Вооружение

 

Главным оружием «шнелльботов» являлись торпеды («угри», как их на­зывали немецкие моряки). В основном это были парогазовые торпеды G7a (7 — длина торпеды в метрах) с обыч­ным контактным взрывателем, нахо­дившиеся на вооружении и катеров, и надводных кораблей, и подводных ло­док. Неконтактные взрыватели появились в москитном флоте лишь в конце 1942 года и применялись в крайне ог­раниченных количествах. Это было очевидным недостатком торпедного вооружения «шнелльботов»: опыт вой­ны показал, что попадание контактной торпеды G7a часто приводило лишь к отрыву оконечностей атакуемого суд­на, но не всегда к его гибели.

Управляемые торпеды применялись не часто. В период боев в бухте Сены (июнь — август 1944 года) имелся еди­ничный и малорезультативный опыт ис­пользования акустических торпед «Цаункёниг» и тихоходных маневрирующих торпед «Дакель». Более эффективной оказалась стрельба торпедами G7a с прибором маневрирования FAT. Извес­тен случай, когда три катера, выпус­тив шесть торпед этого типа, добились пяти попаданий, потопив одно и по­вредив четыре судна типа «Либерти». Отсутствие необходимости в точном прицеливании увеличивало дистанцию пуска и, соответственно, уменьшало риск пострадать от действий против­ника.

Подавляющее большинство немец­ких катеров несли два торпедных ап­парата. Лишь на последних сериях, на­чиная с S-701 (июль 1944 года), допол­нительно появились еще два аппара­та, способные стрелять торпедами в корму —для противодействия пресле­дующим эсминцам.

Вторым оружием катеров, а к концу войны первым по результативности, были мины. Они принимались на борт вместо запасных торпед: по шесть дон­ных мин типов ТМА, ТМВ, ТМС, LMA, 1MB или по четыре якорных типов ЕМС, UMB, EMF, LMF (два последних типа — неконтактные). Их число соответствен­но снижалось до двух и четырех, в слу­чае, если катер имел 40-мм или 37-мм орудие в корме. Еще две мины могли приниматься вместо глубинных бомб, что, впрочем, делалось редко. В ис­ключительных случаях «шнелльботы» могли принимать мины типов ТМА и ТМВ в торпедные аппараты. Прием якорных мин, особенно тяжелых ЕМС, считался крайне рискованным из со­ображений остойчивости. В 1940 — 1942 годах немцы не пренебрегали и использованием русских мин образца 1908 года, большой запас которых был захвачен ими в Польше.

Артиллерийское вооружение кате­ров к сентябрю 1939 года состояло из одной кормовой 20-мм пушки MG С/30 (боезапас 3000 выстрелов) и двух пе­реносных 7,92-мм пулеметов MG 34. Второе орудие в люковой турели на по­лубаке появилось на крупных катерах, начиная с серии S-26. Катера с дизе­лями МВ-502 получили пушку на полу­бак только в конце 1941-го. В дальней­шем из-за ограниченных размеров и без того невысокой скорости вооруже­ние катеров этого типа не модернизировалось. Относительно низкие ско­рострельность (боевая — всего 120 выстр./мин) и надежность 20-милли-метровок вызывали частые нарекания моряков, в результате чего в 1941 —

1942 годах на большинстве катеров их заменили на более совершенную мо­дель — С/38 (220 выстр./мин). Боеком­плект составлял 3000 выстрелов.

Участившиеся стычки с британски­ми артиллерийскими катерами MGB за­ставили в конце 1942 года принять кар­динальные меры по усилению воору­жения. Первоначально по три катера в 1-й, 2-й и 4-й флотилиях и по два в 5-й и 6-й вместо этих орудий на юте полу­чили 40-мм пушки «Бофорс» (Flak 28) с боекомплектом 2000 выстрелов. Не­высокая скорострельность и отсутст­вие бронебойных снарядов заставили командование кригсмарине воздержаться от более широкого распростра­нения «бофорсов» на катерах. Другие же автоматические пушки не подходи­ли «шнелльботам» по массогабаритным характеристикам. Специальный катерный вариант 30-мм авиационной пушки МК-103 находился пока в ста­дии разработки. Поэтому командирам катеров часто приходилось импровизи­ровать. В результате кормовая огневая точка могла оснащаться либо спарен­ным, либо счетверенным (так называ­емый «фирлинг») 20-мм автоматом, а дополнительно оборудованная огневая точка за рубкой — одноствольной 20-миллиметровкой либо спаренным 15-мм пулеметом MG-151/15. Число легких пулеметов могло достигать шести.

В начале 1944 года на вооружение, наконец-то, поступили 30-мм автома­ты (в основном на новые катера, начи­ная с S-170), а позади рубки практи­чески на всех сохранившихся катерах установили спаренные 20-миллимет-ровки. В конце 1944-го кормовая точ­ка на катерах стала оборудоваться од­ноствольной 37-мм (Flak 36 или Flak М42) либо 40-мм пушкой. Планирова­вшееся перевооружение всех установок на полубаке на 30-мм орудие МК-103 удалось осуществить лишь частично. Спаренную 30-мм установку так и не разработали, вместо нее новые кате­ра получали две одноорудийные уста­новки с МК-103 либо орудия старых типов.

В 1944 году часть катеров вооружи­ли 86-мм системой залпового огня для стрельбы зенитными ракетами (бое­комплект— 30 осколочных и 60 осве­тительных ракет). Всего предполага­лось установить такое оружие на 20 катерах.

Противолодочное вооружение «шнелльботов» состояло из двух кор­мовых бомбосбрасывателей с боеком­плектом в шесть глубинных бомб. Дымоаппаратура — в шесть канистр с ды­мообразующим средством, однако впоследствии их число возросло при­мерно в 2 — 3 раза.

 

ТТХ Торпедного оружия катеров

Марка

 

Калибр,

мм

Длина, м

 

Вес, кг

 

Вес ВВ,

кг

Дальность хода,

м/при скорости, уз.

G7a(T1)

 

533

 

7,186

 

1528

 

280

 

6000/44 7800/40

14000/30

T3d

533

11

2216

281

57 000/9

Т5

533

7,186

1497

274

5700/24

 

ТТХ Артсистем, состоявших на вооружении катеров

Марка

Калибр, мм/ длина ствола, клб

Масса установки, кг

Масса снаряда, кг

Начальная скорость снаряда, м/с

Темп стрельбы,

выстр./мин

Дальность стрельбы, м

Flak 28

40/'

.

0,955

850

.

Flak M42

37/69

1350

0,644

845

160-180

6600

Flak 36

37/57

1552

0,644

820

МК103

30/53

0,330

900

400—420

.

Flak 38

 

20/65

 

500, 1000,

2200*

0,120

 

875

 

450—500

 

4800

 

Flak 30

20/65

450

0,120

875

280-300

4800

MG 151/15

15/83,6

0,057

960

700

.

MG34

7,92/79

760

800—900

* — цифры указаны для одно-, двух- и четырехствольных установок соответственно.