Вооружение
Главным оружием «шнелльботов» являлись торпеды («угри», как их называли немецкие моряки). В основном это были парогазовые торпеды G7a (7 — длина торпеды в метрах) с обычным контактным взрывателем, находившиеся на вооружении и катеров, и надводных кораблей, и подводных лодок. Неконтактные взрыватели появились в москитном флоте лишь в конце 1942 года и применялись в крайне ограниченных количествах. Это было очевидным недостатком торпедного вооружения «шнелльботов»: опыт войны показал, что попадание контактной торпеды G7a часто приводило лишь к отрыву оконечностей атакуемого судна, но не всегда к его гибели.
Управляемые торпеды применялись не часто. В период боев в бухте Сены (июнь — август 1944 года) имелся единичный и малорезультативный опыт использования акустических торпед «Цаункёниг» и тихоходных маневрирующих торпед «Дакель». Более эффективной оказалась стрельба торпедами G7a с прибором маневрирования FAT. Известен случай, когда три катера, выпустив шесть торпед этого типа, добились пяти попаданий, потопив одно и повредив четыре судна типа «Либерти». Отсутствие необходимости в точном прицеливании увеличивало дистанцию пуска и, соответственно, уменьшало риск пострадать от действий противника.
Подавляющее большинство немецких катеров несли два торпедных аппарата. Лишь на последних сериях, начиная с S-701 (июль 1944 года), дополнительно появились еще два аппарата, способные стрелять торпедами в корму —для противодействия преследующим эсминцам.
Вторым оружием катеров, а к концу войны первым по результативности, были мины. Они принимались на борт вместо запасных торпед: по шесть донных мин типов ТМА, ТМВ, ТМС, LMA, 1MB или по четыре якорных типов ЕМС, UMB, EMF, LMF (два последних типа — неконтактные). Их число соответственно снижалось до двух и четырех, в случае, если катер имел 40-мм или 37-мм орудие в корме. Еще две мины могли приниматься вместо глубинных бомб, что, впрочем, делалось редко. В исключительных случаях «шнелльботы» могли принимать мины типов ТМА и ТМВ в торпедные аппараты. Прием якорных мин, особенно тяжелых ЕМС, считался крайне рискованным из соображений остойчивости. В 1940 — 1942 годах немцы не пренебрегали и использованием русских мин образца 1908 года, большой запас которых был захвачен ими в Польше.
Артиллерийское вооружение катеров к сентябрю 1939 года состояло из одной кормовой 20-мм пушки MG С/30 (боезапас 3000 выстрелов) и двух переносных 7,92-мм пулеметов MG 34. Второе орудие в люковой турели на полубаке появилось на крупных катерах, начиная с серии S-26. Катера с дизелями МВ-502 получили пушку на полубак только в конце 1941-го. В дальнейшем из-за ограниченных размеров и без того невысокой скорости вооружение катеров этого типа не модернизировалось. Относительно низкие скорострельность (боевая — всего 120 выстр./мин) и надежность 20-милли-метровок вызывали частые нарекания моряков, в результате чего в 1941 —
1942 годах на большинстве катеров их заменили на более совершенную модель — С/38 (220 выстр./мин). Боекомплект составлял 3000 выстрелов.
Участившиеся стычки с британскими артиллерийскими катерами MGB заставили в конце 1942 года принять кардинальные меры по усилению вооружения. Первоначально по три катера в 1-й, 2-й и 4-й флотилиях и по два в 5-й и 6-й вместо этих орудий на юте получили 40-мм пушки «Бофорс» (Flak 28) с боекомплектом 2000 выстрелов. Невысокая скорострельность и отсутствие бронебойных снарядов заставили командование кригсмарине воздержаться от более широкого распространения «бофорсов» на катерах. Другие же автоматические пушки не подходили «шнелльботам» по массогабаритным характеристикам. Специальный катерный вариант 30-мм авиационной пушки МК-103 находился пока в стадии разработки. Поэтому командирам катеров часто приходилось импровизировать. В результате кормовая огневая точка могла оснащаться либо спаренным, либо счетверенным (так называемый «фирлинг») 20-мм автоматом, а дополнительно оборудованная огневая точка за рубкой — одноствольной 20-миллиметровкой либо спаренным 15-мм пулеметом MG-151/15. Число легких пулеметов могло достигать шести.
В начале 1944 года на вооружение, наконец-то, поступили 30-мм автоматы (в основном на новые катера, начиная с S-170), а позади рубки практически на всех сохранившихся катерах установили спаренные 20-миллимет-ровки. В конце 1944-го кормовая точка на катерах стала оборудоваться одноствольной 37-мм (Flak 36 или Flak М42) либо 40-мм пушкой. Планировавшееся перевооружение всех установок на полубаке на 30-мм орудие МК-103 удалось осуществить лишь частично. Спаренную 30-мм установку так и не разработали, вместо нее новые катера получали две одноорудийные установки с МК-103 либо орудия старых типов.
В 1944 году часть катеров вооружили 86-мм системой залпового огня для стрельбы зенитными ракетами (боекомплект— 30 осколочных и 60 осветительных ракет). Всего предполагалось установить такое оружие на 20 катерах.
Противолодочное вооружение «шнелльботов» состояло из двух кормовых бомбосбрасывателей с боекомплектом в шесть глубинных бомб. Дымоаппаратура — в шесть канистр с дымообразующим средством, однако впоследствии их число возросло примерно в 2 — 3 раза.
ТТХ Торпедного оружия катеров
Марка
|
Калибр, мм |
Длина, м
|
Вес, кг
|
Вес ВВ, кг |
Дальность хода, м/при скорости, уз. |
G7a(T1)
|
533
|
7,186
|
1528
|
280
|
6000/44 7800/40 14000/30 |
T3d |
533 |
11 |
2216 |
281 |
57 000/9 |
Т5 |
533 |
7,186 |
1497 |
274 |
5700/24 |
ТТХ Артсистем, состоявших на вооружении катеров
Марка |
Калибр, мм/ длина ствола, клб |
Масса установки, кг |
Масса снаряда, кг |
Начальная скорость снаряда, м/с |
Темп стрельбы, выстр./мин |
Дальность стрельбы, м |
Flak 28 |
40/' |
. |
0,955 |
850 |
. |
• |
Flak M42 |
37/69 |
1350 |
0,644 |
845 |
160-180 |
6600 |
Flak 36 |
37/57 |
1552 |
0,644 |
820 |
• |
• |
МК103 |
30/53 |
• |
0,330 |
900 |
400—420 |
. |
Flak 38
|
20/65
|
500, 1000, 2200* |
0,120
|
875
|
450—500
|
4800
|
Flak 30 |
20/65 |
450 |
0,120 |
875 |
280-300 |
4800 |
MG 151/15 |
15/83,6 |
• |
0,057 |
960 |
700 |
. |
MG34 |
7,92/79 |
• |
• |
760 |
800—900 |
• |
* — цифры указаны для одно-, двух- и четырехствольных установок соответственно.