Испытания головного корабля

 

Головной сторожевой корабль проек­та 61 — СКР-25 — был спущен на воду 31 декабря 1960 года и 15 октября 1962 года под названием «Комсомолец Укра­ины» предъявлен к государственным ис­пытаниям. Его главные агрегаты М-3 и газотурбогенераторы ГТУ-6 еще не были полностью отработаны, и испытания ре­шили проводить на режимах не более 65% мощности с обеспечением скорос­ти хода не менее 30 узлов. ВМФ и ГКС приняли совместное решение о повтор­ном проведении испытаний с развити­ем полного хода лишь после планируе­мой замены агрегатов М-3 и ГТУ-6 на новые и полностью отработанные. При проведении кренования было определе­но стандартное водоизмещение 3400 т с запасом водоизмещения в 65 т и за­пасом остойчивости 0,04 м. На Херсонесской мерной миле 24 октября 1962 года замерялась мощность главной энергетической установки, которая при скорости 30,3 узла превысила расчет­ную на 12%. Водоизмещение корабля при этом составляло 3790 т, обтекатель ГАС ПОУ-12 был полностью опущен. При поднятом обтекателе мощность ГЭУ пре­высила расчетную на 17%. Этот резуль­тат был объяснен интенсивным обрас­танием корпуса корабля с июня 1962 года. Минимально возможная скорость хода допускалась 8 узлов при 62 об/мин. Корабль испытывался в условиях штор­ма от 4 до 7 баллов и подтвердил свои удовлетворительные мореходные качес­тва; эффективно работали и успокоите­ли качки.

Комиссия указала на высокий уровень шума на боевых постах и в помещениях корабля, особенно в кубриках и каютах (до 106 дцб). Отметив удачное располо­жение оружия, она вместе с тем обрати­ла внимание на низкую надежность пер­вых образцов ЗРК «Волна» и системы уп­равления «Турель», малую дальность об­наружения подводных лодок корабельны­ми сонарами, что не позволяло эффек­тивно использовать торпеды и реактив­ные бомбометы.

Приемный акт подписали 31 декаб­ря 1962 года, но еще более полутора лет потребовалось для устранения не­доделок и поломок. После замены в июле 1964 года газовых турбин на но­вые, доработанные «Комсомолец Укра­ины» развил скорость полного хода 35,5 узла, что на полтора узла превысило расчетную.

Стоимость головного корабля проек­та 61 составила 30 млн рублей (в це­нах 1962 г.). При серийном строитель­стве стоимость кораблей неуклонно снижалась. Уже четвертый корабль се­рии — «Отважный» — обошелся казне в 22,2 млн рублей, а предпоследний — «Скорый» — стоил менее 17,5 млн руб­лей.

За создание кораблей проекта 61 в 1966 году группа конструкторов и строи­телей была удостоена Ленинской премии (Б.И. Купенский, А.А. Певзнер, Р.С. Власьев, Л.П. Малантенко и др.). Глав­ный конструктор корабля — Б.И. Купенс­кий впоследствии будет проектировать и первый советский тяжелый атомный крейсер типа «Киров» (проект 1144).