Балтика

 

В представленном 4 февраля 1941 года на рассмотрение Гитлера плане действий кригсмарине в войне против СССР торпедным катерам отводилась особая роль. Непосредственно на Бал­тийском море предстояло действовать четырем катерным флотилиям. 1-я (ка­питан-лейтенант Бирнбахер) в соста­ве S-26, S-27, S-39, S-40, S-101-S-103 и плавбазы «Карл Петере» должна была оперировать в Финском заливе с замаскированной стоянки у острова Суоменлинна в шхерах близ Хельсин­ки. 2-я (корветтен-капитан Петерсен; S-42 - S-44, S-104 —S-106, плавбаза «Циндао») и 5-я (корветтен-капитан Клуг; S-28, S-29, S-41, S-46, S-47) фло­тилии базировались у острова Пенсар в районе Турку. Их операционная зона простиралась от Ханко и Палдиски до Ирбенского пролива. И, наконец, 3-я флотилия (корветтен-капитан Кемнаде; S-31, S-34, S-35, S-54, S-55, S-57-S-61, плавбаза «Адольф Людериц»), находившаяся в Мемеле и Пиллау, действовала на участке от Либавы до мыса Церель.

Первая массированная заградитель­ная операция началась с наступлени­ем сумерек вечером 21 июня. Хотя главную роль в ней играли минные за­градители (Три заградителя группы «Норд» выставили за­граждение «Апольда» (500 мин и 700 защитников) перед устьем Финского залива, три заградителя группы «Кобра» — заграждение «Корбетга» (400 мин и 700 защитников) между Поркалла-Удд и Палдиски), перед катерами также сто­яли ответственные задачи.

«Шнелльботы» 1-й и частично 2-й флотилий составляли охранение загра­дительных отрядов. Четыре катера 2-й флотилии выставили по 12 магнитных мин в восточной части Соэлозунда и северной — Моонзунда. На обратном пути они же перехватили шедший из Швеции советский пароход «Эстония» (1181 брт) и с призовой командой от­правили его в Утё. Катера 5-й флоти­лии поставили 12 мин ТМВ перед Ирбенским проливом, а 3-й — по 6 мин перед портами Либава и Виндава. Ес­тественно, что такое количество мин не могло полностью заблокировать дви­жение кораблей в названных пунктах. Однако повсеместное возникновение минной опасности, а также отсутствие в советском флоте надежных электро­магнитных тралов, по немецким рас­четам, должны были иметь значитель­ный деморализующий эффект, что и произошло в действительности. На об­ратном пути катера 3-й флотилии пе­рехватили еще два советских парохо­да, один из которых — «Гайсма» (3077 брт) был потоплен торпедами, а дру­гой («Лииза», 782 брт) — подрывными патронами. Следующей ночью у север­ной оконечности острова Хиума кате­ра 2-й флотилии потопили плавучий маяк «Хиумадал» и пароход «Альф» (166 брт). Но этим их успехи и ограни­чились. В ночь на 27 июня при попыт­ке выставить новое заграждение у се­верного входа в Моонзунд S-43 и S-106 подорвались на минах и погибли, спустя несколько дней получили по­вреждения S-102 и S-103. К началу июля в строю 2-й флотилии оставалось всего четыре исправных катера. Налич­ных сил хватало только для сопровож­дения заградителей.

Не лучше обстояли дела и у флоти­лии Бирнбахера (На 1 июля 1-я флотилия располагала семью ис­правными катерами, а 5-я — тремя. Последняя была расформирована в середине того же месяца, а ее катера вошли в состав 1-й и 2-й флотилий). Попытка патрулиро­вать на коммуникациях между Таллинном и Ханко провалилась из-за проти­водействия советской авиации. При этом S-26 и S-27 получили серьезные повреждения от близких разрывов бомб и пулеметного обстрела. 5 июля в результате столкновения с финской подлодкой «Саукко» пострадал S-28. В актив же катерникам удалось записать лишь потопление артогнем 13 августа советского тральщика № 41 (при этом повреждения получил S-39), разруше­ние торпедами сидевшего на камнях парохода «Расма» (3204 брт) и высад­ку в Эстонии нескольких диверсионных групп.

Неудачей окончилась вечером 28 ав­густа попытка атаковать советские ко­рабли, осуществлявшие переход из Таллина в Кронштадт. Узнав из сооб­щения финского самолета-разведчика, что КБФ покинул внешний рейд Тал­лина, 1-я флотилия в составе S-26, S-27, S-39, S-40 и S-101 в 18.00 вышла из Хельсинки. Уже через 45 минут дви­жения 24-узловым ходом на горизонте был замечен лес мачт. Катера развер­нулись в боевой порядок и вышли в атаку. Ответом им был мощный загра­дительный огонь. До наступления тем­ноты «шнелльботы» трижды предпри­нимали попытки нападения, но каждый раз были вынуждены отступать перед стеной снарядных всплесков. В конце концов им пришлось возвращаться ни с чем.

Наиболее активно действовала 3-я флотилия, находившаяся на фланге быстро откатывавшегося на северо-восток сухопутного фронта. Выяви­вшаяся уже через неделю после нача­ла боевых действий необходимость снабжения войск вермахта по морю заставила «шнелльботы» принимать участие в эскортировании конвоев в Рижский залив. Одновременно каждую ночь катера флотилии совершали вы­ходы для усиления заграждений в Ирбенском проливе. В ночь на 24 июня, не дойдя до места постановки, S-60 (обер-лейтенант Вупперман, он же командир звена) и S-35 (лейтенант Вебер) обнаружили и безуспешно ата­ковали советскую подводную лодку С-7. Выставив мины, «шнелльботы», на которых к тому времени оставалось всего по одной торпеде, легли на об­ратный курс. Поскольку относительно произошедших далее событий сущес­твует несколько различных версий, позволим себе остановиться на них подробнее.

В 2.32, когда немецкие катера на­ходились в районе маяка Ужава, была обнаружена еще одна субмарина, со­вершавшая переход в надводном по­ложении, — советская подводная лодка С-3. Ее командир капитан-лейтенант Н.А. Костромичев, несмотря на не­оконченный капремонт(лодка не мог­ла погружаться), отказался взорвать свой корабль в Либаве и решил про­рываться в Виндаву. Кроме команды, на С-3 находились члены экипажей других субмарин, рабочие — всего около 100 человек. В сложившейся ситуации подводникам ничего не ос­тавалось, как принять бой. Спустя 10 минут после обнаружения катера с дистанции 300 — 400 м атаковали субмарину оставшимися торпедами, но промахнулись. Завязалась артилле­рийская дуэль. Хотя вооружение «эски» выглядело более мощным (на ней имелось по одному 100-мм и 45-мм орудию, в то время как на каждом из «шнелльботов» — лишь по одной 20-мм пушке), высокая скорострель­ность немецкой автоматической ар­тиллерии в бою на ближней дистан­ции сыграла свою роль. Немцам уже первыми выстрелами удалось вывес­ти из строя стомиллиметровку субма­рины. Катера описывали вокруг лод­ки зигзаги и осыпали ее снарядами. С-3, не способная развить ход более 5 узлов, упорно уходила на север. Со­ветские подводники несли большие потери, но до последней возможнос­ти отстреливались от врага из винто­вок. Спустя 9 минут после начала боя из-за перегрева стволов на обоих ка­терах вышли из строя пушки. В 3.06 орудие S-35 вновь вступило в бой, но оживить двадцатимиллиметровку на S-60 так и не удалось. Ответный огонь с субмарины вызвал мелкие возгорания на обоих «шнелльботах», 4 человека из их экипажей были ранены. Через 40 минут после начала боя немцы все еще были далеки от победы и пошли на отчаянный шаг. Лейтенант Вебер передал командиру звена: «Мы долж­ны атаковать ручными гранатами!». После этого сигнала S-35, а затем S-60, сблизившись с лодкой на 50 м, сбросили 3 глубинные бомбы. Нако­нец, противники сошлись вплотную, и на палубу С-3 полетели ручные гра­наты. В 3.24 после очередного попа­дания гранаты из рубки субмарины вырвалось пламя. К тому времени ка­питан-лейтенант Костромичев и большинство офицеров погибли. Стрель­ба с лодки прекратилась, но сама суб­марина, несмотря на крен и диффе­рент на корму, упорно продолжала уходить на север. Последний удар по ней в 3.39 нанес S-60, сбросивший глубинную бомбу в двух метрах от форштевня. Получив большую пробои­ну, лодка затонула. На месте ее гибе­ли немцы подобрали 20 человек.

В ночь на 25 июня 1941 года атаке «шнелльботов» подверглись советские транспорты на рейде Виндавы, на сле­дующую ночь—эсминцы в Ирбенском проливе. Очередная встреча в проли­ве, утром 27 июня, завершилась тяже­лым повреждением эскадренного ми­ноносца «Сторожевой», потерявшего носовую часть в результате попадания торпеды с S-59 (обер-лейтенант Мюл­лер) или S-31 (лейтенант Хааг) (Кочующая по различным зарубежным и отечес­твенным изданиям версия о потоплении этой же ночью в Ирбенском проливе катерами S-59 и S-60 советской подводной лодки С-10 не выдер­живает критики, поскольку последнее сообщение с лодки было получено утром 28 июня, когда она находилась в северной части Данцигской бухты). На обратном пути четыре катера перехва­тили в районе Ужавы прорывавшиеся из Либавы советские торпедные кате­ра. В результате боя ТКА № 47 полу­чил столь тяжелые повреждения, что был оставлен личным составом и по­зднее захвачен немцами. На рассвете следующего дня «шнелльботы» пере­хватили другой отряд, на этот раз с эвакуируемыми из Виндавы. Экипажи и пассажиры пяти невооруженных тор­говых судов оказались в плену.

4 июля силы 3-й флотилии перешли в Либаву, что позволило расширить операционную зону до северной части Рижского залива. Вскоре были начаты ночные поиски и минные постановки у южного входа в Моонзунд и в районе Курессаре, сопро­вождавшиеся много­численными боевыми столкновениями с советскими эсминца­ми, сторожевиками и самолетами. В нача­ле августа в Либаву перебазировались и катера 2-й флотилии. Однако заметных ус­пехов за этот период немцам добиться не удалось (Приписываемое катерам в ряде источников по­топление в ночь на 27 июля эсминца «Смелый» не подтверждается, поскольку «шнелльботы» в эту ночь произвели торпедную атаку по неопознанной цели в южной части Моонзунда, а эсминец погиб в южной части Ирбенского пролива. Скорее все­го, он стал жертвой мин, выставленных именно торпедными катерами 3-й флотилии).

Последней акцией, в которой при­няли участие катера 2-й и 3-й флоти­лий, стала Моонзундская десантная операция, проведенная немцами 13— 14 сентября. «Шнелльботы» обоих под­разделений составили ядро так назы­ваемого соединения «Вествинд», ос­новной задачей которого была демон­страция ложной высадки на западном побережье острова Саарема. Сразу после этого флотилии ушли в Герма­нию и начали подготовку к переходу на другие театры. Немцы посчитали, что все поставленные задачи выполнены. Хотя вскоре стало ясно, что война с Россией затянется, как минимум, еще на год, ни в 1942, ни в 1943 годах «шнелльботы» на Балтийском море не применялись. С одной стороны, для них просто не было подходящих целей, с другой — главной задачей флота про­должала оставаться борьба против Англии. Германские «москиты» верну­лись в Финский залив лишь в начале 1944-го.

6-я флотилия «шнелльботов» (ко­мандир — корветтен-капитан Обермайер) появилась на Балтике весной 1944-го. На нее планировалось возло­жить задачу нанесения ударов по со­ветским дозорным и тральным силам. Хотя подразделение в составе катеров S-39, S-76, S-79, S-90, S-91, S-132 и плавбазы «Карл Петере» было готово к действиям еще в середине февра­ля, прошел месяц, прежде чем ледо­вая обстановка в восточной части Финского залива позволила присту­пить к ночным поискам. Первоначаль­но базой для катерников служил Тал­лин, а с начала мая — Хельсинки. Фло­тилия, усиленная к тому времени S-11 и S-135, несколько раз небезуспешно нападала на советские малые охотни­ки у Лавенсари. Дальнейшему развер­тыванию наступательных действий помешало вторжение союзников в Нормандию. Получив приказ немед­ленно вернуться в Ла-Манш, «шнелль­боты» уже 19 июня ошвартовались в Эймейдене.

Несмотря на это, немецкое коман­дование не рассталось с мыслью иметь флотилию катеров и в Финском зали­ве. В конце июля в Хельсинки переба­зировалась 5-я флотилия (Бывшая 11-я флотилия торпедных катеров, сфор­мированная в Заснитце в мае 1944 года) (капитан-лейтенант Хольцзапфель; катера S-65, S-6, S-80, позже S-68, S-85, S-110, S-116, S-120; плавбаза «Герман Виссманн»). В августе «шнелльботы» про­вели несколько минных постановок, приняли участие в операциях по спа­сению экипажей трех погибших мино­носцев и попытке уничтожить глубин­ными бомбами корпус затонувшей у острова Койвисто субмарины U-250. При выполнении последней задачи в ночь на 1 сентября подорвался на мине и затонул S-80 — третий и последний «шнелльбот», потерянный немцами на Балтике за время войны.

С конца сентября 1944 года базой подразделения стала Виндава. Туда же перешла из Германии и 2-я учебная флотилия (капитан-лейтенант Клозе; катера S-64, S-69, S-81, S-99, S-117, позднее, кроме того, S-76, S-83, S-135; плавбаза «Нидден») (Сформирована в апреле 1944 года. По иронии судьбы в состав подразделения вошли ТКА S-64, S-83, S-99 и S-117, которые в конце июля 1944 года немцы продали (но не успели передать) ВМС Финляндии). До конца осе­ни «шнелльботы» обоих подразделе­ний совершали многочисленные мин­ные постановки и ночные поиски в Рижском заливе — абсолютно безре­зультатные.

В середине декабря 5-я флотилия вернулась в Северное море, а остав­шейся 2-й флотилии нашлось новое применение. С начала февраля 1945 года на германские конвои, направля­вшиеся в Либаву, начались нападения советских торпедных катеров типа Д-3 и Г-5. Идея использовать против них «шнелльботы» не была оригиналь­ной, зато оказалась весьма эффектив­ной. В ночь на 27 марта три «москита» 2-й флотилии — S-64, S-69 и S-81 — имели боевое столкно­вение с шестью советскими катерами (ТКА-16, ТКА-60, ТКА-136, ТКА-166, ТКА-196 и ТКА-200; все типа Д-3), закон­чившееся потоплением ТКА-166, ТКА-196 и повреждением четырех остальных. С погибших катеров немцы сняли 9 матро­сов и 5 офицеров, в том числе командира 2-го дивизиона ТКА капитана 3 ранга М.Г. Чебыкина. В результате активной де­ятельности «шнелльботов» 2-й учебной, к которой с конца мар­та присоединились 1-я и 5-я флотилии, ни один из напра­влявшихся или убывавших из Либавы транспортов не был по­топлен советскими катерами.

Последней крупной опера­цией, в которой приняли учас­тие немецкие катерники на Балтике, стала эвакуация с курляндского плац­дарма 8 — 9 мая. В ней приняли учас­тие 19 катеров, на каждый из которых умудрились принять по 110 солдат и офицеров вермахта. Днем 9-го числа соединение достигло датского острова Борнхольм — к этому времени он уже был занят десантом морской пехоты КБФ. Несмотря на то что с момента подписания акта о безоговорочной ка­питуляции Германии прошли почти сут­ки, попытка трех советских торпедных катеров повернуть конвой в бухту ост­рова закончилась последним морским боем в Европе во Второй мировой вой­не. Огнем «шнелльботов» был серьез­но поврежден ТКА-93. В свою очередь, появившиеся над полем боя советские штурмовики повредили S-216, на кото­ром один человек был убит и еще 13 ранены.

Утром 10 мая отряд достиг бухты Экернфёрде, где уже хозяйничали ан­гличане. Последние не стали препят­ствовать торжественной церемонии спуска флага на следующий день. Из всех надводных сил кригсмарине «шнелльботы» капитулировали послед­ними.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЙ ГЕРМАНСКИХ КАТЕРОВ НА БАЛТИЙСКОМ ТВД

Класс

Название

Тоннаж, брт

Дата

Судьба

Район атаки

Атаковавший катер

ТР

«Эстония»

1181

22.6.1941

Р

о.Хиума

Катера 2-й флотилии

ТР

«Гайсма»

3077

22.6.1941

+

о.Готланд

S-59

ТР

«Л низа»

782

22.6.1941

+

Лиепая— Ханко

S-31

ТР

«Альф»

166

23.6.1941

+

о.Хиума

S-44

Пл.маяк

«Хиумадал»

23.6.1941

+

о.Хиума

S-43

ПЛ

С-3

24.6.1941

+

маяк Ужава

S-31, S-60

эм

«Сторожевой»

27.6.1941

=

Ирбенский прол.

S-31.S-59

ТКА

№47

27.6.1941

+

маяк Ужава

Катера 3-й флотилии

ТР

«Кандава»

1926

28.6.1941

Р

Виндава

Катера 3-й флотилии

ТР

«Кулдига»

1978

28.6.1941

Р

Виндава

Катера 3-й флотилии

ТР

«Малл»

1863

28.6.1941

Р

Виндава

Катера 3-й флотилии

ТР

«Рауна»

2349

28.6.1941

Р

Виндава

Катера 3-й флотилии

ТР

«Амата»

1132

28.6.1941

Р

Виндава

Катера 3-й флотилии

ТР

«Расма»*

3204

10.7.1941

+

о.Мохни

S-26, S-28

Ледокол

«Лачплесис»**

253

22.7.1941

=

о.Саарема

Катера 3-й флотилии

ТКА

№71

22.7.1941

+

о.Саарема

Катера 3-й флотилии

ТЩ

№41 «Ленвод-

 

13.8.1941

+

59° 42'с.ш.,

S-26, S-39,

 

путь-12»

 

 

25°25'в.д.

S-40, S-28

Ледокол

«Мерикару»

178

19.8.1941

+

прол. Моошунд

S-58

СКА

№122

14.5.1944

+

о.Лавенсари

Катера 6-й флотилии

ТКА

ТК-66

18.3.1945

+

Либава

Катера 2-й учебной флот.

ТКА

ТК-166

27.3.1945

+

Либава

8-64,5-69,8-81

ТКА

ТК-196

27.3.1945

+

Либава

S-64, 8-69, S-81-

МО

БМО-595

7.5.1945

+

маяк Риксгафт

Катера 5-й флотилии

Примечания: н— потоплен; = — поврежден; Р — захвачен в качестве приза.

* — подорвался на мине 5.7.1941 и выбросился на берег.

** — затонул от полученных повреждений 29.7.1941.

МО — морской охотник; ПЛ — подводная лодка; Пл. — плавучий; СКА — сторожевой катер; ТР — транспорт; ТЩ — тральщик; ЭМ — эсминец;