История создания

 

К концу 1930-х годов за рубежом сфор­мировался промежуточный (между лег­кими крейсерами и эсминцами) подкласс быстроходных безбронных артиллерийско-торпедных кораблей — лидеров. Ему отво­дилась роль подавления эскадренных мино­носцев противника, обеспечения защиты своих кораблей от неприятельских торпед­ных сил, выведения своих миноносцев в ата­ки. Кроме того, эти корабли могли прини­мать участие в тактической разведке и мин­ных постановках, а также использовать тор­педное оружие.

Создание первых советских лидеров на­чалось в 1925 году. В марте того же года опе­ративное управление Штаба РККФ разрабо­тало требования и элементы нового большо­го эсминца-«торпедоносца»: водоизмещение около 4000 т, два трехтрубных торпедных ап­парата калибром 533 (или 584) мм, четыре 180-мм, два 102-мм или 127-мм орудия, 100 мин, 20 глубинных бомб и три прожектора. Ско­рость полного хода — до 40 узлов, дальность плавания экономическим ходом 26 узлов — 3000 миль. Осадка — не более 4,88 м. Пред­усматривалось также наличие средств для спуска и подъема гидросамолета «истреби­тельного типа» и даже катапульта. Первона­чально предполагалось построить 8 — 12 та­ких кораблей.

Хотя в утвержденной 26 ноября 1926 года первой советской «Программе строительства Морских сил РККА на 1926 - 1932 гг.» новые крупные корабли в первой очереди не плани­ровались, предварительные проработки вари­антов будущих кораблей не прекращались. В мае 1928 года было утверждено новое ТТЗ, а в сентябре НТК УВМС предложил эскизный проект эскадренного миноносца со скоростью 40 узлов и водоизмещением 2100 т, воору­женного пятью 130-мм и четырьмя 37-мм ору­диями, четырьмя зенитными пулеметами и двумя трехтрубными торпедными аппарата­ми. Проект не удовлетворил руководство ВМФ, но в нем уже отчетливо просматривались так­тико-технические элементы нового класса ко­раблей — будущих лидеров типа «Ленинград». 1 ноября было утверждено очередное ТТЗ, а в мае 1929 года в НТК УВМС под руководст­вом преподавателя Морской академии, вид­ного кораблестроителя Ю.А. Шиманского на­чалось эскизное проектирование лидера

В 1929 году РВС СССР принял решение о постройке сначала трех эсминцев для Черного моря, а затем еще трех для Балтией. В фев­рале 1930 года командование РККФ одобрило первый вариант эскизного проекта эсминца-«торпедоносца», который после проработки получил номер 1. Согласно проекту скоростной небронированный корабль водоизме­щением 2250 т и полной скоростью хода не менее 40,5 узла должен нести эффективное артиллерийское вооружение (пять артилле­рийских 130-мм установок главного калибра, две зенитные артиллерийские 76-мм установ­ки дальнего действия, четыре 37-мм зенит­ные установки и два 12,7-мм пулемета ближ­него боя), а также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 20 глубинных бомб и 80 мин заграждения образца 1926 года.

22 февраля 1932 года СТО принял поста­новление «По строительству ВМС РККА на 1932 г.», которым предписывалось заложить три эскадренных миноносца проекта 1 со сро­ком ввода их в строй к концу 1933 года. Два из них, получивших название «Москва» и «Харьков», заложили в октябре на заводе им.А. Марти в Николаеве, а один — «Ленин­град» — в ноябре на Северной судостроитель­ной верфи в Ленинграде. Несколько позже приняли решение заложить еще 7 единиц: три для Черного моря и по два — для Балтики и Дальнего Востока.

Уже во время строительства кораблей их ввели в новый класс — лидеров. До извест­ной степени переквалификация кораблей являлась натяжкой, так как по своим тактико-техническим элементам они соответствова­ли новейшим зарубежным эскадренным ми­ноносцам. В то же время по сравнению с «но­виками» (все еще остававшимися в строю) новые лидеры советского ВМФ производи­ли впечатление гораздо более сильных во всех отношениях кораблей.

Общий проект будущего лидера выполнял­ся с сентября 1930 года в БСПС под руко­водством В.А.Никитина. Ответственным ис­полнителем проектных работ был П.О.Трахтенберг; машинно-котельную установку про­ектировал механический отдел, который воз­главлял А.В.Сперанский. Наблюдение за про­ектированием от ВМФ вел старший прием­щик по кораблестроительной части А.Э.Цукшвердт.

Корпус лидеров отличался остротой и плавностью обводов, его прямой форштевень имел наклон 15° к вертикали. Отношение дли­ны к ширине (10,9) превышало значение, принятое для «новиков».

Теоретический чертеж был оптимизиро­ван по результатам испытаний нескольких десятков моделей в Опытовом бассейне. Исходя из требования достижения заданной скорости были приняты острые образова­ния кормы. Из-за этого гребные валы выво­дились наружу через длинные выкружки (так называемые «штаны») и не имели традици­онных кронштейнов. Это решение, как и выбор обводов корпуса в целом, казалось тогда удачным.

Вследствие длительного перерыва в про­ектировании крупных надводных кораблей конструкторы лидеров для перестраховки заложили большие запасы по весовой на­грузке, гарантировавшие, что при построй­ке не будет превышения проектного водо­измещения.

Для достижения высокой скорости требо­валось создать мощную, с малыми удельны­ми показателями по массе и габаритам, на­дежную энергетическую установку.

В окончательном варианте приняли трех­зальную паротурбинную установку с тремя главными водотрубными котлами треуголь­ного типа производительностью по 135 т/ч с суммарной мощностью 66 000 л.с. Для повы­шения живучести лидеров проектом предус­матривалось линейно-эшелонное расположе­ние главной энергетической установки в пяти отсеках в средней части корпуса. Главные котлы проектировались под руководством Э.Э.Папковича, непосредственно разработ­кой ГТЗА руководил Б.С.Фрумкин.

Серьезной проблемой стало создание артиллерии главного калибра. Заказ на опыт­ный образец 130/45-мм установки, получив­шей обозначение Б-13, был выдан заводу «Большевик» 8 декабря 1930 года. 19 мая 1932 года УВМС выдал дополнительное ТТЗ, согласно которому длина ствола увеличива­лась до 50 калибров, клиновой затвор заме­нялся на поршневой и вводилось картузное заряжание.

Первые заводские испытания опытного образца Б-13 при большой некомплектности орудия проводились в апреле — мае 1934 года, причем из-за спешки по сокращенной программе. В ходе их выявился ряд недо­статков: досылатель не отработан, низкая скорострельность (10 выстрелов в минуту), малая живучесть (150—200 выстрелов), сложная, часто выходившая из строя авто­матика. Орудие возвратили на завод. Даже на повторных испытаниях в апреле 1935 года установка все еще оставалась не укомплек­тованной: отсутствовали щит, штатная сис­тема эжекции и т.д. Кроме того, орудие име­ло перевес на дуло, то есть не было уравно­вешено на станке. При отстреле выяснилось, что досылатель не отвечает техническим требованиям, так как его работа зависела от длины отката.

Руководство ВМФ торопилось с введени­ем лидеров в строй, поэтому, несмотря на имевшиеся недостатки, установку все же приняли на вооружение и в 1935 году запус­тили в серийное производство. Из 12 артсистем Б-13 первой серии, до конца не отрабо­танных промышленностью, но сданных заво­дом «Большевик» флоту в том же году, 5 ус­тановили на спущенном на воду головном лидере «Ленинград». Их Пришлось дораба­тывать прямо на корабле — вплоть до лета 1936 года.

Однако позже сданные флоту установки Б-13, имевшие якобы «вследствие вреди­тельства» ряд конструктивных недостатков, были забракованы. В результате поступле­ние этой достаточно эффективной системы на флот задержалось на 4 года, что повлекло за собой и задержку вступления в строй ли­деров первой серии до 1938 года.

Б-13 стала полностью отвечать требова­ниям к корабельной артиллерии того време­ни лишь после серьезной доработки. Теперь при минимальных габаритах и массе она обеспечивала высокую начальную скорость снаряда, максимально возможные (для дан­ного калибра, ствола, снаряда) дальность и точность стрельбы, хорошую скорострельность, плавность наводки и высокую живу­честь, а значительное упрощение конструк­ции повысило надежность орудия. Удачные решения (применение углубленной нарезки, флегматизаторов и т.д.) позволили увеличить живучесть ствола до 1000 выстрелов.

Зенитное вооружение лидеров разраба­тывалось на машиностроительном заводе № 8 имени М.И.Калинина. В сентябре 1932 года Техническое управление ВМС утвердило за­дание на проектирование 76-мм зенитной корабельной установки. За основу взяли по­луавтоматическую зенитную 76-мм пушку 3-К на колесном лафете для ПВО сухопутных войск, производившуюся по полученной в 1930 году от фирмы «Рейнметалл» (Герма­ния) документации. Завод «Большевик» спро­ектировал и изготовил тумбу, на которую ус­тановили вращающуюся часть 3-К. В марте 1934 года состоялись корабельные испыта­ния орудия, которые прошли неудачно: вер­тикальное наведение в условиях качки ока­залось невозможным.

После доработки на заводе № 8 приступи­ли к серийному производству этой корабель­ной установки, получившей индекс 34-К.

Изготовление опытного образца было завер­шено лишь в начале 1Э36 года. С 5 по 25 марта прошли полигонные испытания, а в июне — корабельные. Установка 34-К была принята на вооружение, но к этому времени она уже не отвечала возросшим требовани­ям, особенно по скорострельности (из-за руч­ного заряжания). То же самое можно сказать и про полуавтоматические 45-мм пушки 21-К. Проблему могли решить более совершен­ные автоматические орудия, но они появи­лись на лидерах только при их модернизаци­ях в ходе войны.

Еще одну важную проблему представля­ло собой создание приборов управления стрельбой. Ввиду отсутствия современной отечественной базы ПУС для лидеров типа «Ленинград» пришлось в 1931 году заказать итальянской фирме «Галилео». В 1933 году три комплекта приборов были доставлены в СССР. Основным элементом итальянской схемы являлся центральный автомат стрельбы, или, как его называли итальянцы, «цен­траль», который позволял определить эле­менты движения цели.

Вместе с тем дальномеры, изготовленные фирмой «Галилео», имели серьезные недо­статки: малую базу, большие габариты, зна­чительное число следящих систем, повышен­ную сложность и неважное качество. Хотя эти ПУС заказывались для лидеров, однако по габаритам и сложности они подходили ско­рее для крейсеров, поэтому их пришлось до­рабатывать.

Закупленная итальянская «централь» пос­лужила основой для разработки и создания специалистами ленинградского завода «Элек­троприбор» отечественных малогабаритных автоматов стрельбы «Молния». Габаритные и весовые ограничения вынудили конструкторов пойти на многие упрощения и сокращение числа выполняемых операций. Основа систе­мы — автомат ЦАС-2 был спроектирован в 1936 году. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы. Вместе с его разработкой велось созда­ние системы приборов для ведения огня в ус­ловиях плохой видимости. Эти работы возглав­ляли М.А.Зарницкий (главный калибр) и С.Ф.Фармаковский (зенитный калибр).

Создание отечественных автоматов запаз­дывало, и они попали только на лидеры вто­рой серии. Головные корабли типа «Ленин­град» укомплектовывались ПУС главного ка­либра на основе системы «Галилео», в состав которой входили главная артиллерийская «централь», вспомогательная «централь», ВЦН, КДП и кормовая дальномерная рубка.

КДП-4 для лидеров был разработан кон­структорским бюро завода «Большевик». Он представлял собой вращающееся брониро­ванное сооружение, в котором размещались визиры центральной наводки ВМЦ-2, два 4-метровых оптических стереодальномера ДМ-4 и другие приборы. Поскольку в ПУС отсут­ствовала гировертикаль, то стабилизация тра­ектории полета снарядов осуществлялась вручную из КДП по линии оси цапф артилле­рийских установок.

Четырехтрубные торпедные аппараты Н-7, специально предназначенные для лидеров типа «Ленинград», разрабатывались в КБ завода имени Карла Маркса (бывшем Лесснера) на базе принятого на вооружение в 1913 году проекта трехтрубного наводяще­гося торпедного аппарата для эсминцев типа «Новик».

Ко времени достройки лидеров из прибо­ров управления торпедной стрельбой имелись лишь системы Гейслера типа ГАК-1 и ГАК-2 ленинградского завода «Электроприбор». Эти системы не соответствовали современным требованиям. В 1934 году НИМТИ совместно с заводом «Электроприбор» начал разработ­ку более совершенной системы ПУТС, кото­рая была принята на вооружение лишь в 1937 году под шифром «Мина» I очереди. Поэтому на лидерах типа «Ленинград» пришлось уста­новить ПУТС итальянской системы «Галилео». В схеме была предусмотрена цепь торпедной стрельбы, которая обеспечивала залповую стрельбу торпедами с интервалом между вы­стрелами, изменяемым специальным прибо­ром (пульсатором) в пределах 0.5 — 3 с.

Отдавая дань модному тогда увлечению авиационным вооружением, конструкторы первоначально планировали оснастить лиде­ры гидросамолетом со складывающимися крыльями, который должен был спускаться на воду стрелой. Тип самолета определен не был: рассматривались два варианта — Ju-20 фир­мы «Юнкерс» либо СПЛ (самолет для подвод­ных лодок типа «К»). От авиационного воору­жения на лидерах отказались уже в процессе их постройки, но устройства для установки самолета и стрелу для его спуска на воду и подъема сохранили.

После предварительных испытаний голов­ного лидера созрело решение срочно пере­проектировать корму, придав ей более пол­ные обводы, а также внести ряд других изме­нений. При этом рассчитывали уменьшить дифферент на корму и увеличить скорость хода. Новый проект разрабатывался в том же БСПС, и в 1935 году он получил индекс 38. -Корма стала транцевой, выкружки гребных винтов заменили обычными кронштейнами. Подверглась изменениям носовая надстрой­ка и мостик. Кроме того, добавили третью 76-мм артиллерийскую установку 34-К, круп­нокалиберные пулеметы ДК заменили на ДШК.

В соответствии с проектом 38 лидеры «Минск», «Баку» и «Тбилиси» укомплектовы­вались ПУС главного калибра типа «Мина» с ЦАС-2, а также КДП-4 (Б-12), ВМЦ-2 и ноч­ными визирами 1-Н. Последние два корабля получили разработанную заводом № 212 но­вую систему ПУТС «Меч». В отличие от сис­темы «Мина» она обеспечивала стрельбу тор­педами «беглым огнем» из двух четырехтрубных нерастворяющихся торпедных аппаратов. Система «Меч» позволяла производить оп­ределение элементов движения цели, выра­ботку рекомендаций на маневрирование сво­его корабля для занятия позиции залпа, вы­работку оперативного угла для наводки тор­педных аппаратов и передачу команды «залп» с командного пункта корабля.

В конце 1940 года Научно-исследователь­ским гидрографическим штурманским инсти­тутом (НИГШИ) был разработан первый в мире апериодический (автоматически регулируе­мый по широте) высокоширотный гирокомпас «Полюс». Он обеспечивал устойчивые пока­зания курса на маневрировании при широте места от 0° до 80°. Один из таких гирокомпа­сов прошел испытания на лидере «Минск», но из-за войны их серийное производство так и не началось.

 

 

Проект 1

Проект 38

 

«Ленинград»

«Москва»

«Харьков»

«Минск»

«Баку»

«Тбилиси»

Закладка (№ завода)

Перезакладка (№ завода)

Спуск на воду

 Вступление в строй

5.11.1932 (№ 190)

 

17.11.1933 5.12.1936

29.10.1932 (№ 198)

 

30.10.1934

10.8.1938

29.10.1932 (№ 198)

 

09.9.1934

10.11.1938

05.10.1934 (№ 190)

 

06.11.1935 10.11.1938

15.1.1935 (№ 198) 10.3.1936 (№ 199) 25.7.1938 27.12.1939

15.1.1935 (№ 198) 10.8.1936 (№ 199) 24.7.1939 11.12.1940