Битва за Атлантику: коренной перелом (декабрь 1942 года — май 1945 года)

 

В декабре 1942 года немецким подвод­никам в последний раз сопутствует удача: им удается потопить 59 судов водоизме­щением 315 673 брт, потеряв при этом пять лодок. Однако война на суше и на море принимает другой оборот. На всех фрон­тах Германия вынуждена перейти к стра­тегической обороне. Время захватов и громких побед для нее закончилось.

В начале 1943 года командование не­мецких подводных сил осуществляет пос­леднюю отчаянную попытку перехватить инициативу, направив в Атлантику более 90 лодок, сведенных в три «волчьи стаи». Потери союзников в тоннаже возрастают, но за февраль — апрель 1943 года немцы теряют 50 «у-ботов». Еще катастрофич­нее для них выглядят результаты мая: в базы не возвращаются 42 лодки, а потоп­лено всего 250 000 брт торгового тонна­жа. Дениц отмечает в своих мемуарах: «События в мае 1943 года однозначно продемонстрировали, что достигнута та точка, когда ПЛО двух великих морских держав превзошла боевую мощь наших подводных лодок...» Битва за Атлантику уже практически проиграна.

Германия предпринимает лихорадоч­ные попытки для изменения ситуации. Появляются новые модификации субма­рин VII серии. Первая из них — VIID, была такой же лодкой, что и VIIC, но с допол­нительным отсеком, состоявшим из вер­тикальных шахт, находившихся сразу же за рубкой и предназначенных для при­ема 15 мин. Очень похожим на предыду­щий стал проект VIIF (транспорт торпед), но здесь дополнительный отсек служил хранилищем для запасных торпед и иного груза; он находился непосредственно за носовым торпедным отделением. Под­водная лодка этой модификации могла нести до 39 торпед. Благодаря увеличе­нию длины корпуса на лодках серий D и F автоматически увеличивались и емкос­ти топливных цистерн, а это значитель­но сказывалось на увеличении дальнос­ти плавания. Нереализованным остался проект VIIE, в котором предполагалось для экономии места и водоизмещения использовать более компактную энерге­тическую установку.

Так и не создав достаточно надежно­го радиолокатора, германские инженеры пошли по пути увеличения времени пре­бывания лодок в подводном положении. Это удалось в какой-то мере сделать бла­годаря введению так называемого «шнорхеля» — устройства для работы дизелей под водой (РДП). Он не являлся абсолют­но новым изобретением. Еще в 1897 году американцы оснастили свою подводную лодку «Аргонавт-1» мачтами для забора воздуха для работы дизелей. Проводи­лись подобные эксперименты перед Пер­вой мировой войной и в России. В 1925 году прообраз «шнорхеля» установили на одной из итальянских лодок, но и там он не прижился. В конце 20-х годов это ус­тройство опробовали на голландских субмаринах, но лишь для улучшения венти­ляции при надводном ходе в тропиках. В 1938 году уже вполне работоспособное РДП было смонтировано на нидерландских лодках 0-19 и 0-20, а несколько поз­днее на 0-21 — 0-27. В 1940 году три такие субмарины были захвачены немцами при оккупации Голландии, но особого интереса поначалу не вызвали. Лишь в 1943 году один из немецких инженеров — профессор Вальтер — вспомнил об этой голландской новинке. Первой лодкой, оборудованной «шнорхелем» в Германии, была U-58 типа НС. Испытания, проведенные летом 1943 года, дали сногсшибательные результаты. Сразу же началось переоборудование всех фронтовых лодок, причем для меньшей заметности «шнорхель» стали покрывать специальным антирадарным каучуковым покрытием. Од­нако новое устройство принесло и много забот. Конечно, оно позволяло подвод­ным лодкам постоянно находиться под водой, заряжать, не всплывая, батареи, а также двигаться с помощью дизеля под водой. Но для использования РДП лодку требовалось удерживать на малой глуби­не, что представляло значительную труд­ность даже при сравнительно небольшом волнении моря, к тому же оно оставляло хорошо заметный кильватерный след, де­маскировавший субмарину. При работе со «шнорхелем» подводная лодка могла раз­вить максимальную скорость лишь в 6 узлов, при ее превышении мачта с устройством просто ломалась. Это означало, что при ходе под «шнорхелем» лодка просто не могла осуществлять преследование конвоев, так как ей не хватало скорости. При работе дизеля под водой его шум создавал серьезные помехи для акустических установок, то есть лодка в опре­деленной мере становилась «глухой», в то же время шум дизелей улавливался на достаточно больших расстояниях против­ником. Вскоре также выяснилось, что под водой дизель подвергался значительно большим нагрузкам. При недосмотре за­частую в лодку попадали и отработанные газы, что могло привести к отравлению экипажа.

С 1943 года военно-воздушные силы союзников начинают регулярные масси­рованные налеты на базы немецкого под­водного флота и германские верфи. С 17 января по 10 июня американские ВВС трижды бомбят Брест, четыре раза Лорьян, пять раз Сен-Назер и два раза Ла-Паллис. Одновременно эти же цели по ночам атакуют бомбардировщики коро­левских военно-воздушных сил. В каж­дом налете участвует от 300 до 500 ма­шин. За один месяц Лорьян подвергается бомбардировкам девять раз, а Сен-Назер одиннадцать, однако эффектив­ность их оставляет желать лучшего. Тол­щина потолков в бункерных укрытиях для подводных лодок — от 6,5 до 10 м бето­на, а на крыше, на высоте 3,5 м установ­лены специальные захватывающие ре­шетки для бомб. Лишь единожды 6-тон­ная бомба, так называемый «Грэнд Слэм», сумела пробить эту защиту.

Гораздо успешнее действует авиация прибрежного командования Великобрита­нии, караулящая подводные лодки во вре­мя их выхода в Бискайский залив или при возврате в базы. Особенно результативны­ми становятся атаки в ночное время после оснащения самолетов новыми 10-см рада­рами. Все это вынуждает немцев усилить зенитное вооружение своих субмарин. В ночь с 4 на 5 мая 1943 года подводной лод­ке U-333 удается 20-мм зениткой сбить атаковавший ее «Веллингтон» 172-й эскад­рильи, когда самолет на подлете к субма­рине включил свой прожектор. Этот успех подводников стал одной из причин приня­тия решения о создании так называемых «ловушек для самолетов» из нескольких подводных лодок. Шесть «у-ботов» (U-211, U-256, U-271, U-441, U-621 и U-955) полу­чили новое вооружение из одного 37-мм, одного счетверенного 20-мм и двух спа­ренных 20-мм орудий. На остальных лод­ках VII серии снималось 88-мм орудие, а вместо него усиливалось зенитное воору­жение. Обычно на нижней орудийной плат­форме находился 37-мм автомат или счет­веренная 20-мм установка. На верхней платформе почти всегда монтировались две спаренные 20-мм зенитки.

С июня 1943 года немецкие подвод­ные лодки при переходах Бискайским за­ливом используют новую тактику: они идут группами до пяти лодок, что позволяет при появлении неприятельских самолетов достичь высокой плотности зенитного огня. Первое время подобная тактика имела определенный успех, но очень быс­тро англичане нашли этому противоядие, создав специальные авиационные груп­пы (операция «Маскетри» или «Сислаг»). Трижды в день соединение из семи са­молетов, шедших параллельным курсом, патрулировало к северо-западу от мыса Финистер (Смысл примененной англичанами такти­ки заключался в одновременной атаке немец­ких лодок с разных направлений с целью дез­организации зенитного огня). Протяженность этой зоны со­ответствовала расстоянию, которое под­водная лодка проходила в течение четы­рех часов надводным ходом или 20 ча­сам движения под водой. За два месяца противоборства в июне — июле немцы потеряли здесь 28 подводных лодок, еще 22 субмарины были повреждены. Союз­ники в этой операции недосчитались 57 самолетов. Все это вынудило командова­ние кригсмарине 2 августа отдать приказ о временном прекращении выхода лодок в Бискайский залив. Лишь в конце авгус­та этот приказ отменили, но лодки долж­ны были выходить в океан лишь в под­водном положении, а при возвращении идти вдоль северного побережья Испании, где обнаружение их радарами было затруднено. Общий итог августа составил для немецких подводников всего 17 по­топленных судов общим водоизмещени­ем 88 957 брт при собственных потерях в 25 лодок. Впервые за время боевых дей­ствий «у-ботов» погибло больше, чем по­топленных ими кораблей и судов. Далее эта тенденция приобретает все более устойчивый характер.

Адмирал Дениц, в феврале 1943 года ставший главнокомандующим военно-морским флотом Германии, прекрасно по­нимает, что даже такие удачные лодки, как «семерки», быстро устаревают, и 22 июня 1943 года он отдает приказ о стро­ительстве новых уже «чистых», или, как их называли по-другому, «электрических» подводных лодок типов XXI и XXIII на за­мену старым, «ныряющим» лодкам. Но это решение запоздало: лишь 2 субма­рины XXI серии и 10 единиц XXIII серии сумели принять участие в боевых опера­циях до капитуляции третьего рейха...

В ожидании поступления новых ло­док командованием флота принимают­ся различные меры для уменьшения по­терь. Сюда можно отнести и экспери­менты с первыми вертолетами для уве­личения зоны наблюдения, покрытие лодок материалами, поглощающими из­лучения радаров, применение маскиру­ющего средства «Больдт». Но серьез­ного результата в дуэли с противоло­дочными силами противника это не дает. В 1943 году немецкие подводные лодки отправили на дно 451 торговое судно общим водоизмещением 2 395 532 брт, причем половина указан­ного тоннажа приходится на первые три месяца года. За этот же период они по­теряли 245 субмарин, а в строй ввели 290 новых. (Выпуск лодок промышлен­ностью достиг своего максимума за всю войну.) Среднемесячные потери соста­вили более 12 единиц в месяц, причем во втором полугодии цифры поднялись до 20 единиц.

В 1944 году ситуация для немцев продолжает ухудшаться. В конце авгус­та «у-боты» уходят из французских баз в связи с освобождением армией со­юзников территории страны; в сентяб­ре — из Средиземного моря. Все лод­ки перебазируются в Норвегию или не­посредственно на территорию рейха. В октябре было потоплено всего одно судно водоизмещением 6131 т, а поте­ряно 14 немецких субмарин — это была уже полная катастрофа. Союзники по­теряли в 1944 году 131 судно общим тоннажем 701 906 брт, уничтожив при этом 264 подлодки противника. Падает и выпуск новых лодок: подводники по­лучили их на 60 единиц меньше, чем в предыдущем году. Среднемесячные потери переваливают за 20 единиц. Уже всем ясно, что Германия войну проиг­рала, но гитлеровское руководство с отчаянностью обреченных продолжает борьбу. В первых числах мая 1945 года, за несколько дней до безоговорочной капитуляции, более 200 немецких суб­марин в лучших традициях японского кодекса бусидо совершают «харакири». 153 (по другим данным — 156) нацист­ские лодки капитулировали и были пе­реданы Великобритании. Последней 17 августа 1945 года у побережья Арген­тины сдается U-977.

Пережил большую жизненную траге­дию организатор и вдохновитель этой подводной войны адмирал Карл Дениц. Пос­ле самоубийства Гитлера его назначили рейхсканцлером Германии, но пробыл он на этом посту всего 20 дней. Война раз­венчала все его концепции и планы. Он потерял двух сыновей — оба служили в гит­леровском военно-морском флоте. Как военного преступника Деница приговори­ли Нюрнбергским международным трибу­налом к 10 годам лишения свободы.