Общая оценка проекта
Рассматривая корабли проекта 61, можно отметить две принципиальные особенности, отличающие их от всех ранее построенных кораблей ВМФ СССР. Первая и самая важная — применение в качестве главной энергетической установки всережимных газовых турбин, а также перспективная схема их компоновки. Именно благодаря этому «поющие фрегаты» навсегда останутся этапными кораблями в мировом военном кораблестроении. Другая особенность — применение специально созданных зенитных ракетных комплексов для целей противовоздушной самообороны.
Стоит также упомянуть гармоничность всех тактико-технических элементов корабля, его неплохие мореходные качества, возможность быстрой агрегатной замены главных двигателей, наличие взлетно-посадочной площадки для противолодочного вертолета, большую насыщенность оружием и боезапасом, радиоэлектронным вооружением.
На этом перечень положительных характеристик корабля проекта 61 в основном исчерпывается. Конструкторы, ограниченные строгими рамками требований руководства флота, создали неплохой корабль нового типа, но при этом им не удалось избежать и ряда недостатков. Дальность плавания оказалась небольшой, а зенитно-ракетное вооружение имело достаточно низкие характеристики для 60-х годов, не обеспечивая отражение групповых налетов авиации. Эффективность противолодочного оружия была снижена из-за наличия малоэффективных гидроакустических станций. Возможность базирования корабельного вертолета при штормовых условиях из-за отсутствия вертолетного ангара также представлялась спорной. Кроме того, моряки нередко давали негативную оценку 61-му проекту из-за повышенной шумности и отвратительных бытовых условий для экипажа.
На корабле такого ранга впервые были применены и пожароопасные алюминиево-магниевые сплавы, погреба боезапаса размещались впервые выше ватерлинии и могли быть лишь частично затоплены через систему орошения. Взрыво- и пожароопасные помещения вплотную соседствовали друг с другом, а противопожарная и противовзрывная защита отличалась примитивным исполнением. Для аварийного выхода личного состава не имелось достаточно широких иллюминаторов, да и размещение основных и запасных пунктов командования и управления было, если можно так выразиться, вынужденно нерациональным.
Впервые отечественный корабль рассчитывался на динамическое воздействие атомного взрыва и обладал достаточно высокой остойчивостью, герметизацией корпуса и противохимической вентиляцией. Но в реальных условиях современного боя он неминуемо погиб бы в считанные минуты из-за отсутствия какой бы то ни было конструктивной защиты. По прогнозам в случае начала Третьей мировой войны время «боевой жизни» для корабля такого класса не превысило бы 5 — 7 минут!
По тактико-техническим характеристикам ВПК проекта 61 не уступал своим зарубежным аналогам, а кое в чем и превосходил их. Однако предназначение американских эсминцев и фрегатов было вполне определенным: им предстояло обеспечивать противолодочную и противовоздушную охрану ударных авианосных соединений. Но тут возникает вопрос: для чего же построены наши «поющие фрегаты»? Они вооружены лишь оружием самообороны от воздушного и подводного противника и представляли собой, по сути, неплохие эскортные корабли для трансатлантических конвоев. Но в эпоху «холодной войны» таковые конвои никак не вписывались в советскую военную доктрину, а для охраны каботажного плавания корабль был излишне дорог и великоват. Ударного оружия корабли «чистого» проекта 61 не имели, и на Западе их недаром называли «беззубыми» или «безоружными красавцами».
Сравнительные тактико-технические элементы кораблей проекта 61 и их зарубежных аналогов
|
Проект 61 |
«Чарлз Ф. Адамс» |
«Брук» |
«Амацукадзе» |
«Дюпти Туар» |
«Импавидо» |
Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
|
стандартное |
3505 |
3370 |
2643 |
3050 |
2750 |
3201 |
полное |
4460 |
4570 |
3426 |
4000 |
3750 |
3941 |
Главные размерения, м: длина |
144,0 |
133,8 |
126,3 |
131,0 |
129,0 |
130,9 |
ширина |
15,8 |
14,35 |
13,4 |
13,4 |
12,7 |
13,6 |
осадка |
4,57 |
6,1 |
7,3 |
4,2 |
5,4 |
4,5 |
Дальность плавания, миль |
|
|
|
|
|
|
(со скоростью хода, уз.) Скорость хода полная, уз. |
3500/20 35,5 |
4500/20 34,0 |
5400/20 27,0 |
4000/20 33,0 |
5000/18 34,0 |
4500/18 34,0 |
Мощность ГЭУ, л.с. |
72000 |
70000 |
35000 |
60000 |
63000 |
70000 |
Экипаж, человек |
266 |
353 |
241 |
290 |
347 |
344 |
Вооружение |
2x2 ЗРК |
1x1 или |
1x1 ЗРК |
1x1 ЗРК |
1x1 ЗРК |
1x1 ЗРК |
|
«Волна» |
1x2 ЗРК |
«Тартар» |
«Тартар» |
«Тартар» |
«Тартар» |
|
(32 ракеты) |
Тартар» |
(16 ракет) |
(36 ракет) |
(40 ракет) |
(36 ракет) |
|
|
(36 — 38 ракет) |
|
|
|
|
|
2x2 — 76 мм |
2x1 — 127 мм |
1x1 — 127 мм |
2x2 — 76 мм |
3x2 — 57 мм |
1x2 — 127 мм |
|
1x5 — 533мм |
2x3 — 324 мм |
2x3 — 324 мм |
2x3 — 305 мм |
2x3 — 550 мм |
4x1 —76 мм |
|
ТАПЛО |
ТАПЛО |
ТАПЛО |
ТАПЛО |
ТАПЛО |
2x3 — 324 мм |
|
2x12 -РБУ |
1x8 ПЛУР |
1x8 ПЛУР |
2 бомбомета |
1 — 375 мм |
ТАПЛО |
|
2x6 — РБУ |
«Асрок» |
«Асрок» |
«Хеджехог» |
Бомбомет |
|
|
|
|
2x1 — 533 мм ТТ |
|
«Бофорс» |
|
Год постройки |
1962—1973 |
1962—1964 |
1966—1968 |
1965 |
1956—1957 |
1963—1964 |
Количество единиц в серии |
20 |
23+6 экспорт |
6 |
1 |
4 |
2 |