Битва за Атлантику: коренной перелом (декабрь 1942 года — май 1945 года)
В декабре 1942 года немецким подводникам в последний раз сопутствует удача: им удается потопить 59 судов водоизмещением 315 673 брт, потеряв при этом пять лодок. Однако война на суше и на море принимает другой оборот. На всех фронтах Германия вынуждена перейти к стратегической обороне. Время захватов и громких побед для нее закончилось.
В начале 1943 года командование немецких подводных сил осуществляет последнюю отчаянную попытку перехватить инициативу, направив в Атлантику более 90 лодок, сведенных в три «волчьи стаи». Потери союзников в тоннаже возрастают, но за февраль — апрель 1943 года немцы теряют 50 «у-ботов». Еще катастрофичнее для них выглядят результаты мая: в базы не возвращаются 42 лодки, а потоплено всего 250 000 брт торгового тоннажа. Дениц отмечает в своих мемуарах: «События в мае 1943 года однозначно продемонстрировали, что достигнута та точка, когда ПЛО двух великих морских держав превзошла боевую мощь наших подводных лодок...» Битва за Атлантику уже практически проиграна.
Германия предпринимает лихорадочные попытки для изменения ситуации. Появляются новые модификации субмарин VII серии. Первая из них — VIID, была такой же лодкой, что и VIIC, но с дополнительным отсеком, состоявшим из вертикальных шахт, находившихся сразу же за рубкой и предназначенных для приема 15 мин. Очень похожим на предыдущий стал проект VIIF (транспорт торпед), но здесь дополнительный отсек служил хранилищем для запасных торпед и иного груза; он находился непосредственно за носовым торпедным отделением. Подводная лодка этой модификации могла нести до 39 торпед. Благодаря увеличению длины корпуса на лодках серий D и F автоматически увеличивались и емкости топливных цистерн, а это значительно сказывалось на увеличении дальности плавания. Нереализованным остался проект VIIE, в котором предполагалось для экономии места и водоизмещения использовать более компактную энергетическую установку.
Так и не создав достаточно надежного радиолокатора, германские инженеры пошли по пути увеличения времени пребывания лодок в подводном положении. Это удалось в какой-то мере сделать благодаря введению так называемого «шнорхеля» — устройства для работы дизелей под водой (РДП). Он не являлся абсолютно новым изобретением. Еще в 1897 году американцы оснастили свою подводную лодку «Аргонавт-1» мачтами для забора воздуха для работы дизелей. Проводились подобные эксперименты перед Первой мировой войной и в России. В 1925 году прообраз «шнорхеля» установили на одной из итальянских лодок, но и там он не прижился. В конце 20-х годов это устройство опробовали на голландских субмаринах, но лишь для улучшения вентиляции при надводном ходе в тропиках. В 1938 году уже вполне работоспособное РДП было смонтировано на нидерландских лодках 0-19 и 0-20, а несколько позднее на 0-21 — 0-27. В 1940 году три такие субмарины были захвачены немцами при оккупации Голландии, но особого интереса поначалу не вызвали. Лишь в 1943 году один из немецких инженеров — профессор Вальтер — вспомнил об этой голландской новинке. Первой лодкой, оборудованной «шнорхелем» в Германии, была U-58 типа НС. Испытания, проведенные летом 1943 года, дали сногсшибательные результаты. Сразу же началось переоборудование всех фронтовых лодок, причем для меньшей заметности «шнорхель» стали покрывать специальным антирадарным каучуковым покрытием. Однако новое устройство принесло и много забот. Конечно, оно позволяло подводным лодкам постоянно находиться под водой, заряжать, не всплывая, батареи, а также двигаться с помощью дизеля под водой. Но для использования РДП лодку требовалось удерживать на малой глубине, что представляло значительную трудность даже при сравнительно небольшом волнении моря, к тому же оно оставляло хорошо заметный кильватерный след, демаскировавший субмарину. При работе со «шнорхелем» подводная лодка могла развить максимальную скорость лишь в 6 узлов, при ее превышении мачта с устройством просто ломалась. Это означало, что при ходе под «шнорхелем» лодка просто не могла осуществлять преследование конвоев, так как ей не хватало скорости. При работе дизеля под водой его шум создавал серьезные помехи для акустических установок, то есть лодка в определенной мере становилась «глухой», в то же время шум дизелей улавливался на достаточно больших расстояниях противником. Вскоре также выяснилось, что под водой дизель подвергался значительно большим нагрузкам. При недосмотре зачастую в лодку попадали и отработанные газы, что могло привести к отравлению экипажа.
С 1943 года военно-воздушные силы союзников начинают регулярные массированные налеты на базы немецкого подводного флота и германские верфи. С 17 января по 10 июня американские ВВС трижды бомбят Брест, четыре раза Лорьян, пять раз Сен-Назер и два раза Ла-Паллис. Одновременно эти же цели по ночам атакуют бомбардировщики королевских военно-воздушных сил. В каждом налете участвует от 300 до 500 машин. За один месяц Лорьян подвергается бомбардировкам девять раз, а Сен-Назер одиннадцать, однако эффективность их оставляет желать лучшего. Толщина потолков в бункерных укрытиях для подводных лодок — от 6,5 до 10 м бетона, а на крыше, на высоте 3,5 м установлены специальные захватывающие решетки для бомб. Лишь единожды 6-тонная бомба, так называемый «Грэнд Слэм», сумела пробить эту защиту.
Гораздо успешнее действует авиация прибрежного командования Великобритании, караулящая подводные лодки во время их выхода в Бискайский залив или при возврате в базы. Особенно результативными становятся атаки в ночное время после оснащения самолетов новыми 10-см радарами. Все это вынуждает немцев усилить зенитное вооружение своих субмарин. В ночь с 4 на 5 мая 1943 года подводной лодке U-333 удается 20-мм зениткой сбить атаковавший ее «Веллингтон» 172-й эскадрильи, когда самолет на подлете к субмарине включил свой прожектор. Этот успех подводников стал одной из причин принятия решения о создании так называемых «ловушек для самолетов» из нескольких подводных лодок. Шесть «у-ботов» (U-211, U-256, U-271, U-441, U-621 и U-955) получили новое вооружение из одного 37-мм, одного счетверенного 20-мм и двух спаренных 20-мм орудий. На остальных лодках VII серии снималось 88-мм орудие, а вместо него усиливалось зенитное вооружение. Обычно на нижней орудийной платформе находился 37-мм автомат или счетверенная 20-мм установка. На верхней платформе почти всегда монтировались две спаренные 20-мм зенитки.
С июня 1943 года немецкие подводные лодки при переходах Бискайским заливом используют новую тактику: они идут группами до пяти лодок, что позволяет при появлении неприятельских самолетов достичь высокой плотности зенитного огня. Первое время подобная тактика имела определенный успех, но очень быстро англичане нашли этому противоядие, создав специальные авиационные группы (операция «Маскетри» или «Сислаг»). Трижды в день соединение из семи самолетов, шедших параллельным курсом, патрулировало к северо-западу от мыса Финистер (Смысл примененной англичанами тактики заключался в одновременной атаке немецких лодок с разных направлений с целью дезорганизации зенитного огня). Протяженность этой зоны соответствовала расстоянию, которое подводная лодка проходила в течение четырех часов надводным ходом или 20 часам движения под водой. За два месяца противоборства в июне — июле немцы потеряли здесь 28 подводных лодок, еще 22 субмарины были повреждены. Союзники в этой операции недосчитались 57 самолетов. Все это вынудило командование кригсмарине 2 августа отдать приказ о временном прекращении выхода лодок в Бискайский залив. Лишь в конце августа этот приказ отменили, но лодки должны были выходить в океан лишь в подводном положении, а при возвращении идти вдоль северного побережья Испании, где обнаружение их радарами было затруднено. Общий итог августа составил для немецких подводников всего 17 потопленных судов общим водоизмещением 88 957 брт при собственных потерях в 25 лодок. Впервые за время боевых действий «у-ботов» погибло больше, чем потопленных ими кораблей и судов. Далее эта тенденция приобретает все более устойчивый характер.
Адмирал Дениц, в феврале 1943 года ставший главнокомандующим военно-морским флотом Германии, прекрасно понимает, что даже такие удачные лодки, как «семерки», быстро устаревают, и 22 июня 1943 года он отдает приказ о строительстве новых уже «чистых», или, как их называли по-другому, «электрических» подводных лодок типов XXI и XXIII на замену старым, «ныряющим» лодкам. Но это решение запоздало: лишь 2 субмарины XXI серии и 10 единиц XXIII серии сумели принять участие в боевых операциях до капитуляции третьего рейха...
В ожидании поступления новых лодок командованием флота принимаются различные меры для уменьшения потерь. Сюда можно отнести и эксперименты с первыми вертолетами для увеличения зоны наблюдения, покрытие лодок материалами, поглощающими излучения радаров, применение маскирующего средства «Больдт». Но серьезного результата в дуэли с противолодочными силами противника это не дает. В 1943 году немецкие подводные лодки отправили на дно 451 торговое судно общим водоизмещением 2 395 532 брт, причем половина указанного тоннажа приходится на первые три месяца года. За этот же период они потеряли 245 субмарин, а в строй ввели 290 новых. (Выпуск лодок промышленностью достиг своего максимума за всю войну.) Среднемесячные потери составили более 12 единиц в месяц, причем во втором полугодии цифры поднялись до 20 единиц.
В 1944 году ситуация для немцев продолжает ухудшаться. В конце августа «у-боты» уходят из французских баз в связи с освобождением армией союзников территории страны; в сентябре — из Средиземного моря. Все лодки перебазируются в Норвегию или непосредственно на территорию рейха. В октябре было потоплено всего одно судно водоизмещением 6131 т, а потеряно 14 немецких субмарин — это была уже полная катастрофа. Союзники потеряли в 1944 году 131 судно общим тоннажем 701 906 брт, уничтожив при этом 264 подлодки противника. Падает и выпуск новых лодок: подводники получили их на 60 единиц меньше, чем в предыдущем году. Среднемесячные потери переваливают за 20 единиц. Уже всем ясно, что Германия войну проиграла, но гитлеровское руководство с отчаянностью обреченных продолжает борьбу. В первых числах мая 1945 года, за несколько дней до безоговорочной капитуляции, более 200 немецких субмарин в лучших традициях японского кодекса бусидо совершают «харакири». 153 (по другим данным — 156) нацистские лодки капитулировали и были переданы Великобритании. Последней 17 августа 1945 года у побережья Аргентины сдается U-977.
Пережил большую жизненную трагедию организатор и вдохновитель этой подводной войны адмирал Карл Дениц. После самоубийства Гитлера его назначили рейхсканцлером Германии, но пробыл он на этом посту всего 20 дней. Война развенчала все его концепции и планы. Он потерял двух сыновей — оба служили в гитлеровском военно-морском флоте. Как военного преступника Деница приговорили Нюрнбергским международным трибуналом к 10 годам лишения свободы.