«Москва»

 

Лидер «Москва» уже в ноябре 1938 года был использован для выполнения диплома­тической миссии. С 17 по 25 ноября на нем находилась советская делегация, прибывшая в Турцию для участия в похоронах президен­та Мустафы Кемаля (Ататюрка). В следую­щем году 19 — 23 октября «Москва» нане­сла еще один визит в Турцию.

К 22 июня 1939 года была проведена ре­организация соединений надводных кораб­лей Черноморского флота: лидер «Москва» вошел в состав 3-го, а «Харьков» — 2-го ди­визиона ОЛС.

Война застала «Москву» в Севастополе, куда она вернулась после состоявшихся в начале июня учений. 25 июня 1941 года, со­гласно приказу наркома ВМФ, Черномор­ский флот приступил к выполнению опера­ции по нанесению удара по Констанце — пор­ту и главной базе румынского флота. По пла­ну, ударная группа кораблей на максималь­ной дистанции должна была открыть арт­огонь по берегу и идти в сторону Констанцы для вскрытия системы артиллерийской обо­роны вражеской базы, возможного разру­шения портовых объектов, железнодорож­ного узла и нефтяных терминалов. Набег обеспечивала группа кораблей поддержки. Одновременно по аэродромам и нефтехра­нилищам должен был наноситься удар авиа­группой. Внезапность нанесения удара пла­нировалось достичь быстротой развертыва­ния сил.

Первоначально лидер «Москва» был вклю­чен в группу поддержки (крейсер «Вороши­лов» — головной). В ударную группу входили лидер «Харьков» и эсминцы «Смышленый» и «Сообразительный». Руководство операцией возлагалось на командира ОЛС контр-адми­рала Т.Д. Новикова.

Однако при выходе из Севастополя удар­ная группа была задержана и переформиро­вана: в ее состав включили «Москву», а эс­минцы вошли в группу поддержки. Лишь в девятом часу вечера лидеры «Харьков» и «Москва» смогли выйти из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль. На тра­верзе Херсонесского маяка оба лидера уб­рали параваны и со скоростью 28 узлов лег­ли курсом 315° на Одессу (для обмана воз­душной разведки противника). С наступле­нием темноты в 21.15 лидеры изменили курс и направились к Констанце.

В 1.47 26 июня корабли приблизились к границе опасной в минном отношении зоны и, сбавив ход до 24 узлов, поставили пара­ван-охранители. Использование этих парава­нов, согласно инструкции, ограничивало ско­рость движения до 21 узла, однако лидеры запаздывали к назначенному планом време­ни и вынуждены были идти с более высокой скоростью.

Из-за превышения скорости хода в 4.26 лидер «Москва», шедший концевым, поте­рял правый параван в 23 милях от Констан­цы (по счислению, на самом деле в 2 — 3 милях ближе, то есть находясь на румын­ском минном заграждении S-9). Поскольку в 4.58 шедший головным «Харьков» также по­терял правый параван, по приказу команди­ра ударной группы Романова «Москва» заня­ла место головного.

В условленное время — 5.00 — оба лиде­ра повернули на курс 221° и увеличили ход до 26 узлов. Через две минуты корабли вы­шли в точку поворота на боевой курс и раз­вили ход 28 узлов.

Лидер «Москва» открыл огонь главным калибром с третьим залпом «Харькова» — пятиорудийная стрельба со скорострельностью 10 с. Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков.

В 5.04 ответный огонь по лидерам откры­ли плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы «Реджина Мария» и «Мэрэшти», несшие дозорную службу. Румынские эсминцы медленно дви­гались на север, а их залпы, принятые на ли­дерах за огонь береговых батарей, ложились с недолетом.

В 5.06 на головном лидере заметили две орудийные вспышки 280-мм батареи «Тирпиц». Первый залп лег с перелетом в 10 кбт от «Москвы», второй двухорудийный — уже с перелетом в 5 кбт, а третий залп накрыл «Москву» с недолетом 1 — 1,5 кбт. С лидера «Харьков» на «Москву» поступил сигнал по УКВ об отходе.

«Москва», прекратив в 5.12 огонь и пос­тавив дымзавесу, резко отвернула на курс отхода. Курс вел к южной кромке загражде­ния, и неожиданный отворот лидера сбил стрельбу противника. Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин, командир лидера А.Б.Тухов приказал увели­чить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом. При маневрировании был потерян и левый параван. В кильватер «Москвы» противоартиллерийским зиг­загом шел лидер «Харьков».

В 5.20 с обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на «Москву». С «Харькова» передали на «Москву» приказание: «Буки («Больше ход»). Идти прямым кур­сом». Но через минуту в момент уклонения IT торпед вправо над «Москвой» поднялся столб воды, огня и дыма на тридцатиметровую высоту (выше мачт). Корабль остался без хода. Зенитное 76-мм орудие продол­жало стрельбу по появившемуся самолету противника.

Сразу же после взрыва представилась следующая картина. Обшивка и набор корпуса в районе 1-го и 2-го котельных отделений с левого борта были разрушены. Корабль, шедший почти 30-узловой скоростью, стал разламываться у среза полубака. Надломленную в  районе 1-го котельного отделения носовую часть (в месте скользящего шва) потоком воды развернуло форштевнем к корме. Уцелевшей обшивкой правого борта носовая часть еще удерживалась на поверхности, но быстро погружалась с креном на левый борт, так что был виден боковой киль. Мостик, первая дымовая труба и фок-мачта оказались в воде. Командир «Москвы» капитан-лейтенант А.Б.Тухов, оглушенный взрывом был сброшен в воду, замполит - батальонный комиссар Г.Т.Плющенко погиб.

Тонущая носовая часть увлекала за собой и кормовую, которая имела дифферент на нос и крен до 10° на правый борт. Корабль ос­тался без движения, но машины еще рабо­тали, и левый винт некоторое время вращал­ся в воздухе.

Дальше события на корабле развивались очень быстро. Сразу после взрыва на лидере погас свет. Командир носовой аварийной пар­тии младший инженер-лейтенант Н.Т.Никола­ев, увидев сильную вспышку пламени при взры­ве, приказал тушить пожар. Однако времени не оставалось, и люди, выныривая из затоп­ленных помещений, выбирались из отсеков быстро тонущей носовой части уже по борту, как по палубе.

Через две минуты после взрыва носовая оконечность корпуса оторвалась и быстро за­тонула. Кормовая еще плавала на поверхнос­ти, и люди находились на боевых постах. Из поврежденной взрывом кормовой дымаппаратуры валил белый дым. Первое машинное от­деление уже находилось под водой; давление пара быстро падало и в кормовом эшелоне. Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В.М.Голубов приказал поставить подпоры на носовую переборку первого машинного от­деления, одновременно продублировав при­казание командиру кормовой аварийной пар­тии главстаршине М.А.Лукину. Из третьего ко­тельного отделения Голубову доложили, что воды в котле нет и горение выключено.

Погружение кормовой части быстро про­должалось, и помощник командира корабля старший лейтенант Л.И.Приваленков подал команду: «Покинуть корабль». Голубов отдал распоряжение спустить шлюпки, сбросить за борт пробковые матрацы и койки и передал по боевым постам приказание: «Всем на­верх». Времени на остановку машин и турбовентиляторов уже не оставалось. Личный состав «Москвы» спешно покидал гибнущий корабль. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, встав вертикально, затонула че­рез 8—10 минут после взрыва в точке с ко­ординатами 44°02' с.ш. и 28° 50' в.д. на глу­бине 40 — 45 м.

Существует несколько версий причин ги­бели лидера «Москва». Согласно одной из них (См., например: Платонов А.В. Гибель лидера «Москва». — «Цитадель», Спб, 1995, №1,с.40 —50) корабль, маневрировавший на румын­ском минном заграждении S-10, подорвался на мине. В соответствии с другой (Костриченко В.В. Набег на Констанцу. — «Очерки военно-морской истории», Харьков, 1996, № 2, с.46 — 52. По мнению редакции, эта версия представляется маловероятной) он полу­чил торпеду с советской подводной лодки Щ-206. Ее командир — капитан-лейтенант И.А.Каракай — не знал о предстоящей операции против Кон­станцы и, приняв со­ветские корабли за румынские, произвел двухторпедный залп.

На воде остались спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымовые шашки и единственная шлюпка, в которой разместилось 17 че­ловек. Подошедший лидер «Харьков» ос­тановился в 200 м и приступил к спасению экипажа «Москвы». Но из-за артобстрела и атаки авиации он был вынужден отка­заться от этой попыт­ки. К вечеру 14 ру­мынских катеров и гидросамолеты подо­брали из воды 69 че­ловек (7 офицеров и 62 краснофлотца). Ко­мандир «Москвы» А.Б.Тухов в бессозна­тельном состоянии попал в плен, но впос­ледствии бежал из концлагеря и сражал­ся в рядах партизан­ского отряда «Буре­вестник» под Одес­сой, командуя взво­дом разведки. А.Б.Ту­хов геройски погиб в бою с противником 5 марта 1942 года близ села Головановск на Буге.

Так, первый бой лидера «Москва» в Вели­кой Отечественной войне стал для него и последним.

Командирами корабля были капитан 3 ран­га А.И. Зубков (с 10.8.1938), капитан 3 ранга В.Н. Ерошенко, капитан- лейтенант А.Б. Тухов (февраль 1941 - 26.6.1941).