Энергетическая установка
Главная энергетическая установка лидеров по принципиальной схеме повторяла прототип — установку сторожевых кораблей типа «Ураган», но по агрегатной мощности превосходила ее почти в шесть раз. Она включала в себя три главных паровых котла и три главных активно-реактивных двухкорпусных турбозубчатых агрегата общей мощностью 66 тыс. л.с. (48,6 тыс. кВт), что по расчетам должно было обеспечить скорость хода до 40 узлов. На испытаниях каждого турбозубчатого агрегата (ТЗА) головного корабля было получено 26 280 л.с. при 460 об/мин, турбины высокого давления 11 370 л.с. при 3590 об/мин, турбины низкого давления — 14910 л.с. при 2790 об/мин и турбины заднего хода — 10 650 л.с. при 360 об/мин.
Производительность трех главных водотрубных котлов треугольного типа с односторонним расположением пароперегревателя составляла 417 т/ч. Параметры пара за пароперегревателем главных котлов: 1335°C и давление 21,5 кг/см2. Поверхность нагрева котлов 1582 м2, паропроизводительность 135 т/ч.
Конструктивным отличием от прототипа являлось двухфронтовое отопление котлов высокой производительности (417 т/ч) с 14 форсунками на каждом фронте и применение цельнокованых коллекторов котлов вместо клепаных. Поскольку строительство первого лидера по проекту 1 приближалось к завершению, а создание энергетической установки затягивалось, то котел был принят к серийной постройке в той стадии, до которой его удалось довести. Даже форсированный режим при включении всех 28 форсунок при стендовых испытаниях не проверялся.
Турбозубчатый агрегат лидера — двухкорпусный, а зубчатая передача — трехопорная. Для уменьшения массы агрегата попытались применить сварную зубчатую передачу, однако такая облегченная конструкция оказалась ненадежной. И когда при испытаниях «Ленинграда» в 1936 году она сломалась, то ее заменили литой, но большей массы.
Нормальный запас топлива (флотского мазута) составлял 210 т, что при следовании на скорости полного хода 40 узлов непрерывно в течение 25 ч обеспечивало дальность плавания 873 мили. Полный запас — 600 т, наибольший — 613,5т.
Как показала впоследствии практика, применение перегретого пара давлением 21 — 27 кг/см2 на лидерах приводило к резкому усилению кислородной коррозии котлов и лопаток турбин, обострило проблему эксплуатации котлов (особенно пароперегревателей) при длительном бездействии. Кроме того, из-за незавершенности отработки конструкции и процесса горения пришлось ввести ограничения нагрузки котлов по топливу. Это было вызвано неустойчивой циркуляцией воды при полной форсировке котлов с включением всех 28 форсунок для быстрого развития полной скорости, что могло привести к пережогу и выходу из строя трубок котла.
Электроэнергетическое оборудование составляли два турбогенератора и два резервных дизель-генератора суммарной мощностью 160 кВт. Турбогенераторы размещались в машинных отделениях, дизель-генераторы — в специальных помещениях и котельных отделениях. Все электрические машины, распределительные устройства, кабели и аппараты были отечественного производства.
Характеристики механической установки
|
«Ленинград» (проект 1) |
«Минск» (проект 38) |
Число валов |
3 |
3 |
Общая мощность (проектная), л. с. |
66000 |
66900 |
Диаметр гребных винтов, м |
2,5 |
2,5 |
Давление пара, кг/см2 |
21,5 |
21,5 |
Температура пара |
335°С |
335°С |
Поверхность нагрева котла, м2 паропроизводительность, т/ч |
1582 135 |
1582 135 |
Запас топлива, т: |
|
|
нормальный |
210 |
210 |
полный |
600 |
600 |
наибольший |
613,5 |
621 |
Расход топлива, т: |
|
|
в час на полном/экономическом ходу |
32/5 |
28,5/4,9 |
на милю на полном/экономическом ходу |
0,8/0,265 |
0,717/0,27 |
Запас котельной воды, т |
78 |
78 |
Скорость хода, узл.: |
|
|
наибольшая |
43 |
40 |
полная |
40 |
— |
экономическая |
20 |
20 |
Дальность плавания, миль: |
|
|
полным ходом |
873 |
835 |
экономическим ходом |
2100 |
2100 |