Флотилия Северного Ледовитого океана (СЛО)
Линкор «Чесма» — 1 ед.
«Чесма» Нов.Адм 7.5.1892/25.10.1894/18.8.1896 - искл, 1924
12 950/13 850 т, 114,3x21,3x7,9 м. ПМ - 2, 14 ПК, 10 600 и.л.с.=16 уз.,
900 т угля. Броня: пояс до 368 мм, башни ГК до 254 мм, башни СК до 127 мм,
палубы до 76 мм. Эк. 716 чел. 4 — 305 мм/40, 12 — 152 мм/50, 6 пул., 6 ТА 450
мм.
Бывший эскадренный броненосец «Полтава». Входил в состав 1-й
Тихоокеанской эскадры. 20.12.1904 подорван экипажем в Порт-Артуре накануне
капитуляции крепости. Поднят японцами и под названием «Танго» прослужил в их
флоте до марта 1916 г., затем был выкуплен русским правительством. В феврале
1917 г. включен в состав флотилии СЛО. В 1921 г. законсервирован и сдан в
Архангельский порт на хранение, в 1924 г. разобран на металл.
Броненосный крейсер «Пересвет» —1 ед.
«Пересвет» БЗ 9.11.1895/7.5.1898/1901 -погиб 22.12.1916
12 950/14070 т, 133,4x21,8x7,9 м. ПМ - 3, 30 ПК, 14 500 и.л.с.=18 уз.,
1100 т угля. Броня: пояс до 229 мм, казематы до 127 мм, башни до 229 мм,
барбеты до 203 мм, рубка до 152 мм. 4 — 254 мм/45, 10-152 мм/45, 16-76 мм/40, 4
пул., 5 ТА 381 мм.
До 1905 г. эскадренный броненосец «Пересвет» входил в состав 1-й
Тихоокеанской эскадры. 20.12.1904 подорван экипажем в Порт-Артуре накануне
капитуляции крепости. Поднят японцами и под названием «Сагами» прослужил в их
флоте до марта 1916 г., когда был выкуплен русским правительством. По
конструкции представлял собой относительно быстроходный мореходный броненосец
с ослабленной защитой и легким вооружением, что и позволило в 1916 г. отнести
его к классу крейсеров. 22.12.1916 при выходе из Порт-Саида подорвался на
мине, выставленной германской ПЛ
U-73, от
детонации боезапаса перевернулся и затонул.
Бронепалубный крейсер «Варяг» — 1 ед.
«Варяг» Крамп 10.5.1899/19.10.1899/2.1.1901 - погиб в 1919
6450/7220 т, 129,6x15,9x5,9 м. ПМ - 2, 30 ПК, 20 000 и.л.с.=23 уз., 770
т угля. Броня: палуба до 76 мм, рубка до 152 мм. Эк. 580 чел. 12-152 мм/45,
10-76 мм/40, 4 пул., 2 ТА 450 мм.
До 1905 г. крейсер 1 ранга «Варяг» входил в состав 1-й Тихоокеанской
эскадры. 27.1.1904 затоплен экипажем на рейде Чемульпо после боя с японской
эскадрой. Поднят японцами и под названием «Сойя» прослужил в их флоте до марта
1916 г., когда был выкуплен русским правительством. С 10.1917 включен в состав
флотилии СЛО, но в конце 1917г. реквизирован правительством Великобритании в Ливерпуле,
где проходил ремонт. Погиб в конце 1919 г, во время шторма в Ирландском море
при буксировке на разборку.
Подводная лодка «Святой Георгий» — 1 ед.
«Святой Георгий» Фиат (Специя) 10.1916/8.4.1917/7.5.1917-искл. 1924
260/305 т, 45x4,3x3,1 м. Диз. -
2, ЭД - 4, 720/600 л.с.=16/9 уз. Эк. 27 чел. 2 ТА 450 мм.
Двухкорпусная ПЛ прибрежного действия, семиотсечная. Проект фирмы
«Лауренти». По своим конструктивным особенностям (отсутствие теплоизоляции,
обмерзание клапанов вентиляции и т.д.) не могла использоваться в условиях СЛО.
В 1921 г. сдана в порт на хранение и в 1924 г. была разоружена и разобрана на
металл.
Подводные лодки типа 27-В — 2 ед.
№ 1, 2.
33/43,6 т, 20,4x2,18x1,8 м. Диз. - 1, ЭД - 1, 50/35 л.с.=8/6 уз. Эк. 8
чел. 2 ТА 450 мм.
Сверхмалые ПЛ для обороны приморских крепостей. Построены на Невском
заводе в Санкт-Петербурге в 1914 г. 4.8.1915 доставлены по ж.д. в Архангельск,
с июня 1916 г. № 1 базировалась в Кольском заливе, несла позиционную и дозорную
службу. 26.4.1917 затонула в Мурманске во время шторма, 28.7.1917 поднята и
сдана на хранение. В 1920 г. перевезена в Архангельск и разобрана на металл. №
2 при следовании на буксире у парохода «Сергей Витте» 15.10.1915 выброшена на
берег в горле Белого моря и разбита прибоем. Третья однотипная ПЛ №3 в 1916 г.
перевезена с Балтики на Дунай, действовала в составе Дунайской флотилии. В
1918 г. захвачена австро-венгерскими войсками.
Тральщики типа «Бомбардир» —12 ед.
Т13 —Т24.
500/580 т, 43,2x7,2x3,5 м. ПМ - 1, 1 ПК, 500 и.л.с.=11 уз. Эк. 35 чел.
1—57 мм, 1 пул., с 1917 г.: 1 —75 мм/50, 1 пул., 30 мин загр.
Построены в 1916 г. в Англии на основе проекта рыболовецкого траулера
«Бомбардир». Корпус с ледокольными обвода-
ми и ледовыми подкреплениями. В 1918 г. Т13, Т14, Т16, Т17, Т20 и Т22
были захвачены английскими интервентами и уведены за границу. Т19 во время
перехода в Россию выскочил на камни у берегов Шотландии и затонул. Т18 во время
боевого траления в марте 1917 г. выскочил на камни в Кольском заливе и был
разрушен прибоем. Остальные корабли после Гражданской войны переоборудованы в
торговые суда.
Тральщики, переоборудованные из траулеров и торговых судов
В качестве тральщиков, как правило, использовались траулеры или
небольшие каботажные пароходы. Так, ими стали траулеры «Запад», «Юг» (погиб в
ходе боевого траления), «Север» (погиб в ходе боевого траления), «Восток»,
«Николай» (погиб по навигационным причинам), «Опыт» (погиб по навигационным
причинам), «Святой Николай» (погиб в ходе боевого траления), «Орезунд» (погиб в
ходе боевого траления), «Эмма», «Вельможа», «Антоний» и «Александра». Все они
имели водоизмещение порядка 150 - 200 т, ПМ - 1, 180 - 400 и.л.с.=8 - 12 уз.
Вооружение состояло из 1 орудия, как правило, 47-мм, 1 — 2 пулеметов и
трального оборудования. Кроме того, за границей были закуплены следующие
тральщики: в Норвегии — Т1 — Т4 (117 т, ПМ, 350 и.л.с., 1 пул.), Т8 (200 т, ПМ,
450 и.л.с., 1 —57 мм); в Испании-Т25-Т29, (259 т, ПМ, 450 и.л.с., 1 -57 мм); в
Аргентине - ТЗО - Т40 (284 т, ПМ, 450 и.л.с., 1 -57 мм); в Англии — Т5 (200
т, ПМ, 450 и.л.с.). Все они после Гражданской войны были переоборудованы в
траулеры либо уведены за границу интервентами.