Энергетическая установка

 

Главная энергетическая установка лидеров по принципиальной схеме повторяла прото­тип — установку сторожевых кораблей типа «Ураган», но по агрегатной мощности превос­ходила ее почти в шесть раз. Она включала в себя три главных паровых котла и три глав­ных активно-реактивных двухкорпусных турбозубчатых агрегата общей мощностью 66 тыс. л.с. (48,6 тыс. кВт), что по расчетам должно было обеспечить скорость хода до 40 узлов. На испытаниях каждого турбозубчатого агре­гата (ТЗА) головного корабля было получено 26 280 л.с. при 460 об/мин, турбины высоко­го давления 11 370 л.с. при 3590 об/мин, тур­бины низкого давления — 14910 л.с. при 2790 об/мин и турбины заднего хода — 10 650 л.с. при 360 об/мин.

Производительность трех главных водо­трубных котлов треугольного типа с одно­сторонним расположением пароперегрева­теля составляла 417 т/ч. Параметры пара за пароперегревателем главных котлов: 1335°C и давление 21,5 кг/см2. Поверхность нагре­ва котлов 1582 м2, паропроизводительность 135 т/ч.

Конструктивным отличием от прототипа являлось двухфронтовое отопление котлов высокой производительности (417 т/ч) с 14 форсунками на каждом фронте и применение цельнокованых коллекторов котлов вместо клепаных. Поскольку строительство первого лидера по проекту 1 приближалось к завер­шению, а создание энергетической установки затягивалось, то котел был принят к серий­ной постройке в той стадии, до которой его удалось довести. Даже форсированный режим при включении всех 28 форсунок при стендо­вых испытаниях не проверялся.

Турбозубчатый агрегат лидера — двухкорпусный, а зубчатая передача — трехопорная. Для уменьшения массы агрегата попытались применить сварную зубчатую передачу, одна­ко такая облегченная конструкция оказалась ненадежной. И когда при испытаниях «Ленин­града» в 1936 году она сломалась, то ее заме­нили литой, но большей массы.

Нормальный запас топлива (флотского мазута) составлял 210 т, что при следовании на скорости полного хода 40 узлов непрерыв­но в течение 25 ч обеспечивало дальность плавания 873 мили. Полный запас — 600 т, наибольший — 613,5т.

Как показала впоследствии практика, при­менение перегретого пара давлением 21 — 27 кг/см2 на лидерах приводило к резкому уси­лению кислородной коррозии котлов и лопа­ток турбин, обострило проблему эксплуатации котлов (особенно пароперегревателей) при длительном бездействии. Кроме того, из-за незавершенности отработки конструкции и процесса горения пришлось ввести ограни­чения нагрузки котлов по топливу. Это было вызвано неустойчивой циркуляцией воды при полной форсировке котлов с включением всех 28 форсунок для быстрого развития полной скорости, что могло привести к пережогу и вы­ходу из строя трубок котла.

Электроэнергетическое оборудование со­ставляли два турбогенератора и два резерв­ных дизель-генератора суммарной мощ­ностью 160 кВт. Турбогенераторы размеща­лись в машинных отделениях, дизель-гене­раторы — в специальных помещениях и ко­тельных отделениях. Все электрические ма­шины, распределительные устройства, кабе­ли и аппараты были отечественного произ­водства.

 

Характеристики механической установки

 

«Ленинград» (проект 1)

«Минск» (проект 38)

Число валов

3

3

Общая мощность (проектная), л. с.

66000

66900

Диаметр гребных винтов, м

2,5

2,5

Давление пара, кг/см2

21,5

21,5

Температура пара

335°С

335°С

Поверхность нагрева котла, м2

 паропроизводительность, т/ч

1582

135

1582

135

Запас топлива, т:

 

 

нормальный

210

210

полный

600

600

наибольший

613,5

621

Расход топлива, т:

 

 

в час на полном/экономическом ходу

32/5

28,5/4,9

на милю на полном/экономическом ходу

0,8/0,265

0,717/0,27

Запас котельной воды, т

78

78

Скорость хода, узл.:

 

 

наибольшая

43

40

полная

40

экономическая

20

20

Дальность плавания, миль:

 

 

полным ходом

873

835

экономическим ходом

2100

2100