Минно-тральные корабли

 

Минные заградители типа «Буг» — 2 ед.

83.jpg

 

«Буг» Гет 1.1891/21.8.1891/26.11.1892-погиб 12.11.1920

«Дунай» Гет 1.1891/13.11.1891/20.4.1893 - погиб 4.11.1941

 

1382/1490 т, 62,2x10,4x4,6 м. ПМ - 2, 4 ПК, 1400 и.л.с.=13 уз., 100 т угля. Эк. 226 чел. 2 — 75 мм/50, 4 — 47 мм (с 1915 г.), 350 мин загр.

 

Первоначально числились минными транспортами. «Буг» в 1905 г. во время Севастопольского восстания был затоплен экипажем в Южной бухте. Поднят и восстановлен как гидрографическое суд­но. С началом 1-й мировой войны использовался как сетевой за­градитель. Затонул 12.11.1920 в районе Ак-Мечети в результате навигационной аварии. «Дунай» входил в состав РККФ под назва­ниями «1 Мая» и «Гидрограф», участвовал в Великой Отечествен­ной войне и был потоплен германской авиацией.

 

Малые моторные заградители — 5 ед.

 

№ 1 — N 5.

 

39/40,7 т, 20,1x5,4x0,9 м. Бенз. - 2, 60 л.с.=7,5 уз., 1,9 т нефти. Эк. 16 чел. 25 мин загр.

 

Построены в мастерских Севастопольско­го порта в 1911 — 1914 гг. Классифициро­вались как минные моторные катера, ак­тивно использовались в отрядах загради­телей и партиях траления. Катер № 1 был уведен белогвардейцами в Константинополь и продан одной из частных фирм. Катера № 2 и № 4 после Гражданской вой­ны использовались как лоцманские суда. № 5 затонул в Керчи в 1922 г. из-за разрушения корпуса. Судьба катера № 3 неизвестна.

 

Сетевой заградитель «Мина» — 1 ед.

84.jpg

 

«Мина» Лаз. Адм 1911/1913/18.7.1914 - искл.  1939

 

180/205 т, 36,3x9,6x1,1 м. Бенз. — 2, 160 л.с.=10 уз. Эк. 18 чел. 2 — 37 мм, 1 пул., 80 мин загр.

 

Предназначался для постановки позиционных минных заграждений в Керченском проливе. После окончания Гражданской войны использовался как вспомогатель­ное плавсредство.

 

Минные заградители, переоборудованные из судов гражданского флота

 

«Прут» (быв. п/х «Москва») 5400 т,  113,1x13,1x7,2 м. ПМ, 2720 и.л.с.=12 уз., 3 — 37 мм, 3 пул., 900 мин загр., погиб 1914 г.

«Константин» (быв. п/х «Великий Князь Константин») 2500 т, 90,7x11,3x4,5 м. ПМ, 2200 и.л.с.=13 уз. 1 - 152 мм, 1 - 75 мм, 2-37 мм, 1 пул., 200 мин загр. Уведен в Константинополь.

«Георгий» (быв. п/х «Цесаревич Георгий») 2200 т, 87,8x11,3x4,2 м. ПМ, 2400 и.л.с.=14 уз. 1 — 152 мм, 3 — 75 мм, 1 пул., 280 мин загр. Уведен в Константинополь.

«Великая княгиня Ксения» (быв. торг, п/х) 2700 т, 87,8x11,3x4,4 м. ПМ, 2360 и.л.с.=14,4 уз. 1 — 152 мм, 3 — 75 мм, 2 — 37 мм, 1 пул., 160 мин загр. Уведен в Константинополь.

«Алексей» (быв. п/х «Великий князь Алексей») 2400 т, 90,4x11,2x4,8 м. ПМ, 2400 и.л.с.=14 уз. 3 — 75 мм, 2 — 37 мм, 2 пул., 200 мин загр.

«Св. Николай» (быв. торг, п/х) 2700 т, 91,1x11,1x4,4 м. ПМ, 2400 и.л.с.=13,6 уз. 1—152 мм, 3 — 75 мм, 280 мин загр. Уведён в Кон­стантинополь.

«Дыхтау» 1112т, 73,5x10,7x2,3 м. ПМ, 700 и.л.с.=10 уз. 2 — 37 мм, 100 мин загр. Уведен в Константинополь.

«Бештау» 1210 т, 73,2x10,4x3,1 м. ПМ, 800 и.л.с.=10 уз. 4 — 47 мм, 300 мин загр. Уведен в Константинополь.

 

Тральщики типа «Альбатрос» — 2 ед.

85.jpg

 

«Альбатрос», «Баклан».

 

110 т, 25,9x5,3x1,5 м.  ПМ - 2,  1  ПК, 350 л.с.=9 уз. Эк. 26 чел. 4 — 37 мм, тралы.

 

Первые тральщики Российского флота специальной постройки. Построены в 1909—1910 гг. в Одессе. Участвовали в боевых тралениях в годы 1-й мировой вой­ны, входили в состав белогвардейского флота. В ноябре 1920 г. уведены Вранге­лем в Константинополь.

 

Тральщик «Чайка» — 1 ед.

86.jpg

 

24т, 15,5x3,7x1,22 м. Бенз.-1, 100л.с.=9,5 уз. 1 —37 мм, тралы.

 

Построен в 1909— 1910 гг. в Одессе. Участвовал в боевых тралениях в годы 1-й мировой войны. Входил в состав белогвар­дейского флота, в 1920 г. затоплен в Ново­российске. В 1921 г. поднят, в 1925 г. сдан на слом.

 

Тральщики, переобору­дованные из торговых судов

 

В годы 1-й мировой войны в состав ЧФ было включено несколько десятков торго­вых судов, переоборудованных в тральщи­ки; в апреле 1916 г. их насчитывалось 68 единиц. В ходе боевых действий погибли Т-33, Т-250 и Т-252; большая часть оставших­ся судов уведена Врангелем за границу.