Первые военные месяцы

 

В соответствии с планами руковод­ства германских подводных сил первая группа субмарин, отправленных на бое­вые позиции, была необычно большой. Лодки перехватывали торговые парохо­ды, которые объявление войны застало в открытом море. До конца сентября 1939 года нацистским подводным лодкам уда­лось потопить 41 судно общим тоннажем 153 879 брт, не считая погибших на вы­ставленных ими минах. Все это значи­тельно укрепило положение Деница, по­тому что за тот же период времени гер­манские надводные корабли сумели от­править на дно лишь одного «купца» во­доизмещением всего в 501 т. К мнению руководства подводными силами стали больше прислушиваться не только в ОКМ, но и в ставке фюрера.

Первым потопленным судном Второй мировой войны оказался британский лай­нер «Атения», торпедированный U-30 3 сентября 1939 года, который был ошибоч­но принят командиром субмарины за вой­сковой транспорт. При этом погибло 128 человек, среди которых было много де­тей. Этот бесславный эпизод, свидетель­ствовавший о нарушении всех междуна­родных договоров и конвенций, открыл перечень «побед» гитлеровских подводников... Через два дня U-47 атакует и уничтожает маленький пароходик «Бос­ния», открывший счет потопленным транспортам. Зато первым отправленным на дно боевым кораблем английского флота оказался ни много ни мало авиа­носец «Корейджес», торпедированный U-29 западнее Ирландии 17 сентября 1939 года.

Но Деницу этого кажется мало. Он прекрасно понимает, что первоначаль­ные успехи быстро пройдут, цифры потопленного тоннажа пойдут на убыль... Нужно сделать что-то сенсационное, из ряда вон выходящее, и его штаб плани­рует и осуществляет операцию в самом «логове» британского флота — Скапа-Флоу. Место проведения операции было выбрано немцами не случайно. Скапа-Флоу —это не только главная военно-морская база англичан, это еще и «по­зор» германского флота. Сюда после капитуляции кайзеровской Германии прибыли корабли Хохзеефлотге и были затоплены своими экипажами. Теперь немецким подводникам предстояло ото­мстить британцам за свое унижение, по­казать, что даже в своих базах Ройял Нэйви не может чувствовать себя в без­опасности.

В ночь с 13 на 14 октября 1939 года U-47 под командованием капитан-лейте­нанта Прина без особых препятствий про­никает на рейд Скапа-Флоу и выпускает пять торпед по стоявшему там линейно­му кораблю «Ройял Оук». По крайней мере две торпеды попадают в цель, и громад­ный корабль в течение 15 минут исчезает с поверхности моря, унося с собой в пу­чину 786 человек экипажа. Прин же на своей субмарине спокойно уходит в море.

Успех этой операции вызвал в Германии огромный резонанс. У «фатерлянда» по­явился первый в новой войне герой — «бык Скапа-Флоу». Пресса и радио взах­леб пишут о новом «Зигфриде», весь эки­паж во главе с командиром везут в Бер­лин в рейхсканцелярию фюрера, где Гит­лер лично награждает Прина рыцарским крестом. В каждой деревенской школе висят портреты нового героя, он стано­вится идолом молодежи. О нем пишут книги, делают доклады. Дениц тоже не остается без внимания: 17 октября Гит­лер присваивает ему звание контр-адми­рала.

Шумные победы сопровождаются, од­нако, целым рядом неудач: за первые че­тыре месяца войны потеряно девять ло­док. С октября англичане вводят систему конвоев, и сразу начинает снижаться тон­наж потопленных судов. В октябре немцы уничтожают 34 судна тоннажем 168 140 брт, в ноябре — только 28 (74 623 брт), в декабре — 37 судов, и тоннаж их едва пре­вышает 100 000 брт. Но основной голов­ной болью для немецких подводников ста­новятся торпеды.

В ночь с 7 на 8 сентября 1939 года подводная лодка U-22 выпускает торпе­ду в польскую субмарину «Збик», нахо­дившуюся в 600 м от нее. Неконтактный взрыватель срабатывает слишком рано, и полякам удается уйти. Так в первый раз причиной неудачи становится дефект торпеды. 30 октября 1939 года к западу от Оркнейских островов подлодка U-56 выстреливает торпеды по линкорам «Нельсон», «Родней» и линейному крей­серу «Худ». Все они попадают в цель, но не взрываются. Пикантность ситуации за­ключалась еще и в том, что на борту ли­нейного корабля находился в этот мо­мент будущий премьер-министр Вели­кобритании Уинстон Черчилль. Жалобы на некачественные торпеды от команди­ров подводных лодок (да и надводных ко­раблей) принимают лавинообразный ха­рактер. Уже в октябре 1939 года руко­водство подводными силами было вы­нуждено констатировать, что по крайней мере 30% выпущенных торпед не сраба­тывали. Особенно обострился торпедный кризис во время кампании по захвату Дании и Норвегии. Хотя тогда у сканди­навского побережья были задействова­ны почти все немецкие субмарины (48 единиц), результаты операции выгляде­ли плачевно — их жертвами стали всего-навсего одна английская подводная лодка и транспорт. Немецкие субмари­ны произвели 25 атак британских воен­ных кораблей: U-47 атаковала два крей­сера, линкор «Уорспайт» и несколько транспортов — ни одна торпеда не взор­валась. U-25 в районе Нарвика произве­ла атаки на целую флотилию британских эсминцев, и снова безуспешно. Несколь­ко немецких подводных лодок (U-46, U-38, U-37 и U-47) выпустили почти вплот­ную пять торпед в линейный корабль «Уорспайт», и ни одного взрыва не пос­ледовало... Позже британский линкор взял реванш, приняв активное участие в уничтожении германских эсминцев в фиордах Нарвика.

Германские подводники применяли торпеды двух типов — G7a и G7e. Первые — парогазовые, вторые — электри­ческие. Хотя торпеды G7a имели боль­шую скорость и дальность действия, они обладали и существенными недостатка­ми, оставляя за собой след из пузырь­ков воздуха и будучи достаточно шумны­ми. Ими предпочитали стрелять лишь в ночные часы.

Из-за возникших проблем с торпеда­ми немцы были вынуждены временно от­казаться от использования неконтактных взрывателей; это ограничение было сня­то лишь в декабре 1942 года. В ходе вой­ны немецкие ученые создавали все но­вые и новые образцы этого оружия. Им принадлежит приоритет в изобретении акустической и реактивной торпед; тор­пед с окислителем из перекиси водоро­да; с пассивной и активной аппаратурой самонаведения. Исследова­ния носили широкий размах: только по принципу Вальте­ра (перекись водорода) ве­лась разработка 21 типа торпед. Но лишь единицы были доведены до промышленного производства. Это каса­ется в первую очередь торпед с прибо­рами маневрирования (FAT и ШТ), поя­вившихся в конце 1942 — начале 1943 года, аппаратурой самонаведения (T-IV «Фальке») и акустической T-V («Цаункениг»), применявшейся на субмаринах в 1943- 1945 годах.

За первые четыре месяца 1940 года немецкие подводные лодки потопили еще 136 судов общим тоннажем 462 007 брт, и это был неплохой ре­зультат, учитывая то, что количество находившихся в море субмарин посто­янно снижалось из-за неизбежных в любой войне потерь. Вновь построен­ные лодки их не восполняли: с сентяб­ря 1939-го по апрель 1940 года немцы потеряли 24 лодки, а получили от про­мышленности всего 13.