Корпус

 

Корпус клепаной конструкции выполнял­ся из легированной марганцовистой стали с пределом текучести 40 кг/мм2. Впоследствии практика показала, что этот материал обна­ружил склонность к растрескиванию. Броне­вой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов набора корпуса составляла 12 мм.

Для верхних надстроек также применялась марганцовистая сталь. Из-за ее оттенка до покраски эти корабли называли «серебряны­ми». В отдельных конструкциях (внутренних выгородках, обшивке изоляции, вентиляци­онных каналах) использовались сплавы алю­миния — дюралюминий и кольчугалюминий. В подводной части корпус был оцинкован.

Главные размерения корпуса: длина на­ибольшая теоретическая— 127,5 м (между перпендикулярами — 122,0м), ширина по ми­делю — 11,7 м. Осадка на ровный киль — 3,5 м. Высота борта — 6,45 м. Обводы кормы были приняты по типу транца шлюпки. Отсутствую­щие кронштейны валов заменяли так называ­емые «штаны».

Силовая схема корпуса смешанная: в сред­ней части корабля — продольная, в носу и кор­ме — поперечная. Плоскости стыковки носовой части — в месте окончания полубака (шп.75), кормовой — по кормовой переборке 2-го тур­бинного отделения (шп.185). Всего насчитыва­лось 250 шпангоутов, шпация — 0,5 м.

Корпус делился поперечными переборками до верхней палубы, проходившими по шпангоутам 10, 25, 40, 59, 75, 95, 115, 141, 161, 185, 199, 213, 221 и 234, на 15 водоне­проницаемых отсеков. Согласно расчетам, затопление двух любых отсеков, в том числе и смежных, не могло привести к гибели ко­рабля.

Между 16-м и 75-м шпангоутами разме­шались цистерны для топлива, масла и пита­тельной воды, в районе между 16-м и 185-м шпангоутами имелось двойное дно.

Лидеры имели традиционную шаровую окраску, принятую для боевых кораблей со­ветского ВМФ. Дельные вещи (якоря, якор­ные цепи, шпили, кнехты, киповые планки и др.) окрашивались в черный цвет, верхняя палуба — суриком. Черноморские лидеры от­личались более светлой, чем балтийские, ок­раской, палуба была деревянной, тиковой.

 

Кораблестроительные элементы лидеров

 

«Ленинград» (проект 1)

«Минск» (проект 38)

Длина наибольшая, м

127,5

127,5

Ширина наибольшая, м

11,7

11.7

Осадка в полном грузу, м:

 

 

форштевнем

4,18

4,14

ахтерштевнем

3,88

3,85

наиболее выступающей частью

4,18

4,14

Осадка при нормальном водоизмещении, м:

 

 

форштевнем

3,39

3.4!

ахтерштевнем

3,72

3.76

наиболее выступающей частью

3,72

3.76

Водоизмещение, т:

 

 

стандартное

2032

1952

нормальное

2282

2237

полное

2693

2597

Высота от ватерлинии до:

 

 

палубы бака, м

5,6

5,47

палубы юта, м

3,0

2,9

носового КДП, м

15,8

15,4

Метацентрическая высота поперечная, см:

 

 

при полном водоизмещении

104

96

при стандартном водоизмещении

55

53

при наихудшем случае нагрузки

44

40

Момент, кренящий на 1°, тм

41,4

44,0

Момент, дифферентующий на 1 см, тм

52,5

53,8

Период бортовой качки, с

8,3

8,4

Диаметр циркуляции при положении руля 25°, кбт:

 

 

на полной скорости хода, узл.

4,0 (28,5)

5,0 (40,4)

на экономической скорости хода, узл.

3,5(18)

4,0(16)