Стратегия и тактика использования подводных лодок (Германская точка зрения)

 

После тщательного и всестороннего анализа уроков Первой мировой войны и сложившейся после заключения Вер­сальского мирного договора ситуации на морском театре военных действий руко­водство германского военно-морского флота пришло к следующим основопо­лагающим выводам: учитывая, что не­мецкий флот в силу своей малочислен­ности был не в состоянии даже в обоз­римом будущем дать генеральное сра­жение своему потенциальному противни­ку, а под ним подразумевались Великобритания и Франция, то Германии не ос­тавалось ничего иного, как вести войну на торговых коммуникациях, пытаясь та­ким образом поставить «туманный Аль­бион» на колени. В штабе рейхсмарине полагали, что посредством умелых и быстрых ударов они сумеют принудить противника распылить силы и затем его последовательно уничтожить. Для реше­ния этих задач флот должен был в ос­новном состоять из «карманных линко­ров», тяжелых крейсеров, авианосцев и необходимого числа разведывательных единиц и кораблей обеспечения, сведен­ных в сильные и мобильные боевые груп­пы. Линейные корабли предусматрива­лись лишь в качестве дальнего прикры­тия подобных эскадр. Подводным же лодкам из-за технического несовершен­ства (они не могли действовать в соста­ве боевых групп из-за невысокой скорос­ти) предстояло охотиться в одиночку Считалось, что субмарины могут быть крайне полезны при ведении дальней разведки и, в благоприятных случаях, для атак кораблей противника. Большое зна­чение придавалось и применению их в качестве минных заградителей. Но в це­лом в борьбе за господство на море под­водным лодкам отводилась лишь вспо­могательная роль.

Что же касается использования под­водных лодок против торгового судоход­ства, то немцы не слишком уповали на принятые международным сообществом ограничительные конвенции, полагая, что те вряд ли будут соблюдаться во время военных действий. «Даже при соблюде­нии требований конвенции по подводным лодкам, — говорилось в одном из докумен­тов 1937 года, — надо ожидать, что под­водная лодка будет играть значительную роль в нарушении торговых коммуника­ций». Однако при этом вовсе не считалось, что действия субмарин приведут к реша­ющим результатам. То есть германское командование не отказывалось от подоб­ного использования подводных лодок, но отнюдь не предполагало, что в будущем эти задачи выйдут на первый план.

Уже в середине 20-х годов руковод­ство рейхсмарине включило строитель­ство средних и малых субмарин в пла­ны мобилизационных мероприятий. В 1926 году еще преобладало мнение ис­пользовать для этого проекты подвод­ных лодок типов UB-III, UC-II, а также и UB-II. Затем решили включить в моби­лизационную программу 1926 года бо­лее современные серии F и G, но тоже времен Первой мировой войны. Лишь в программе 1930 года впервые появи­лись подводные лодки новых проектов. До 1938 года планировалось построить по восемь лодок типа «Ветехинен» и типа Е-1, созданного для Испании. В де­кабре 1932 года принятое решение скорректировали и вместо финской лод­ки в программу включили небольшую субмарину водоизмещением 250 т.

Реально к выполнению программы 1932 года, но уже в гораздо больших объемах, приступили с приходом к влас­ти Гитлера. На первом этапе были пос­троены малые подводные лодки типа НА водоизмещением 250 т и длиною 40 м, имевшие на вооружении три торпедных аппарата. Эти однокорпусные субмари­ны, прозванные «однодревками», пред­назначались для прибрежных зон. Из-за небольшой скорости, ограниченного ра­диуса действия и слабого вооружения эффективность их была низкой, и они в основном служили учебным целям.

Второй тип лодок — IA, также спроек­тированный до 1935 года, базировался на испанской Е-1 и советской типа С. Это была средняя (для своего времени — большая) субмарина водоизмещением 712 т и дальностью плавания 7900 миль, что позволяло использовать ее на оке­анских коммуникациях. Эти два типа и стали исходной точкой для разработки новых вариантов. Немцы рассматривали возможность создания минных загради­телей, которые кроме торпед несли бы еще 30 якорных или 45 донных мин; стро­ительство подводных крейсеров водоиз­мещением 1500т; субмарин-плавмастерских, лодок с единым паровым двигате­лем, но все эти задумки так и не были воплощены в металле.

Зато была реализована идея об уве­личении лодки I! серии и превращении ее в среднюю. Тому были свои причины. В условиях действия договора по ограни­чению тоннажа назначенный командую­щим подводными силами будущий гросс-адмирал Карл Дениц отстаивал свою точ­ку зрения, считая, что для быстрого уве­личения боевой мощи военно-морского флота лучше ввести в строй максималь­но большее количество средних лодок, чем иметь считанные единицы субмарин крейсерского класса. Он резко возражал против принятого в конце 1935 года ре­шения проектировать субмарины типа IX водоизмещением более 700 т. Дениц при­шел к выводу, что руководство недооце­нивало роль подводного оружия, о чем он неоднократно высказывался в своих пуб­ликациях в период с 1935 по 1938 год, пытаясь проводить в жизнь собственные тактические концепции применения под­водных лодок третьего рейха.

Командующий исходил из того, что сила подводных лодок состоит, разуме­ется, в их скрытности. Опасность обна­ружения подводного врага гидролокато­ром он считал сильно преувеличенной — тем более что субмарины по мере воз­можностей должны были действовать в надводном положении. Дениц предлагал использовать «у-боты» (U-boot — широко распространенное в Германии сокращение от Unterseeboot — под­водная лодка) в широком спек­тре: и как носитель торпедного оружия, и минный заградитель, и разведчик, кро­ме того, для взаимодействия с надвод­ными кораблями и авиацией, и, наконец, для действий против гражданского судо­ходства. Причем основной упор в буду­щей войне с Великобританией делался на последний пункт.

Руководство германского военно-морского флота, а также большинство высших офицеров этого ведомства не разделяли точку зрения Деница. Развер­нувшаяся с конца 1935 года дискуссия о приоритетах в строительстве подводно­го флота стала частью общего спора об основных направлениях развития воен­но-морских сил рейха и концепции борь­бы на море.

20 августа 1938 года командующим германским флотом адмиралом Редером был создан специальный комитет для вы­работки основных направлений дальней­шего строительства военно-морских сил. Этот комитет представил на одобрение два проекта: первый предусматривал строительство подводных лодок и тяже­лых надводных кораблей; второй вклю­чал создание сбалансированного бое­способного флота.

Первый вариант, основным преиму­ществом которого являлось его быстрое осуществление, был направлен прежде всего на срыв торговых перевозок Ве­ликобритании. Второй предусматривал ведение боевых операций как против английского судоходства, так и против Ройял Нэйви. Редер поддержал второй проект, утвержденный с минимальными изменениями Гитлером в январе 1939 года и вошедший в историю под назва­нием «Плана Z».

При его утверждении Гитлер распо­рядился выполнить план за шесть лет, то есть к 1945 году. Основной упор де­лался на строительство надводных ко­раблей; подводным же лодкам уделялось далеко не первое место.

 

Строительство подводных сил по «Плану Z»

Год

Количество ежегодно вводимых в строй подлодок

для использо

вания в прибрежных зонах

для использования

на океанских

коммуникациях

для

особых

заданий

1939

32

34

-

1940

32

52

-

1941

32

73

6

1942

32

88

10

1943

33

112

16

1944

39

113

22

1945

45

157

27

1946

52

161

27

1947

60

162

27

 

Дениц, не принимавший участия в раз­работке «Плана Z», продолжал придержи­ваться своего мнения о характере буду­щего использования подводных лодок и необходимых для этого типов субмарин. Он разработал и испытал в ходе военных игр и учений свою знаменитую групповую тактику действий подводных сил, извест­ную больше под названием «волчьих стай», благодаря которой он противопоставлял системе эскорта вражеских конвоев кон­центрацию субмарин тактически плотно ведомыми отрядами. Из этой тактики и вытекало следующее требование коман­дующего подводными силами: тоннаж для субмарин, обусловленный рамками герма­но-английских соглашений, должен ис­пользоваться в первую очередь для стро­ительства максимального количества ло­док серии VII, наиболее пригодных для борьбы с конвоями. В своей памятной за­писке, поданной в 1937 году, Дениц пред­ложил полностью прекратить строительст­во лодок типа II, субмарин серии VII стро­ить 75% от всего числа подводных сил, а оставшиеся квоты отдать серии IX. На ос­новании военно-морских игр конца 1938 — начала 1939 годов, проведенных руковод­ством подводных сил кригсмарине, был сделан вывод о том, что для успешной и полной блокады Британских островов не­обходимо иметь флот в составе 300 под­водных лодок. В соответствии с оконча­тельным вариантом плана Деница, сфор­мулированным им в его памятной записке в августе 1939 года, при 10% собственных запланированных потерь общая чис­ленность подводных лодок к октябрю 1943 года должна была достигнуть 320 единиц. Их необходимо было строить в пропорции 3:1, то есть на три лодки типа VII одну се­рии IX. Предусматривалась также построй­ка 16 лодок типа IID, четырех крейсерских лодок и четырех подводных танкеров.

Эту окончательную доработку своих планов командующий немецких подвод­ных сил провел после последних мирных учений подводных сил в Атлантическом океане в мае 1939 года. Между мысом Трафальгар и западным выходом из Ла-Манша 20 германских субмарин опробо­вали тактику «волчьих стай» и даже про­извели учебное нападение на «конвой». Любопытно также, что свою очередную памятную записку Дениц передал адми­ралу Редеру 1 сентября 1939 года, в первый день Второй мировой войны.

У верховного командования флота («Оберкомандо дер Марине», или сокра­щенно ОКМ) во главе с гросс-адмиралов Редером было другое мнение: подводная лодка и в будущем должна действовать е одиночку, поэтому основное внимание надо уделять строительству больших под­водных крейсеров с сильным артиллерий­ским вооружением и значительной даль­ностью плавания для крейсерской войны в удаленных районах. Последнее должно способствовать тому, что сильные эскад­ры вражеского флота вынуждены буду действовать вдали метрополии. Если вни­мательно проанализировать «План Z», тс легко можно подсчитать, что в соответст­вии с ним предполагалось построить за шесть лет, до 1946 года, 249 подводных лодок: 27 океанских (типов X, XI и XII), 62 водоизмещением по 750 т (типов I и IX; 100 водоизмещением по 500 т (серии VII и 60 малого водоизмещения (тип II), то есть средние лодки составили бы лишь 40% от общего числа.

Эти резкие различия во мнениях о со­ставе нового германского подводного флота привели к значительным задерж­кам в развертывании массового произ­водства немецких субмарин. Если Е 1935 — 1936 годах было заказано 36 еди­ниц, то в 1937-м только 19, а в 1938-м — 17. Поскольку строительство лодок затя­гивалось, то после первой волны из 36 кораблей в 1938 году в строй вошли толь­ко 9, а до сентября 1939 года еще 12 еди­ниц, хотя Адольф Гитлер 28 апреля 1939 года в своей речи в рейхстаге объявил с денонсации Германией германо-британ­ского соглашения о морских вооружени­ях 1935 года. В результате Германия всту­пила во Вторую мировую войну с 57 под­водными лодками; средних, серии VII сре­ди них было всего лишь 18 единиц (1C серии VIIA и 8 серии VIIB). Командованик: германского военно-морского флота так и не удалось из-за начавшихся боевых действий воплотить в жизнь свою идею с подводных крейсерах.

Дальнейший ход событий показал, что соображения Деница о роли подводных лодок наиболее точно соответствовали за­дачам и возможностям кригсмарине в тот период. Союзникам оставалось лишь ра­доваться, что его предложения по коли­честву и составу подводного флота до на­чала Второй мировой войны так и оста­лись на бумаге.