Флотилия Северного Ледовитого океана (СЛО)

 

Линкор «Чесма» — 1 ед.

107.jpg

 

«Чесма» Нов.Адм 7.5.1892/25.10.1894/18.8.1896 - искл,  1924

 

12 950/13 850 т, 114,3x21,3x7,9 м. ПМ - 2, 14 ПК, 10 600 и.л.с.=16 уз., 900 т угля. Броня: пояс до 368 мм, башни ГК до 254 мм, башни СК до 127 мм, палубы до 76 мм. Эк. 716 чел. 4 — 305 мм/40, 12 — 152 мм/50, 6 пул., 6 ТА 450 мм.

 

Бывший эскадренный броненосец «Полтава». Входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. 20.12.1904 подорван экипажем в Порт-Артуре накануне капитуляции крепости. Поднят японца­ми и под названием «Танго» прослужил в их фло­те до марта 1916 г., затем был выкуплен рус­ским правительством. В феврале 1917 г. вклю­чен в состав флотилии СЛО. В 1921 г. законсер­вирован и сдан в Архангельский порт на хране­ние, в 1924 г. разобран на металл.

 

Броненосный крейсер «Пересвет» —1 ед.

108.jpg

 

«Пересвет» БЗ 9.11.1895/7.5.1898/1901 -погиб 22.12.1916

 

12 950/14070 т, 133,4x21,8x7,9 м. ПМ - 3, 30 ПК, 14 500 и.л.с.=18 уз., 1100 т угля. Броня: пояс до 229 мм, казематы до 127 мм, баш­ни до 229 мм, барбеты до 203 мм, рубка до 152 мм. 4 — 254 мм/45, 10-152 мм/45, 16-76 мм/40, 4 пул., 5 ТА 381 мм.

 

До 1905 г. эскадренный броненосец «Пересвет» входил в состав 1-й Тихооке­анской эскадры. 20.12.1904 подорван эки­пажем в Порт-Артуре накануне капитуляции крепости. Поднят японцами и под названи­ем «Сагами» прослужил в их флоте до мар­та 1916 г., когда был выкуплен русским пра­вительством. По конструкции представлял собой относительно быстроходный море­ходный броненосец с ослабленной защитой и легким вооружением, что и позволи­ло в 1916 г. отнести его к классу крейсе­ров. 22.12.1916 при выходе из Порт-Саида подорвался на мине, выставленной герман­ской ПЛ U-73, от детонации боезапаса пе­ревернулся и затонул.

 

Бронепалубный крейсер «Варяг» — 1 ед.

109.jpg

 

«Варяг» Крамп 10.5.1899/19.10.1899/2.1.1901 - погиб в 1919

 

6450/7220 т, 129,6x15,9x5,9 м. ПМ - 2, 30 ПК, 20 000 и.л.с.=23 уз., 770 т угля. Броня: палуба до 76 мм, рубка до 152 мм. Эк. 580 чел. 12-152 мм/45, 10-76 мм/40, 4 пул., 2 ТА 450 мм.

 

До 1905 г. крейсер 1 ранга «Варяг» вхо­дил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. 27.1.1904 затоплен экипажем на рейде Че­мульпо после боя с японской эскадрой. Поднят японцами и под названием «Сойя» прослужил в их флоте до марта 1916 г., ког­да был выкуплен русским правительством. С 10.1917 включен в состав флотилии СЛО, но в конце 1917г. реквизирован правитель­ством Великобритании в Ливерпуле, где проходил ремонт. Погиб в конце 1919 г, во время шторма в Ирландском море при бук­сировке на разборку.

 

Подводная лодка «Святой Георгий» — 1 ед.

110.jpg

 

«Святой Георгий» Фиат (Специя) 10.1916/8.4.1917/7.5.1917-искл. 1924

 

260/305 т, 45x4,3x3,1  м. Диз. - 2, ЭД - 4, 720/600 л.с.=16/9 уз. Эк. 27 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Двухкорпусная ПЛ прибрежного действия, семиотсечная. Проект фирмы «Лауренти». По своим конструктивным особен­ностям (отсутствие теплоизоляции, обмерзание клапанов вентиляции и т.д.) не могла использоваться в условиях СЛО. В 1921 г. сдана в порт на хранение и в 1924 г. была разоружена и разо­брана на металл.

 

Подводные лодки типа 27-В — 2 ед.

111.jpg

 

№ 1, 2.

 

33/43,6 т, 20,4x2,18x1,8 м. Диз. - 1, ЭД - 1, 50/35 л.с.=8/6 уз. Эк. 8 чел. 2 ТА 450 мм.

 

Сверхмалые ПЛ для обороны приморских крепостей. Построе­ны на Невском заводе в Санкт-Петербурге в 1914 г. 4.8.1915 до­ставлены по ж.д. в Архангельск, с июня 1916 г. № 1 базировалась в Кольском заливе, несла позиционную и дозорную службу. 26.4.1917 затонула в Мурманске во время шторма, 28.7.1917 под­нята и сдана на хранение. В 1920 г. перевезена в Архангельск и разобрана на металл. № 2 при следовании на буксире у парохода «Сергей Витте» 15.10.1915 выброшена на берег в горле Белого моря и разбита прибоем. Третья однотипная ПЛ №3 в 1916 г. пе­ревезена с Балтики на Дунай, действовала в составе Дунайской флотилии. В 1918 г. захвачена австро-венгерскими войсками.

 

Тральщики типа «Бомбардир» —12 ед.

112.jpg

 

Т13 —Т24.

 

500/580 т, 43,2x7,2x3,5 м. ПМ - 1, 1 ПК, 500 и.л.с.=11 уз. Эк. 35 чел. 1—57 мм, 1 пул., с 1917 г.: 1 —75 мм/50, 1 пул., 30 мин загр.

 

Построены в 1916 г. в Англии на осно­ве проекта рыболовецкого траулера «Бом­бардир». Корпус с ледокольными обвода-

ми и ледовыми подкреплениями. В 1918 г. Т13, Т14, Т16, Т17, Т20 и Т22 были за­хвачены английскими интервентами и уве­дены за границу. Т19 во время перехода в Россию выскочил на камни у берегов Шотландии и затонул. Т18 во время бое­вого траления в марте 1917 г. выскочил на камни в Кольском заливе и был разру­шен прибоем. Остальные корабли после Гражданской войны переоборудованы в торговые суда.

 

Тральщики, переоборудованные из траулеров и торговых судов

 

В качестве тральщиков, как правило, использовались трау­леры или небольшие каботажные пароходы. Так, ими стали тра­улеры «Запад», «Юг» (погиб в ходе боевого траления), «Север» (погиб в ходе боевого траления), «Восток», «Николай» (погиб по навигационным причинам), «Опыт» (погиб по навигационным причинам), «Святой Николай» (погиб в ходе боевого траления), «Орезунд» (погиб в ходе боевого траления), «Эмма», «Вельмо­жа», «Антоний» и «Александра». Все они имели водоизмещение порядка 150 - 200 т, ПМ - 1, 180 - 400 и.л.с.=8 - 12 уз. Вооружение состояло из 1 орудия, как правило, 47-мм, 1 — 2 пулеме­тов и трального оборудования. Кроме того, за границей были закуплены следующие тральщики: в Норвегии — Т1 — Т4 (117 т, ПМ, 350 и.л.с., 1 пул.), Т8 (200 т, ПМ, 450 и.л.с., 1 —57 мм); в Испании-Т25-Т29, (259 т, ПМ, 450 и.л.с., 1 -57 мм); в Ар­гентине - ТЗО - Т40 (284 т, ПМ, 450 и.л.с., 1 -57 мм); в Анг­лии — Т5 (200 т, ПМ, 450 и.л.с.). Все они после Гражданской войны были переоборудованы в траулеры либо уведены за гра­ницу интервентами.