Корпус
Корпус клепаной конструкции выполнялся из легированной марганцовистой стали с пределом текучести 40 кг/мм2. Впоследствии практика показала, что этот материал обнаружил склонность к растрескиванию. Броневой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов набора корпуса составляла 12 мм.
Для верхних надстроек также применялась марганцовистая сталь. Из-за ее оттенка до покраски эти корабли называли «серебряными». В отдельных конструкциях (внутренних выгородках, обшивке изоляции, вентиляционных каналах) использовались сплавы алюминия — дюралюминий и кольчугалюминий. В подводной части корпус был оцинкован.
Главные размерения корпуса: длина наибольшая теоретическая— 127,5 м (между перпендикулярами — 122,0м), ширина по миделю — 11,7 м. Осадка на ровный киль — 3,5 м. Высота борта — 6,45 м. Обводы кормы были приняты по типу транца шлюпки. Отсутствующие кронштейны валов заменяли так называемые «штаны».
Силовая схема корпуса смешанная: в средней части корабля — продольная, в носу и корме — поперечная. Плоскости стыковки носовой части — в месте окончания полубака (шп.75), кормовой — по кормовой переборке 2-го турбинного отделения (шп.185). Всего насчитывалось 250 шпангоутов, шпация — 0,5 м.
Корпус делился поперечными переборками до верхней палубы, проходившими по шпангоутам 10, 25, 40, 59, 75, 95, 115, 141, 161, 185, 199, 213, 221 и 234, на 15 водонепроницаемых отсеков. Согласно расчетам, затопление двух любых отсеков, в том числе и смежных, не могло привести к гибели корабля.
Между 16-м и 75-м шпангоутами размешались цистерны для топлива, масла и питательной воды, в районе между 16-м и 185-м шпангоутами имелось двойное дно.
Лидеры имели традиционную шаровую окраску, принятую для боевых кораблей советского ВМФ. Дельные вещи (якоря, якорные цепи, шпили, кнехты, киповые планки и др.) окрашивались в черный цвет, верхняя палуба — суриком. Черноморские лидеры отличались более светлой, чем балтийские, окраской, палуба была деревянной, тиковой.
Кораблестроительные элементы лидеров
|
«Ленинград» (проект 1) |
«Минск» (проект 38) |
Длина наибольшая, м |
127,5 |
127,5 |
Ширина наибольшая, м |
11,7 |
11.7 |
Осадка в полном грузу, м: |
|
|
форштевнем |
4,18 |
4,14 |
ахтерштевнем |
3,88 |
3,85 |
наиболее выступающей частью |
4,18 |
4,14 |
Осадка при нормальном водоизмещении, м: |
|
|
форштевнем |
3,39 |
3.4! |
ахтерштевнем |
3,72 |
3.76 |
наиболее выступающей частью |
3,72 |
3.76 |
Водоизмещение, т: |
|
|
стандартное |
2032 |
1952 |
нормальное |
2282 |
2237 |
полное |
2693 |
2597 |
Высота от ватерлинии до: |
|
|
палубы бака, м |
5,6 |
5,47 |
палубы юта, м |
3,0 |
2,9 |
носового КДП, м |
15,8 |
15,4 |
Метацентрическая высота поперечная, см: |
|
|
при полном водоизмещении |
104 |
96 |
при стандартном водоизмещении |
55 |
53 |
при наихудшем случае нагрузки |
44 |
40 |
Момент, кренящий на 1°, тм |
41,4 |
44,0 |
Момент, дифферентующий на 1 см, тм |
52,5 |
53,8 |
Период бортовой качки, с |
8,3 |
8,4 |
Диаметр циркуляции при положении руля 25°, кбт: |
|
|
на полной скорости хода, узл. |
4,0 (28,5) |
5,0 (40,4) |
на экономической скорости хода, узл. |
3,5(18) |
4,0(16) |