«Семерка» — главный козырь Кригсмарине
Субмарина VII серии (Официально немецкие субмарины именовались «typ VII» (тип VII), но в отечественной литературе обычно применяется термин «VII серия». Оба этих обозначения тождественны) являлась простой для строительства однокорпусной, точнее — полуторакорпусной лодкой, к прочному корпусу которой были пристроены носовая, кормовая оконечности и палубная надстройка с относительно небольшим ограждением рубки. Водоизмещение — порядка 500 т, длина 64,5 м. В боковых булях (полусферических наклепках) помещались уравнительная и балластные цистерны. Внутри прочного корпуса под центральным постом находилась главная балластная цистерна, а за центральным постом — емкости для топлива. Благодаря их размещению внутри прочного корпуса удавалось избежать предательских нефтяных дорожек на водной поверхности. Запас плавучести — 17,4%. Экипаж насчитывал 44 человека, в том числе четыре офицера. Максимальная скорость надводного хода— 16,5— 17 узлов, дальность плавания экономичным 14,8-узловым ходом — 11 100 км.
Материал корпуса (сталь с высоким сопротивлением) позволял лодкам погружаться на глубину до 100 м; на модифицированных субмаринах этот показатель значительно возрос. Хотя предельная глубина погружения официально считалась равной 120 м для лодок первых серий, но при этом необходимо учитывать, что коэффициент безопасности на немецких кораблях равнялся 2,3. Французский историк флота Анри Ле Массой в своей книге «От «Наутилуса» до «Редутабля» рассказывает, что одному из немецких командиров-подводников удалось опуститься на 265 м, и его субмарина затем благополучно всплыла на поверхность. Это, вероятно, было сказано об U-331, потопившей тремя торпедами английский линейный корабль «Бархэм» 25 ноября 1941 года. U-331 сначала выбросило на поверхность после выпуска веера из четырех торпед, а затем в ходе срочного погружения на ней вышли из строя глубиномеры. Но подобные «ныряния» являлись исключениями. Многим экипажам уже не рассказать о подобных забавах, так как они остались навечно «отдыхать» на дне морском.
Вооружение состояло из четырех носовых торпедных аппаратов, расположенных попарно по бокам, и одного кормового. Из артиллерии «семерка» несла 88-мм пушку с длиною ствола 44 калибра перед ограждением рубки боезапасом в 250 снарядов, находившимся внутри прочного корпуса (снаряды передавались наверх вручную, по цепочке), и одну 20-мм зенитную установку с боезапасом в 4400 патронов. До 1943 года 20-мм автоматы были, как правило, одноствольными, но затем стали устанавливать и спаренные, и счетверенные.
Запас торпед на субмарине составлял 11 единиц. Перезарядка каждого торпедного аппарата занимала достаточно много времени — от 10 до 20 минут. Вместо торпед лодки могли брать 22 мины типа ТМА или 33 типа ТМВ, которые ставились непосредственно из торпедных аппаратов.
Особенностью германских субмарин, в том числе и лодок VII серии, было наличие аппарата торпедной стрелы — электромеханической установки для расчета данных для выпуска торпед, которая очень быстро и точно определяла параметры курса торпеды.
Подводная лодка была разделена на шесть отсеков. Центральный пост отделялся от других сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 атм со стороны вогнутости, и служил также отсеком-убежищем. Остальные переборки — легкие и плоские. В конструкции корабля широко применялась электросварка, благодаря чему удалось значительно снизить массу прочного корпуса и, соответственно, увеличить запас топлива.
В носовом торпедном отсеке размещались четыре торпедных аппарата (по два один над другим). Для погрузки торпед и заряжания торпедных аппаратов имелись специальные погрузочное и внутритранспортное устройства. Далее шли жилые помещения команды (здесь же под койками находились стеллажи для запасных торпед, прикрытые сверху досками). Непосредственно к ним примыкал туалет (Вообще-то гальюнов было два, но один обычно использовался в качестве кладовой), пользование которым при погруженном положении лодки разрешалось лишь с личного разрешения командира корабля. За ним шло место для фельдфебельской и офицерской столовых. Тут же находилась «каюта» капитана (она была по площади очень маленькой и могла отделяться от других кубриков толстой занавеской); из мебели в ней едва помещались койка, откидной столик и встроенный в обшивку стены шкафчик. Рядом находились рабочие места акустика и радиста—настолько крохотные, что едва вмещали необходимую аппаратуру, откидной столик и сиденье для одного человека. Под этими помещениями размещалась носовая аккумуляторная батарея. Третий отсек-убежище служил центральным постом, выше располагалось служебное помещение командира. За центральным постом шел кормовой аккумуляторный отсек. Выше его было устроено жилое помещение унтер-офицерского состава (на жаргоне подводников — «Потсдамская площадь» — из-за постоянно царившего здесь шума, гама и беготни), к которому вплотную примыкал камбуз. Далее находился двигательный отсек: из дизельного отделения был прямой переход в отделение электромоторов. Последним являлся кормовой торпедный отсек с одним торпедным аппаратом, жилым помещением для команды и запасными торпедами.
Энергетическая установка состояла из двух шестицилиндровых четырехтактных дизелей марки F46 фирмы «Германия-Верфт» (на большинстве лодок) или аналогичных двигателей марки M6V 40/46 фирмы МАИ (на подводных лодках U-27-36, 51-55, 73-82, 85, 86, 88, 90, 101 - 102, 132- 136). Общая мощность колебалась от 2800 до 3200 л.с. Для движения под водой использовались два двухъякорных электродвигателя мощностью по 375 л.с., получавших питание от двух аккумуляторных батарей, каждая по 62 элемента, что давало возможность довести дальность плавания под водой до 120 миль при скорости 2 узла или совершить резкий рывок в течение часа с полной скоростью в 8 узлов. Дальность плавания надводным ходом составляла в зависимости от модификации 8000 — 11 000 миль при скорости в 10 узлов. Запас топлива 114т. Средняя автономность для всех вариантов этой серии колебалась в пределах 40 суток, что по тогдашним меркам являлось просто великолепным результатом. Ряд подводных лодок этого типа даже принимал участие (правда, с дозаправкой от подводных танкеров) в дальних походах в Карибское море и к берегам США в начале 1942 года! Дальность плавания под водой могла быть увеличена до 150 миль при скорости 2 узла, что теоретически позволяло лодке находиться в погруженном положении до 70 — 73 часов.
В 1935 году последовал заказ от военно-морского ведомства на строительство десяти лодок типа VII (U-27 — U-36). Первая U-33 была принята гитлеровским флотом в июле 1936 года, за ней вступила в строй 12 августа того же года U-27, a всю серию закончили в начале 1937-го.
С 1937 года в серию пошел усовершенствованный вариант субмарины надводным водоизмещением 517 т с увеличенной на 2 м длиной корпуса и более емкими булевыми цистернами, более мощными дизелями, усиленным запасом топлива и еще лучшими мореходными характеристиками. Небольшие изменения в силовой установке позволили слегка увеличить скорость. Кормовой торпедный аппарат находился уже не на верхней палубе, а полностью был скрыт под ней. Благодаря размещению двух дополнительных торпед в емкостях под давлением в палубной надстройке и еще одной в кормовом помещении общий запас торпед был увеличен на каждой лодке с 11 до 14. Соответственно теперь можно было принимать и большее количество мин: 26 типа ТМА либо 39 типа ТМВ. Новые подводные лодки получили шифр VIIB, а старые-VIIA. В 1938 – 1939 годах подводные корабли типа VIIB среди руководства германского военно-морского флота считались непревзойденными. Правда, построено их было не очень много — всего 24 единицы.
Быстрота технического прогресса и изменения в военной обстановке заставили немцев поспешить с дальнейшим совершенствованием проекта. С 1940 года в состав кригсмарине начали поступать подводные лодки нового типа — VIIC. Из-за запланированной установки гидролокатора центральный пост удлинили на одну шпацию (0,6 м). Полученный объем позволил разместить две дополнительные уравнительные цистерны для улучшения погружения при сильном волнении моря. С помощью серийных гидролокаторов, устанавливаемых на лодках с 1939— 1940 годов, можно было получать информацию о положении судов и кораблей лишь в нескольких километрах от субмарины, но, с другой стороны, звуковые импульсы (порядка 15 кГц) засекались службами перехвата на гораздо более удаленных расстояниях, что демаскировало подводную лодку. Поэтому гидролокаторами пользовались крайне редко, а затем они и вовсе были демонтированы, уступив свое место радиолокационным приборам, занимавшим на лодках в последние военные годы все больше и больше места.
Тип VII стал хребтом германского подводного флота во Второй мировой войне. Лодки этого типа обладали хорошими мореходными качествами, легко управлялись, были технологичны в постройке, относительно дешевы (в среднем одна лодка этого типа стоила около 4 млн. 700 тыс. рейхсмарок) и надежны. «Семерки» получились очень удачными благодаря прочности корпуса, хорошей маневренности в надводном положении, высокой надводной скорости и большой дальности плавания, а также из-за несложности эксплуатации и надежности функционирования всех бортовых систем. В течение 25 секунд хорошо подготовленный экипаж после команды на срочное погружение уводил корабль на 10-метровую глубину. Этой характеристике придавалось первостепенное значение, так как подавляющее большинство атак немецкие подводники проводили из надводного положения, и от умения быстро уйти с поверхности зависела судьба субмарины и ее экипажа.
«Семерки» считались самыми маленькими подводными лодками океанского класса. Отсюда и крайне примитивная, недостойная человека обитаемость у всех вариантов этой подводной лодки, не исключая и VIIC/41, сравнить которую можно лишь с условиями жизни на борту экипажей японских субмарин. В ограничительных рамках англо-германских соглашений все наступательные качества этих лодок были получены в основном за счет принесения в жертву условий обитаемости. По сравнению с теснотой на немецких подводных кораблях моряки союзников, можно сказать, жили в «люксовых апартаментах».
Несмотря на небольшие размеры, «семерки» отличались значительным наступательным потенциалом. В сущности, они не обладали какими-то исключительными характеристиками, но их тактико-технические данные, хорошая сбалансированность и высокий стандарт исполнения вкупе с великолепно вышколенными экипажами и умелыми командирами подняли их на уровень наиболее удачных типов подводных лодок периода Второй мировой войны. Особенно славились своим высоким качеством дизельные двигатели, изготавливаемые фирмами «Германия-Крупп» и MAN, приборы управления стрельбой, перископы (знаменитая цейсовская оптика) и появившиеся после 1941 года торпеды.
С 1940 года конструкторские бюро третьего рейха, занимавшиеся проектированием подводных лодок, сосредоточили основные усилия на разработке корпусных материалов для увеличения глубины погружения, что позволяло лучше уклоняться от глубинных бомб из-за их достаточно длительного периода погружения. Экономия в массе (в основном за счет электрооборудования) в 11,5 т сделала возможным увеличить толщину плит прочного корпуса из бронированного материала WW с 18 до 21,5 мм, благодаря чему рабочая глубина погружения субмарины возросла со 100 до 120 м. Предельная глубина погружения достигла 180 м, а расчетная глубина разрушения корпуса повысилась с 250 до 300 м. Строительство этих лодок началось в 1941 году, и они получили индекс VIIC/41. Дальнейшие модификации — типы VIIC/ 42, VIIC/42A и VIIC/43, в которых предусматривалось довести расчетную глубину разрушения корпуса до 500 м, увеличить запас торпед и ввести прочие мелкие изменения, так и остались на бумаге.
Подводную лодку VII серии отличали рациональное размещение постов управления, хорошая доступность механизмов и устройств. Субмарины этого типа могли ходить под дизелями в любую погоду, погружаться и всплывать на ходу при сильном ветре и волнении моря, использовать оружие как в условиях тропиков, так и в арктических широтах. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что к 1939 году они являлись идеальным или почти идеальным подводным кораблем своего времени.