«Минск»

 

После вступления в состав Балтийского флота в феврале 1939 года лидер «Минск» сразу же включился в отработку задач во вре­мя весенне-летних учений. Несмотря на ма­лый срок сплаванности, экипаж лидера по­казал хорошую выучку и завоевал первый приз за меткость в торпедных стрельбах. Минно-торпедной боевой части было вруче­но переходящее Красное знамя Военного Со­вета КБФ, а старшина минно-торпедной груп­пы Угольков получил премию Военного Со­вета флота.

В конце июня 1939 года «Минск» участво­вал в большом походе Балтфлота. 30 августа он возглавил бригаду из шести эсминцев, вышедших в Копорский залив на учения, где отрабатывались маневрирование на малых и больших ходах, повороты, противовоздушная защита.

1 сентября, с началом Второй мировой войны лидер экстренно возвратился в Крон­штадт, где встал под погрузку боезапаса, топ­лива, продовольствия и воды по нормам во­енного времени. 18 сентября он выводил в Финский залив эсминцы на поиск подводных лодок.

В преддверии войны с Финляндией 15 ноября приказом командующего Балтийским флотом «Минск» экстренно вызвали из Тал­лина в Кронштадт и 5 декабря включили в отряд особого назначения КБФ по занятию островов в Финском заливе.

Вечером 10 декабря лидер в составе от­ряда кораблей вышел для разведки огневых точек на острове Бьёрке. При подходе отря­да к цели открыла огонь финская батарея. Первый же снаряд упал в 40 м впереди «Мин­ска», второй — за кормой (классическая «вил­ка»). Не дожидаясь попаданий, лидер открыл ответный огонь. Выявив огневые точки врага и выпустив по ним несколько снарядов глав­ного калибра, он ушел в базу.

С 18 декабря по 3 января, несмотря на сложные погодные условия (7-балльный шторм), «Минск» выходил к островам Бьёр­ке, Пуккио и Саренпя для обстрела финских батарей. Однако тяжелая ледовая обстанов­ка заставила командование прекратить эти операции и вернуть корабль в незамерзаю­щий порт Либава.

В течение июня — июля 1940 года «Минск», базируясь на Либаву, проходил бо­евую подготовку: много раз выходил в Фин­ский залив и Балтийское море, принимал участие в учениях в районе Рижского залива.

18 июля по приказу командующего фло­том лидер прибыл в Ригу и встал у правого берега Западной Двины напротив дворца президента Латвии. Присутствие крупного во­енного корабля в столице способствовало тому, что 21 июля была образована Латвий­ская советская республика, вошедшая в со­став СССР. Выполнив свою задачу, 25 июля лидер вернулся в базу. Там он встал на ре­монт, который продолжался 35 дней, после чего ушел в конце августа в Финский залив, где начались крупные учения Балтийского флота. «Минск» участвовал в отработке за­дач по постановке минных заграждений.

В августе, во время перехода «Минска» из Кронштадта в Таллин в условиях тяжелого шторма при следовании со скоростью 30 уз­лов против носовой волны и ветре 8 — 9 бал­лов на палубе лидера в районе полубака об­разовались гофры. Корабль вынужден был вернуться в Ленинград и встать на длитель­ный капитальный ремонт на заводе № 189. Этот случай послужил поводом к срочно­му формированию комиссии под председа­тельством директора ЦНИИ-45 В.И.Першина для проведения подробного анализа это­го и подобных случаев с лидерами и эсмин­цами и разработки рекомендаций по повы­шению прочности на действие удара волны носовых частей лидеров проектов 1 и 38 и эсминцев проекта 7. По мнению специалис­тов института, прочность корпусов кораблей после подкрепления носовой части должна была повыситься не менее чем вдвое.

Всю зиму 1940/41 года на «Минске» шли ремонтные ра­боты, в которых при­нимала участие боль­шая часть личного со­става. Весной на ко­рабле были опробо­ваны механизмы, а вскоре начались учебные походы. 17 июня лидер в соста­ве эскадры перешел из Кронштадта в новую главную базу флота — Таллин. Здесь его и застала война. «Минск» был включен в отряд кораблей, сформированный для пос­тановки минных заграждений в устье Фин­ского залива. Его оснастили временными размагничивающими устройствами, и с 23 июня он несколько раз выходил в море для постановки мин на линии Ханко — Осмуссар. 3 июля лидер ставил мины к западу от ос­трова Найссар.

23 августа по запросу командования су­хопутным фронтом лидер подавлял своим огнем вражеские батареи в районе Таллина. Утром 27 августа лидер вновь открыл огонь по берегу, откуда следовали ответные залпы. Снаряд одного из них попал в корму «Минс­ка», повредив одно орудие главного калиб­ра. Однако в течение нескольких часов пов­реждения были устранены.

Согласно приказу об эвакуации эскадры из Таллина в Кронштадт «Минск» был вклю­чен во вторую группу — в отряд прикрытия. Около 7 часов утра 28 августа на корабль перешел командир отряда прикрытия на­чальник штаба КБФ контр-адмирал Ю.А.Пан­телеев.

Весь день «Минск» вел контрбатарейную стрельбу с одиночными немецкими батарея­ми. Наконец в 17.05 началось движение 12-узловым ходом отряда прикрытия. Лидер шел с поставленными параванами. При про­хождении «Минска» мимо острова Аэгна от­туда открыли огонь немецкие батареи, а в 19.00 в небе появились самолеты люфтваф­фе. Одновременно с севера показалось зве­но немецких торпедных катеров, которые были отогнаны артиллерийским огнем.

После 19 часов с левого борта лидера в течение часа проплыли 12 мин, от которых корабль удачно уклонился. И вдруг, в 21.40 в точке с координатами 59° 51' 6" с.ш. и 25° 58' в.д. «Минск», шедший со скоростью 14 уз­лов, подорвался на мине.

Подтянутая параваном мина взорвалась в 12 м от правого борта, в районе 60 — 70-го шпангоутов. На корабль обрушилась огром­ная масса воды, ломая палубные надстрой­ки. В корпусе образовалась пробоина пло­щадью около 2,5 м2, сам корпус сильно де­формировало. Машины встали, руль закли­нило, вышли из строя телефоны группы уп­равления, гидравлическое управление ру­лем, штурманские приборы, погас свет. Пу­тевой магнитный компас сорвался с кардан­ного подвеса, вышел из строя и гироком­пас. Через пробоину и разошедшиеся в ре­зультате взрыва швы затопило все помещения ниже жилой палубы: рефрижераторные машины, 1, 2, 3 и 4-й артпогреба, кингстонную выгородку, помещение гирокомпаса, кладовую сухой провизии и порожние нефтя­ные цистерны в районе 16 — 95-го шпангоу­тов. Через неплотности люков артиллерий­ских погребов и помещения гирокомпаса вода стала поступать в 1 -и и 2-й кубрики и в первое котельное отделение. Появился крен на правый борт и дифферент на нос.

Экипаж с большим трудом приостановил распространение воды в 1-й и 4-й погреба. С помощью временной антенны удалось пе­редать радиограмму командующему флотом на «Киров»: «Подорвался на мине. Принял шестьсот тонн воды. В помощи пока не нуж­даюсь». Вскоре крен прекратился. Лидер не­много выпрямился и перестал садиться но­сом. Но поврежденные взрывом машины за­пустить никак не удавалось. Руль не действо­вал, и его с большим трудом установили в нейтральное положение. Управление рулем перенесли на запасной кормовой мостик. Ма­шины не работали, и корабль начал дрейфо­вать на минное поле.

В темноте, без хода, с вышедшими из строя навигационными приборами оставать­ся на минном поле было опасно. Решили взять лидер на буксир единственного остав­шегося рядом эсминца «Скорый». К не­счастью, как только завели буксир и эсминец дал ход, он тут же подорвался на мине и мгно­венно затонул. С «Минска» спустили шлюп­ки для спасения оказавшихся в воде моря­ков. Всего взяли на борт более ста человек. Чтобы снова не снесло на минное поле, при­шлось отдать якоря.

К двум часам ночи 29 августа на лидере смогли запустить машины, восстановили электрическое освещение и осушили 2-й и 4-й погреба. Из затопленного 3-го погреба личный состав БЧ-2 выгрузил зенитный бое­запас. С правого борта установили новый параван. С подходом «Ленинграда» «Минск» с поврежденным навигационным оборудова­нием снялся с якоря и встал ему в кильватер. Шли со скоростью 12—15 узлов. Начались воздушные налеты: бомбы падали в 10 — 20 м от лидеров, — а маневрировать с парава­нами было крайне трудно. В 10.10 одна из бомб упала между лидерами, осыпав «Минск» градом осколков.

К счастью, прямых попаданий удалось избежать, и 29 августа в 17.16 «Минск» стал на якорь на Большом Кронштадтском рей­де. На следующий день его ввели в сухой док «Трех эсминцев». Через две недели ли­дер перешел к стенке Морского завода для последующего ремонта. 23 сентября только что отремонтированный «Минск» вышел сво­им ходом на Большой Кронштадтский рейд. Был яркий, солнечный день. С раннего утра на корабле шла покраска верхней палубы.

Но именно в этот день в 11.15 был со­вершен самый большой за всю войну воз­душный напет на Кронштадт, в котором учас­твовало до 270 самолетов (По сообщениям наших наблюдательных пос­тов. По немецким данным, в налете участвовало око­ло 50 бомбардировщиков, а общее число самолето­вылетов 23 сентября не превышало 150). От бомбежки пострадало много кораблей, скопившихся на рейдах и в гаванях базы.

Досталось и «Минску». Две бомбы весом по 50 кг попали в его кормовую часть: одна разорвалась на кормовой надстройке; вто­рая, пробив палубу, — внутри корабля. Еще одна бомба упала у левого борта в районе 3-го котельного отделения; ее взрывом повре­дило котел. Часть отсеков заполнилась во­дой. Корабль накренился на 8° на левый борт. Осколками было ранено несколько человек экипажа.

Дрейфуя по рейду, корабль сел кормой на мелководье вблизи берега. Началась борь­ба за живучесть. Однако слабая организация службы на лидере и вялые действия коман­ды затянули эту работу до вечера. По окон­чании заделки пробоин и откачки воды бук­сиры отвели поврежденный корабль в Воен­ную гавань Кронштадта, к Южной стенке. Машины лидера не работали, и с большим трудом удалось осушить лишь некоторые от­секи. Под пробоину подвели пластырь, но в 21.30 из-за потери плавучести и остойчивос­ти «Минск», оборвав швартовы, повалился на борт и затонул на глубине 8,5 м и в 5 м от стенки, с креном 40°.

Осмотр затонувшего корабля выявил боль­шие разрушения в кормовых надстройках и котельном кожухе. Оказались поврежденны­ми паровой котел и топливные цистерны, в трубопроводах, в складчатых компенсаторах главного паропровода имелись пробоины. К счастью, машинные отделения почти не пос­традали, главные турбины и вспомогатель­ные механизмы остались целыми. Оценив со­стояние корабля, командование КБФ приня­ло решение поднять его до ледостава и пос­ле восстановления вернуть в строй.

Предложенный специалистами способ подъема «Минска» заключался в повороте его на ровный киль с помощью шести пар 70-тонных гиней, а также двух 80-тонных и од­ного 40-тонного понтонов. Затем следовала заделка пробоин и откачка воды. Первый этап подготовительных работ под водой начался 18 октября под руководством старшего лей­тенанта Г.П.Титова.

Зимой 1941/42 года, несмотря на чудо­вищные трудности, вызванные блокадой и холодами, начался следующий этап по подъ­ему корабля. Морской завод изготовил не­обходимые приспособления. 28 июня 1942 года приступили к проведению работ под водой. Прежде всего водолазы сняли с ли­дера все вооружение и боеприпасы. Затем к борту приварили кронштейны под остропку шестью парами гиней.

19 августа непосредственно приступили к подъему корабля: завели на корпус гини, ос­тропили и подвели к корпусу понтоны. Ходо­вые концы гиней выбирались с помощью ле­бедок на берегу. 25 августа лидер был под­нят, а затем введен в док «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского завода.

Восстанавливать корабль поручили коллек­тиву завода им А.А.Жданова (№ 189). Ремонт начали с корпуса. Небольшие отверстия заде­лывали заплатами на электросварке, а пробо­ины большого размера — стальными заглуш­ками на заклепках. Выяснилось, что вытекшая через пробоины топливной системы нефть при нахождении корабля под водой осела на ме­ханизмах, трубопроводах, оборудовании, что обеспечило своеобразную консервацию. Од­нако нефтью была испорчена изоляция корпу­са, кабелей, обстановка помещений.

Для ускорения работ при восстановле­нии вспомогательного котла левого борта решили не перекладывать топку заново и не менять асбестовую изоляцию, а просушить его дровами, что позволило подгото­вить котел к приему пара в два раза быст­рее. Уже 31 августа на корабле дали первый пар. Затем восстановили систему парового отопления, дизель-динамо, электроаппара­туру.

Осмотр турбин и оборудования машин­но-котельного отделения подтвердил, что механизмы почти не имеют повреждений. Их очистили и промыли, ввели в действие котлы № 1 и № 2, вспомогательные меха­низмы. Вся работа по восстановлению ли­дера была выполнена за 60 рабочих суток.

Вечером 3 ноября с соблюдением свето­маскировки «Минск» совершил несколько проходов по фарватеру до траверза форта Красная Горка. Его главная энергетическая установка работала нормально. 5 ноября 1942 года, после испытательного пробега до Шепелевского маяка и обратно на лидере вновь подняли военно-морской флаг.

Через четыре дня корабль был готов для перехода в Ленинград, представлявшего тог­да довольно серьезное испытание, посколь­ку, следуя по Морскому каналу, временами приходилось идти на расстоянии менее 20 кбт от батарей противника, установленных на южном берегу Финского залива.

В ночь на 9 ноября «Минск» вместе с эс­минцами «Славный» и «Грозящий» вышли из Кронштадта. Им были приданы 11 катеров-дымзавесчиков и подразделение самолетов для прикрытия с воздуха. Переход обеспе­чивали также 12-дюймовые орудия повреж­денного линкора «Марат» и Кронштадтские форты, предназначенные для подавления не­мецких батарей. Мощные прожекторные ус­тановки должны были «бить» из Кронштадта параллельно открытой части Морского канала, чтобы мешать немцам вести прицельную стрельбу.

Правда, льды помешали катерам пробить­ся в район перехода, и кораблям пришлось идти без дымового прикрытия. Эсминцу «Славный», шедшему головным, удалось про­скочить незамеченным. «Минск» же был об­наружен противником. Освещенный лучами прожекторов, лидер был обстрелян освети­тельными и фугасными снарядами. Манев­рирование затруднял лед, но благодаря рез­ким переменам скорости хода кораблю уда­лось избежать прямых попаданий. Глубокой ночью он вошел в Неву и стал на якорь у Пет­ропавловской крепости.

С рассветом, когда лидер стал подни­маться вверх по Неве, при проходе моста Свободы оказалось, что крылья ходового мостика «Минска» не проходили — они ока­зались шире разведенной части моста. Их на метр с обоих бортов пришлось отрезать автогеном, и лидер смог следовать дальше. (Позже, когда отремонтированный корабль покинул завод, эти конструкции, изготовлен­ные отдельно, установили на ходовом мос­тике уже после того, как «Минск» прошел через разводной пролет.) Войдя в Большую Невку, лидер встал у завода «Русский ди­зель» для устранения дефектов, обнаружен­ных во время испытаний.

Здесь на корабле заменили изоляцию, штурманские и гидроакустические приборы, радиоаппаратуру, восстановили третий котел. Наконец, 22 июня 1943 года лидер «Минск» вновь стал полноценной боевой единицей эскадры КБФ.

19 июля корабль произвел первую после подъема флага артиллерийскую стрельбу по противнику из вновь установленных орудий

Б-13-2С. Уже 30 июля «Минск» занял огневую позицию у Невского лесопарка. Отсюда он вел обстрел позиций по противнику в районе Колпино, поддерживая своим огнем боевые дей­ствия частей Ленинградского фронта.

Летом 1944-го экипаж «Минска» успешно выполнил все задачи по боевой подготовке. Однако сам корабль все еще нуждался в до­водке — сказывались некачественный ремонт, прошедший в блокадную зиму, и последст­вия артналетов. Лишь 28 августа после окон­чания восстановительных работ он отошел от стенки завода им. А.А.Жданова и перешел в Кронштадт. В апреле следующего года «Минск» вернулся в Ленинград, где его и за­стал День Победы.

Командирами корабля были капитан 3 ранга А.В.Волков (1939- 1940), капитан 2 ранга П.Н.Петунии (1940 — 7.10.1941), капи­тан 2 ранга С.И. Рабинович (январь 1942-сентябрь 1944), капитан 3 ранга Г.Н. Мото­ров (сентябрь 1944 - 1945).