«Семерка» — главный козырь Кригсмарине

 

Субмарина VII серии (Официально немецкие субмарины име­новались «typ VII» (тип VII), но в отечественной литературе обычно применяется термин «VII се­рия». Оба этих обозначения тождественны) являлась про­стой для строительства однокорпусной, точнее — полуторакорпусной лодкой, к прочному корпусу которой были при­строены носовая, кормовая оконечнос­ти и палубная надстройка с относитель­но небольшим ограждением рубки. Во­доизмещение — порядка 500 т, длина 64,5 м. В боковых булях (полусферичес­ких наклепках) помещались уравнитель­ная и балластные цистерны. Внутри прочного корпуса под центральным пос­том находилась главная балластная цис­терна, а за центральным постом — ем­кости для топлива. Благодаря их разме­щению внутри прочного корпуса удава­лось избежать предательских нефтяных дорожек на водной поверхности. Запас плавучести — 17,4%. Экипаж насчитывал 44 человека, в том числе четыре офи­цера. Максимальная скорость надводно­го хода— 16,5— 17 узлов, дальность плавания экономичным 14,8-узловым ходом — 11 100 км.

Материал корпуса (сталь с высоким сопротивлением) позволял лодкам пог­ружаться на глубину до 100 м; на моди­фицированных субмаринах этот показа­тель значительно возрос. Хотя предель­ная глубина погружения официально считалась равной 120 м для лодок пер­вых серий, но при этом необходимо учи­тывать, что коэффициент безопасности на немецких кораблях равнялся 2,3. Французский историк флота Анри Ле Массой в своей книге «От «Наутилуса» до «Редутабля» рассказывает, что од­ному из немецких командиров-подвод­ников удалось опуститься на 265 м, и его субмарина затем благополучно всплы­ла на поверхность. Это, вероятно, было сказано об U-331, потопившей тремя торпедами английский линейный ко­рабль «Бархэм» 25 ноября 1941 года. U-331 сначала выбросило на поверх­ность после выпуска веера из четырех торпед, а затем в ходе срочного погру­жения на ней вышли из строя глубино­меры. Но подобные «ныряния» являлись исключениями. Многим экипажам уже не рассказать о подобных забавах, так как они остались навечно «отдыхать» на дне морском.

Вооружение состояло из четырех но­совых торпедных аппаратов, расположен­ных попарно по бокам, и одного кормо­вого. Из артиллерии «семерка» несла 88-мм пушку с длиною ствола 44 калибра пе­ред ограждением рубки боезапасом в 250 снарядов, находившимся внутри прочно­го корпуса (снаряды передавались наверх вручную, по цепочке), и одну 20-мм зенит­ную установку с боезапасом в 4400 пат­ронов. До 1943 года 20-мм автоматы были, как правило, одноствольными, но затем стали устанавливать и спаренные, и счет­веренные.

Запас торпед на субмарине состав­лял 11 единиц. Перезарядка каждого тор­педного аппарата занимала достаточно много времени — от 10 до 20 минут. Вместо торпед лодки могли брать 22 мины типа ТМА или 33 типа ТМВ, кото­рые ставились непосредственно из тор­педных аппаратов.

Особенностью германских субмарин, в том числе и лодок VII серии, было на­личие аппарата торпедной стрелы — электромеханической установки для рас­чета данных для выпуска торпед, кото­рая очень быстро и точно определяла параметры курса торпеды.

Подводная лодка была разделена на шесть отсеков. Центральный пост отде­лялся от других сферическими перебор­ками, рассчитанными на давление 10 атм со стороны вогнутости, и служил также отсеком-убежищем. Остальные перебор­ки — легкие и плоские. В кон­струкции корабля широко при­менялась электросварка, благо­даря чему удалось значительно снизить массу прочного корпу­са и, соответственно, увели­чить запас топлива.

В носовом торпедном отсе­ке размещались четыре торпед­ных аппарата (по два один над другим). Для погрузки торпед и заряжания торпедных аппаратов имелись специальные погрузоч­ное и внутритранспортное ус­тройства. Далее шли жилые по­мещения команды (здесь же под койками находились стеллажи для запасных торпед, прикры­тые сверху досками). Непосред­ственно к ним примыкал туалет (Вообще-то гальюнов было два, но один обычно использовался в качестве кладовой), пользование которым при погру­женном положении лодки разрешалось лишь с личного разрешения команди­ра корабля. За ним шло место для фельдфебельской и офицерской сто­ловых. Тут же находилась «каюта» ка­питана (она была по площади очень ма­ленькой и могла отделяться от других кубриков толстой занавеской); из ме­бели в ней едва помещались койка, откидной столик и встроенный в об­шивку стены шкафчик. Рядом находи­лись рабочие места акустика и радис­та—настолько крохотные, что едва вмещали необходимую аппаратуру, от­кидной столик и сиденье для одного человека. Под этими помещениями размещалась носовая аккумуляторная батарея. Третий отсек-убежище служил центральным постом, выше располага­лось служебное помещение команди­ра. За центральным постом шел кор­мовой аккумуляторный отсек. Выше его было устроено жилое помещение ун­тер-офицерского состава (на жаргоне подводников — «Потсдамская пло­щадь» — из-за постоянно царившего здесь шума, гама и беготни), к кото­рому вплотную примыкал камбуз. Да­лее находился двигательный отсек: из дизельного отделения был прямой пе­реход в отделение электромоторов. Последним являлся кормовой торпед­ный отсек с одним торпедным аппара­том, жилым помещением для команды и запасными торпедами.

Энергетическая установка состояла из двух шестицилиндровых четырехтакт­ных дизелей марки F46 фирмы «Германия-Верфт» (на большинстве лодок) или аналогичных двигателей марки M6V 40/46 фирмы МАИ (на подводных лодках U-27-36, 51-55, 73-82, 85, 86, 88, 90, 101 - 102, 132- 136). Общая мощ­ность колебалась от 2800 до 3200 л.с. Для движения под водой использовались два двухъякорных электродвигателя мощностью по 375 л.с., получавших пи­тание от двух аккумуляторных батарей, каждая по 62 элемента, что давало воз­можность довести дальность плавания под водой до 120 миль при скорости 2 узла или совершить резкий рывок в те­чение часа с полной скоростью в 8 уз­лов. Дальность плавания надводным хо­дом составляла в зависимости от моди­фикации 8000 — 11 000 миль при скорос­ти в 10 узлов. Запас топлива 114т. Сред­няя автономность для всех вариантов этой серии колебалась в пределах 40 суток, что по тогдашним меркам являлось просто великолепным результатом. Ряд подводных лодок этого типа даже при­нимал участие (правда, с дозаправкой от подводных танкеров) в дальних походах в Карибское море и к берегам США в начале 1942 года! Дальность плавания под водой могла быть увеличена до 150 миль при скорости 2 узла, что теорети­чески позволяло лодке находиться в пог­руженном положении до 70 — 73 часов.

В 1935 году последовал заказ от во­енно-морского ведомства на строитель­ство десяти лодок типа VII (U-27 — U-36). Первая U-33 была принята гитлеровским флотом в июле 1936 года, за ней вступи­ла в строй 12 августа того же года U-27, a всю серию закончили в начале 1937-го.

С 1937 года в серию пошел усовер­шенствованный вариант субмарины над­водным водоизмещением 517 т с увели­ченной на 2 м длиной корпуса и более емкими булевыми цистернами, более мощными дизелями, усиленным запасом топлива и еще лучшими мореходными характеристиками. Небольшие измене­ния в силовой установке позволили слег­ка увеличить скорость. Кормовой торпед­ный аппарат находился уже не на верх­ней палубе, а полностью был скрыт под ней. Благодаря размещению двух допол­нительных торпед в емкостях под давле­нием в палубной надстройке и еще од­ной в кормовом помещении общий за­пас торпед был увеличен на каждой лод­ке с 11 до 14. Соответственно теперь можно было принимать и большее коли­чество мин: 26 типа ТМА либо 39 типа ТМВ. Новые подводные лодки получили шифр VIIB, а старые-VIIA. В 1938 – 1939 годах подводные корабли типа VIIB сре­ди руководства германского военно-мор­ского флота считались непревзойденны­ми. Правда, построено их было не очень много — всего 24 единицы.

Быстрота технического прогресса и изменения в военной обстановке заста­вили немцев поспешить с дальнейшим со­вершенствованием проекта. С 1940 года в состав кригсмарине начали поступать подводные лодки нового типа — VIIC. Из-за запланированной установки гидроло­катора центральный пост удлинили на одну шпацию (0,6 м). Полученный объем позволил разместить две дополнительные уравнительные цистерны для улучшения погружения при сильном волнении моря. С помощью серийных гидролокаторов, ус­танавливаемых на лодках с 1939— 1940 годов, можно было получать информацию о положении судов и кораблей лишь в нескольких километрах от субмарины, но, с другой стороны, звуковые импульсы (по­рядка 15 кГц) засекались службами пе­рехвата на гораздо более удаленных рас­стояниях, что демаскировало подводную лодку. Поэтому гидролокаторами пользо­вались крайне редко, а затем они и во­все были демонтированы, уступив свое место радиолокационным приборам, за­нимавшим на лодках в последние воен­ные годы все больше и больше места.

Тип VII стал хребтом германского под­водного флота во Второй мировой войне. Лодки этого типа обладали хорошими мо­реходными качествами, легко управля­лись, были технологичны в постройке, от­носительно дешевы (в среднем одна лод­ка этого типа стоила около 4 млн. 700 тыс. рейхсмарок) и надежны. «Семерки» полу­чились очень удачными благодаря проч­ности корпуса, хорошей маневренности в надводном положении, высокой надвод­ной скорости и большой дальности плава­ния, а также из-за несложности эксплуа­тации и надежности функционирования всех бортовых систем. В течение 25 се­кунд хорошо подготовленный экипаж пос­ле команды на срочное погружение уво­дил корабль на 10-метровую глубину. Этой характеристике придавалось первостепен­ное значение, так как подавляющее боль­шинство атак немецкие подводники про­водили из надводного положения, и от умения быстро уйти с поверхности зави­села судьба субмарины и ее экипажа.

«Семерки» считались самыми ма­ленькими подводными лодками океан­ского класса. Отсюда и крайне прими­тивная, недостойная человека обитае­мость у всех вариантов этой подводной лодки, не исключая и VIIC/41, сравнить которую можно лишь с условиями жизни на борту экипажей японских субмарин. В ограничительных рамках англо-герман­ских соглашений все наступательные качества этих лодок были получены в основном за счет принесения в жертву условий обитаемости. По сравнению с теснотой на немецких подводных кораб­лях моряки союзников, можно сказать, жили в «люксовых апартаментах».

Несмотря на небольшие размеры, «семерки» отличались значительным на­ступательным потенциалом. В сущности, они не обладали какими-то исключитель­ными характеристиками, но их тактико-технические данные, хорошая сбаланси­рованность и высокий стандарт испол­нения вкупе с великолепно вышколенны­ми экипажами и умелыми командирами подняли их на уровень наиболее удач­ных типов подводных лодок периода Вто­рой мировой войны. Особенно славились своим высоким качеством дизельные двигатели, изготавливаемые фирмами «Германия-Крупп» и MAN, приборы уп­равления стрельбой, перископы (знаме­нитая цейсовская оптика) и появившие­ся после 1941 года торпеды.

С 1940 года конструкторские бюро третьего рейха, занимавшиеся проекти­рованием подводных лодок, сосредото­чили основные усилия на разработке кор­пусных материалов для увеличения глу­бины погружения, что позволяло лучше уклоняться от глубинных бомб из-за их достаточно длительного периода погру­жения. Экономия в массе (в основном за счет электрооборудования) в 11,5 т сде­лала возможным увеличить толщину плит прочного корпуса из бронированного материала WW с 18 до 21,5 мм, благода­ря чему рабочая глубина погружения суб­марины возросла со 100 до 120 м. Пре­дельная глубина погружения достигла 180 м, а расчетная глубина разрушения корпуса повысилась с 250 до 300 м. Стро­ительство этих лодок началось в 1941 году, и они получили индекс VIIC/41. Дальнейшие модификации — типы VIIC/ 42, VIIC/42A и VIIC/43, в которых предус­матривалось довести расчетную глуби­ну разрушения корпуса до 500 м, увели­чить запас торпед и ввести прочие мел­кие изменения, так и остались на бума­ге.

Подводную лодку VII серии отличали ра­циональное размещение постов управле­ния, хорошая доступность механизмов и ус­тройств. Субмарины этого типа могли хо­дить под дизелями в любую погоду, погру­жаться и всплывать на ходу при сильном ветре и волнении моря, использовать ору­жие как в условиях тропиков, так и в аркти­ческих широтах. Пожалуй, не будет преуве­личением сказать, что к 1939 году они яв­лялись идеальным или почти идеальным подводным кораблем своего времени.