Общая оценка

 

Не оставляет сомнения, что в лице «шнелльбота» немецким конструкто­рам удалось создать отличный боевой корабль. Как ни странно, этому способ­ствовал отказ от высоких скоростных показателей, и, как следствие, возмож­ность оснастить катера дизельными двигателями. Такое решение положи­тельно сказалось на улучшении живу­чести «москитов». Ни один из них не погиб от случайного возгорания, что нередко происходило в английском и американском флотах. Увеличенное водоизмещение позволило сделать конструкцию катеров весьма устойчи­вой к боевым повреждениям. Скользя­щий таранный удар эсминца, подрыв на мине или попадание 2 — 3 снарядов калибра свыше 100-мм не приводили, как правило, к неизбежной гибели ка­тера (например, 15 марта 1942 года S-105 пришел своим ходом в базу, полу­чив около 80 пробоин от осколков, пуль и снарядов малокалиберных пушек), хотя часто «шнелльботы» приходилось уничтожать из-за условий тактической обстановки.

Еще одной особенностью, резко вы­делявшей «шнелльботы» из ряда тор­педных катеров других стран, стала ог­ромная по тем временам дальность плавания — до 800 — 900 миль 30-узловым ходом (М. Уитли в своей работе «Deutsche Seestreitkraefte 1939— 1945» называет даже большую циф­ру—870 миль 39-узловым ходом, во что, однако, трудно поверить). Фактически германское командование даже не могло ее пол­ностью реализовать из-за большого риска использовать катера в светлое время суток, особенно со второй по­ловины войны.

Значительный радиус действия, не­свойственные катерам того времени вытянутые круглоскулые обводы и вну­шительные размеры, по мнению мно­гих, ставили германские торпедные ка­тера в один ряд с миноносцами. С этим можно согласиться с той лишь оговор­кой, что все-таки «шнелльботы» оста­вались торпедными, а не торпедно-артиллерийскими кораблями. Спектр ре­шаемых ими задач был намного уже, чем у миноносцев Второй мировой вой­ны. Проводя аналогию с современной классификацией «ракетный катер» — «малый ракетный корабль», «шнелль­боты» правильнее считать малыми тор­педными кораблями.

Удачной оказалась и конструкция корпуса. Полубак со встроенными тор­педными аппаратами улучшал море­ходные качества — «шнелльботы» со­храняли возможность использовать оружие при волнении до 4 — 5 баллов, а малая высота борта и рубки весьма существенно уменьшали силуэт. В про­веденных англичанами после войны сравнительных испытаниях германских и британских катеров выяснилось, что в ночных условиях «немец» визуально замечал противника раньше.

Большие нарекания вызывало ору­жие самообороны — артиллерия. Не имея возможности строить параллель­но с торпедными катерами их артил­лерийские аналоги, как это делали ан­гличане, немцы с конца 1941 года на­чали проигрывать «москитам» против­ника. Позднейшие попытки усилить огневую мощь «шнелльботов» до не­которой степени сократили это отста­вание, но полностью ликвидировать его не удалось.

По части оснащения техническими средствами обнаружения германские катера также серьезно отставали от своих противников. За всю войну они так и не получили более-менее удов­летворительного малогабаритного ра­дара. С появлением станции радиотех­нической разведки «Наксос» немцы лишили врага преимущества внезап­ности, однако не решили проблему об­наружения целей.

Таким образом, несмотря на опре­деленные недостатки, в целом герман­ские торпедные катера не только со­ответствовали предъявляемым требо­ваниям, но и по праву считались одни­ми из лучших представителей своего класса времен Второй мировой войны. Британский историк Питер Смит, из­вестный своими исследованиями бое­вых действий в Ла-Манше и южной час­ти Северного моря, написал о «шнелльботах», что «к концу войны они оставались единственной силой, не подчинившейся британскому господст­ву на море».