Сторожевые и патрульные суда

 

Сторожевые корабли типа «Голубь» — 2+4 ед.

53.jpg

 

«Голубь», «Пингвин», «Бекас», «Кулик», «Стриж», «Чибис».

 

400/530 т, 52x7,5x3,4 м. ПМ - 2, 1400 л.с.=15 уз., 60 т угля. Эк. 54 чел. 2— 102 мм/60, 1 — 40 мм зен., 3 пул.

 

Универсальные корабли специальной постройки, предназна­ченные для охраны баз и несения дозорной, конвойной и посыль­ной службы. Заложены в Гельсингфорсе в 1916— 1917 гг.; к на­чалу 1918 г. успели достроить только 2 головных. Все захвачены Финляндией; «Голубь» и «Пингвин» стали финскими «Уусимаа» и «Хамеенмаа», остальные 4 в 1920 г. были достроены для ВМС Чили под названиями «Оромпелло», «Эликура», «Колоколе» и «Люкотон».

 

Сторожевые корабли типа «Водорез» — 0+6 ед.

 

«Водорез», «Горлица», «Лунь», «Сова», «Филин», «Чирок».

 

350т, 50,1x6,8x2,3 м. ПМ - 2, 1150 л.с.=15 уз., 50 т угля. 2 - 75 мм/50.

 

Заложены на заводе Крейтона в Або в 1916 — 1917 гг. Подоб­ны сторожевым кораблям типа «Голубь». До апреля 1918 г. не были приняты флотом и остались в Финляндии. «Чирок» и «Фи­лин» в 1918 г. вошли в состав финских ВМС под названиями «Турунмаа» и «Карьяла». «Лунь» и «Водорез» в 1921 г. стали польски­ми канонерскими лодками «Комендант Пилсудский» и «Генерал Галлер». «Горлица» и «Сова» были разобраны на стапелях.

 

Сторожевые корабли типа «Копчик» — 2 ед.

 

«Копчик», «Коршун»

 

550 т, 51,2x7,3x2,9 м. ПМ - 2, 3 ПК, 1500 л.с.=15 уз., 38 т угля. Эк. 48 чел. 2—105 мм, 1 — 40 мм зен., 2 пул., до 70 мин загр.

 

Построены в Гельсингфорсе в 1915—1916 гг. Заложены как буксировщики артиллерийских щитов. Вооружены трофейными немецкими пушками, снятыми с крейсера «Магдебург». «Копчик» затонул 7.6.1923 в результате навигационной аварии; поднят, но в строй не вводился. «Коршун» в феврале 1925 г. переименован в «Пионер», служил на Балтике до 1959 г.

 

Посыльные суда типа «Барсук» — 7 ед.

54.jpg

 

«Барсук», «Выдра», «Горностай», «Куница», «Ласка», «Соболь», «Хорек».

 

168 т, 30,5x5,8x2,7 м. ПМ - 1, 1 ПК, 350 л.с.=11 уз. 2 — 75 мм, 1 —40 мм зен.

 

Бывшие портовые суда-отметчики 0-1 — 0-7. Построены в Фин­ляндии в 1915— 1916 гг. 17.12.1916 включены в состав БФ в ка­честве посыльных судов. «Барсук» погиб в октябре 1917 г. в ре­зультате навигационной аварии. Остальные служили в советском флоте до 40 — 50-х гг.; «Хорек» и «Куница» в 1923 г. переименова­ны соответственно в «Могилевский» и «Атарбеков».

 

Посыльное судно «Абрек» — 1 ед.

55.jpg

 

535 т, 65,7x7,62x3,35 м. ПМ - 2, 4 ПК, 4500 и.л.с.=21 уз., 90 т угля. 2-75 мм/50, 2 пул.

 

Бывший минный крейсер, построен в Або в 1895— 1897 гг. В 1907 г. переоборудован в посыльное судно и передан корпусу погранстражи. С началом 1-й мировой войны вновь включен в состав БФ. Сдан на слом в 1948 г.

 

Посыльные суда типа «Воевода» — 2 ед.

56.jpg

 

«Воевода», «Посадник».

 

415т, 60,2x7,39x3,Зм. ПМ - 1, 2 ПК, 3500 и.л.с.-21 уз., 80 т угля. Эк. 57 чел. 1 — 102 мм/60, 1 - 75 мм/50, 2 пул.

 

Бывшие минные крейсера, построены в Германии фирмой «Шихау» в 1891 — 1892 гг. В 1907 г. переоборудованы в посыльные суда. В 1917 г. на «Посаднике» одно 75-мм орудие заменено на второе 102-мм. В 1918 г. захвачены Финляндией и до 1940 г. служили в финском флоте под названиями «Матти Курки» и «Клас Хорн».

 

Посыльные суда, переоборудованные из старых миноносцев — 6 ед.

57.jpg

 

№ 104, № 115, № 131, «Чека», «Илим», «Перископ».

 

80- 102т, 1000-1300 и.л.с. = 18-20уз. 1 -75 мм/50, 1 -47мм, 1 —37 мм («Перископ»); 1—2 — 37 мм, 1 —2 пул. (остальные).

 

Построены в 1886 — 1897 гг. Наиболее мощно вооруженный «Перископ» (бывший миноносец «Даго») в годы 1-й мировой вой­ны обеспечивал деятельность подводных лодок. «Илим» (бывший «Або»),№104 (бывший «Сестрорецк»), № 115, 131 и «Чека» (все типа «Анакрия») были приданы соединениям легких сил флота. Все сданы на слом в 1920-е гг.

 

Сторожевой корабль «Ястреб» — 1 ед.

58.jpg

 

1150т, 57,9x8,8x4,9 м. ПМ-1, 1124 л.с.=12 уз. Эк. 68 чел. 2-105 мм, 2 пул.

 

Бывший грузопассажирский пароход «Боре-ll», построен в Фин­ляндии в 1900 г. Мобилизован 3.3.1916, вооружен трофейными не­мецкими пушками с крейсера «Магдебург». В октябре 1923 г. пе­реименован в «16 октября», сдан на слом в 1963 г.

 

Посыльные суда типа «Разведчик» — 2 ед.

 

«Разведчик», «Дозорный».

 

100т, 30,8x5x1,7м. ПМ - 1, 660 л.с.=16уз. Эк. 31 чел. 1 -37мм, 2 пул.

 

Бывшие конвоиры императорских яхт. Построены в Або в 1903 — 1905 гг. Сданы на слом в 1957 — 1958 гг.

 

Посыльные суда типа «Конвоир» — 2 ед.

 

«Конвоир», «Спутник».

 

211 т, 37x6,1x1,8 м. ПМ - 1, 500 л.с.=12 уз. Эк. 20 чел. 2-57 мм, 2 — 37 мм.

 

Бывшие конвоиры подводных лодок. Построены в Санкт-Петер­бурге и Кронштадте в 1912— 1913 гг. «Конвоир» погиб 19.10.1917 в результате столкновения, «Спутник» в 1918— 1940 гг. входил в со­став ВМФ Эстонии под названием «Лайне», сдан на слом в 1954 г.

 

Посыльные суда типа «Кондор» — 2 ед.

 

«Кондор», «Беркут».

 

322 т, 48,6x6,6x2,4 м. ПМ, 1200 л.с.=13,5 уз. 4-47 мм, 2-37 мм.

 

Бывшие крейсера корпуса пограничной стражи, построены в Финляндии в 1902—1904 гг. 1.8.1914 включены в состав БФ, в апреле 1918 оставлены в Финляндии в неисправном состоянии.