«Харьков»

 

Предвоенные годы лидера «Харьков» прошли в учениях, плановых ремонтах. В на­чале июня 1941 года «Харьков» в составе эскадры принимал участие в учениях по от­работке взаимодействия флота с войсками приморских флангов армии. За сутки до начала войны он вернулся в Севастополь и стал на свое штатное место в бухте.

Уже 23 июня лидер в составе группы ко­раблей участвовал в обеспечении минных постановок, а 24 июня вместе с 3-м дивизи­оном эсминцев ОЛС выходил для прикрытия побережья Крыма от ожидавшегося набега румынских миноносцев.

25 июня «Харьков» (головной в составе ударной группы кораблей) в 20.10 с коман­диром ударной группы капитаном 2 ранга Ро­мановым на борту вышел из Севастополя для нанесения удара по Констанце.

Рано утром 26 июня, разворачиваясь на заданный курс и увеличив ход при пересече­нии линии румынского минного заграждения, «Харьков» потерял параваны. После выхода в точку поворота на боевой курс 55° он с дис­танции 130 кбт открыл огонь из главного ка­либра. Первый залп преднамеренно был дан с недолетом 3 кбт, чтобы по полученным всплескам проверить правильность направ­ления огня, поскольку из-за предрассветной дымки отмечалась плохая видимость гори-, зонта. Убедившись в точности наводки, со второго залпа перешли на поражение. Ли­дер стрелял пятиорудийными залпами через каждые 10с. На берегу вспыхнули пожары. За десять минут оба лидера сделали 35 зал­пов и выпустили 350 130-мм снарядов.

После открытия противником ответного огня в 5.10 командир ударной группы дал сигнал по УКВ: «Начать отход. Дым», продуб­лировав его белой ракетой с левого борта. «Харьков» лег на курс отхода и, увеличив ско­рость до 30 узлов, пошел в кильватер лидеру «Москва» противоартиллерийским зигзагом, стараясь не выходить из поставленной голов­ным кораблем дымовой завесы.

Затем, как мы уже знаем, произошла тра­гедия. Мощный взрыв разломил «Москву» пополам, а рядом с «Харьковым» начали рваться 280-мм снаряды немецкой берего­вой батареи «Тирпиц». Одновременно ко­рабль был атакован румынскими истребите­лями. Пришлось прекратить спасательные работы и немедленно уходить.

В 5.28 произошло накрытие лидера. Один снаряд разорвался в 10 м справа по носу, произведя сильнейший гидродинамический удар по корпусу, а потоки воды от взрыва обрушились на мостик. Второй снаряд упал за кормой. Корабль, достигнувший было 20-узловой скорости, стал резко ее снижать до 6 узлов: вследствие нарушения циркуляции воды из-за форсирования хода в котле № 1 лопнула водогрейная трубка.

В 5.36 котел № 1 полностью вышел из строя; его нагрузку приняли котлы № 2 и № 3. В то же время из-за близких разрывов сна­рядов в третьем котельном отделении про­изошел сброс регулятора турбовентилятора, и скорость «Харькова» снизилась еще боль­ше. Воздушные атаки продолжались — пос­ледовал налет двух бомбардировщиков: одна бомба упала в 3 кбт по носу корабля, а вто­рая — по корме.

Тяжелое положение вынудило командира ударной группы послать радиограмму на флаг­манский крейсер: «Обстрелял нефтебаки, нуждаюсь в помощи». На помощь лидерам командиром группы прикрытия был послан эсминец «Сообразительный». В 5.50 Романов был вынужден послать на «Ворошилов» вто­рую радиограмму с просьбой о помощи.

Наконец «Харькову» удалось выйти из-под артобстрела батареи «Тирпиц». В тот мо­мент дистанция от берега достигла 19 миль, от места гибели «Москвы» — 5 миль. Но ави­ация противника все еще преследовала ли­дер — при очередном налете двух бомбарди­ровщиков один из них был сбит зенитной ар­тиллерией. В 5.58 в котле № 2 лопнули 3 труб­ки в малом пучке, и скорость хода вновь упа­ла до 5 — 6 узлов. Движение корабля обес­печивал теперь лишь котел № 3. С вводом в строй турбовентилятора правого борта котла № 3 скорость хода удалось довести до 14 узлов. Около 6 часов командир БЧ-5 приказал заглушить трубки у медленно остывав­шего котла № 1 и ввести его в действие.

Подобную работу обычно осуществляют в охлажденном котле, но в экстремальных ус­ловиях ремонт пришлось производить в го­рячем. Работа по заглушке трубок со сторо­ны парового коллектора была выполнена за 5 минут, а со стороны водяного коллектора — за 8. В целом ремонтные работы на первом котле были выполнены за два с половиной часа вместо положенных 10—16. Теперь ли­дер «Харьков» мог дать больший ход.

В половине седьмого, пока шли ремонт­ные работы, началась новая атака авиации противника. Лидер успел отвернуть влево, и бомбы легли в 5 кбт за кормой корабля.

В 6.43 вышел из строя турбовентилятор левого борта котла № 3, и вновь ход упал до 5 узлов. В это время «Харьков», прошедший чуть более 8 миль от места гибели «Моск­вы», подвергся атаке неопознанной подвод­ной лодки. Сигнальщики обнаружили справа по курсовому углу 70° в 25 — 30 кбт воздуш­ный пузырь и след торпеды, идущей на ли­дер. Пришлось резко отвернуть, и торпеда прошла в полутора кабельтовых за кормой. В свою очередь, артиллеристы лидера об­стреляли предполагаемое место нахождения лодки ныряющими снарядами.

Ровно в 7.00 с эсминца «Сообразитель­ный», подошедшего наконец для охранения поврежденного корабля, заметили след второй торпеды по курсовому углу 50° правого борта. Эсминец вовремя отвернул вправо, и торпеда прошла слева по борту. Через пять минут с эсминца обнаружили след третьей торпеды, шедшей вдоль правого борта «Со­образительного» в направлении «Харькова». На лидер передали семафором сигнал, и тот вовремя отвернул вправо. Эсминец прошел над местом залпа и сбросил две серии глу­бинных бомб. Лодка (предположительно это была Щ-206) затонула (На потопление Щ-206 претендуют также румын­ские миноносец «Налука» и два торпедных катера, атаковавшие 9 июля 1941 года неизвестную подвод­ную лодку и якобы наблюдавшие явные признаки ее гибели. Кроме того, в начале июля в районе Кон­станцы был зафиксирован сильный взрыв на мин­ном заграждении), а «Харьков» и «Сообразительный», отражая атаки бомбардировщиков, взяли курс на Севастополь.

В 8.14 на лидере ввели в действие котел № 1, и корабль под двумя котлами развил скорость в 26 узлов. В полдень к охранению Харькова» присоединился эсминец «Смышленый». Спустя час все три корабля подвер­нись последней атаке вражеского бомбар­дировщика, длившейся 20 минут. Она закончилась безрезультатно: в момент сброса бомб Харьков» и оба эсминца совершили поворот «все вдруг» и бомбы упали в стороне. Далее корабли шли, меняя курсы и скорость, и в 21.30 прибыли в Севастополь.

События войны не давали времени для от­дыха. Интенсивный ремонт в базе — и лидер «Харьков» снова в строю. Уже 20 июля он вместе с эсминцем «Бодрый» выходили в район острова Фидониси (Змеиный) для при­крытия отхода Дунайской военной флотилии из устья Дуная в Одессу.

Эксплуатация размагничивающих ус­тройств системы ЛФТИ показала, что живу­честь бортовых кабелей, несмотря на их за­щиту металлическими кожухами, совершен­но недостаточна. Все чаще лидер возвращал­ся из боевых походов с оборванными раз­магничивающими обмотками. С помощью группы ученых ЛФТИ, прибывшей из Ленин­града в Севастополь, к 1 августа 1941 года на нем закончили монтаж размагничивающих устройств.

Во время обороны Одессы «Харьков» со­вершал рейсы с грузом боеприпасов, под­держивал действия сухопутных частей. Все­го за период с 25 августа по 8 сентября ли­дер 66 раз открывал огонь по позициям вра­га. 15 сентября он обеспечивал переход 18 судов с эвакуируемыми войсками из Одессы в Севастополь.

В сентябре «Харьков» встал в Новорос­сийске на планово-предупредительный ре­монт. Одновременно на нем был установлен первый на Черноморском флоте морской ко­рабельный радиомаяк (МКР), связанный с работающим на него береговым радиомая­ком направленного действия.

31 октября лидер «Харьков» вышел из Новороссийска и 1 ноября еще до рассвета прибыл в Севастополь. Днем при очередном налете авиации противника по левому борту и по носу стоявшего на бочке лидера взор­валось около десятка бомб, не причинив ему особого вреда. Но после этого корабли эс­кадры стали базироваться в портах Кавказ­ского побережья; «Харькову» отвели место в Новороссийске.

С ноября 1941 по февраль 1942 года ли­дер использовался для перевозки в главную базу пополнения и боеприпасов. Кроме того, он привлекался для обстрела побережья, за­нятого неприятелем.

5 декабря после разгрузки в Севастопо­ле «Харьков», стоя у стенки в бухте, произ­вел обстрел живой силы противника в рай­оне села Аксу. При ответном обстреле в бро­невой щит первого орудия лидера попал сна­ряд. В результате орудие было выведено из строя, осколками повреждены надстройки, кают-компания, прицел орудия № 2. Коман­дование базы решило отремонтировать ко­рабль своими силами — его перевели в Ко­рабельную бухту и поставили к артиллерий­ским мастерским. И даже во время ремонта он продолжал вести огонь из кормовых орудий.

21 декабря при входе в Севастополь «Харьков» подвергся атаке бомбардировщи­ков, а при подходе к боновым воротам он попал еще и под артиллерийский обстрел береговых батарей противника. Чтобы сбить прицел, лидер, не имея возможности откло­няться от фарватера, маневрировал с по­мощью резкого изменения хода. На скорос­ти около 21 узла, подогнем тяжелых батарей он проскочил боновые ворота и лихо при­швартовался у артиллерийской пристани, не получив попаданий.

Затем «Харьков» вел обстрел резервов противника, скопившихся в районе станции Мекензиевы Горы, у кордона № 1, в Бельбеке и Дуванкое. За двое суток, которые ко­рабль находился в главной базе (до 23 де­кабря), им было израсходовано 618 130-мм снарядов.

В ночь с 28 на 29 января 1942 года «Харь­ков» с войсками, боезапасом и продоволь­ствием на борту прорвался в осажденный Севастополь. 30 января, 1 и 2 февраля, пе­ред уходом в Новороссийск, «Харьков» сно­ва вел огонь по позициям противника, а на переходе к Кавказскому побережью 4 фев­раля обстрелял вражеские позиции в Крыму. В ночь с 27 на 28 февраля лидер в составе ОЛС выходил для обстрела немецких войск у Феодосии.

6 марта «Харьков», принимавший марше­вое пополнение, боезапас и продовольствие в Новороссийске, получил приказ срочно выйти в море для оказания помощи эсминцу «Смышленый», подорвавшемуся на мине в районе мыса Железный Рог (Керченский про­лив). К моменту подхода лидера тяжело пов­режденный эсминец своим ходом вышел с оборонительного минного поля. «Харькову» оставалось только возглавить отряд для сле­дования в Новороссийск. Однако ночью из-за сильного ветра и огромных волн эсминец не смог управляться, и «Харьков» попытался взять его на буксир. «Смышленый» развер­нуло волнами и опрокинуло. С перевернув­шегося эсминца стали скатываться глубин­ные бомбы и рваться в опасной близости от лидера. От сильных гидравлических ударов на нем стали выходить из строя механизмы и приборы: из нактоуза вылетел магнитный компас, у рулевого сорвало репитер с гиро­компаса.

Более двух часов «Харьков» маневриро­вал на месте гибели «Смышленого», но смог спасти лишь двух моряков. На одном из раз­воротов он на полном ходу врезался в гре­бень волны «девятого вала». Огромная мас­са воды прогнула палубу полубака, образо­валась трещина. Вертикальные подпоры па­лубы в кают-компании оказались согнутыми в дугу. Пришлось изменить курс и вместо Но­вороссийска следовать в Поти только по во­лне, поскольку идти против волны было весь­ма рискованно.

В Поти произвели экстренный ремонт — откачали воду из помещений, выпрямили подпоры, восстановили поврежденную верх­нюю палубу полубака, выровняли погнутые люки, двери и кранцы. Уже на следующий день лидер ушел в главную базу, доставив туда маршевое пополнение, боезапас и про­довольствие. 8 и 9 марта «Харьков» вел ар­тиллерийскую перестрелку с противником и подавил две вражеские батареи.

К 15 марта на лидере был проведен ре­монт размагничивающих устройств и пере­нос трасс обмоток системы ЛФТИ с бортов на палубу для повышения их живучести. В дальнейшем за время боевой эксплуатации лидера отмечалась стабильность магнитно­го состояния корабля даже при близких взры­вах авиабомб.

24, 27, 31 марта и 6 апреля «Харьков» вместе с другими кораблями и транспортны­ми судами перевозил с Кавказского побе­режья в Севастополь грузы, орудия и дру­гую технику. Он неоднократно обстреливал позиции противника, подвергаясь при этом ответным ударам артиллерии и авиации. 7 апреля при маневрировании в Севастополь­ской бухте у стенки лидер сильно ударился форштевнем о причал. В результате удара нижняя часть форштевня загнулась вправо, а обшивка корпуса получила повреждение. Буквально в течение ночи корпус отремон­тировали. А за меткий огонь, в результате которого три немецкие батареи были по­давлены, экипаж корабля получил благодар­ность командующего флотом.

Май 1942 года также оказался для «Харь­кова» весьма напряженным. С 9 по 15 мая по ночам он выходил из Поти в Феодосий­ский залив и к побережью Керченского про­лива для обстрела вражеских войск. 18 мая на переходе из Новороссийска в Севасто­поль «Харьков» был атакован авиацией. Зе­нитчикам лидера удалось сбить два само­лета, но из-за близких разрывов бомб ко­рабль лишился управления. На большой части пера руля оказалась сорвана обшив­ка, а на правом винте оторвался обтекатель. В Новороссийске «Харьков» поставили в плавдок и в течение двух суток отремонти­ровали.

17 июня лидер с войсками отправился в свой привычный поход взяв курс на осаж­денный город-крепость. С целью оператив­ной маскировки вначале он шел в южном направлении, имитируя рейс в кавказский порт. На рассвете 18 июня «Харьков» повер­нул к Севастополю и тут же подвергся интен­сивному налету люфтваффе. При 22-й по сче­ту бомбежке в 6.50 одна из бомб взорвалась под кормой лидера. В 3-м котельном отде­лении возник пожар, затопило 5-й погреб, из-за поступления забортной воды в главных котлах повысилась соленость. Первая маши­на застопорилась, в расходных масляных цистернах обнаружилась соленость, вышли из строя 3-е и 4-е орудия главного калибра. Пожар удалось ликвидировать. Соленость устранили заменой лопнувших трубок в глав­ном холодильнике. В румпельном отделении устранили повреждения гидравлики рулево­го управления. После заделки разошедших­ся швов в помещении 5-го артиллерийского погреба откачали воду. На запрос команди­ра лидера было получено приказание началь­ника штаба идти в Поти под прикрытием ли­дера «Ташкент».

К началу августа 1942 года ОЛС ЧФ пере­формировали в бригаду крейсеров, при этом «Харьков» вошел в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев.

2 августа в 17.18 лидер «Харьков» и крей­сер «Молотов» вышли из Туапсе, имея зада­ние совершить набеговую операцию на порт Феодосию и Двуякорную бухту. В 0.59 лидер открыл огонь по целям и за 5 минут выпустил 59 130-мм снарядов. В 1.13 обнаруженный противником отряд лег на курс отхода. Не­мецкие самолеты-торпедоносцы и итальян­ские торпедные катера MAS-568 и MAS-573 начали преследование. При атаке торпедно­го катера лидер накрыл его вторым залпом, а от выпущенной торпеды уклонился. Но крей­серу «Молотов» не повезло: в него попала торпеда, взрывом оторвало 20 м кормы вмес­те с рулем. К счастью, способность двигать­ся и управляться машинами крейсер не по­терял и продолжал отходить 14-узловым хо­дом. Лидер сопровождал его до Поти. В этой операции им было отражено 10 атак торпед­ных катеров и столько же авианалетов. Из­расходовав 868 зенитных снарядов, он сбил один самолет (совместно с крейсером) и еще один повредил.

В ходе сентябрьского наступления против­ника на Новороссийск и Туапсе «Харьков» неоднократно привлекался для огневой под­держки сухопутных войск. Утром 1 сентября в составе отряда выходил в море для обстре­ла побережья Крыма, а на обратном пути в 22.30, маневрируя в Цемесской бухте с дис­танции 100 кбт обстрелял скопление войск противника и боевой техники на подступах к Новороссийску. Правда, ожидаемый резуль­тат достигнут не был — стрельба велась по площадям со слишком большой дистанции (13 км). В ночь с 2 на 3 сентября «Харьков», стоя на якоре на рейде, обстрелял станицу Красномедведковскую. На этот раз резуль­таты оказались успешнее. Противнику был нанесен значительный урон в живой силе и технике — уничтожено 6танков, 14орудий, 22 автомашины, около батальона пехоты. За две эти ночи лидер выпустил 399 снарядов.

14 октября противник возобновил мощное наступление на Северном Кавказе. В этот критический момент для ликвидации проры­ва войск противника в районе Новороссийска «Харьков» и корабли эскадры ЧФ за пять дней октября срочно перебросили из Поти в Туапсе три гвардейские стрелковые брига­ды — всего около 10 тысяч бойцов с воору­жением. Позже, 21 и 22 октября корабль при­влекался для перевозки войск в Туапсе, а также для огневой поддержки войск в Ново­российске.

В осенне-зимний период 1942 года «Харь­ков» в составе отрядов надводных кораб­лей совершил три набега на коммуникации противника у западных берегов Черного моря. Так, 29 ноября — 2 декабря лидер в составе отряда кораблей произвел набег на остров Фидониси. 19 декабря он участво­вал в ночном обстреле Ялты. При подходе на огневую позицию 20 декабря в 1.20 ви­димость в этом районе составляла 2 — 3 мили, и берег не просматривался. Лидер уменьшил скорость до 9 узлов и с расчет­ной дистанции 112 кбт открыл огонь по пор­ту. Уточнив свое место, «Харьков» продол­жил стрельбу методом «по невидимой цели» по площади с использованием центрально­го автомата стрельбы. За 9 минут им было выпущено 154 осколочно-фугасных снаря­да главного калибра. Немецкие батареи от­крыли огонь с опозданием. В 16.30 «Харь­ков» вернулся в Батуми.

В январе на корабле проводился плано­вый ремонт. В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года лидер «Харьков» в составе отряда вы­ходил из Батуми в район Южная Озерейка — Станичка для артподготовки в районе высад­ки десанта. Подобная операция проводилась лидером в ночь на 14 февраля.

В течение лета 1943 года «Харьков» не­однократно привлекался к операциям по об­стрелу вражеских позиций в Крыму и нару­шению коммуникаций противника в Керчен­ском проливе.

Но в октябре случилось непоправимое. Целью операции 6 октября явилось уничто­жение немецких плавсредств и десантных кораблей, возвращавшихся из Керчи, а так­же обстрел портов Феодосии и Ялты. Для выполнения поставленной задачи выделялись лидер «Харьков», эсминцы «Беспощадный» и «Способный», восемь торпедных катеров и авиация ВВС флота.

С наступлением темноты 5 октября в 20.30 корабли вышли из Туапсе. Около часа ночи 6 октября «Харьков» с разрешения командира отряда начал движение к Ялте. В 2.30 на нем засекли самолет-разведчик противника, о чем было доложено командиру отряда Г.П.Него­де (брейд-вымпел — на «Беспощадном»). В 5.04 самолет сбросил осветительные бомбы.

Корабли меняли курсы, но скрыть истинное направление своего движения не могли, пос­кольку, как выяснилось, за их передвижени­ем следила береговая радиолокационная служба врага.

В 6.30 «Харьков» с дистанции 70 кбт на­чал обстрел Ялты. За 16 минут он выпустил без корректировки по меньшей мере 104 130-мм осколочно-фугасных снаряда. Сле­дуя вдоль берега, лидер сделал 32 выстре­ла и по Алуште, но, как оказалось, все сна­ряды легли с перелетом. По германским данным, в Ялте в результате обстрела не­сколько домов было повреждено, пострада­ло гражданское население, но войска урона не понесли. На огонь лидера ответили три 75-мм орудия 1-й батареи 101-го дивизио­на, а затем шесть 155-мм орудий 1-й бата­реи 772-го дивизиона противника. В 7.15 «Харьков», маневрируя под огнем берего­вых батарей, стал отходить и присоединил­ся к возвращавшимся эсминцам, шедшим курсом 110° со скоростью 24 узла.

В 8.10 появившиеся над соединением три советских истребителя сбили германский самолет-разведчик, летчики с него приводнились на парашютах. Корабли задержались на 20 минут для подъема их на борт. Этот маневр отвлек внимание верхней вахты от наблюдения за горизонтом. И как только ко­рабли начали отход 28-узловым ходом, этим воспользовались 8 немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием двух Me-109. И хотя советские истребители сбили один «Юнкерс» и один истребитель, другим самолетам, зашедшим со стороны солнца, удалось поразить лидер сразу тремя бомбами весом в 250 кг.

Одна из них попала в верхнюю палубу в районе 135-го шпангоута и, пробив корпус насквозь, взорвалась под килем. Еще по од­ной бомбе попало в первое и второе котель­ные отделения. Оба они, а также машинное отделение оказались затопленными, вода медленно поступала через поврежденную переборку на 141-м шпангоуте в третье ко­тельное отделение. Таким образом, из глав­ной силовой установки в строю остался турбозубчатый агрегат во втором машинном от­делении и третий котел, давление в кото­ром упало до 5 кг/см2. От ударных сотрясе­ний вышли из строя мотопомпа во второй машине, дизель-генератор № 2, турбовентилятор № 6. Взрывом сорвало и выброси­ло за борт один 37-мм зенитный автомат; вышли из строя два зенитных пулемета. Лидер потерял ход, получил крен 9° на пра­вый борт и дифферент на нос около 3 м. В этой обстановке было приказано «Способ­ному» взять «Харьков» на буксир кормой вперед.

Теперь соединение двигалось в 90 ми­лях от Кавказского побережья к западу от Туапсе со скоростью 6 узлов. Можно было бы, оценив обстановку, снять с лидера эки­паж, а корабль затопить. Это приказание якобы и отдал командующий флотом. Но на соединении приказ не получили и продол­жали движение. В 11.50 над кораблями по­явились 14 пикирующих бомбардировщи­ков Ю-87. Два из них атаковали «Харьков» и «Способный», остальные — «Беспощад­ный». И хотя к этому времени по вызову прибыло еще 9 наших истребителей, но отбить атаки люфтваффе они не смогли. «Харьков» новых повреждений не получил, но в «Беспощадный» попала авиабомба, разрушившая машинное отделение, а у «Способного» в результате бомбежки ра­зошлись заклепочные швы.

После этого командир отряда отдал при­каз «Способному» поочередно буксировать «Харьков» и «Беспощадный». В 14.00 на ли­дере ввели в строй третий котел, и корабль смог дать ход до 10 узлов под одной маши­ной. Но через 10 минут корабли снова под­верглись атаке с воздуха группой в 20 — 25 «юнкерсов». В результате в 14.25 «Беспо­щадный» затонул.

В это время «Харьков» получил два пря­мых попадания в полубак, несколько бомб разорвались рядом с кораблем. Все носо­вые помещения до 75-го шпангоута оказа­лись затоплены, от сильного сотрясения кор­пуса вышли из строя вспомогательные ме­ханизмы единственного оставшегося под парами котла, лидер стал погружаться но­сом с креном на правый борт. Каких-либо существенных мероприятий по борьбе за живучесть провести не успели, и в 15.37, до последнего момента ведя огонь из 130-мм орудия и одного зенитного автомата, «Харь­ков» скрылся под водой. Командир лидера П.И.Шевченко был спасен «Способным». Еще в течение двух часов эсминец спасал экипаж лидера. Но в 18.10 последовал оче­редной налет немецкой авиации, и через 20 минут эсминец погиб от взрыва собствен­ных глубинных бомб.

Командирами лидера «Харьков» были капитан 3 (затем 2) ранга П.А.Мельников (август 1939 — июнь 1942) и капитан 3 ранга П.И.Шевченко (с июня 1942, погиб 6.10.1943).