Подводные лодки
Подводные лодки типа АГ — 6 ед.
АГ-21 28.3.1917/10.1917/1918 - искл. 1954
АГ-22 30.3.1917/1918/5.8.1919-искл. 1924
АГ-23 29.4.1917/1.6.1920/22.9.1920-искл.1945
АГ-24 21.11.1919/2.4.1921/22.7.1921 -искл.1950
АГ-25 11.7.1921/5.4.1922/26.5.1922-погибла в 1943
АГ-26 23.10.1920/24.2.1923/11.7.1923-искл. 1947
355/434 т, 46x4,9x3,8 м. Диз. - 2, ЭД-2, 480/320 л.с.=13/9 уз. Эк. 24 чел. 1 пул., 4 ТА 450 мм.
Лодки типа «Американский Голланд». Первоначально строились по заказу Великобритании. Были перекуплены Россией и в виде отдельных секций на судах перевезены во Владивосток, а затем по ж.д. — в Николаев. Собирались на заводе «Наваль». Однокорпусные, 5-отсечные, с устройством для работы дизелей в позиционном положении. Участия в боевых действиях в 1-й мировой войне не принимали. АГ-21 затоплена 26.4.1919 у Севастополя англичанами, но в 1928 г. поднята и введена в состав РККФ. АГ-22 уведена Врангелем в Бизерту, остальные достроены при Советской власти.
Подводные лодки типа «Лебедь» — 6 ед.
«Утка» БЗ (Н) 1.8.1915/10.1916/12.1917-искл. 1924
«Гагара» БЗ (Н) 29.8.1915/24.9.1916/20.6.1917 - погибла 26.4.1919
«Буревестник» ОНЗиВ 10.1915/12.11.1916/9.1917- искл. 1924
«Лебедь» ОНЗиВ 10.1915/13.9.1917 - погибла 1.1920
«Пеликан» ОНЗиВ 10.1915/4.3.1917 - погибла 1.1920
«Орлан» ОНЗиВ 10.1915/12.11.1916/9.1917- погибла 26.4.1919
650/785 т, 67,9x4,5x4,1 мм. Диз. - 2, ЭД-2, 2500/900 л.с.=16/9 уз. Эк. 41 чел. 2 — 75 мм/50, 1 пул. («Утка», «Гагара»), 1 — 75 мм/50, 1—37 мм, 1 пул.(на остальных), 6 ТА 450 мм.
Развитие ПЛ типа «Барс». Отличались от прототипа наличием скуловых килей и устройством, позволяющим ложиться на твердый грунт. Однокорпусные, безотсечные ПЛ. Участия в боевых действиях не принимали. «Утка» и «Буревестник» были уведены белогвардейцами в Бизерту, где их разобрали на металл. «Орлан» и «Гагара», а также недостроенные «Пеликан» и «Лебедь» затоплены белогвардейцами в районе Севастополя и Одессы. «Орлан» и «Пеликан» были подняты партией ЭПРОНа и сданы на слом в середине 20-х гг.
Подводные лодки типа «Нарвал» — 3 ед.
«Нарвал» НЗ (Н) 1911/1914/23.8.1915 - погибла 26.4.1919
«Кит» НЗ (Н) 1911/1914/8.9.1915-погибла 26.4.1919
«Кашалот» НЗ (Н) 1911/1914/3.5.1916-погибла 26.4.1919
621/994 т, 70x6,5x3,6 м. Диз. - 2, ЭД-2, 640/490 л.с.=13/ 11,5 уз. Эк. 41 чел. 2 — 75 мм/50, 8 ТА 450 мм.
Проект фирмы «Холланд» (США). Полуторакорпусные, семиотсечные ПЛ. Считались лучшими субмаринами русского флота периода 1-й мировой войны. Первоначально предполагалось оснастить двумя дизелями по 850 л.с. немецкой разработки, что должно было обеспечить скорость надводного хода в 16 уз. Использовались на торговых коммуникациях противника. В общей сложности уничтожили около 40 парусных судов, 2 транспорта и посыльное судно. Затоплены англичанами в районе Севастополя. «Кит» весной 1936 г. поднят партией ЭПРОНа и сдан на слом.
Подводные лодки типа «Нерпа» — 3 ед.
«Нерпа» БЗ (Н) 25.6.1911/19.10.1913/26,2.1915-искл. 1929
«Морж» БЗ (Н) 25.6.1911/15.9.1913/8.4.1915-погибла 5.1917
«Тюлень» БЗ (Н) 25.6.1911/19.10.1913/26.2.1915-искл. 1924
630/790 т, 67,4x4,4x3,9 м. Диз. - 2, ЭД-2, 500/900 л.с.= 11/9 уз. Эк.
39 чел. 2 — 75 мм/50, 1 — 37 мм, 12 ТА 450 мм.
Проект И.Г.Бубнова. Однокорпусные, безотсечные ПЛ, развитие типа
«Акула». По первоначальному проекту их предполагалось оснастить 2 дизелями по
1140 л.с., что должно было обеспечить скорость надводного хода в 19 уз. Однако
пришлось установить дизели, снятые с канонерских лодок Амурской флотилии.
Использовались на торговых коммуникациях противника. В общей сложности
уничтожили 32 парусных судна и 6 транспортов. «Морж» погиб на позиции по
неизвестной причине. «Тюлень» уведен белогвардейцами в Бизерту, где разобран
на металл в середине 30-х гг. «Нерпа» входила в состав советских МСЧМ,
исключена из состава флота по техническому состоянию.
Подводная лодка «Краб» — 1 ед.
«Краб» ОНЗиВ
1909/12.8.1912/25.6.1915-погибла 26.4.1919
512/722,1 т, 52,8x4,3x3,9 м. Бенз. -4, ЭД-2, 1320/660 л.с.=11,8/ 7,5
уз. Эк. 53 чел. 1—37 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм, 60 мин загр.
Первый в мире подводный минный заградитель. Мины располагались в двух
коридорах, имевших конвейерную цепь. Керосиновые двигатели отличались крайней
ненадежностью, что ограничивало боевое использование ПЛ. Привлекалась к минным
постановкам в проливе Босфор и на подходах к нему. Была затоплена
англо-французскими интервентами в р-не Севастополя. В 1935 г. поднята партией
ЭПРОНа и сдана на слом.
Подводные лодки типа «Карп» — 2 ед.
«Карп» Герм. 5.1904/6.1907/9.1907-погибла 26.4.1919
«Карась» Герм.
5.1904/30.5.1907/10.9.1907-погибла 26.4.1919
209/239 т, 39,6x3,1x2,8 м. Бенз. - 2, ЭД-2, 400/360 л.с.=10,8/ 8,6 уз.
Эк. 29 чел. 3 ТА 450 мм.
Построены в Германии по заказу России. Первоначально предназначались
для Тихого океана. Имели ненадежные керосиновые двигатели, ограничивавшие их
боевое использование. Третий корабль данного типа — «Камбала» — 23.5.1909 во
время выхода в учебную торпедную атаку был протаранен броненосцем «Ростислав»
и затонул. В начале 1911 г. ее подняли, но в строй не вводили и сдали на слом.
«Карп» и «Карась» использовались в основном для учебных целей и к участию в
боевых действиях практически не привлекались. Оба корабля затоплены
англо-французскими интервентами в районе Севастополя.
Подводные лодки типа «Белуга» — 2 ед.
«Судак» НЗ 1.1907/6.1907/10.1907-погибла 26.4.1919
«Лосось» НЗ 10.1904/1905/5.1906-погибла 26.4.1919
110/126 т, 20,9x3,7x2,9 м. Диз. - 1, ЭД - 1, 160/70 л.с.=9,6/6 уз. Эк.
22 чел. ТА 450 мм.
Построены по чертежам закупленной в США ПЛ «Фултон». Однокорпусные,
безотсечные ПЛ. Неустойчивы по дифференту. К моменту начала 1-й мировой войны
морально устарели и боевой ценности не имели. Использовались для учебных целей.
Затоплены англо-французскими интервентами в районе Севастополя. «Лосось» в
1932 г. поднята партией ЭПРОНа и передана школе водолазов. Разобрана на металл
в 1975 г.