Проект 38

 

Конструктивные отличия лидеров проек­та 38 от кораблей типа «Ленинград» заклю­чались в более полных обводах кормы и в обычных кронштейнах гребных валов. Носо­вая надстройка стала выше. Претерпели не­которые изменения носовой мостик, ростры вокруг второй трубы и кормовая надстройка.

Из вооружения добавилась третья 76-мм артиллерийская установка 34-К, размещен­ная на палубе в корме по диаметральной плоскости. Из-за изменения архитектуры над­строек несколько трансформировались и углы обстрела орудий главного калибра.

Во время войны на лидерах «Баку» и «Тби­лиси» дополнительно установили РЛС управления огнем типа 284, принятые на вооруже­ние в Великобритании в 1942 году и постав­ленные по ленд-лизу в СССР в 1944-м. Они могли управлять огнем при стрельбе по бе­регу на дальности 45 км.

На лидерах «Минск» и «Тбилиси» приба­вилось пулеметов ДШК — их стало шесть: четыре на носовой надстройке и два на рост­рах у второй трубы.

В 1942 году ремонтировавшийся «Минск» снабдили системой МПУАЗО типа «Союз» с ЗАС, СВП (с СССП-1), ПК и гировертикалью «Газон». Более совершенную систему МПУАЗО испытали в 1943 году на лидере «Баку», а в следующем году приняли на во­оружение. Полные углы наводки орудий и ус­тановки трубки с учетом положения корабля в этой автоматизированной системе опреде­лялись по высоте полета воздушной цели и вектору ее скорости.

Все лидеры проекта 38 уже во время вой­ны вооружались первыми отечественными корабельными радиопеленгаторами «Градус-К», разработанными в 1937 году.

Вес становых якорей (правого и левого) составлял 1750 кг при длине якорной цепи 187 м («Минск») и 208 м у «Баку» и «Тбилиси».