Минно-тральные корабли
Минные заградители типа «Буг» — 2 ед.
«Буг» Гет 1.1891/21.8.1891/26.11.1892-погиб 12.11.1920
«Дунай» Гет 1.1891/13.11.1891/20.4.1893 - погиб 4.11.1941
1382/1490 т, 62,2x10,4x4,6 м. ПМ - 2, 4 ПК, 1400 и.л.с.=13 уз., 100 т
угля. Эк. 226 чел. 2 — 75 мм/50, 4 — 47 мм (с 1915 г.), 350 мин загр.
Первоначально числились минными транспортами. «Буг» в 1905 г. во время
Севастопольского восстания был затоплен экипажем в Южной бухте. Поднят и
восстановлен как гидрографическое судно. С началом 1-й мировой войны
использовался как сетевой заградитель. Затонул 12.11.1920 в районе Ак-Мечети в
результате навигационной аварии. «Дунай» входил в состав РККФ под названиями
«1 Мая» и «Гидрограф», участвовал в Великой Отечественной войне и был потоплен
германской авиацией.
Малые моторные заградители — 5 ед.
№ 1 — N 5.
39/40,7 т, 20,1x5,4x0,9 м. Бенз. - 2, 60 л.с.=7,5 уз., 1,9 т нефти. Эк.
16 чел. 25 мин загр.
Построены в мастерских Севастопольского порта в 1911 — 1914 гг.
Классифицировались как минные моторные катера, активно использовались в
отрядах заградителей и партиях траления. Катер № 1 был уведен белогвардейцами
в Константинополь и продан одной из частных фирм. Катера № 2 и № 4 после
Гражданской войны использовались как лоцманские суда. № 5 затонул в Керчи в
1922 г. из-за разрушения корпуса. Судьба катера № 3 неизвестна.
Сетевой заградитель «Мина» — 1 ед.
«Мина» Лаз. Адм 1911/1913/18.7.1914 - искл. 1939
180/205 т, 36,3x9,6x1,1 м. Бенз. — 2, 160 л.с.=10 уз. Эк. 18 чел. 2 —
37 мм, 1 пул., 80 мин загр.
Предназначался для постановки позиционных минных заграждений в
Керченском проливе. После окончания Гражданской войны использовался как
вспомогательное плавсредство.
Минные заградители, переоборудованные из судов гражданского флота
«Прут» (быв. п/х «Москва») 5400 т,
113,1x13,1x7,2 м. ПМ, 2720 и.л.с.=12 уз., 3 — 37 мм, 3 пул., 900 мин
загр., погиб 1914 г.
«Константин» (быв. п/х «Великий Князь Константин») 2500 т,
90,7x11,3x4,5 м. ПМ, 2200 и.л.с.=13 уз. 1 - 152 мм, 1 - 75 мм, 2-37 мм, 1 пул.,
200 мин загр. Уведен в Константинополь.
«Георгий» (быв. п/х «Цесаревич Георгий») 2200 т, 87,8x11,3x4,2 м. ПМ,
2400 и.л.с.=14 уз. 1 — 152 мм, 3 — 75 мм, 1 пул., 280 мин загр. Уведен в
Константинополь.
«Великая княгиня Ксения» (быв. торг, п/х) 2700 т, 87,8x11,3x4,4 м. ПМ,
2360 и.л.с.=14,4 уз. 1 — 152 мм, 3 — 75 мм, 2 — 37 мм, 1 пул., 160 мин загр.
Уведен в Константинополь.
«Алексей» (быв. п/х «Великий князь Алексей») 2400 т, 90,4x11,2x4,8 м.
ПМ, 2400 и.л.с.=14 уз. 3 — 75 мм, 2 — 37 мм, 2 пул., 200 мин загр.
«Св. Николай» (быв. торг, п/х) 2700 т, 91,1x11,1x4,4 м. ПМ, 2400
и.л.с.=13,6 уз. 1—152 мм, 3 — 75 мм, 280 мин загр. Уведён в Константинополь.
«Дыхтау» 1112т, 73,5x10,7x2,3 м. ПМ, 700 и.л.с.=10 уз. 2 — 37 мм, 100
мин загр. Уведен в Константинополь.
«Бештау» 1210 т, 73,2x10,4x3,1 м. ПМ, 800 и.л.с.=10 уз. 4 — 47 мм, 300
мин загр. Уведен в Константинополь.
Тральщики типа «Альбатрос» — 2 ед.
«Альбатрос», «Баклан».
110 т, 25,9x5,3x1,5 м. ПМ -
2, 1
ПК, 350 л.с.=9 уз. Эк. 26 чел. 4 — 37 мм, тралы.
Первые тральщики Российского флота специальной постройки. Построены в
1909—1910 гг. в Одессе. Участвовали в боевых тралениях в годы 1-й мировой войны,
входили в состав белогвардейского флота. В ноябре 1920 г. уведены Врангелем в
Константинополь.
Тральщик «Чайка» — 1 ед.
24т, 15,5x3,7x1,22 м. Бенз.-1, 100л.с.=9,5 уз. 1 —37 мм, тралы.
Построен в 1909— 1910 гг. в Одессе. Участвовал в боевых тралениях в
годы 1-й мировой войны. Входил в состав белогвардейского флота, в 1920 г.
затоплен в Новороссийске. В 1921 г. поднят, в 1925 г. сдан на слом.
Тральщики, переоборудованные из торговых судов
В годы 1-й мировой войны в состав ЧФ было включено несколько десятков
торговых судов, переоборудованных в тральщики; в апреле 1916 г. их
насчитывалось 68 единиц. В ходе боевых действий погибли Т-33, Т-250 и Т-252;
большая часть оставшихся судов уведена Врангелем за границу.