Итоги и статистика
За время Второй мировой войны немецкие подводные лодки отправили на дно 2779 судов общим тоннажем 14 119 413 брт. Всего в Германии с 1935 по 1945 год было построено и введено в строй 1171 подводная лодка, из них 718 единиц, или более 60% германского подводного флота, приходилось на долю лодок серии VII.
Боевые корабли союзников, потопленные и поврежденные немецкими подводными лодками в 1939-1945 гг.
Классы кораблей |
Потоплено |
Повреждено |
Линейные корабли и линейные крейсера |
2 |
3 |
Авианосцы |
6 |
2 |
Крейсера |
5 |
7 |
Эсминцы |
34 |
11 |
Эскортные эсминцы |
18 |
13 |
Фрегаты |
2 |
4 |
Корветы |
26 |
3 |
Шлюпы |
13 |
4 |
Тральщики |
10 |
- |
Подводные лодки |
9 |
— |
Охотники за подводными лодками |
3 |
— |
Канонерские лодки |
1 |
— |
Минные корабли |
3 |
1 |
Десантные суда |
13 |
— |
Суда-базы |
2 |
— |
Авиатранспорты |
1 |
— |
Таблица взята из книги B.Herzog, 60 Jahre deutsche U-Boote (1968) и требует ряда примечаний. Так, субмаринами третьего рейха фактически было уничтожено не шесть, а восемь авианосцев: «Корейджес» (U-29, 17.9.1939), «Арк Ройял» (U-81, 3.11.1941), «Игл» (U-73, 11.8.1942), «Авенджер», (U-155, 15.11.1942), «Блок-Айленд» (U-549, 29.5.1944), «Одесити» (U-751, 22.12.1941), «Набоб» (U-482, в 1944 году у мыса Нордкап), «Тэйн» (U-354, в 1945 году у устья реки Клайд). Правда, последний два добрались до своих баз, но их повреждения оказались столь серьезными, что восстанавливать их не стали.
Лодки VII серии составляли примерно две трети подводных лодок Германии, при этом надо учитывать еще и тот факт, что типы XXI и XXIII появились в самом конце войны и фактически не принимали участия в боевых действиях. Ограниченно использовались и субмарины типа II. Таким образом, из 863 участвовавших в войне лодок абсолютное большинство относилось к серии VII. В 1939— 1945 годах немецкий флот по разным причинам потерял 718 субмарин, из них 546 типа VII, или 76% от числа всех потерь германского подводного флота. Еще девять лодок этой серии были уничтожены авиацией союзников непосредственно на стапелях, три затоплены своими экипажами в Тулоне в августе 1944 года при оставлении этого города, 62 уничтожены личным составом в последние дни пе-оед капитуляцией или в первые дни после нее. Необходимо отметить, что эти данные варьируются в различных изданиях, поэтому приведенные цифры необходимо воспринимать с определенной долей допуска.
Лодки VII серии несли следующие тактические номера:
головная серия VIIA насчитывала 10 единиц (U-27 - U-36);
серия VIIB — 24 единицы (U-45 - U-55, U-73 - U-76, U-83 - U-87, U-99 - U-102); серия VIID - 6 единиц (U-213 - U-218); серия VIIF (самая маленькая) — 4 единицы (U-1059- U-1062);
серия VIIC - 677 единиц (U-69 - U-72, U-77 - U-82, U-88 - U-98, U-132 - U-136 U-201-U-212, U-221 - U-232, U-235-U-329, U-331-U-458, U-465 - U-486, U-551 - U-683, U-701 - U-722, U-731 -U-779, U-821-U-822, U-825 - U-828, U-901 - U-908, U-921 - U-930, U-951 -U-1032, U-1051 - U-1058, U-1063-U-1065, U-1101 - U-1110, U-1131-U-1132, U-1161 - U-1172, U-119,1-U-1210, U-1271 - U-1279, U-1301-U-1308).
К крупнейшим успехам в действиях против военных кораблей союзников среди лодок серии VII можно отнести потопление двух линейных кораблей («Ройял Оук» и «Бархэм»), восьми авианосцев и четырех крейсеров («Галатея» - U-577, 15.12.1941, «Найяд» - U-565, 11.3.1942, «Гермион» — U-205, 16.6.1942, «Пенелопа» - U-410, 18.2.1944). Самое крупное гражданское судно, потопленное немецкими подводниками, — пассажирский лайнер «Эмпресс оф Бритн» валовой вместимостью 42 348 брт, также относится на счет подлодки этой серии — U-32. Самой удачливой германской субмариной стала U-48 серии VIIB, потопившая за 13 боевых походов с сентября 1939 по июнь 1941 года 51 судно общим тоннажем 310 407 брт. Эта лодка в дальнейшем не участвовала в боевых операциях и была затоплена своим экипажем в Нойштадте 3 мая 1945 года. Лодке U-338 также принадлежит своеобразный рекорд: 16 марта 1943 года при атаке конвоя SC-122 ей удается залпом из пяти торпед отправить на дно три транспорта и повредить четвертый.
Еще несколько любопытных фактов, связанных с подводными лодками этой серии: головная лодка всей серии VII U-27 первой из «семерок» и погибла — 20.9.1939. Последней немецкой подводной лодкой, уничтоженной союзниками во Второй мировой войне в ходе боевых действий, оказалась также лодка типа VII. Британская летающая лодка «Каталина» из состава 210-й эскадрильи засекла между Шетландскими островами и Норвегией в 2.41 утра 7 мая 1945 года немецкую подводную лодку в подводном положении. Это была U-320. Британский самолет сбросил серию глубинных бомб. С U-320 в штаб поступает донесение о том, что она сильно повреждена, но «семерка» пытается вернуться в базу. 9 мая, не дотянув до Бергена, U-320 затонула со всем экипажем. Последней немецкой лодкой, сдавшейся союзникам, также была лодка VII серии, уже упоминавшаяся U-977.
В ходе войны англичанам и американцам удалось захватить несколько немецких подводных лодок, в том числе и типа VII. 27 августа 1941 года, в 8.30 бомбардировщик «Хадсон» из состава 269-й эскадрильи английских ВВС в 80 милях к югу от Исландии обнаружил немецкую подводную лодку. После первой атаки четырьмя глубинными бомбами лодка получила повреждения, и ее командир подал пилотам cm нал о сдаче, подняв над лодкой белый флаг. Вскоре в данный квадрат прилетела летающая лодка «Каталина» 209-й эскадрильи, а к вечеру подошел и траулер «Нозерн Чиф». Последний немедленно объявил экипажу субмарины: «Если будет сделана попытка потопить лодку, я никого спасать не буду и открою огонь по вашим спасательным плотам». Лодку взяли на буксир и привели в порт. Хотя немцы и успели выбросить за борт все секретные документы и шифровальную машинку, тем не менее эта «семерка» стала ценным трофеем. Британские специалисты немедленно замерили уровень шума отдельных агрегатов и механизмов, испытали скоростные качества и глубину погружения. Они пришли к выводу, что корпус, выполненный из стали толщиной около 20 см с тщательно проваренными и заклепанными швами, хорошо выдерживает погружение на глубину 150 м. Немедленно последовало указание изменить счетчики глубины на глубинных бомбах, доведя показания на них до 200 м. 19 сентября 1941 года U-570 уже зачислили в состав британского флота под названием «Граф» (Graph). Позже она участвовала в боевых действиях и даже сумела выпустить торпеду в свою «сестру» — U-333, но торпеда прошла мимо. В марте 1944 года трофейная «семерка» выскочила на скалы у острова Айлей на западном побережье Шотландии, получила серьезные повреждения и была исключена из списков английского флота.
Еще одна субмарина, U-844 была захвачена британским корветом «Чиллиуак» 6 марта 1944 года после полуторасуточного преследования. Английские моряки захватили находившиеся на борту секретные документы, которые в то время, очевидно, уже не представляли особого интереса для британского Адмиралтейства Вскоре после этого лодка ушла на дно.
12 апреля 1945 года британский фрегат «Лох Глендгу» взял на абордаж U-1024, но несколько часов спустя, когда она шла на буксире фрегата королевских ВМС «Лох Мор», лодка затонула.
U-573, поврежденная авиацией союзников у побережья Алжира, сумела добраться в мае 1942 года до Картахены в Испании, где и была интернирована. В 1943 году немцы продали ее генералу Франко, и она под наименованием G-7 служила в испанском военном флоте до середины 60-х годов.
После окончания Второй мировой войны по Потсдамским соглашениям сдавшиеся германские подводные лодки были собраны в Лох-Раине на побережье Шотландии. Затем их группами выводили в море для затопления в 30 милях к северу от Малин-Хеда. Если не срабатывали подрывные заряды, субмарины топил артиллерийским огнем польский эсминец «Блискавица». В ходе этой операции, получившей кодовое название «Дедлайт» и продолжавшейся в ноябре 1945 года — январе 1946 года, пошли ко дну 119 немецких подводных лодок, в том числе и 83 единицы VII серии; из них по одной лодке серий VIID и VIIF, остальные-VIIC и VIIC/41.
30 субмарин разных типов распределили среди трех стран-победительниц — США, СССР и Великобритании — в качестве трофеев. Две «семерки» вошли в послевоенное время в состав военно-морских сил Франции под названиями — «Милле» (бывшая U-471) и «Лоби» (бывшая U-766). Первая была повреждена авиацией союзников в Тулоне во время налета 6 мая 1944 года и в таком состоянии досталась французам при захвате главной базы своего Средиземноморского флота в августе 1944 года. Вторая, также пострадавшая от английских бомб и лишенная хода, была захвачена в Ла-Рошели 8 мая 1945 года. Французы сумели набрать запасных частей из десятка поврежденных лодок, оставшихся после капитуляции немцев во Франции, и ввести обе названные субмарины в строй. «Милле» долго оставалась в составе французского флота, и ее списали лишь в октябре 1963 года, «Лоби» — на три года раньше.
Три лодки типа VII — U-926, U-995 и U-1202 из британской доли раздела вошли в состав норвежских королевских военно-морских сил. Они стали именоваться соответственно «Киа», «Каура» и «Кинн» и еще полтора десятка лет числились среди действующих. Об одной из них, U-995, речь пойдет ниже.
Несколько слов о судьбе лодок этого типа, которые воевали с советским ВМФ. На Балтике «у-боты» VII серии применялись весьма ограниченно, на Черном море немцы их вообще не использовали. Основной район их действий находился в Северном Ледовитом океане, где они атаковали арктические конвои, шедшие в Мурманск и Архангельск, а также препятствовали судоходству в советской Арктике.
Правда, самая неприятная для немцев потеря, произошедшая в восточных водах, случилась на Балтийском море. Речь идет о лодке U-250, потопленной морским охотником МО-103 30 июля 1944 года. Субмарина была поднята аварийно-спасательной службой Балтийского флота и доставлена в Кронштадт. На ее борту были обнаружены секретные документы, шифровальная машинка «Энигма-М» и новейшая секретная акустическая германская торпеда T-V «Цаункениг». Вместе с советскими специалистами эту торпеду изучали и британские военно-морские эксперты. В апреле 1945 года U-250, переименованную вТС-14, зачислили в состав Балтийского флота, но уже 20 августа того же года из-за невозможности восстановления исключили из списков советского ВМФ.
28 августа 1943 года подводная лодка Северного флота С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е.Н.Трофимова (на борту находился также комдив П.И.Егоров) к северо-востоку от мыса Желания у побережья Новой Земли обнаружила неизвестную субмарину, шедшую в надводном положении. С дистанции 6 кабельтовых был произведен трехторпедный залп, после чего С-101 немедленно погрузилась на глубину 15 м, опасаясь, что вражеские подлодки могли действовать парой. Примерно через 10 минут советская лодка всплыла. На поверхности обнаружили большое соляровое пятно, спасательный круг, обломки различных предметов и судовые документы. Позже удалось установить, что таким образом погибла U-639.
5 сентября 1944 года тральщик Т-116 под командованием капитан-лейтенанта В.А.Бабанова обнаружил вражескую лодку и атаковал ее глубинными бомбами. Вслед за этим поврежденная субмарина (а это была U-362) подверглась повторным атакам самолетов и кораблей, вызванных тральщиком с о.Диксон. Всего на лодку сбросили 42 глубинные бомбы, четыре 100-кг авиационные бомбы и 120 мин. Лодка была уничтожена, что подтвердили водолазы, обследовавшие ее на месте потопления.
Две гитлеровские «семерки» уничтожили части Красной Армии во время боев за Восточную Пруссию. U-763 была потоплена 24 января 1945 года во время налета советской авиации на Кенигсберг. U-78, переоборудованная в зарядную станцию, но сохранившая вооружение, погибла в Пиллау 16 апреля 1945 года под огнем артиллерии 2-й батареи 523-го корпусного артполка 11-й гвардейской армии.
Кроме того, U-745 и U-676 пропали без вести в феврале 1945 года во время боевого дежурства в Финском заливе — по всей вероятности, они подорвались на минах.
В 19.15 30 марта 1942 года эскадренный миноносец «Гремящий» (командир капитан 2-го ранга А.И.Турин) обнаружил подводную лодку и атаковал ее, сбросив 9 больших и 8 малых глубинных бомб. В месте погружения подводной лодки всплыли обломки, бумаги, появились масляные пятна. Предположительно, это была подводная лодка U-5852.
22 апреля 1945 года эскадренный миноносец Северного флота «Карл Либкнехт» под командованием капитан-лейтенанта К.Д.Старицына, находясь в охранении конвоя, с помощью гидроакустической станции обнаружил подводную лодку и сбросил на нее весь запас глубинных бомб. Через четыре минуты лодка всплыла с сильно поднятой кормой в 45 — 50 м от борта миноносца. Ее рубка была разбита, перископы погнуты, антенны оборваны. По ней открыли огонь из орудий и пулеметов, и она немедленно затонула. Считается, что так погибла U-286.
Еще два «у-бота» VII серии значатся на счету северо-морских эсминцев «Дерзкий» (U-344, потоплена 22.8.1944) и «Живучий» (U-387, потоплена 8.12.1944). В ряде зарубежных изданий уничтожение U-387 приписывается британскому корвету «Бамборо Касл», что, впрочем, представляется маловероятным3.
U-367 исчезла в Балтийском море у Хелы 15 марта 1945 года. Наиболее вероятная причина гибели субмарины — минное заграждение, поставленное советской подлодкой Л-21.
Также подрыву на мине приписывают и гибель U-416, пропавшей 12 декабря 1944 года. Возможно, это была мина, выставленная советской подводной лодкой Л-34.
Подводная лодка U-479 погибла 14 декабря 1944 года в Финском заливе — ее протаранила советская субмарина «Лембит». Это было случайное столкновение в подводном положении; немцам просто не повезло5.
Наконец, в отечественной литературе встречается версия гибели подводной лодки U-679. 9 января 1945 года эта субмарина, находившаяся в Балтийском море северо-восточнее маяка Пакри, была атакована и, возможно, уничтожена глубинными бомбами охотника за подводными лодками МО-124. Получается, что на счету МО-124 это уже вторая победа: по утверждению ряда источников 26 декабря 1944 года он потопил субмарину U-2342 XXIII серии6.
Таким образом, в отечественной исторической литературе обычно утверждается, что советскому ВМФ и армии удалось потопить 11 подводных лодок VII серии, не считая погибших на минах 7.
В 1946 году после раздела германского флота в Советский Союз поступили четыре лодки типа VII: U-1057, U-1058, U-1064 и U-1305. Все они под наименованиями Н-22 — Н-25, а с июня 1949 года как С-81 — С-84 служили в составе Балтийского флота вплоть до конца декабря 1955 года, затем три из них были исключены из списков судов ВМФ в 1957 — 1958 годах. Интересно, что бывшая U-1305 использовалась на Северном флоте в 1957 году в районе островов Новая Земля в качестве мишени при испытании новых видов оружия, в том числе и атомных торпед. Там она и была затоплена в октябре того же года. Долгожителем оказалась U-1064, которая после разоружения была переформирована сначала в плавучую зарядовую станцию ПЗС-33, а с 1 июня 1957 года стала учебно-тренировочной станцией УТС-49 и в этом качестве прослужила до марта 1974 года.
США приняли в качестве трофеев U-977 и U-1105, первая из них была потоплена 2 февраля 1946 года во время торпедных стрельб. Великобритания получила целых шесть «семерок» и также использовала их в экспериментальных целях.
Одна из лодок серии VIIC сохранилась до наших дней. Это U-995, построенная фирмой «Блом унд Фосс» в 1943 году. 8 мая 1945 года, то есть во время капитуляции нацистской Германии она находилась на ремонте в Тронхейме и не разделила судьбы других немецких подводных лодок, а была включена в состав норвежского флота под названием «Каура» и служила в основном учебным кораблем. В январе 1963 года ее исключили из списков флота. Тогда же на правительственном уровне и начались переговоры о ее судьбе между Норвегией и ФРГ, длившиеся несколько лет. В 1965 году субмарину доставили в Западную Германию; несколько лет она простояла в Киле. Наконец, в 1971 году ее передали Германскому Морскому Союзу. Подлодку реконструировали, придав ей вид, какой она имела в 1945 году. С марта 1972 года U-995 -составная часть морского мемориального комплекса в местечке Лабое, недалеко от Киля. Посетители мемориала могут побывать на борту гитлеровского «вундерваффе» (чудо-оружия) и осмотреть субмарину, принадлежащую самой массовой серии подлодок в истории мирового судостроения.