Судовые системы и вспомогательное оборудование

 

Все корабельное, штурманское, навигаци­онное, связное и вспомогательное оборудо­вание было смешанным: отечественного про­изводства и закупленное за рубежом.

Якорное устройство — 2 становых якоря системы Холла и 1 стоп-анкер. Вес каждого (правого и левого) из становых якорей на лидере «Ленинград» был 1860 кг, а вес стоп-анкера — 250 кг. Левый становой якорь «Харь­кова» и «Москвы» весил 1250 кг, а правый — 1500 кг. Длина якорных цепей составляла от 186 м («Ленинград») до 225 м («Харьков», «Москва»), Носовые и кормовые шпили ли­деров — паровые, однопалубные; шпилевые машины — двухцилиндровые, сдвоенные, го­ризонтального типа, мощностью 62 л.с. («Ле­нинград») и 48 л.с. («Харьков» и «Москва»). Шпилевые машины обеспечивали скорость выбирания якорной цепи 12—15 м/мин.

Грузоподъемные устройства: шлюпбал­ки для моторного катера (грузоподъемностью до 1000 кг), для катеров (1800 - 2000 кг), для шестивесельных ялов, параванные балки грузоподъемностью 400 кг, съемная балка для погрузки головных частей торпед грузоподъемностью 300 кг, стрела у грот-мачты для подъема и спуска самолета гру­зоподъемностью от 1500 («Ленинград») до 2700 кг («Харьков») со скоростью подъема от 1,5 до 9 м/мин.

Корабельные плавсредства: 1 моторный катер весом 2,5 т грузоподъемностью 1,5 т с мотором ЗИС-5; 1 моторный рабочий бот весом 2,4 т грузоподъемностью 2,8 т с мо­тором ЗИС-5; три шестивесельных яла; два двухвесельных яла (или один четырехве­сельный ял).

Лидеры всех серий имели один полубалансирный руль, установленный в диамет­ральной плоскости позади среднего винта. Рулевой привод — системы Дэвиса, паро­вая рулевая машина. Управление рулем предусматривалось из ходовой рубки или ходового мостика (гидравлический и валиковый приводы), с кормового мостика (валиковый привод) и из румпельного отделе­ния (штурвалом).

Штурманское вооружение (в зависимости от проекта): гирокомпас «Курс» (либо ГУ-М-1, модель 1), 127-мм магнитные компасы, а так­же 75-мм шлюпочный компас, лаг ГО марки 3 (модели 1 или 2), лаг типа «Гаусс», эхолот ЭЛ ЗШП, механический лаг типа «Томпсон» марки IV и ручные лоты.

Магнитные компасы устанавливались на высоком нактоузе (главный компас), на низ­ком нактоузе (путевой компас) и на настоль­ной плите (рубочный компас). В 1941 году, когда для борьбы с магнитными минами на кораблях стали монтировать обмотки раз­магничивания, для их компенсации были со­зданы специальные компенсирующие ус­тройства (КУС).

В качестве радиопередатчиков дальней и ближней связи устанавливались «Шторм-М», «Бухта», «Бриз», а радиоприемников — «Ме­тель» (2 шт.), 45-ПК-1, «Вихрь» и «Дозор» (2 шт). Основной радиопередатчик «Шторм-М» обеспечивал дальность связи недлинных волнах до 600 миль, а на коротких — до 3000. Для оперативной связи служил радиоприе­мопередатчик «Рейд»; на случай десантных операций — радиостанция 6-ПК и полевые телефонные средства типа УНА-Ф-31 и по­левой кабель. Из гидроакустических средств связи и наблюдения имелись шумопеленга­торы и приборы подводной связи типа «Арктур». На «Харькове» во время войны был ус­тановлен радиопеленгатор РБ-38. В качест­ве специальных средств связи использова­лась аппаратура АСС-С.

К концу войны на лидере «Ленинград» установили РЛС обнаружения 291 и SF. Пер­вые могли обнаруживать воздушные цели на высоте до 3000 м на дальности 41 км, а над­водные корабли (эсминцы, крейсера) — на дальности 13—16 км.

Для светосигнализации и визуальной свя­зи и наблюдения служили 90-см прожекторы фирмы «Галилео», 45-см сигнальные прожек­торы, фонари системы Семенова, аккумуля­торные фонари типа «Ратьер», стереотрубы, бинокли, пистолеты Верри, сигнальные фла­ги, сигнальные ракеты.