История создания
К концу 1930-х годов за рубежом сформировался промежуточный (между легкими крейсерами и эсминцами) подкласс быстроходных безбронных артиллерийско-торпедных кораблей — лидеров. Ему отводилась роль подавления эскадренных миноносцев противника, обеспечения защиты своих кораблей от неприятельских торпедных сил, выведения своих миноносцев в атаки. Кроме того, эти корабли могли принимать участие в тактической разведке и минных постановках, а также использовать торпедное оружие.
Создание первых советских лидеров началось в 1925 году. В марте того же года оперативное управление Штаба РККФ разработало требования и элементы нового большого эсминца-«торпедоносца»: водоизмещение около 4000 т, два трехтрубных торпедных аппарата калибром 533 (или 584) мм, четыре 180-мм, два 102-мм или 127-мм орудия, 100 мин, 20 глубинных бомб и три прожектора. Скорость полного хода — до 40 узлов, дальность плавания экономическим ходом 26 узлов — 3000 миль. Осадка — не более 4,88 м. Предусматривалось также наличие средств для спуска и подъема гидросамолета «истребительного типа» и даже катапульта. Первоначально предполагалось построить 8 — 12 таких кораблей.
Хотя в утвержденной 26 ноября 1926 года первой советской «Программе строительства Морских сил РККА на 1926 - 1932 гг.» новые крупные корабли в первой очереди не планировались, предварительные проработки вариантов будущих кораблей не прекращались. В мае 1928 года было утверждено новое ТТЗ, а в сентябре НТК УВМС предложил эскизный проект эскадренного миноносца со скоростью 40 узлов и водоизмещением 2100 т, вооруженного пятью 130-мм и четырьмя 37-мм орудиями, четырьмя зенитными пулеметами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Проект не удовлетворил руководство ВМФ, но в нем уже отчетливо просматривались тактико-технические элементы нового класса кораблей — будущих лидеров типа «Ленинград». 1 ноября было утверждено очередное ТТЗ, а в мае 1929 года в НТК УВМС под руководством преподавателя Морской академии, видного кораблестроителя Ю.А. Шиманского началось эскизное проектирование лидера
В 1929 году РВС СССР принял решение о постройке сначала трех эсминцев для Черного моря, а затем еще трех для Балтией. В феврале 1930 года командование РККФ одобрило первый вариант эскизного проекта эсминца-«торпедоносца», который после проработки получил номер 1. Согласно проекту скоростной небронированный корабль водоизмещением 2250 т и полной скоростью хода не менее 40,5 узла должен нести эффективное артиллерийское вооружение (пять артиллерийских 130-мм установок главного калибра, две зенитные артиллерийские 76-мм установки дальнего действия, четыре 37-мм зенитные установки и два 12,7-мм пулемета ближнего боя), а также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 20 глубинных бомб и 80 мин заграждения образца 1926 года.
22 февраля 1932 года СТО принял постановление «По строительству ВМС РККА на 1932 г.», которым предписывалось заложить три эскадренных миноносца проекта 1 со сроком ввода их в строй к концу 1933 года. Два из них, получивших название «Москва» и «Харьков», заложили в октябре на заводе им.А. Марти в Николаеве, а один — «Ленинград» — в ноябре на Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Несколько позже приняли решение заложить еще 7 единиц: три для Черного моря и по два — для Балтики и Дальнего Востока.
Уже во время строительства кораблей их ввели в новый класс — лидеров. До известной степени переквалификация кораблей являлась натяжкой, так как по своим тактико-техническим элементам они соответствовали новейшим зарубежным эскадренным миноносцам. В то же время по сравнению с «новиками» (все еще остававшимися в строю) новые лидеры советского ВМФ производили впечатление гораздо более сильных во всех отношениях кораблей.
Общий проект будущего лидера выполнялся с сентября 1930 года в БСПС под руководством В.А.Никитина. Ответственным исполнителем проектных работ был П.О.Трахтенберг; машинно-котельную установку проектировал механический отдел, который возглавлял А.В.Сперанский. Наблюдение за проектированием от ВМФ вел старший приемщик по кораблестроительной части А.Э.Цукшвердт.
Корпус лидеров отличался остротой и плавностью обводов, его прямой форштевень имел наклон 15° к вертикали. Отношение длины к ширине (10,9) превышало значение, принятое для «новиков».
Теоретический чертеж был оптимизирован по результатам испытаний нескольких десятков моделей в Опытовом бассейне. Исходя из требования достижения заданной скорости были приняты острые образования кормы. Из-за этого гребные валы выводились наружу через длинные выкружки (так называемые «штаны») и не имели традиционных кронштейнов. Это решение, как и выбор обводов корпуса в целом, казалось тогда удачным.
Вследствие длительного перерыва в проектировании крупных надводных кораблей конструкторы лидеров для перестраховки заложили большие запасы по весовой нагрузке, гарантировавшие, что при постройке не будет превышения проектного водоизмещения.
Для достижения высокой скорости требовалось создать мощную, с малыми удельными показателями по массе и габаритам, надежную энергетическую установку.
В окончательном варианте приняли трехзальную паротурбинную установку с тремя главными водотрубными котлами треугольного типа производительностью по 135 т/ч с суммарной мощностью 66 000 л.с. Для повышения живучести лидеров проектом предусматривалось линейно-эшелонное расположение главной энергетической установки в пяти отсеках в средней части корпуса. Главные котлы проектировались под руководством Э.Э.Папковича, непосредственно разработкой ГТЗА руководил Б.С.Фрумкин.
Серьезной проблемой стало создание артиллерии главного калибра. Заказ на опытный образец 130/45-мм установки, получившей обозначение Б-13, был выдан заводу «Большевик» 8 декабря 1930 года. 19 мая 1932 года УВМС выдал дополнительное ТТЗ, согласно которому длина ствола увеличивалась до 50 калибров, клиновой затвор заменялся на поршневой и вводилось картузное заряжание.
Первые заводские испытания опытного образца Б-13 при большой некомплектности орудия проводились в апреле — мае 1934 года, причем из-за спешки по сокращенной программе. В ходе их выявился ряд недостатков: досылатель не отработан, низкая скорострельность (10 выстрелов в минуту), малая живучесть (150—200 выстрелов), сложная, часто выходившая из строя автоматика. Орудие возвратили на завод. Даже на повторных испытаниях в апреле 1935 года установка все еще оставалась не укомплектованной: отсутствовали щит, штатная система эжекции и т.д. Кроме того, орудие имело перевес на дуло, то есть не было уравновешено на станке. При отстреле выяснилось, что досылатель не отвечает техническим требованиям, так как его работа зависела от длины отката.
Руководство ВМФ торопилось с введением лидеров в строй, поэтому, несмотря на имевшиеся недостатки, установку все же приняли на вооружение и в 1935 году запустили в серийное производство. Из 12 артсистем Б-13 первой серии, до конца не отработанных промышленностью, но сданных заводом «Большевик» флоту в том же году, 5 установили на спущенном на воду головном лидере «Ленинград». Их Пришлось дорабатывать прямо на корабле — вплоть до лета 1936 года.
Однако позже сданные флоту установки Б-13, имевшие якобы «вследствие вредительства» ряд конструктивных недостатков, были забракованы. В результате поступление этой достаточно эффективной системы на флот задержалось на 4 года, что повлекло за собой и задержку вступления в строй лидеров первой серии до 1938 года.
Б-13 стала полностью отвечать требованиям к корабельной артиллерии того времени лишь после серьезной доработки. Теперь при минимальных габаритах и массе она обеспечивала высокую начальную скорость снаряда, максимально возможные (для данного калибра, ствола, снаряда) дальность и точность стрельбы, хорошую скорострельность, плавность наводки и высокую живучесть, а значительное упрощение конструкции повысило надежность орудия. Удачные решения (применение углубленной нарезки, флегматизаторов и т.д.) позволили увеличить живучесть ствола до 1000 выстрелов.
Зенитное вооружение лидеров разрабатывалось на машиностроительном заводе № 8 имени М.И.Калинина. В сентябре 1932 года Техническое управление ВМС утвердило задание на проектирование 76-мм зенитной корабельной установки. За основу взяли полуавтоматическую зенитную 76-мм пушку 3-К на колесном лафете для ПВО сухопутных войск, производившуюся по полученной в 1930 году от фирмы «Рейнметалл» (Германия) документации. Завод «Большевик» спроектировал и изготовил тумбу, на которую установили вращающуюся часть 3-К. В марте 1934 года состоялись корабельные испытания орудия, которые прошли неудачно: вертикальное наведение в условиях качки оказалось невозможным.
После доработки на заводе № 8 приступили к серийному производству этой корабельной установки, получившей индекс 34-К.
Изготовление опытного образца было завершено лишь в начале 1Э36 года. С 5 по 25 марта прошли полигонные испытания, а в июне — корабельные. Установка 34-К была принята на вооружение, но к этому времени она уже не отвечала возросшим требованиям, особенно по скорострельности (из-за ручного заряжания). То же самое можно сказать и про полуавтоматические 45-мм пушки 21-К. Проблему могли решить более совершенные автоматические орудия, но они появились на лидерах только при их модернизациях в ходе войны.
Еще одну важную проблему представляло собой создание приборов управления стрельбой. Ввиду отсутствия современной отечественной базы ПУС для лидеров типа «Ленинград» пришлось в 1931 году заказать итальянской фирме «Галилео». В 1933 году три комплекта приборов были доставлены в СССР. Основным элементом итальянской схемы являлся центральный автомат стрельбы, или, как его называли итальянцы, «централь», который позволял определить элементы движения цели.
Вместе с тем дальномеры, изготовленные фирмой «Галилео», имели серьезные недостатки: малую базу, большие габариты, значительное число следящих систем, повышенную сложность и неважное качество. Хотя эти ПУС заказывались для лидеров, однако по габаритам и сложности они подходили скорее для крейсеров, поэтому их пришлось дорабатывать.
Закупленная итальянская «централь» послужила основой для разработки и создания специалистами ленинградского завода «Электроприбор» отечественных малогабаритных автоматов стрельбы «Молния». Габаритные и весовые ограничения вынудили конструкторов пойти на многие упрощения и сокращение числа выполняемых операций. Основа системы — автомат ЦАС-2 был спроектирован в 1936 году. Помимо управления огнем главного калибра он имел схему выработки торпедного прицельного угла, то есть мог применяться и в качестве торпедного автомата стрельбы. Вместе с его разработкой велось создание системы приборов для ведения огня в условиях плохой видимости. Эти работы возглавляли М.А.Зарницкий (главный калибр) и С.Ф.Фармаковский (зенитный калибр).
Создание отечественных автоматов запаздывало, и они попали только на лидеры второй серии. Головные корабли типа «Ленинград» укомплектовывались ПУС главного калибра на основе системы «Галилео», в состав которой входили главная артиллерийская «централь», вспомогательная «централь», ВЦН, КДП и кормовая дальномерная рубка.
КДП-4 для лидеров был разработан конструкторским бюро завода «Большевик». Он представлял собой вращающееся бронированное сооружение, в котором размещались визиры центральной наводки ВМЦ-2, два 4-метровых оптических стереодальномера ДМ-4 и другие приборы. Поскольку в ПУС отсутствовала гировертикаль, то стабилизация траектории полета снарядов осуществлялась вручную из КДП по линии оси цапф артиллерийских установок.
Четырехтрубные торпедные аппараты Н-7, специально предназначенные для лидеров типа «Ленинград», разрабатывались в КБ завода имени Карла Маркса (бывшем Лесснера) на базе принятого на вооружение в 1913 году проекта трехтрубного наводящегося торпедного аппарата для эсминцев типа «Новик».
Ко времени достройки лидеров из приборов управления торпедной стрельбой имелись лишь системы Гейслера типа ГАК-1 и ГАК-2 ленинградского завода «Электроприбор». Эти системы не соответствовали современным требованиям. В 1934 году НИМТИ совместно с заводом «Электроприбор» начал разработку более совершенной системы ПУТС, которая была принята на вооружение лишь в 1937 году под шифром «Мина» I очереди. Поэтому на лидерах типа «Ленинград» пришлось установить ПУТС итальянской системы «Галилео». В схеме была предусмотрена цепь торпедной стрельбы, которая обеспечивала залповую стрельбу торпедами с интервалом между выстрелами, изменяемым специальным прибором (пульсатором) в пределах 0.5 — 3 с.
Отдавая дань модному тогда увлечению авиационным вооружением, конструкторы первоначально планировали оснастить лидеры гидросамолетом со складывающимися крыльями, который должен был спускаться на воду стрелой. Тип самолета определен не был: рассматривались два варианта — Ju-20 фирмы «Юнкерс» либо СПЛ (самолет для подводных лодок типа «К»). От авиационного вооружения на лидерах отказались уже в процессе их постройки, но устройства для установки самолета и стрелу для его спуска на воду и подъема сохранили.
После предварительных испытаний головного лидера созрело решение срочно перепроектировать корму, придав ей более полные обводы, а также внести ряд других изменений. При этом рассчитывали уменьшить дифферент на корму и увеличить скорость хода. Новый проект разрабатывался в том же БСПС, и в 1935 году он получил индекс 38. -Корма стала транцевой, выкружки гребных винтов заменили обычными кронштейнами. Подверглась изменениям носовая надстройка и мостик. Кроме того, добавили третью 76-мм артиллерийскую установку 34-К, крупнокалиберные пулеметы ДК заменили на ДШК.
В соответствии с проектом 38 лидеры «Минск», «Баку» и «Тбилиси» укомплектовывались ПУС главного калибра типа «Мина» с ЦАС-2, а также КДП-4 (Б-12), ВМЦ-2 и ночными визирами 1-Н. Последние два корабля получили разработанную заводом № 212 новую систему ПУТС «Меч». В отличие от системы «Мина» она обеспечивала стрельбу торпедами «беглым огнем» из двух четырехтрубных нерастворяющихся торпедных аппаратов. Система «Меч» позволяла производить определение элементов движения цели, выработку рекомендаций на маневрирование своего корабля для занятия позиции залпа, выработку оперативного угла для наводки торпедных аппаратов и передачу команды «залп» с командного пункта корабля.
В конце 1940 года Научно-исследовательским гидрографическим штурманским институтом (НИГШИ) был разработан первый в мире апериодический (автоматически регулируемый по широте) высокоширотный гирокомпас «Полюс». Он обеспечивал устойчивые показания курса на маневрировании при широте места от 0° до 80°. Один из таких гирокомпасов прошел испытания на лидере «Минск», но из-за войны их серийное производство так и не началось.
|
Проект 1 |
Проект 38 |
||||
|
«Ленинград» |
«Москва» |
«Харьков» |
«Минск» |
«Баку» |
«Тбилиси» |
Закладка (№ завода) Перезакладка (№ завода) Спуск на воду Вступление в строй |
5.11.1932 (№ 190)
17.11.1933 5.12.1936 |
29.10.1932 (№ 198)
30.10.1934 10.8.1938 |
29.10.1932 (№ 198)
09.9.1934 10.11.1938 |
05.10.1934 (№ 190)
06.11.1935 10.11.1938 |
15.1.1935 (№ 198) 10.3.1936 (№ 199) 25.7.1938 27.12.1939 |
15.1.1935 (№ 198) 10.8.1936 (№ 199) 24.7.1939 11.12.1940 |