Подводные лодки

 

Подводные лодки типа АГ — 6 ед.

 

АГ-21 28.3.1917/10.1917/1918 - искл. 1954

АГ-22 30.3.1917/1918/5.8.1919-искл.  1924

АГ-23 29.4.1917/1.6.1920/22.9.1920-искл.1945

АГ-24 21.11.1919/2.4.1921/22.7.1921 -искл.1950

АГ-25 11.7.1921/5.4.1922/26.5.1922-погибла в 1943

АГ-26 23.10.1920/24.2.1923/11.7.1923-искл.  1947

 

355/434 т, 46x4,9x3,8 м. Диз. - 2, ЭД-2, 480/320 л.с.=13/9 уз. Эк. 24 чел. 1 пул., 4 ТА 450 мм.

 

Лодки типа «Американский Голланд». Первоначально строились по заказу Великобритании. Были перекуплены Россией и в виде отдельных секций на судах перевезены во Владивосток, а затем по ж.д. — в Николаев. Собирались на заводе «Наваль». Однокорпусные, 5-отсечные, с устройством для работы дизелей в позици­онном положении. Участия в боевых действиях в 1-й мировой вой­не не принимали. АГ-21 затоплена 26.4.1919 у Севастополя ан­гличанами, но в 1928 г. поднята и введена в состав РККФ. АГ-22 уведена Врангелем в Бизерту, остальные достроены при Совет­ской власти.

 

Подводные лодки типа «Лебедь» — 6 ед.

77.jpg

 

«Утка»             БЗ (Н) 1.8.1915/10.1916/12.1917-искл.  1924

«Гагара»          БЗ (Н) 29.8.1915/24.9.1916/20.6.1917 - погибла 26.4.1919

«Буревестник» ОНЗиВ 10.1915/12.11.1916/9.1917- искл. 1924

«Лебедь»         ОНЗиВ 10.1915/13.9.1917 - погибла 1.1920

«Пеликан»       ОНЗиВ 10.1915/4.3.1917 - погибла 1.1920

«Орлан»          ОНЗиВ 10.1915/12.11.1916/9.1917- погибла 26.4.1919

 

650/785 т, 67,9x4,5x4,1 мм. Диз. - 2, ЭД-2, 2500/900 л.с.=16/9 уз. Эк. 41 чел. 2 — 75 мм/50, 1 пул. («Утка», «Гагара»), 1 — 75 мм/50, 1—37 мм, 1 пул.(на остальных), 6 ТА 450 мм.

 

Развитие ПЛ типа «Барс». Отличались от прототипа наличием скуловых килей и устройством, позволяющим ложиться на твердый грунт. Однокорпусные, безотсечные ПЛ. Участия в боевых дей­ствиях не принимали. «Утка» и «Буревестник» были уведены бе­логвардейцами в Бизерту, где их разобрали на металл. «Орлан» и «Гагара», а также недостроенные «Пеликан» и «Лебедь» затопле­ны белогвардейцами в районе Севастополя и Одессы. «Орлан» и «Пеликан» были подняты партией ЭПРОНа и сданы на слом в се­редине 20-х гг.

 

Подводные лодки типа «Нарвал» — 3 ед.

78.jpg

 

«Нарвал»      НЗ (Н) 1911/1914/23.8.1915 - погибла 26.4.1919

«Кит»           НЗ (Н) 1911/1914/8.9.1915-погибла 26.4.1919

«Кашалот»   НЗ (Н) 1911/1914/3.5.1916-погибла 26.4.1919

 

621/994 т, 70x6,5x3,6 м. Диз. - 2, ЭД-2, 640/490 л.с.=13/ 11,5 уз. Эк. 41 чел. 2 — 75 мм/50, 8 ТА 450 мм.

 

Проект фирмы «Холланд» (США). Полуторакорпусные, семиотсечные ПЛ. Считались лучшими субмаринами русского флота периода 1-й мировой войны. Первоначально предполагалось ос­настить двумя дизелями по 850 л.с. немецкой разработки, что должно было обеспечить скорость надводного хода в 16 уз. Использо­вались на торговых коммуникациях противника. В общей сложности уничтожили около 40 парусных судов, 2 транспорта и посыльное судно. Затоплены англичанами в районе Севастополя. «Кит» вес­ной 1936 г. поднят партией ЭПРОНа и сдан на слом.

 

Подводные лодки типа «Нерпа» — 3 ед.

79.jpg

 

«Нерпа» БЗ (Н) 25.6.1911/19.10.1913/26,2.1915-искл. 1929

«Морж» БЗ (Н) 25.6.1911/15.9.1913/8.4.1915-погибла 5.1917

«Тюлень» БЗ (Н) 25.6.1911/19.10.1913/26.2.1915-искл.  1924

 

630/790 т, 67,4x4,4x3,9 м. Диз. - 2, ЭД-2, 500/900 л.с.= 11/9 уз. Эк. 39 чел. 2 — 75 мм/50, 1 — 37 мм, 12 ТА 450 мм.

 

Проект И.Г.Бубнова. Однокорпусные, безотсечные ПЛ, разви­тие типа «Акула». По первоначальному проекту их предполагалось оснастить 2 дизелями по 1140 л.с., что должно было обеспечить скорость надводного хода в 19 уз. Однако пришлось установить дизели, снятые с канонерских лодок Амурской флотилии. Исполь­зовались на торговых коммуникациях противника. В общей сложности уничтожили 32 парусных судна и 6 транспортов. «Морж» погиб на позиции по неизвестной причине. «Тюлень» уведен бе­логвардейцами в Бизерту, где разобран на металл в середине 30-х гг. «Нерпа» входила в состав советских МСЧМ, исключена из состава флота по техническому состоянию.

 

Подводная лодка «Краб» — 1 ед.

80.jpg

 

«Краб» ОНЗиВ  1909/12.8.1912/25.6.1915-погибла 26.4.1919

 

512/722,1 т, 52,8x4,3x3,9 м. Бенз. -4, ЭД-2, 1320/660 л.с.=11,8/ 7,5 уз. Эк. 53 чел. 1—37 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм, 60 мин загр.

 

Первый в мире подводный минный заградитель. Мины распо­лагались в двух коридорах, имевших конвейерную цепь. Кероси­новые двигатели отличались крайней ненадежностью, что ограни­чивало боевое использование ПЛ. Привлекалась к минным поста­новкам в проливе Босфор и на подходах к нему. Была затоплена англо-французскими интервентами в р-не Севастополя. В 1935 г. поднята партией ЭПРОНа и сдана на слом.

 

Подводные лодки типа «Карп» — 2 ед.

81.jpg

 

«Карп» Герм. 5.1904/6.1907/9.1907-погибла 26.4.1919

«Карась» Герм.   5.1904/30.5.1907/10.9.1907-погибла 26.4.1919

 

209/239 т, 39,6x3,1x2,8 м. Бенз. - 2, ЭД-2, 400/360 л.с.=10,8/ 8,6 уз. Эк. 29 чел. 3 ТА 450 мм.

 

Построены в Германии по заказу России. Первоначально пред­назначались для Тихого океана. Имели ненадежные керосиновые двигатели, ограничивавшие их боевое использование. Третий ко­рабль данного типа — «Камбала» — 23.5.1909 во время выхода в учебную торпедную атаку был протаранен броненосцем «Ростис­лав» и затонул. В начале 1911 г. ее подняли, но в строй не вводили и сдали на слом. «Карп» и «Карась» использовались в основном для учебных целей и к участию в боевых действиях практически не привлекались. Оба корабля затоплены англо-французскими интер­вентами в районе Севастополя.

 

Подводные лодки типа «Белуга» — 2 ед.

 

«Судак» НЗ 1.1907/6.1907/10.1907-погибла 26.4.1919

«Лосось» НЗ 10.1904/1905/5.1906-погибла 26.4.1919

 

110/126 т, 20,9x3,7x2,9 м. Диз. - 1, ЭД - 1, 160/70 л.с.=9,6/6 уз. Эк. 22 чел. ТА 450 мм.

 

Построены по чертежам закупленной в США ПЛ «Фултон». Од­нокорпусные, безотсечные ПЛ. Неустойчивы по дифференту. К моменту начала 1-й мировой войны морально устарели и боевой ценности не имели. Использовались для учебных целей. Затопле­ны англо-французскими интервентами в районе Севастополя. «Ло­сось» в 1932 г. поднята партией ЭПРОНа и передана школе водо­лазов. Разобрана на металл в 1975 г.