История проектирование
К середине 1950-х годов резко возросла потребность советского флота в новых эскортных кораблях, способных осуществлять охрану соединений ударных надводных кораблей и конвоев от атак авиации, атомных подводных лодок и противокорабельных (крылатых) ракет, а также обеспечивать развертывание своих подводных лодок. Для успешного преследования атомных субмарин противника требовались высокая скорость хода, мощное противолодочное оружие, а для отражения атак сверхзвуковой авиации — зенитные ракетные комплексы.
Главнокомандующий ВМФ СССР утвердил 14 марта 1956 года оперативно-техническое задание на разработку сторожевого корабля противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО —ПЛО). Тактико-техническое задание было подготовлено Институтом военного кораблестроения и утверждено Главкомом ВМФ 3 декабря 1956 года. На этом этапе определили состав вооружения и его линейно-возвышенную компоновку. (Всего же прорабатывалось семь вариантов размещения вооружения.) Выбранная компоновка позволяла использовать для стрельбы на один борт почти все вооружение корабля, что способствовало отражению групповых атак авиации. Гидроакустику решено было разместить в опускаемом подкильном обтекателе для уменьшения осадки и облегчения эксплуатации корабля. Предполагалось, что водоизмещение уложится в 3600 т. Конструкторам предложили также рассмотреть вариант с газотурбинной энергетической установкой (ГТУ), а это могло бы уменьшить водоизмещение на 15%. Такое решение и оказалось наиболее оптимальным для создаваемого сторожевика.
Тактико-технические элементы будущего корабля, получившего обозначение «проект 61», были утверждены 30 апреля 1957 года постановлением Совета Министров СССР. Головным разработчиком назначили ленинградское ЦКБ-53, а главным конструктором — Б.И.Купенского (1916—1982 гг.), работавшего ранее в калининградском ЦКБ-820 и спроектировавшего СКР проекта 50. Наблюдающим был назначен представитель ИВК В.В.Данилов, позже смененный О.Т.Сафроновым.
Проектирование нового сторожевика оказалось нелегкой задачей, в частности, из-за несоответствия заявленных и истинных массогабаритных характеристик создаваемого для него вооружения и оборудования. Это привело к увеличению стандартного водоизмещения СКР до 3440 т. При создании зенитного ракетного комплекса для проектируемого корабля решено было обойтись без специального ЗРК, а лишь модифицировать сухопутную ракету войск ПВО С-125 («Нева»). В результате получился первый корабельный опытный образец ЗРК ближнего действия, названный «Волна».
ГТУ разрабатывалась на Южном турбинном заводе (ЮТЗ) в Николаеве и в окончательном варианте представляла собой двухзальную установку с двумя автономными главными газотурбинными агрегатами и реверсивными редукторами.
Эскизный проект корабля (Корабли проекта 61 являются несомненными рекордсменами по числу переклассификаций. Они создавались как СКР, но 19 мая 1966 года отнесены к вновь созданному классу ВПК. Корабли, прошедшие модернизацию по проекту61М/61МП, 28 июня 1977 года переклассифицированы в БРК, но 14 октября 1980 года возвращены в класс ВПК. Наконец, в январе 1992 года оставшиеся в строю «поющие фрегаты» снова стали СКР. Любопытно, что фактически они наиболее близки к эсминцам: именно к этому классу причисляют их все зарубежные военно-морские справочники; эсминцами они считаются и во флотах Индии и Польши. – Прим. ред.) Главком ВМФ утвердил 3 сентября 1957 года, а Совет Министров СССР— 18 сентября 1957 года. После этого конструкторы приступили к разработке технического проекта, который и завершили в марте следующего года. Официально техпроект был утвержден 15 августа 1958 года решением ВМФ и Государственного комитета по судостроению (ГКС). Заместителями главного конструктора проекта 61 назначили А.А.Певзнера и А.А.Терентьева. Технический проект (корректированный, договорный) по головному кораблю был подписан Б.И.Купенским 22 апреля 1965 года, а главным наблюдающим от ВМФ по проекту 61 инженер-капитаном 2 ранга Окатовым — 4 июня 1965 года. Сам же головной корабль начали строить еще в сентябре 1958 года, с официальной закладкой 15 сентября 1959 года.
Военно-Морской Флот заказал промышленности 20 кораблей по проекту 61 с размещением 15 единиц в Николаеве на заводе имени 61 коммунара и 5 единиц на Ленинградском заводе имени А.А.Жданова. Строительство кораблей начали еще до утверждения договорной технической документации. Их сдавали флоту «в долг», со множеством недоделок, которые затем постепенно устранялись. В ряде источников принято разделять корабли проекта 61 на две группы: 7 единиц первой (с двумя РЛС «Ангара») и остальные — второй (с одной РЛС «Ангара» и одной РЛС «Кливер»). Последние в документах иногда упоминаются и как проект 61 А. Часть кораблей (6 единиц) позже модернизировали по проекту 61М (61 МП) и один — по проекту 61Э. Для ВМС Индии был специально разработан проект 61МЭ (главный конструктор А.А.Шишкин), и по нему заказано пять кораблей.
Тактико-технические характеристики кораблей
|
Проект 61 (до 1967 г.) |
Проект 61 (с 1967 г.) |
Проект 61 М |
Проект 61Э |
Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
стандартное |
3440 |
3550 |
4010 |
3810 |
нормальное |
4000 |
4030 |
4490 |
4185 |
полное |
4390 |
4510 |
4975 |
4750 |
Длина корпуса, м: |
|
|
|
|
максимальная |
144,0 |
144,0 |
146,2 |
144,0 |
по ватерлинии |
132,0 |
132,0 |
134,5 |
132,0 |
Ширина корпуса, м: |
|
|
|
|
максимальная |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
по ватерлинии |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
Осадка средняя, м: |
|
|
|
|
при стандартном Д |
3,94 |
3,94 |
4,22 |
4,05 |
при нормальном Д |
4,27 |
4,29 |
4,55 |
4,34 |
при полном Д |
4,45 |
4,60 |
4,87 |
4,65 |
Высота борта, м: |
|
|
|
|
у форштевня |
13,2 |
13,2 |
13,2 |
13,2 |
на миделе |
8,1 |
8,1 |
8,1 |
8,1 |
у транца |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |