Вспомогательные суда
Десантные и тральные суда типа «Эльпидифор» — 3+17 ед.
№ 410 —№ 429.
1050/1300 т, 74,7x10,4x1,8 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1200 и.л.с.=10 уз. Эк. 33
чел. 3 — 102 мм/60, 2 — 76 мм зен., 2 пул., 120 мин загр.
По конструкции были аналогичны грузовому судну «Эльпидифор»,
служившему тральщиком на Черном море. Заказаны в 1916 г. николаевскому заводу
«Руссуд» для использования в качестве тральщиков, минных заградителей и
десантных транспортов. № 410 — № 412 вошли в строй в 1918г. и были уведены белогвардейцами
за границу. Остальные суда в годы Советской власти переоборудовали в
канонерские лодки (№ 413 — 417), нефтеналивные и угольные баржи (№ 418 — 423).
«Эльпидифор» № 415 погиб в январе 1921 г. в ходе боя с кораблями
врангелевского флота.
Десантные баржи типа «Болиндер» — 50 ед.
255 т, 54,7x7,1x1,2 м. Диз. - 2, 50 л.с.=5,5 уз.
Десантные баржи с аппарелью, построены в Николаеве в 1916 г. 29 единиц
не имели двигателей и служили в качестве несамоходных барж.
Мобилизованные суда
В годы 1-й мировой войны в состав ЧФ временно входило около 200
торговых судов, используемых в качестве транспортов, госпитальных судов,
плавбаз и т.п. В 1916 г. румынское правительство передало России 5 больших
грузопассажирских пароходов — «Дакия», «Император Траян», «Король Карл»,
«Принчипесса Мария» и «Румыния», включенных в состав ЧФ под прежними именами в
качестве посыльных судов. Наиболее мощным из них была «Румыния», превращенная в
гидрокрейсер (1905 г., 4500 т, 106,2x12,3x5,7 м, 6500 л.с.=18 уз., 4— 152 мм/45,
1 — 75 мм зен., 7 гидросамолетов). В 1918 г. все суда были возвращены Румынии.