Первые военные месяцы
В соответствии с планами руководства германских подводных сил первая группа субмарин, отправленных на боевые позиции, была необычно большой. Лодки перехватывали торговые пароходы, которые объявление войны застало в открытом море. До конца сентября 1939 года нацистским подводным лодкам удалось потопить 41 судно общим тоннажем 153 879 брт, не считая погибших на выставленных ими минах. Все это значительно укрепило положение Деница, потому что за тот же период времени германские надводные корабли сумели отправить на дно лишь одного «купца» водоизмещением всего в 501 т. К мнению руководства подводными силами стали больше прислушиваться не только в ОКМ, но и в ставке фюрера.
Первым потопленным судном Второй мировой войны оказался британский лайнер «Атения», торпедированный U-30 3 сентября 1939 года, который был ошибочно принят командиром субмарины за войсковой транспорт. При этом погибло 128 человек, среди которых было много детей. Этот бесславный эпизод, свидетельствовавший о нарушении всех международных договоров и конвенций, открыл перечень «побед» гитлеровских подводников... Через два дня U-47 атакует и уничтожает маленький пароходик «Босния», открывший счет потопленным транспортам. Зато первым отправленным на дно боевым кораблем английского флота оказался ни много ни мало авианосец «Корейджес», торпедированный U-29 западнее Ирландии 17 сентября 1939 года.
Но Деницу этого кажется мало. Он прекрасно понимает, что первоначальные успехи быстро пройдут, цифры потопленного тоннажа пойдут на убыль... Нужно сделать что-то сенсационное, из ряда вон выходящее, и его штаб планирует и осуществляет операцию в самом «логове» британского флота — Скапа-Флоу. Место проведения операции было выбрано немцами не случайно. Скапа-Флоу —это не только главная военно-морская база англичан, это еще и «позор» германского флота. Сюда после капитуляции кайзеровской Германии прибыли корабли Хохзеефлотге и были затоплены своими экипажами. Теперь немецким подводникам предстояло отомстить британцам за свое унижение, показать, что даже в своих базах Ройял Нэйви не может чувствовать себя в безопасности.
В ночь с 13 на 14 октября 1939 года U-47 под командованием капитан-лейтенанта Прина без особых препятствий проникает на рейд Скапа-Флоу и выпускает пять торпед по стоявшему там линейному кораблю «Ройял Оук». По крайней мере две торпеды попадают в цель, и громадный корабль в течение 15 минут исчезает с поверхности моря, унося с собой в пучину 786 человек экипажа. Прин же на своей субмарине спокойно уходит в море.
Успех этой операции вызвал в Германии огромный резонанс. У «фатерлянда» появился первый в новой войне герой — «бык Скапа-Флоу». Пресса и радио взахлеб пишут о новом «Зигфриде», весь экипаж во главе с командиром везут в Берлин в рейхсканцелярию фюрера, где Гитлер лично награждает Прина рыцарским крестом. В каждой деревенской школе висят портреты нового героя, он становится идолом молодежи. О нем пишут книги, делают доклады. Дениц тоже не остается без внимания: 17 октября Гитлер присваивает ему звание контр-адмирала.
Шумные победы сопровождаются, однако, целым рядом неудач: за первые четыре месяца войны потеряно девять лодок. С октября англичане вводят систему конвоев, и сразу начинает снижаться тоннаж потопленных судов. В октябре немцы уничтожают 34 судна тоннажем 168 140 брт, в ноябре — только 28 (74 623 брт), в декабре — 37 судов, и тоннаж их едва превышает 100 000 брт. Но основной головной болью для немецких подводников становятся торпеды.
В ночь с 7 на 8 сентября 1939 года подводная лодка U-22 выпускает торпеду в польскую субмарину «Збик», находившуюся в 600 м от нее. Неконтактный взрыватель срабатывает слишком рано, и полякам удается уйти. Так в первый раз причиной неудачи становится дефект торпеды. 30 октября 1939 года к западу от Оркнейских островов подлодка U-56 выстреливает торпеды по линкорам «Нельсон», «Родней» и линейному крейсеру «Худ». Все они попадают в цель, но не взрываются. Пикантность ситуации заключалась еще и в том, что на борту линейного корабля находился в этот момент будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Жалобы на некачественные торпеды от командиров подводных лодок (да и надводных кораблей) принимают лавинообразный характер. Уже в октябре 1939 года руководство подводными силами было вынуждено констатировать, что по крайней мере 30% выпущенных торпед не срабатывали. Особенно обострился торпедный кризис во время кампании по захвату Дании и Норвегии. Хотя тогда у скандинавского побережья были задействованы почти все немецкие субмарины (48 единиц), результаты операции выглядели плачевно — их жертвами стали всего-навсего одна английская подводная лодка и транспорт. Немецкие субмарины произвели 25 атак британских военных кораблей: U-47 атаковала два крейсера, линкор «Уорспайт» и несколько транспортов — ни одна торпеда не взорвалась. U-25 в районе Нарвика произвела атаки на целую флотилию британских эсминцев, и снова безуспешно. Несколько немецких подводных лодок (U-46, U-38, U-37 и U-47) выпустили почти вплотную пять торпед в линейный корабль «Уорспайт», и ни одного взрыва не последовало... Позже британский линкор взял реванш, приняв активное участие в уничтожении германских эсминцев в фиордах Нарвика.
Германские подводники применяли торпеды двух типов — G7a и G7e. Первые — парогазовые, вторые — электрические. Хотя торпеды G7a имели большую скорость и дальность действия, они обладали и существенными недостатками, оставляя за собой след из пузырьков воздуха и будучи достаточно шумными. Ими предпочитали стрелять лишь в ночные часы.
Из-за возникших проблем с торпедами немцы были вынуждены временно отказаться от использования неконтактных взрывателей; это ограничение было снято лишь в декабре 1942 года. В ходе войны немецкие ученые создавали все новые и новые образцы этого оружия. Им принадлежит приоритет в изобретении акустической и реактивной торпед; торпед с окислителем из перекиси водорода; с пассивной и активной аппаратурой самонаведения. Исследования носили широкий размах: только по принципу Вальтера (перекись водорода) велась разработка 21 типа торпед. Но лишь единицы были доведены до промышленного производства. Это касается в первую очередь торпед с приборами маневрирования (FAT и ШТ), появившихся в конце 1942 — начале 1943 года, аппаратурой самонаведения (T-IV «Фальке») и акустической T-V («Цаункениг»), применявшейся на субмаринах в 1943- 1945 годах.
За первые четыре месяца 1940 года немецкие подводные лодки потопили еще 136 судов общим тоннажем 462 007 брт, и это был неплохой результат, учитывая то, что количество находившихся в море субмарин постоянно снижалось из-за неизбежных в любой войне потерь. Вновь построенные лодки их не восполняли: с сентября 1939-го по апрель 1940 года немцы потеряли 24 лодки, а получили от промышленности всего 13.