Судьба катеров после войны

 

Послевоенная жизнь «шнелльботов» была весьма непродолжительной. Их при­мерно поровну поделили между держава­ми-победительницами. Подавляющее большинство из 32 «шнелльботов», достав­шихся Великобритании, было сдано на слом либо затоплено в Северном море в течение двух лет после окончания войны. Расчетливые американцы выставили 26 своих катеров на продажу, и даже сумели извлечь из этого выгоду, «сплавив» их фло­там Норвегии и Дании. Полученные СССР по репарациям «шнелльботы» (29 единиц) совсем недолго находились в боевом со­ставе ВМФ — сказалось отсутствие запас­ных частей, да и сами корпуса были силь­но изношены; 12 из них попали в КБФ, где прослужили до февраля 1948 года. Осталь­ные перешли на Север, где 8 катеров были списаны, не пробыв в строю и года. Про­длить жизнь остальных до июня 1952 года удалось, использовав механизмы с исклю­ченных «шнелльботов».

Экономные датчане дотянули эксплуа­тацию своих трофеев до 1966 года. Часть катеров они перекупили у Норвегии; все­го их в датском флоте насчитывалось 19 единиц.

Во флоте ФРГ осталось лишь два «шнелльбота» — бывшие S-116 и S-130. Они использовались в качестве опытовых судов, и к 1965 году были сданы на слом.

До наших дней не дожило ни одного не­мецкого торпедного катера периода Вто­рой мировой войны. Единственными экспо­натами, связанными со «шнелльботами», были два дизеля МВ-501, снятые с S-116 и находившиеся в Техническом музее в Мюн­хене. Но и они погибли во время пожара в апреле 1983 года.