Голландия

 

Королевство Нидерланды (Голландия) в начале XX века представляло собой достаточно развитое в экономическом отношении государство, располагавшее обширными колония­ми в Вест-Индии и Ост-Индии (Индонезии). Соответственно, перед голландскими ВМС ставились задачи по защите как мет­рополии, так и заморских владений. Это отразилось на их ко­рабельном составе: здесь имелись и явно выраженные суда береговой обороны, и мореходные корабли крейсерского на­значения.

Развернувшаяся накануне Первой мировой войны гонка морских вооружений не обошла стороной и Голландию, наме­ревавшуюся войти в число ведущих морских держав. Летом 1913 года в парламенте всерьез обсуждалась программа строи­тельства 9 дредноутов (по 20 700 т каждый), 14 эсминцев (6 по 1200 т и 8 по 500 т), 8 миноносцев, 8 больших ПЛ и 2 минных заградителей. Предусматривалось, что 5 линкоров постоянно будут находиться в Ост-Индии, а остальные 4 — в европейских водах, в резерве или на модернизации. К проек­тированию дредноутов привлекались германские и англий­ские фирмы, но все варианты так и остались на бумаге: расхо­ды на выполнение программы оказались непосильными.

Начало Первой мировой войны окончательно перечеркнуло первоначальные планы. В результате в 1915— 1918 годах на голландских верфях были заложены лишь 3 легких крейсера типа «Ява» и 8 больших подводных лодок серии К. Но все эти корабли (за исключением крейсера «Целебес», строительство которого прекратили вскоре после закладки) вошли в строй только в 1920-е годы.

Во время Первой мировой войны Голландия соблюдала ней­тралитет, хотя продолжала активно торговать с Германией. Ее торговый флот страдал от боевых действий с обеих воюющих сторон и понес солидные потери — около 230 тыс. брт тоннажа.

 

Броненосец береговой обороны «Де Зевен Провинсиен» — 1 ед.

52.jpg

 

«Де Зевен Провинсиен» (DeZevenProvincienAMC 7.2.1908/15.3.1909/6.10.1910-погиб 2.3.1942

6530 т, 103,5x17,1x6,2 м. ПМ - 2, 8 ПК, 8000 л.с.=16 уз. 700 т уг. Броня: пояс 150— 100 мм, башни 248 мм, палуба 50 мм, рубка 200 мм. Эк. 452 чел. 2 — 283 мм/42,5, 4—150 мм/40, 10 — 75 мм, 4 — 37 мм, 2 пул.

Последний и самый мощный из голландских броненосцев. В 1921 году переведен в Ост-Индию. В феврале 1933 года на его борту произошел мятеж (из-за чего «Зевен Провинси­ен» одно время называли индонезийским «Потемкиным»). Позже переоборудован в учебный корабль и переимено­ван в «Сурабайю». Затоплен после повреждений, нане­сенных японской авиацией в период захвата Индонезии.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Тромп» — 2 ед.

53.jpg

 

«Мартен Харпертзон Тромп» (Marten Harpertzoon Tromp)   Амс 15.6.1904— искл. 1927

«Якоб ван Хеемскерк» (Jacob van Heemskerck)                      Амс 22.9.1906 — искл. 1948

5210 г, 100,78x15,19x5,69 м. ПМ - 2, 6 ПК, 6400 л.с. = 16,5 уз. 700 т уг. Броня: пояс 150— 100 мм, барбеты и башни 200 — 125мм. Эк. 340 чел. 2 - 240 мм/40, 4-150 мм/40, 8-75 мм, 4-37 мм, 3 ТА 450 мм.

Почти однотипны с броненосцем «Конингин Регентес», но 150-мм пушки установлены в одноорудийных башнях. «Якоб ван Хеемскерк» отличался от головного корабля чуть меньшими размерами (водоизмещение 4920 т) и наличием двух дополни­тельных 150-мм орудий, установленных на палубе в средней части корабля. В 1939 году он был переименован в «Иймуй-ден», затем его захватили немцы и переоборудовали в зенит­ную плавбатарею «Ундине». В 1948 году его превратили в блок­шив. Корпус броненосца сохранился до наших дней.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Конингин Регентес» — 3 ед.

54.jpg

 

«Конингин Регентес» (Koningin Regentes)      Амс 24.4.1900 —искл. 1920

«Де Рюйтер» (De Ruyter)                                  Фиен 20.2.1901 — искл. 1923

«ГертогХеидрик» (Hertog Hendrik)                  Амс 7.6.1902 - искл. 1945

5002 т, 96,62x15,19x5,82 м. ПМ - 2, 6 ПК, 6500 л.с.=16,5 уз. 700 т уг. Броня: пояс 150— 100 мм, барбеты и башни 250 — 125 мм, палуба 50 мм, рубка 250 мм. Эк. 340 чел. 2 — 240 мм/ 40, 4-150 мм/40, 8-75 мм, 4—37 мм, ЭТА 450 мм.

Удачные компактные броненосцы с полным броневым поя­сом по ВЛ. В отличие от аналогичных кораблей Скандинав­ских стран имели большие размерения, что позволило обес­печить лучшую мореходность и дальность плавания — до 3000 миль 10-узловым ходом. «Г.Хендрик» в 1939 году переименован в «Флеереде», затем захвачен немцами и переоборудован в зе­нитную плавбатарею «Ариадне». В 1945-м превращен в блокшив и сдан на слом только в 1972 году.

 

Броненосец береговой обороны «Кортенаер» — 1 ед.

55.jpg

 

«Кортенаер» (Kortenaer)            Схл      27.10.1894—искл. 1920

3464 т, 86,2x14,33x5,23 м. ПМ - 2, 6 ПК, 4700 л.С. = 16 уз. 289 т уг. Броня: пояс 150— 100 мм, барбет 240 мм, палуба 55 мм, рубка 240 мм. Эк. 263 чел. 3-210 мм/35, 2-150 мм/35, 6 -75 мм, 8-37 мм, 3 ТА 450 мм.

Принадлежал к серии первых полноценных броненосцев голландского флота. Однотипные «Эвертсен» и «Пит Хейн» исключены из списков флота в 1913— 1914 годах. Два 210-мм орудия размещались в носовом барбете и одно — в кормовой палубной установке. К началу Первой мировой войны не перевооружался и считался устаревшим.

 

Бронепалубные крейсера типа «Холланд» — 4 ед.

56.jpg

 

«Холланд» (Holland)                               Амс 1895/4.10.1896/1898 - искл. 1920

«Зееланд» (Zeeland)                                Схл 1895/1897/1898 — искл. 1924

«Гельдерланд» (Gelderland)                   Фиен 2.1897/28.9.1898/1900- погиб 16.7.1944

«Ноорд Брабант» (Noord Brabant)        Схл 3.1897/17.1.1899/1899- погиб 17.5.1940

3840 - 3970 т, 93,3 -94,7x14,8x5,41 м. ПМ-2, 10- 12ПК, 10000л.с.=19,5-20 уз. 814 — 875 т уг. Броня: палуба 50 мм. Эк. 324 - 371 чел. 2—150 мм/ 40, 6-120 мм/40, 4-75 мм, 4-37 мм, 2 ТА 450 мм.

Устаревшие крейсера; всего построено 6 единиц, но «Фрисланд» и «Утрехт» списаны в 1913 году. Несколько отличались друг от друга — в частности, числом и типом паровых котлов. В 1914 — 1915 годах перевооружены: вместо старой артиллерии на «Холланде» и «Ноорд Брабанте» установили по 10 120-мм орудий, на «Зееланде» — 2 150-мм и 8 120-мм, на «Гельдер-ланде» — 4 150-мм. Из торпедного вооружения по одному ТА осталось только на «Гельдерланде» и «Ноорд Брабанте». Все крейсера с 1918 года служили в качестве учебных и вспомога­тельных судов. Два дожили до Второй мировой войны: «Ноорд Брабант» затоплен во время германского вторжения в Голлан­дию; «Гельдерланд» захвачен немцами и переоборудован в зенитную плавбатарею «Ниобе». Потоплен советской авиацией в Котке (Финляндия).

 

Эсминцы типа «Фрет» — 8 ед.

57.jpg

 

«Фрет», «Вольф», «Булхаунд», «Якалс», «Хермелин», «Линкс», «Пантер», «Вое».

510т, 70,4x6,6x2,8м. ПТ - 2, 4 ПК, 8500 л.с.=30 уз. 120 туг. + 12,5 т нефти. Эк. 83 чел. 4 — 75 мм, 4 пул., 2 ТА 450 мм.

Построены на верфях «Схелде» и «Фиенорд» в 1909 — 1914 годах. Первые серийные голландские корабли с паровыми тур­бинами. Имели дальность плавания около 2500 миль 10-узло-вым ходом. В годы Первой мировой войны находились в Ин­донезии. Все исключены из боевого состава флота в 1922 — 1928 годах, но «Пантер» служил в качестве посыльного судна до 1934 года. Сданы на слом в Сурабайе в конце 20-х — сере­дине 30-х годов.

 

Миноносцы типа Z-5 — 4 ед.

58.jpg

 

Z-5 —Z-8.

263 т, 58,5x6x1,7 м. ПМ - 2, 3 ПК, 5500 л.с.=27 уз. 80 т уг. + 7 т нефти. Эк. 46 чел. 2-75 мм, 2 пул., 4 ТА 450 мм.

Построены на верфях «Схелде» и «Фиенорд» в 1914 — 1917 годах. Проект разработан на основе миноносцев Z-1 — Z-4, строившихся в Германии и реквизированных в 1914 году для кайзеровского флота (вошли в строй как V-105 — V-108), но с заменой немецких турбин на паровые машины отечественного производства. Все дожили до Второй мировой войны и были исключены из боевого состава флота в 1944 — 1945 годах.

 

Миноносцы типа G-13 — 4 ед.

59.jpg

 

G-13 — G-16.

180 т, 49,5x5,2x2,9 м. ПМ - 2, 2 ПК, 2600 л.с.=25 уз. 44 т уг. Эк. 27 чел. 2 — 75 мм, 3 ТА 450 мм.

Построены на верфях «Схелде» и «Фиенорд» в 1913 — 1914 годах. Обладали неплохой мореходностью, что достигалось за счет увеличенных размерений и наличия полубака. G-14 тяже­ло поврежден от взрыва котла 11.1.1919, после чего не вос­станавливался и был сдан на слом. Остальные служили до 1943- 1945 годов.

 

Миноносцы типа G-1 — 12 ед.

60.jpg

 

G-1 —G-12.

140 т, 46,5x4,7x2,3 м. ПМ - 1, 2 ПК, 2000 л.с.=25 уз. 40 т уг. Эк. 25 чел. 2-50 мм, 3 ТА 450 мм.

Построены на верфях «Схелде» и «Фиенорд» в 1904— 1908 годах. Проект разработан на базе миноносца «Гидра», но уве­личенное водоизмещение позволило обеспечить большую дальность плавания (1230 миль 8-узловым ходом). G-11 30.3.1918 подорвался на мине, получил тяжелые повреждения и был сдан на слом. Остальные исключены из боевого состава флота в 1919 году.

 

Миноносцы типа «Офир» — 6 ед.

61.jpg

 

«Офир», «Пангранго», «Ринджани», «Смеру», «Тангка», «Ваджанг».

105/140 т, 47x4,7x2,4м. ПМ - 1, 2 ПК, 2000 л.с.=25 уз. 40 т уг. Эк. 25 чел. 2-50 мм, 3 ТА 450 мм.

Первые три построены в Англии фирмой «Ярроу» в 1899 — 1901 годах, остальные — на верфи «Схелде» в 1901 — 1903 го­дах. Увеличенный вариант миноносца «Гидра». Все списаны в 1919 году.

 

Миноносцы типа «Гидра» — 8 ед.

62.jpg

 

«Гидра», «Сцилла», «Минотаурус», «Питон», «Сфинкс», «Драак», «Крокодил», «Зеесланг».

90/103 т, 40x4,11x2,1 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1500 л.с.=24 уз. 21 туг. Эк. 21 чел. 2-37 мм, 3 ТА 450 мм.

Первые два построены в Англии фирмой «Ярроу» в 1899 — 1900 годах, остальные — фирмой «Схелде» в 1902— 1907 го­дах. Последние три миноносца несли по два ТА вместо трех. Все выведены из боевого состава флота в 1920 — 1921 годах, но многие служили в качестве вспомогательных судов до 1931 — 1933 годов.

 

Миноносцы типа К-1 — 3 ед.

 

К-1 —К-3.

47т, 30x3,6x1,7м. ПМ- 1, 1 ПК, 590 л.с.=18,5 уз. Эк. 12 чел. 1 — 37 мм, 2 ТА 356 мм.

Малые миноносцы 2-го класса. Построены верфью «Фие-норд» в 1904 — 1906 годах. В годы Первой мировой войны ис­пользовались как патрульные суда; ТА демонтированы. Исклю­чены из боевого состава флота в 1921 году, но продолжали использоваться в качестве вспомогательных судов. К-2 дожил до Второй мировой войны и погиб 13.5.1940.

 

Старые миноносцы — 5 ед.

 

Большинство устаревших голландских миноносцев 1-го и 2-го класса было списано в 1911 — 1913 годах. До Первой ми­ровой войны дожили «Макжан» (1890 г., 59 т), «Циклоп», «Эм-понг», «Индьен» и «Церберус» (1887- 1889гг., 82 —90т). Все они были вооружены двумя ТА и одной 37-мм пушкой; ско­рость их не превышала 18 уз. Боевой ценности не представля­ли и списаны в 1918 — 1920 годах.

 

Подводные лодки типа О-6 — 2 ед.

63.jpg

 

0-6, 0-7.

189/229 т (О-6), 176/206 т (О-7), 34,2-35,7x3,7-3,8x3 м. Диз- 1, 1 ЭД, 350/185 л.с. = 12/8,5 уз. Эк. 15 чел. 3 ТА 450 мм, 1 пул.

Близкие по типу ПЛ, построены в 1914— 1916 годах: О-6— фирмой «Схелде» по чертежам Холланда и О-7 — фирмой «Фи-енорд» по чертежам Хэя-Денни. Имели дальность плавания в надводном положении 750 миль (10 уз.), в подводном — 25,5 мили (8,5 уз.). Буква «О» в обозначении происходит от «onder-zeeboot» — «подводная лодка». Обе субмарины исключены из списков флота в 1936 — 1939 годах.

 

Подводная лодка К-1 — 1 ед.

64.jpg

 

330/386 т, 48,6x4,7x3,1 м. Диз - 2, 1 ЭД, 1800/500 л.с.=16/8,5 уз. Эк. 17 чел. 3 ТА 450 мм.

Построена верфью «Схелде» в 1911 — 1914 годах по черте­жам Хэя-Уайтхеда. Предназначалась для службы в Ост-Индии (буква «К» в обозначении происходит от «Koloniaal» — «коло­ниальная»). Имела значительную дальность плавания в над­водном положении — 1500 миль (10 уз.); в подводном — 30 миль (8,5 уз.). Списана в 1928 году.

В 1915— 1918 годах голландцы заложили еще более круп­ные «колониальные» ПЛ K-II (569/649 т), K-lll, K-IV (574/710 т), K-V, K-VI, K-VII (560/640 т), K-VIII и K-IX (573/712 т), в основном по проектам Холланда и Хэя-Денни. Но все они вступили в строй только в 1920 - 1923 годах.

 

Подводные лодки типа О-2 — 4 ед.

65.jpg

 

О-2 —О-5.

130/150 т, 31,1x3,1x2,9м. Диз - 1, 1 ЭД, 350/200 л.с.=11/8,6 уз. Эк. 10 чел. 2 ТА 450 мм.

Построены на верфи «Схелде» в 1909 — 1914 годах по чер­тежам Хэя-Уайтхеда. Имели дальность плавания в надводном положении 500 миль (10 уз.), в подводном — 26 миль (8,6 уз.). Исключены из списков флота в 1931 — 1935 годах.

 

Подводная лодка О-1 — 1 ед.

66.jpg

 

105/124 т, 20,4x4,9x2,8 м. Бенз - 1, 1 ЭД, 160/80 л.с.=9/6 уз. Эк. 10 чел. 1 ТА 250 мм.

Построена в инициативном порядке фирмой «Схелде» в 1904— 1906 годах по чертежам американского конструктора Дж.Холланда. Первоначально называлась «Луктор эт Энерго», 20.12.1906 приобретена голландскими ВМС и переименована в О-1. В 1914 году бензиновый двигатель заменен дизелем МАИ мощностью 200 л.с. Списана в 1920 году.

 

Трофейные подводные лодки — 2 ед.

 

Во время Первой мировой войны в голландских территори­альных водах сели на мель две субмарины воюющих держав; 6.11.1915 — немецкая UC-8 и 18.1.1916 - английская Н-6. Обе были интернированы и позже вошли в состав ВМС Нидерлан-

дов под обозначениями М-1 и О-8 соответственно. Первую списали в 1932 году, зато «англичанка» дожила до Второй ми­ровой войны, в 1940-м попала в руки немцев и была затоплена ими 3.5.1945 в Киле.

 

Броненосные канонерские лодки типа «Бринио» — 3 ед.

67.jpg

 

«Бринио», «Фризо», «Груно».

540 т, 52,8x8,5x2,8 м. Диз — 2, 1200 л.с.=14 уз. 34 т нефти. Броня: пояс 55 мм, палуба 17 мм, рубка 50 мм. Эк. 63 чел. 4 — 105 мм/50, 2 пул.

Оригинальные корабли, построенные на госверфи в Амстер­даме в 1911 — 1915 годах. Предназначались для действий в прибрежных водах — в частности, для поддержки атак мино­носцев. Дизельные двигатели позволили создать компактный корабль, однако оказались ненадежными, и в дальнейшем их заменили на новые, более мощные. Все канонерки дожили до Второй мировой войны; «Бринио» и «Фризо» погибли в мае 1940 года, «Груно» служил до 1950 года.

 

Канонерские лодки типа «Матарам» — 5 ед.

 

«Матарам», «Серданг», «Кутей», «Сибога», «Ассахан».         [

810 т, 1350 - 1400 л.с.=13 уз. Эк. 55 чел. 1 — 105 мм (на «Ма­тарам» и «Кутей» 2 — 105 мм), 1 — 37 мм.

Колониальные канонерские лодки, построены в 1896 — 1900 годах. Однотипные «Ниас» и «Эди» исключены из боевого сос­тава флота в 1907 и 1910 годах. В годы Первой мировой войны находились в Ост-Индии, «Сибога», «Ассахан» и «Серданг» переоборудованы в минные заградители. Списаны в 1921 — 1933 годах, но в качестве вспомогательных судов некоторые дожили до Второй мировой войны.

 

Минные заградители типа «Гидра» — 2 ед.

 

«Гидра», «Медуза».

593 т, 49,7x9x2,75 м. ПМ - 2, 2 ПК, 900 л.с. = 11 уз. 72 т уг. Эк. 59 чел. 3 — 75 мм, 2 пул., 70 мин.

Построены на госверфи в Амстердаме в 1910 — 1911 годах. Предназначались для действий в прибрежных водах. «Гидра» погибла 15.5.1940, «Медуза» в качестве вспомогательного суд­на служила до 1950-х годов.

 

Вспомогательные минные заградители — 3 ед.

 

«Тритон» (1906 г., 477 т), «Вулканус» (1902 г., 410 т), «Герку­лес» (191 г., 234 т). ПМ- 1, 400 л.с.= 10 уз., 1 - 2 - 37 мм, 20 — 30 мин.

Переоборудованы из рыболовных траулеров в 1914— 1917 годах. «Геркулес» строился в Сурабайе и официально вошел в состав ВМС только в 1919 году. Первые два демобилизованы в 1920 - 1921 годах, «Геркулес» — в 1932-м.

 

Вспомогательные тральщики — 4 ед.

 

IIV.

205-238 т, ПМ — 1, 1 ПК, 500л.с.=10уз. Эк. 16 чел. 1 пул., тралы.

Заложены как буксиры, но уже на стапелях переоборудова­ны в тральщики. Вступили в строй в 1917— 1918 годах. Слу­жили до 1940-х, после чего вновь превращены в буксиры и проданы гражданским компаниям.