 10,8/7,5 уз. Эк. 46 чел. 1 — 57 мм, 1 — 37 мм зен., 1 пул., 2 ТА 450 мм, 2 ТА Дж., 42 мины загр.
Строились на Балтийском заводе. Заказаны в числе 18 ПЛ типа «Барс». Исходя из опыта боевого использования черноморской ПЛ «Краб», в ходе постройки были переоборудованы в минные заградители. Отличались от прототипа наличием минных труб, объемом ЦГБ и отсутствием кормовых трубчатых ТА. Однокорпусные, безотсечные ПЛ. «Ерш» затонула 22.5.1931 после столкновения с ПЛ «Красноармеец». В 1933 г. была поднята и сдана на слом. «Форель» не достроили из-за отсутствия двигателей надводного хода. Она простояла в порту вплоть до 1951 г.
Подводные лодки типа «Барс» —15+1 ед.
«Барс» БЗ 15.9.1913/20.5.1915/12.7.1915-погибла 5.1917
«Гепард» БЗ 15.9.1913/20.5.1915/12.7.1915 - погибла 10.1917
«Вепрь» БЗ 15.9.1913/7.1915/3.9.1915 - искл. 5.1925
«Тигр» БЗ 3.7.1914/5.9.1915/14.4.1916-искл. 5.1925
«Волк» БЗ 15.9.1913/25.10.1915/14.4.1916-искл. 5.1925
«Львица» Нобл 3.7.1914/10.10.1915/10.6.1916-погибла 6.1917
«Пантера» Нобл 3.7.1914/16.4.1916/23.7.1916-искл. 1955
«Рысь» Нобл 3.7.1914/7.1916/4.11.1916-погибла 25.7.1935
«Кугуар» Нобл 3.7.1914/1916/22.12.1916-искл. 1926
«Единорог» БЗ 1.8.1915/7.1916/22.12.1916-погибла 25.2.1925
«Леопард» Нобл 3.7.1914/7.1916/28.12.1916-искл. 1940
«Змея» БЗ 1915/11.1916/27.3.1917-искл. 1939
«Угорь» БЗ 4.7.1914/10.1916/1.5.1917-искл. 1925
«Тур» Нобл 3.7.1914/20.5.1916/8.8.1917-искл. 1940
«Ягуар» Нобл 3.7.1914/11.1916/12.10.1917-искл. 1956
«Язь» Нобл 3.7.1914/9.1916-искл. 1925
670/780 т, 67,9x4,5x4,1 м. Диз. - 2, ЭД - 2, 500/900 л.с. (на «Барсе», «Гепарде», «Вепре», «Тигре», «Волке», «Львице», «Пантере», «Рыси», Леопарде», «Ягуаре» и «Туре»), 840/900 л.с. (на «Язе», «Единороге» и «Угре»), 2640/900 л.с. (на «Змее» и «Кугуаре») = 9,7—16,7/5 — 8,6 уз. (в зависимости от двигателя надводного хода). Эк. 34 чел. 1 —57 мм, 1 —37 мм, 1 пул. («Угорь», «Тур», «Ягуар», «Барс», «Гепард»), 2 — 57 мм, 1—37 мм («Вепрь», «Волк», «Единорог», «Тигр» и «Львица»), 1—75 мм/50, 1 —57 мм («Пантера», «Леопард» и «Рысь»), 4 ТА 450 мм, 8 ТА Дж.
Развитие ПЛ «Акула». Однокорпусные, безотсечные ПЛ. Проект разработан И.Г.Бубновым. Предполагалось оснастить двумя дизелями по 1320 л.с., что позволило бы обеспечить скорость надводного хода до 18 уз. Однако при достройке были использованы имевшиеся в наличии механизмы различной мощности. Кроме того, отличались между собой артиллерийским вооружением. По проекту предусматривалось 1 57-мм и 1 37-мм орудия. По мере вступления в строй корабли данного типа формировали первые дивизионы бригады ПЛ. Использовались в основном на коммуникациях у портов и баз противника. В ходе войны погибли «Барс» (в мае 1917 г.) и «Гепард» (в октябре 1917 г.) — обе по неизвестным причинам. «Язь» не был достроен из-за отсутствия двигателей, сдан на слом в 1925 г. «Пантера» 31.8.1919 торпедировала и потопила у о-ва Сескар английский эсминец «Виттория». В 1922— 1923 гг. «Тигр», «Волк», «Пантера», «Рысь», «Леопард», «Змея», «Тур» и «Ягуар» переименованы соответственно в «Коммунар», «Батрак», «Комиссар», «Большевик», «Красноармеец», «Пролетарий», «Товарищ» и «Краснофлотец»; в 1934 г. они получили обозначения Б-1 -Б-8.
Подводная лодка «Акула» — 1 ед.
«Акула» БЗ 12.1906/22.8.1909/6.10.1911-погибла 11.1915
370/475 т, 56,1x3,7x3,3 м. Диз. - 3, ЭД - 1, 1200/300 л.с.= 16/6,5 уз. Эк. 35 чел. 1 — 47 мм, 4 ТА Дж., 5 мин загр.
Развитие ПЛ «Минога», высокоавтономная, мореходная ПЛ. Однокорпусная, безотсечная. Проект разработан И.Г.Бубновым. Осенью 1915 г. была оборудована устройством для хранения и постановки мин. Погибла в ноябре 1915 г. по неизвестным причинам между Либавой и Мемелем при следовании на минную постановку. Предположительно, перевернулась во время шторма.
Подводная лодка «Минога» — 1 ед.
«Минога» БЗ 6.9.1906/11.10.1908/10.1909-искл. 1925
123/144 т, 32,6x2,8x2,7 м. Диз. - 2, ЭД- 1, 240/70 л.с.= 11/5,5 уз. Эк. 22 чел. 2 ТА 450 мм.
Первая в мире ПЛ с дизелями в качестве двигателя надводного хода. Однокорпусная, безотсечная, прибрежного действия. Отличалась плохой мореходностью и сложностью управления в подводном положении. В 1918 г. перевезена по ж.д. на Волгу, участвовала в Гражданской войне. В 1925 г. сдана на слом.
Подводные лодки типа «Кайман» — 4 ед.
«Кайман» Крей (Спб) 16.9.1905/28.11.1907/20.11.1909-искл. 1919
«Аллигатор» Крей (Спб) 10.1905/3.5.1908/20.11.1909-искл. 1924
«Крокодил» Крей (Спб) 10.1905/10.7.1908/20.11.1909-искл. 1919
«Дракон» Крей (Спб) 10.1905/14.6.1908/17.11.1909-искл. 1919
409/482 т, 40,8x4,3x5 м. Бенз.-4, ЭД-2, 1200/200 л.с. =9/5 уз. Эк. 33 чел. 1 — 47 мм, 1 — 37 мм, 4 ТА 450 мм, 2 ТА Дж.
Построены по проекту американского инженера Лэйка. Отличались низким качеством постройки и плохими боевыми возможностями. Участия в боевых действиях практически не принимали. Находились в порту на долговременном хранении, где были захвачены немцами и вывезены в Германию (за исключением ПЛ «Аллигатор») для разборки на металл. «Аллигатор» простоял в Петроградском порту до 1924 г., а затем его сдали на слом.
Подводные лодки типа «Белуга» — 3 ед.
«Белуга» НЗ 10.5.1904/7.1905/2.5.1906 - искл. 1919
«Пескарь» НЗ 10.5.1904/1905/5.1906 - искл. 1919
«Стерлядь» НЗ 10.5.1904/1905/5.1906-искл. 1919
105/124 т, 20,4x3,5x3 м. Бенз. - 1, ЭД - 1, 160/60 л.с.= 9/4,5 узл. Эк. 22 чел. 1 ТА 450 мм.
Построены по чертежам американской ПЛ «Фултон». Однокорпусные, безотсечные ПЛ. К началу 1-й мировой войны морально устарели и боевого значения не имели. Находились в Ревеле на долговременном хранении, где были захвачены немцами и вывезены в Германию для разборки на металл.
Подводные лодки типа «Касатка» — 2 ед.
«Окунь» БЗ 4.1904/31.8.1904/7.7.1908 - искл. 1925
«Макрель» БЗ 4.1904/14.8.1904/22.7.1908 - искл. 1925
151/182 т, 33,5x3,7x3,3 м. Диз., ЭД, 120/100 л.с.=9/5 уз. Эк. 24 чел. 4 ТА Дж., 2 мины.
Спроектированы И.Г.Бубновым, всего построено 5 единиц. Однокорпусные, безотсечные ПЛ. «Окунь» и «Макрель» по первоначальному проекту должны были иметь в качестве двигателей надводного хода 3 бензиновых мотора, но из-за их отсутствия достройка задержалась. В конечном итоге были установлены дизели, работавшие с электромоторами на один вал. Лодки «Касатка» и «Граф Шереметьев» достроили по первоначальному проекту. Они были отправлены на Дальний Восток и принимали участие в русско-японской войне. В декабре 1915 г. оба корабля по ж. д. перевезли на Балтику и включили в состав Балтийского флота (см. раздел «Сибирская флотилия»). В годы 1-й мировой войны использовались для действий на коммуникациях противника в Ботническом заливе. В 1918 г. были отправлены на Каспийское море, где участвовали в боях с белогвардейцами и английскими интервентами. После Гражданской войны находились в порту на долговременном хранении и в середине 20-х гг. были разобраны на металл.