Стратегия и тактика использования подводных лодок (Германская точка зрения)
После тщательного и всестороннего анализа уроков Первой мировой войны и сложившейся после заключения Версальского мирного договора ситуации на морском театре военных действий руководство германского военно-морского флота пришло к следующим основополагающим выводам: учитывая, что немецкий флот в силу своей малочисленности был не в состоянии даже в обозримом будущем дать генеральное сражение своему потенциальному противнику, а под ним подразумевались Великобритания и Франция, то Германии не оставалось ничего иного, как вести войну на торговых коммуникациях, пытаясь таким образом поставить «туманный Альбион» на колени. В штабе рейхсмарине полагали, что посредством умелых и быстрых ударов они сумеют принудить противника распылить силы и затем его последовательно уничтожить. Для решения этих задач флот должен был в основном состоять из «карманных линкоров», тяжелых крейсеров, авианосцев и необходимого числа разведывательных единиц и кораблей обеспечения, сведенных в сильные и мобильные боевые группы. Линейные корабли предусматривались лишь в качестве дальнего прикрытия подобных эскадр. Подводным же лодкам из-за технического несовершенства (они не могли действовать в составе боевых групп из-за невысокой скорости) предстояло охотиться в одиночку Считалось, что субмарины могут быть крайне полезны при ведении дальней разведки и, в благоприятных случаях, для атак кораблей противника. Большое значение придавалось и применению их в качестве минных заградителей. Но в целом в борьбе за господство на море подводным лодкам отводилась лишь вспомогательная роль.
Что же касается использования подводных лодок против торгового судоходства, то немцы не слишком уповали на принятые международным сообществом ограничительные конвенции, полагая, что те вряд ли будут соблюдаться во время военных действий. «Даже при соблюдении требований конвенции по подводным лодкам, — говорилось в одном из документов 1937 года, — надо ожидать, что подводная лодка будет играть значительную роль в нарушении торговых коммуникаций». Однако при этом вовсе не считалось, что действия субмарин приведут к решающим результатам. То есть германское командование не отказывалось от подобного использования подводных лодок, но отнюдь не предполагало, что в будущем эти задачи выйдут на первый план.
Уже в середине 20-х годов руководство рейхсмарине включило строительство средних и малых субмарин в планы мобилизационных мероприятий. В 1926 году еще преобладало мнение использовать для этого проекты подводных лодок типов UB-III, UC-II, а также и UB-II. Затем решили включить в мобилизационную программу 1926 года более современные серии F и G, но тоже времен Первой мировой войны. Лишь в программе 1930 года впервые появились подводные лодки новых проектов. До 1938 года планировалось построить по восемь лодок типа «Ветехинен» и типа Е-1, созданного для Испании. В декабре 1932 года принятое решение скорректировали и вместо финской лодки в программу включили небольшую субмарину водоизмещением 250 т.
Реально к выполнению программы 1932 года, но уже в гораздо больших объемах, приступили с приходом к власти Гитлера. На первом этапе были построены малые подводные лодки типа НА водоизмещением 250 т и длиною 40 м, имевшие на вооружении три торпедных аппарата. Эти однокорпусные субмарины, прозванные «однодревками», предназначались для прибрежных зон. Из-за небольшой скорости, ограниченного радиуса действия и слабого вооружения эффективность их была низкой, и они в основном служили учебным целям.
Второй тип лодок — IA, также спроектированный до 1935 года, базировался на испанской Е-1 и советской типа С. Это была средняя (для своего времени — большая) субмарина водоизмещением 712 т и дальностью плавания 7900 миль, что позволяло использовать ее на океанских коммуникациях. Эти два типа и стали исходной точкой для разработки новых вариантов. Немцы рассматривали возможность создания минных заградителей, которые кроме торпед несли бы еще 30 якорных или 45 донных мин; строительство подводных крейсеров водоизмещением 1500т; субмарин-плавмастерских, лодок с единым паровым двигателем, но все эти задумки так и не были воплощены в металле.
Зато была реализована идея об увеличении лодки I! серии и превращении ее в среднюю. Тому были свои причины. В условиях действия договора по ограничению тоннажа назначенный командующим подводными силами будущий гросс-адмирал Карл Дениц отстаивал свою точку зрения, считая, что для быстрого увеличения боевой мощи военно-морского флота лучше ввести в строй максимально большее количество средних лодок, чем иметь считанные единицы субмарин крейсерского класса. Он резко возражал против принятого в конце 1935 года решения проектировать субмарины типа IX водоизмещением более 700 т. Дениц пришел к выводу, что руководство недооценивало роль подводного оружия, о чем он неоднократно высказывался в своих публикациях в период с 1935 по 1938 год, пытаясь проводить в жизнь собственные тактические концепции применения подводных лодок третьего рейха.
Командующий исходил из того, что сила подводных лодок состоит, разумеется, в их скрытности. Опасность обнаружения подводного врага гидролокатором он считал сильно преувеличенной — тем более что субмарины по мере возможностей должны были действовать в надводном положении. Дениц предлагал использовать «у-боты» (U-boot — широко распространенное в Германии сокращение от Unterseeboot — подводная лодка) в широком спектре: и как носитель торпедного оружия, и минный заградитель, и разведчик, кроме того, для взаимодействия с надводными кораблями и авиацией, и, наконец, для действий против гражданского судоходства. Причем основной упор в будущей войне с Великобританией делался на последний пункт.
Руководство германского военно-морского флота, а также большинство высших офицеров этого ведомства не разделяли точку зрения Деница. Развернувшаяся с конца 1935 года дискуссия о приоритетах в строительстве подводного флота стала частью общего спора об основных направлениях развития военно-морских сил рейха и концепции борьбы на море.
20 августа 1938 года командующим германским флотом адмиралом Редером был создан специальный комитет для выработки основных направлений дальнейшего строительства военно-морских сил. Этот комитет представил на одобрение два проекта: первый предусматривал строительство подводных лодок и тяжелых надводных кораблей; второй включал создание сбалансированного боеспособного флота.
Первый вариант, основным преимуществом которого являлось его быстрое осуществление, был направлен прежде всего на срыв торговых перевозок Великобритании. Второй предусматривал ведение боевых операций как против английского судоходства, так и против Ройял Нэйви. Редер поддержал второй проект, утвержденный с минимальными изменениями Гитлером в январе 1939 года и вошедший в историю под названием «Плана Z».
При его утверждении Гитлер распорядился выполнить план за шесть лет, то есть к 1945 году. Основной упор делался на строительство надводных кораблей; подводным же лодкам уделялось далеко не первое место.
Строительство подводных сил по «Плану Z»
Год |
Количество ежегодно вводимых в строй подлодок |
||
для использо вания в прибрежных зонах |
для использования на океанских коммуникациях |
для особых заданий |
|
1939 |
32 |
34 |
- |
1940 |
32 |
52 |
- |
1941 |
32 |
73 |
6 |
1942 |
32 |
88 |
10 |
1943 |
33 |
112 |
16 |
1944 |
39 |
113 |
22 |
1945 |
45 |
157 |
27 |
1946 |
52 |
161 |
27 |
1947 |
60 |
162 |
27 |
Дениц, не принимавший участия в разработке «Плана Z», продолжал придерживаться своего мнения о характере будущего использования подводных лодок и необходимых для этого типов субмарин. Он разработал и испытал в ходе военных игр и учений свою знаменитую групповую тактику действий подводных сил, известную больше под названием «волчьих стай», благодаря которой он противопоставлял системе эскорта вражеских конвоев концентрацию субмарин тактически плотно ведомыми отрядами. Из этой тактики и вытекало следующее требование командующего подводными силами: тоннаж для субмарин, обусловленный рамками германо-английских соглашений, должен использоваться в первую очередь для строительства максимального количества лодок серии VII, наиболее пригодных для борьбы с конвоями. В своей памятной записке, поданной в 1937 году, Дениц предложил полностью прекратить строительство лодок типа II, субмарин серии VII строить 75% от всего числа подводных сил, а оставшиеся квоты отдать серии IX. На основании военно-морских игр конца 1938 — начала 1939 годов, проведенных руководством подводных сил кригсмарине, был сделан вывод о том, что для успешной и полной блокады Британских островов необходимо иметь флот в составе 300 подводных лодок. В соответствии с окончательным вариантом плана Деница, сформулированным им в его памятной записке в августе 1939 года, при 10% собственных запланированных потерь общая численность подводных лодок к октябрю 1943 года должна была достигнуть 320 единиц. Их необходимо было строить в пропорции 3:1, то есть на три лодки типа VII одну серии IX. Предусматривалась также постройка 16 лодок типа IID, четырех крейсерских лодок и четырех подводных танкеров.
Эту окончательную доработку своих планов командующий немецких подводных сил провел после последних мирных учений подводных сил в Атлантическом океане в мае 1939 года. Между мысом Трафальгар и западным выходом из Ла-Манша 20 германских субмарин опробовали тактику «волчьих стай» и даже произвели учебное нападение на «конвой». Любопытно также, что свою очередную памятную записку Дениц передал адмиралу Редеру 1 сентября 1939 года, в первый день Второй мировой войны.
У верховного командования флота («Оберкомандо дер Марине», или сокращенно ОКМ) во главе с гросс-адмиралов Редером было другое мнение: подводная лодка и в будущем должна действовать е одиночку, поэтому основное внимание надо уделять строительству больших подводных крейсеров с сильным артиллерийским вооружением и значительной дальностью плавания для крейсерской войны в удаленных районах. Последнее должно способствовать тому, что сильные эскадры вражеского флота вынуждены буду действовать вдали метрополии. Если внимательно проанализировать «План Z», тс легко можно подсчитать, что в соответствии с ним предполагалось построить за шесть лет, до 1946 года, 249 подводных лодок: 27 океанских (типов X, XI и XII), 62 водоизмещением по 750 т (типов I и IX; 100 водоизмещением по 500 т (серии VII и 60 малого водоизмещения (тип II), то есть средние лодки составили бы лишь 40% от общего числа.
Эти резкие различия во мнениях о составе нового германского подводного флота привели к значительным задержкам в развертывании массового производства немецких субмарин. Если Е 1935 — 1936 годах было заказано 36 единиц, то в 1937-м только 19, а в 1938-м — 17. Поскольку строительство лодок затягивалось, то после первой волны из 36 кораблей в 1938 году в строй вошли только 9, а до сентября 1939 года еще 12 единиц, хотя Адольф Гитлер 28 апреля 1939 года в своей речи в рейхстаге объявил с денонсации Германией германо-британского соглашения о морских вооружениях 1935 года. В результате Германия вступила во Вторую мировую войну с 57 подводными лодками; средних, серии VII среди них было всего лишь 18 единиц (1C серии VIIA и 8 серии VIIB). Командованик: германского военно-морского флота так и не удалось из-за начавшихся боевых действий воплотить в жизнь свою идею с подводных крейсерах.
Дальнейший ход событий показал, что соображения Деница о роли подводных лодок наиболее точно соответствовали задачам и возможностям кригсмарине в тот период. Союзникам оставалось лишь радоваться, что его предложения по количеству и составу подводного флота до начала Второй мировой войны так и остались на бумаге.