Дания
ВМС Дании организационно и по своему составу были аналогичны флотам своих скандинавских соседей. Единственное принципиальное отличие морской политики Датского королевства определялось тем, что оно располагало колониальными владениями — Гренландией, Исландией и рядом небольших островов, в том числе в Вест-Индии. Поэтому датчанам были необходимы суда с большой дальностью плавания — крейсера и мореходные канонерские лодки, практически отсутствовавшие во флотах Швеции и Норвегии.
Основной ударной силой датских ВМС считались броненосцы береговой обороны. Накануне Первой мировой войны было принято решение к имевшимся пяти кораблям этого класса добавить шестой — «Нильс Юэль» (3800/4100 т, 90x16,3x5 м, 5800 л.с. = 16 уз., 2 - 305 мм и 8 - 150 мм). Он был заложен на верфи в Копенгагене 21.9.1914, однако достроить его удалось лишь после окончания войны и к тому же по сильно измененному проекту (без 305-мм орудий).
Во время Первой мировой войны Дания соблюдала нейтралитет.
Броненосцы береговой обороны типа «Херлуф Тролль» — 3 ед.
«Херлуф Тролль» (Herluf Trolle) Копн /2.9.1899/ - слом. 1934
«Ольферт Фишер» (Olfert Fischer) Копн 1901/9.5.1903/1903 - слом. 1936
«Педер Скрам» (Peder Skram) Копн 1905/2.5.1908/1909 - слом. 1949
3494/3735 т, 84x15,06x4,93 м. ПМ - 2, 6 ПК, 4200 л.с. = 15,5 уз. 245 т уг. Броня: пояс до 195 мм, башни 175 мм, барбеты 185 мм, казематы 140 мм, палуба 65 — 47 мм, рубка 190. Эк. 254 чел. 2 - 240 мм/40, 4—150 мм/43, 12-47 мм, 2 пул., 3 ТА 450 мм.
Самые мощные корабли датского флота. Каждый последующий корабль закладывался после испытаний предыдущего, поэтому в проект вносились многочисленные изменения. Приведены данные головного корабля; «О.Фишер» и «П.Скрам» отличались чуть большими размерениями — вместо 12 47-мм пушек несли по 6 75-мм и 2 47-мм, а 240-мм орудия имели длину ствола в 43 клб. Кроме того, у них был разный тип брони: на «П.Скраме» — круппов-ская, на остальных — стальная фирмы «Крезо».
«X.Тролль» и «О.Фишер» списаны в 1930-е годы. «П.Скрам» дожил до Второй мировой войны и 29.8.1943 был затоплен экипажем во избежание захвата Германией. Поднят немцами и переоборудован в зенитную плавбатарею «Адлер», но в апреле 1945 года потоплен союзной авиацией. Снова поднят и окончательно разобран в 1949 году.
Броненосец береговой обороны «Скьёлд» — 1 ед.
«Скьёлд» (Skjold) Копн 1893/8.5.1896/1899 - искл. 1929
2195т, 69,24(пп)х11,6x4,16м. ПМ -2, 4 ПК, 2400 л.с.=14 уз. 109 т уг. Броня: пояс 229— 178 мм, башни 250 мм, палуба 50 мм. Эк. 138 чел. 1 — 240 мм/40, 3—120 мм/40, 4 — 47 мм, 1 пул.
Низкобортный корабль, близкий к мониторам. В годы Первой мировой войны числился броненосной плавбатареей. Исключен из списков флота 21.5.1929.
Броненосец береговой обороны «Ивер Витфельдт» — 1 ед.
«Ивер Витфельдт» (Iver Hvitfeldt) Копн 14.4.1886 —искл. 1919
3478 т, 74(пп)х15,11x5,6 м. ПМ - 2, 8 ПК, 5100 л.с.=15,2 уз. 290т уг. Броня: пояс 295— 178 мм, барбеты 190 мм, палуба до 53 мм, рубка 115 мм. Эк. 277 чел. 2 — 260 мм/35, 10 — 47 мм, 6 — 37 мм, 2 ТА 380 мм.
Устаревший барбетный броненосец. В 1904 году модернизирован и перевооружен (120-мм орудия и 37-мм револьверы заменены 47-мм пушками). К началу Первой мировой войны утратил боевое значение, списан 26.2.1919.
Бронепалубный крейсер «Валькирией» — 1 ед.
«Валькирией» (Valkyrien) Копн 8.9.1888 — искл. 1923
3020т, 81,28(пп)х13,23х5,54м. ПМ - 2, 6 ПК, 5200 л.с.=17 уз. 488 т уг. Броня: палуба 65 мм. Эк. 282 чел. 2-210 мм/35, 6 — 150 мм/35, 4 — 47 мм, 8 — 37 мм, 5 ТА 381 мм.
Единственный «настоящий» крейсер датского флота. К началу Первой мировой войны устарел. В 1915 году полностью перевооружен (2 — 150 мм/50, 6 — 75 мм/55, 2 — 57 мм, 2 — 37 мм, 3 ТА 381 мм). В последние годы службы использовался в качестве учебного судна. Списан 5.10.1923.
Бронепалубные крейсера типа «Гейзер» — 2 ед.
«Гейзер» (Gejser) БВ 5.7.1892 — искл. 1928 «Хеймдал» (Heimdal) Копн 30.8.1894-искл. 1930
1282т, 70,58x10,36x3,5м. ПМ - 2, 8 ПК, 3000 л.с.=17 уз. 117т уг. Броня: палуба 45 - 28 мм. Эк. 156 чел. 2—120 мм/40, 4 — 87 мм/40, 6 — 37 мм, 1 ТА 450 мм, 4 ТА 381 мм.
Официально числились крейсерами, фактически представляли собой мореходные канонерские лодки. Несколько отличались друг от друга: «Хеймдал» имел водоизмещение 1342 т и был однотрубным. Третий однотипный корабль— «Гекла» — в 1913 году был исключен из боевого состава, разоружен и в годы Первой мировой войны служил плавбазой подводных лодок.
Миноносцы типа «Спрингерен» — 10 ед.
«Спрингерен», «Стёрен», «Сёлёвен», «Сёхунден», «Хавхес-тен», «Нарвален», «Макрелей», «Нордкаперен», «Хавкаттен», «Саэлен».
108 т, 38,5x4,3x2,7 м. ПМ - 1, 2 ПК, 2000 л.с.=24,6 уз. Эк. 24 чел. 2 — 75 мм, 2 ТА 450 мм.
Построены на госверфи в Копенгагене в 1916 — 1919 годах. Проект разработан на базе миноносца «Ормен». Дешевизна кораблей предопределила их очень скромные боевые возможности, однако они находились в строю довольно долго. «Хав-хестен», «Макрелей», «Нордкаперен» и «Саэлен» затоплены 29.8.1943 во избежание захвата немцами, остальные списаны в 1940- 1949 годах.
Миноносцы типа «Вальроссен» — 3 ед.
«Вальроссен», «Дельфинен», «Свэрдфискен».
182 т, 45,2x5,2x2,1 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3500 л.с.=26,3 уз. Эк. 31 чел. 1—75 мм, 4 ТА 450 мм.
Построены на госверфи в Копенгагене в 1912 — 1913 годах. Для своего времени их проект являлся весьма консервативным. Характерная особенность кораблей — наличие одно- и двухтрубных ТА одновременно. «Дельфинен» и «Свэрдфискен» исключены из состава флота в 1932 году, «Вальроссен» дожил до Второй мировой войны и был затоплен 29.8.1943 во избежание захвата немцами.
Миноносцы типа «Тумлерен» — 3 ед.
«Тумлерен», «Виндхунден», «Спэкхуггерен».
249/271 т, 56,4x5,8x1,9 м. ПТ - 1, 2 ПК, 5000 л.с.=27,5 уз. Эк. 33 чел. 2-75 мм, 5 ТА 450 мм.
Построены в 1911 году: головной — в Германии («Шихау»), остальные — на госверфи в Копенгагене. Первые корабли датского флота с паровыми турбинами. Проект признан удачным — на его базе немцы в годы Первой мировой войны строили в массовом количестве миноносцы типа А. «Тумлерен», «Виндхунден» и «Спэкхуггерен» исключены из состава флота в 1935 году.
Миноносцы типа «Сёриддерен» — 3 ед.
«Сёриддерен», «Флювефискен», «Сёульвен».
240/295 т, 55,4x5,5x2 м. ПТ - 1, 2 ПК, 5000 л.с.=27,5 уз. Эк. 33 чел. 2 — 75 мм, 5 ТА 450 мм.
Заказаны по одному техническому заданию вместе с кораблями типа «Тумлерен». Построены в 1911 году: головной — в Англии («Ярроу»), остальные — на верфи «Бурмейстер ог Вайн» в Копенгагене. Проект также оказался удачным: по мореходности миноносцы-«англичане» даже превзошли «немцев». Однако от дальнейшего строительства подобных кораблей отказались по финансовым причинам. Миноносцы типа «Сёриддерен» исключены из списков флота в 1937 году.
Миноносец «Ормен» — 1 ед.
97/105 т, 38x4,3x2,6 м. ПМ - 1, 2 ПК, 2100 л.с.=26,2 уз. 11 т уг. Эк. 21 чел. 2 — 37 мм, 3 ТА 450 мм.
Построен в 1907 году на госверфи в Копенгагене по французскому проекту фирмы «Норман». Для своего времени уже выглядел устаревшим, однако из-за невысокой стоимости был выбран в качестве прототипа для строительства серии кораблей типа «Спрингерен». Списан в 1932 году.
Миноносцы типа «Хайен» — 3 ед.
«Хайен», «Хаворнен», «Сёбьёрнен».
142 т, 44,8x4,73x2,3 м. ПМ - 2, 2 ПК, 2200 л.с.=22,9 уз. 1 - 47 мм, 1 пул., 4 ТА 450 мм.
Построены на госверфи в Копенгагене в 1896 — 1898 годах, модернизированы и переоборудованы в 1902—1908 годах. Исключены из состава флота в 1928 году.
Старые миноносцы — 7 ед.
Все старые миноносцы 1-го класса в 1897 — 1905 годах прошли модернизацию и дожили до Первой мировой войны, причем неоднократно меняли названия и обозначения. «Макрелей» и «Нордкаперен» (1893 г., 128 т, 4 ТА) в 1918 году переименованы в Т-6 и Т-7. «Спрингерен» (1891 г., 89 т, 2 ТА), «Сторен», «Сёлёвен», «Хавхестен» и «Нарвален» (1887— 1888 гг., 115 т, 2 ТА) в 1916 году переименованы соответственно в Т-1 — Т-5. В 1919 — 1920 годах всех их сдали на слом, но Т-6 и Т-7 успели еще раз сменить свои обозначения на Р-2 и Р-3.
Миноноски и патрульные суда — 19 ед.
Устаревшие малые миноносцы к 1912 году лишились названий и вместо них получили номера. В 1916 году 15 из них переклассифицировали в патрульные суда и вновь переименовали — в Р-1 — Р-15. Все они имели водоизмещение от 17 до 48 т и развивали скорость 12— 17 узлов (исключение составляли лишь Р-2 и Р-3, бывшие «Вальроссен» и «Дельфи-нен», построенные в 1883— 1884 годах: их водоизмещение достигало 74 т). Маленькие 15-тонные миноноски № 6 — 9, переименованные в 1912 году в Р-2, Р-3, Р-14 и Р-15, с 1916-го стали соответственно PC, Pd, Pa и РЬ. Большинство этих суденышек сдано на слом сразу по окончании Первой мировой войны; только Р-4 — Р-9 служили до 1927 — 1930 годов.
Подводные лодки типа «Рота» — 3 ед.
«Рота», «Баллона», «Флора».
301/369 т, 47,5x4,4x2,7 м. Диз - 2, 2 ЭД, 900/640 л.с.=14,5/10,5 уз. Эк. 17 чел. 5 ТА 450 мм, 1 — 57 мм зен.
Построены на госверфи в Копенгагене в 1917— 1920 годах, вошли в строй уже после окончания Первой мировой войны. Отличались оригинальным расположением торпедных аппаратов: три находились в носу, один — впереди рубки на палубе и один — в корме, причем последний выпускал торпеду под углом вверх. Правда, плохо работавший палубный ТА с «Роты» сняли, а на двух других лодках и не устанавливали. Все три субмарины были затоплены 29.8.1943 во избежание их захвата немцами.
Подводные лодки типа «Эгир» — 5 ед.
«Эгир», «Ран», «Тритон», «Нептун», «Галатея».
185/235 т, 40,6x3,7x2,4 м. Диз - 1, 2 ЭД, 450/340 л.с.=13,5/9,8 уз. Эк. 11 чел. 3 ТА 450 мм.
Построены на госверфи в Копенгагене в 1914— 1916 годах. Проект разработан на базе ПЛ «Хавманден». Два ТА располагались в носу и один — в палубной надстройке позади рубки. В 1917 году на всех лодках установили по 57-мм зенитке. «Эгир» и «Нептун» списаны в 1933 году, остальные — в 1940-м.
Подводные лодки типа «Хавманден» — 6 ед.
«Хавманден», «Тритон», «Тетис», «Хавфруен», «Найяден», «Нимфеи».
164/204 т, 38,8x3,6x2,3 м. Диз - 1, 2ЭД, 450/275 л.с.=13/10 уз. Эк. 10 чел. 2 ТА 450 мм.
Проект разработан верфью Уайтхеда. Первые три лодки построены в 1911 — 1913 годах в Фиуме (Австро-Венгрия), остальные — в 1912 — 1914 годах по лицензии на госверфи в Копенгагене. Субмарины оказались удачными, и позже по их чертежам строились аналогичные суда для австро-венгерского флота. Дальность плавания в надводном положении равнялась 1400 милям (10 уз.), в подводном — 23 мили (8 уз.).
Накануне Первой мировой войны «Тритон» был переименован во «2 апреля» («Den Andra April») — в честь Копенгагенского сражения 1801 года. В 1917 году на всех субмаринах установили по зенитному пулемету. Все исключены из списков флота в 1928 - 1932 годах.
Подводная лодка «Дюккерен» — 1 ед.
105/132 т, 34,7x3.3x2,2 м. Бенз - 2, 2 ЭД, 500/210 л.с.=12/7,5 уз. Эк. 9 чел. 2 ТА 450 мм.
Построена по заказу Дании итальянской фирмой «Фиат-Сан-Джорджо» (Специя) в 1909 году. Первая субмарина датских ВМС; первые ее испытания оказались не слишком удачными и потребовали существенных переделок, выполненных позже на верфи в Копенгагене. Затонула 9.10.1916 в результате столкновения с норвежским пароходом «Весла». Поднята, но не восстанавливалась и была сдана на слом.
Минный заградитель «Лоссен» — 1 ед.
628т, 45,5x8,6x2,9 м. 900 л.с.=13уз. 20туг. Эк. 53 чел. 2-75 мм, 180 мин.
Построен на госверфи в Копенгагене в 1910— 1911 годах. Затоплен экипажем 29.8.1943, поднят немцами, вновь затоплен в Ростоке в 1945 году. Позже восстановлен и вошел в состав ВМС ГДР как буксир «Висмар». Списан в 1962 году.
Минные заградители типа «Квинтус» — 2 ед.
«Квинтус», «Сикстус».
186 т, 26,9x6,2x2 м. Диз - 2, 290 л.с.=9,5 уз. Эк. 53 чел. 2-37 мм, 50 мин.
Построены на госверфи в Копенгагене в 1917— 1919 годах. Затоплены экипажем 29.8.1943, подняты немцами, снова затоплены в 1945 году. Восстановлены и входили в состав ВМС ГДР как патрульные и учебные суда «Фюрстен-берг» и «Пренцлау». Позже «Фюрстенберг» был передан клубу юных моряков, где под именем «Фройндшафт» плавал до 1973 года.
Канонерская лодка «Фальстер» — 1 ед.
390 т, 34,3x8,84x2,64 м. ПМ - 2, 500 л.с.=9,8 уз. Эк. 50 чел. 1 — 57 мм, 2 — 37 мм.
Одна из канонерских лодок береговой обороны — единственная, дожившая до Первой мировой войны. Построена на госверфи в Копенгагене в 1873 году, реконструирована и перевооружена в 1903-м. Первоначально была вооружена одним 254-мм орудием. Списана в 1919 году.