Испания

 

Поражение в войне с США в 1898 году окончательно вычерк­нуло Испанию из числа морских держав, и в течение следующе­го десятилетия Армада Эспаньола пребывала в состоянии пол­ного запустения. Попытка возродить флот была предпринята в 1908 году. Согласно утвержденному тогда Морскому закону, пла­нировалось построить 3 линкора, 3 эсминца, 24 миноносца и 4 канонерские лодки. Одновременно с участием английского ка­питала был создан мощный судостроительный консорциум SECN (Sociedad Espaftola de Construccion Naval), объединивший не толь­ко большинство испанских верфей, но и заводы по производству артиллерийских орудий, снарядов и брони. В 1913 году прави­тельство утвердило новую кораблестроительную программу, предусматривавшую строительство трех новых дредноутов (по 21 000 т, 21 уз., 8 - 343 мм и 20 -152 мм), двух турбинных лег­ких крейсеров, девяти эсминцев и трех подводных лодок. Одна­ко начало Первой мировой войны нарушило эти планы: Англия, являвшаяся монополистом в поставках механизмов и различно­го оборудования для испанских верфей, почти полностью пре­кратила поставки. В результате новые линкоры так и не были заложены, а постройка других кораблей резко замедлилась.

В ходе войны 1914— 1918 годов Испания сохраняла ней­тралитет. Поначалу ее правительство было настроено про­германски и смотрело сквозь пальцы на то, что немецкие рей­деры неоднократно заходили в испанские воды у берегов Ма­рокко и на Канарских островах для погрузки угля с транспор­тов. Однако после объявления Германией «неограниченной подводной войны» испанский торговый флот начал нести боль­шие потери — жертвами кайзеровских субмарин стали суда общим тоннажем 260 тыс. брт. Хотя германские власти при­носили извинения за «ошибки» подводников и предложили передать Испании находившиеся в ее портах немецкие паро­ходы (а таких было всего 7 единиц), подобную компенсацию вряд ли можно назвать приемлемой. Поэтому в конце 1916 года испанцы запретили немецким лодкам даже кратковре­менные заходы в свои территориальные воды, и тем более в порты. Нарушившие запрет субмарины U-39, UB-23, UC-48, UC-52 и UC-56 в 1917— 1918 годах были интернированы и после окончания войны переданы англичанам (кроме затоп­ленной экипажем UC-48).

 

Линкоры типа «Эспанья» — 3 ед.

68.jpg

 

«Эспанья» (Espana)                                         Фер      6.12.1909/5.2.1912/23.10.1913 - погиб 26.8.1923

«Альфонсо XIII» (Alfonso XIII)                       Фер      23.2.1910/7.5.1913/16.8.1915 - погиб 30.4.1937

«Хайме I» (Jaime I)                                          Фер      5.2.19Т2/21.9.1914/20.12.1921 - погиб 17.6.1937

15 452/15 700 т, 140x24x7,8 м. ПТ - 4, 12 ПК, 15 500 л.с.=19,5 уз. 900/1900 туг. + 20т нефти. Броня: пояс 203 — 102 мм, башни до 203 мм, барбеты до 254 мм, палуба 38 мм, рубка 254 мм. Эк. 854 чел. 8 — 305 мм/50, 20—102 мм/50, 4 — 47 мм, 2 пул.

Самые компактные в мире дредноуты; их размерения определялись размерами существовавших сухих доков. Хотя боевые характеристики этих кораблей были гораздо ниже, чем у линкоров других стран, в целом проект оказался неплохим, особенно по критерию «стоимость — эффективность».

«Хайме I» прошел ходовые испы­тания в 1917 году, но вооружение и часть оборудования для него были по­лучены из Англии только после окон­чания Первой мировой войны, что за­держало его вступление в строй до конца 1921 года. «Эспанья» погибла у берегов Марокко, сев на камни во время шторма. «АльфонсоХШ», пере­именованный в 1931  году в «Эс-панью», в годы гражданской войны на­ходился в составе флота франкистов и погиб на мине. «Хайме I» служил под фла­гом республиканцев и погиб в результа­те пожара и взрыва погребов боезапаса.

 

Линкор «Пелайо» — 1 ед.

69.jpg

 

«Пелайо» (Pelayo)            ЛСен 4.1885/5.2.1887/7.1888 —слом. 1925

9745 т, 102,04(вл)х20,2х7,58 м. ПМ - 2, 16 ПК, 9600 л.с.=16 уз. 800 т уг. Броня: пояс 450 — 300 мм, барбеты 400 — 300 мм, палуба 70 — 50 мм, рубка 155 мм. Эк. 520 чел. 2 — 320 мм/35, 2 — 280 мм/35, 9-140 мм/35, 12 — 57 мм, 5 — 37 мм.

Построен по заказу Испании во Фран­ции, дважды (в 1897 и 1910 годах) капи­тально модернизировался и перевоору­жался. К началу Первой мировой войны устарел, с 1920 года служил учебным судном.

 

Броненосный крейсер «Карлос V» — 1 ед.

70.jpg

 

«Эмперадор Карлос V» (Emperador Carlos V)             Кдс      «/13.3.1895/1896 — слом. 1933

9090 т, 115,8x20,4x7,6 м. ПМ - 2, 12 ПК, 15000 л.с.=19уз. 1200/1800туг. Броня: батарея 51 мм, палуба 165 — 51 мм, бар­беты до 250 мм, рубка 305 мм. Эк. 600 чел. 2 — 280 мм/35, 8—140 мм/35, 4 — 100 мм/35, 10-57 мм, 8-37 мм, 2 пул., 2 ТА.

Необычный крейсер с крупнокалибер­ной артиллерией и очень толстой бро­ней на скосах палубы; иногда его клас­сифицируют как бронепалубный крейсер. К началу Первой мировой войны считал­ся устаревшим.

 

Броненосные крейсера типа «Принчеса де Астуриас» — 2 ед.

71.jpg

 

«Принчеса де Астуриас» (Princesade Asturias)                Крк 1890/17.10.1896/1902 - искл. 1929

«Каталунья» (Catalufta)                                                     Ктх 1890/24.9.1900/1903-искл. 1929

6880/7400 т, 110,97x18,59x6,6 м. ПМ -2, 6 ПК, 10 500 л.с.= 18 уз. 935/1180 т уг. Броня: пояс до 300 мм, барбеты 200 мм, башни 100 мм, палуба 57 мм, рубка 200 мм. Эк. 542 чел. 2 - 240 мм/40, 8 - 140 мм/35, 8 — 57 мм, 10 — 37 мм.

Последние из шести броненосных крейсеров типа «Инфанта Мария Тере­за», заказанных в 1889 году. Первые три погибли в бою у Сантьяго 3.7.1898. Строительство остальных затянулось; они вошли в строй только в 1902 — 1904 годах и сильно отличались от крейсеров первой серии составом вооружения. «Кардинал Чиснерос» погиб в 1905 году в результате навигационной аварии. Крейсера считались устаревшими уже к моменту завершения постройки и к на­чалу Первой мировой войны утратили всякое боевое значение.

 

Легкие крейсера

 

В 1915— 1917 годах на верфи в Ферроле были заложены три легких крейсера — «Рейна Виктория Еугения» (5500 т, 25,5 уз., 9 — 152 мм, 4 ТА), созданная на базе английского крейсера «Бирмингем», а также «Мендес Нуньес» и «Блас де Лезо» (4650 т, 29 уз., 6 — 152 мм, 12 ТА), близкие по типу к английским же кораблям типа «Кэролайн». Однако они вошли в строй только в 1923— 1925 годах.

 

Бронепалубный крейсер «Рейна Регенте» — 1 ед.

72.jpg

 

«Рейна Регенте»

(Reina Regente)   Фер 1899/20.9.1906/1908 - искл. 1926

5287/5778 т, 102,71x16,12x6 м. ПМ - 2, 11 000 л.с.=19,5 уз. 1178 т уг. Броня: палуба 90 — 65 мм, щиты 75 мм, рубка 90 мм. Эк. 497 чел. 10-150 мм/45, 12 -57 мм, 8 — 37 мм.

К моменту ввода в строй уже считал­ся устаревшим. В годы Первой мировой войны служил учебным кораблем.

 

Бронепалубный крейсер «Рио де Ла-Плата» — 1 ед.

73.jpg

 

«Рио де Ла-Плата»

(Rio de La Plata)                Гавр 17.9.1898 — искл. 1929

1950 т, 74,98x10,82x4,35 м. ПМ - 2, 7000 л.с.=19 уз. 270 туг. Броня: палуба до 20 мм. Эк. 210 чел. 2 - 140 мм/35, 4 - 105 мм, 6 — 57 мм, 4 — 37 мм.

Построен во Франции на средства, собранные выходцами из Испании, проживавшими в Аргентине и Уругвае. К началу Первой мировой войны уста­рел и переоборудован в минный загра­дитель. В 1920-е годы служил в качес­тве плавбазы для гидросамолетов в Барселоне.

 

Бронепалубный крейсер «Эстремадура» — 1 ед.

74.jpg

 

«Эстремадура»

(Estremadura)    Кдс 4.1899/30.4.1900/5.1902 - искл. 1930

2134 т, 88,4x10,97x4,26 м. ПМ - 2, 7000 л.с.=19 уз. 430 т уг. Броня: палуба 50 мм. Эк. 246 чел. 8—102 мм/50, 4 — 57 мм, 4 — 37 мм.

Малый крейсер, специально построенный для колониаль­ной службы. Во время Первой мировой войны находился в ка­честве стационера в Мексике.

 

Эсминцы типа «Бустаманте» — 3 ед.

75.jpg

 

«Бустаманте», «Кардарсо», «Вилльямил»

360/530 т, 67,4x6,7x1,7 м. ПТ - 3, 2 ПК, 6250 л.с.=28 уз. 80 т уг. Эк. 70 чел. 5 - 57 мм, 4 ТА 450 мм.

Построены в 1912— 1914 годах на верфи в Картахене по английскому проекту (фирмы «Виккерс»). Имели трехвальную паротурбинную установку, дальность плавания 15-узловым хо­дом составляла 900 миль. «Кардарсо» отличался меньшим ка­либром ТА (380 мм). Все сданы на слом в 1930 — 1932 годах.

 

Эсминцы типа «Фурор» — 4 ед.

76.jpg

 

«Террор», «Аудас», «Осадо», «Прозерпина».

400/450 т, 67x6,8x1,7 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 - 7500 л.с.=28 -30 уз. 90 - 100 т уг. Эк. 67 чел. 2 — 76 мм, 2 — 57 мм, 2 пул., 2 ТА 356 мм.

Построены в Англии фирмой «Томсон» в 1896 — 1897 годах. Всего в серии было 6 единиц, но «фурор» и «Плутон» погибли 3.7.1898 в бою у Сантьяго. «Прозерпина» отличалась силуэ­том—была двухтрубной. Она прошла модернизацию в 1916 году и служила до 1931 года. Остальные сданы на слом в 1924 — 1925 годах.

 

Миноносцы типа «Виккерс-Норман» — 22 ед.

77.jpg

 

N° 1—22.

177 т, 50x5x1,9 м. ПТ - 3, 2 ПК, 3750 л.с.=26 уз. 33 т уг. Эк. 31 чел. 3-47 мм, 3 ТА 450 мм.

Построены на верфи в Картахене в 1911 — 1919 годах. Про­ект разработан на базе французского миноносца «Циклон», но в качестве двигателей была применена трехвальная (№1 — 7) или двухвальная (№8 — 22) паротурбинная установка Парсон-са. Находились в строю до 1931 — 1952 годов.

 

Миноносцы типа «Алькон» — 2 ед.

78.jpg

 

«Алькон», «Азор».

108 т, 41,5x4,25x2,13 м. ПМ- 1, 1 ПК, 1300 л.с.=14 уз. 2-37 мм, 2 ТА.

Построены в Англии фирмой «Ярроу» в 1886— 1887 годах. Модернизированы в 1907 году (заменены котлы) и списаны в 1925-м.

 

Подводные лодки типа А — 3 ед.

79.jpg

 

А-1 («Нарчисо Монтуриоль»), А-2 («Косме Гарсия»), А-3.

260/382 т, 45,6x4,2x3,1 м. Диз - 2, 2 ЭД, 600/450 л.с.=13/8,5 уз. Эк. 18 чел. 2 ТА 450 мм.

Построены итальянской фирмой «Фиат-Сан-Джордже» в Специи в 1915— 1917 годах. Корпус был разделен на 8 водо­непроницаемых отсеков. Максимальная глубина погружения — 40 м, дальность плавания надводным 8,5-узловым ходом — 1600 миль, подводным 4-узловым — 85 миль и 8-узловым — 18 миль. Все сданы на слом в 1930-х годах.

 

Подводная лодка «Исаак Пераль» — 1 ед.

80.jpg

 

488/750 т, 60x5,8x3,4 м. Диз - 2, 2 ЭД, 1000/480 л.с.=15/10 уз. Эк. 24 чел. 1 — 76 мм зен., 4 ТА 450 мм.

Проект Дж. Холланда. Построена по заказу Испании в США в 1916 году, очень похожа на американскую ПЛ М-1. Имела дальность плавания подводным 4,5-узловым ходом 70 миль. Списана в 1930 году.

В 1916 году на верфи в Картахене началось строительство шести улучшенных лодок типа «Исаак Пераль», получивших сначала обозначения А-4 — А-9, затем — В-1 — В-6. Но все они вошли в строй только в 1922 — 1924 годах.

 

Канонерские лодки типа «Рекальде» — 4 ед.

81.jpg

 

«Рекальде», «Лайя», «Бонифас», «Лаурия»

780/811 т, 65,2x9,1x2,9 м. ПМ - 2, 1100 л.с.=14 уз. 148 т уг. Эк. 125 чел. 4 — 76 мм, 2 пул.

Построены на верфи в Картахене в 1909 — 1912 годах. Пред­назначались для колониальной службы. Списаны в 1930-х го­дах, «Лайя» потоплена авиацией 15.6.1938 в ходе граждан­ской войны.

 

Торпедные канонерские лодки типа «Донья Мария де Молина» — 3 ед.

82.jpg

 

«Донья Мария де Молина», «Маркес де ла Витория», «Дон Альваро де Басан».

830 т, 71,62x7,98x3 м. ПМ - 2, 3500 л.с.=19,5 уз. 120 т уг. Бро­ня: рубка 152 мм. Эк. 89 чел. 2—120 мм, 4 — 47 мм, 2 пул., 3 ТА.

Быстроходные торпедные канонерские лодки (минные крей­сера). Построены на верфи в Ферроле в 1894— 1898 годах. К началу Первой мировой войны устарели. Построены в 1916 — 1918 годах: заменены котлы, сняты ТА, из артиллерии сохра­нилось лишь 6 — 8 57-мм пушек. «Маркес де ла Витория» стал однотрубным, «Мария де Молина» получила две близко рас­положенных трубы и лишь «Альваро де Басан» сохранил пер­воначальный двухтрубный силуэт. Все списаны в 1926 году.

 

Торпедные канонерские лодки типа «Темерарио» — 5 ед.

83.jpg

 

«Темерарио», «Нуэва Эспанья», «Маркес де Молинс», «Мартин Алонсо Пинсон», «Винсенте Янес Пинсон».

562 т, 58x6,73x3,15 м. ПМ - 2, 4 ПК, 2600 л.с.=19 уз. 106/130 т уг. Эк. 91 чел. 2—120 мм, 4—57 мм, 1 — 25 мм, 2 ТА.

Старые канонерки (1889 — 1891 гг.), в начале Первой миро­вой войны перевооружены на 4 — 57 мм, ТА сняты. Скорость к тому времени не превышала 13 уз. «М.А. Пинсон» и «В.Я. Пин-сон» списаны в 1914 году, «Нуэва Эспанья» — в 1916-м. «Те-мерарио» и «Маркес де Молинс» служили соответственно до 1920 и 1922 годов.

 

Канонерская лодка «Картахена» — 1 ед.

84.jpg

 

27т, 16,3x3,6x1,2м. ПМ- 1, 1 ПК, 120 л.с.=12 уз. 1 -40 мм авт.

Речная канонерка, построена в 1908 году и списана в 1925-м.

 

Старые канонерские лодки — 5 ед.

 

Из старых канонерских лодок до Первой мировой войны дожили «Инфанта Изабель» (1885 г., перестроена в 1911 г., 1136 т, 1500 л.с. = 12 уз., 1 — 65 мм, 10 — 57 мм), «Эрнан Кортес» и «Васко Нуньес де Бальбоа» (1895 г., 295 т, 500 л.с.=10 уз., 2 — 47 мм, 2 пул.), «Макмахон» (1887 г., 114 т, 150 л.с.=7 уз., 2 — 47 мм, 1—37 мм) и речная канонерка «Перла» (1887 г., 42 т, 7 уз., 1 пул.). Все они не имели боевого значения и были списаны в 1920-е годы (только «Макмахон» — в 1932-м).

85.jpg

 

Вспомогательные суда

В 1915 году на верфи «Конрад де Хаарлем» в Голландии по заказу Испании было заложено двухкорпусное судно-спаса­тель подводных лодок «Кангуро» (2750 т, 92,6x20x6 м, 1260 л.с.=9 уз.). Этот катамаран являлся родственником русского «Волхова», имел грузоподъемность главных талей 650 т, но вошел в строй лишь в 1920 году.

Кроме того, в составе испанского флота числились буксир «Антео» (1903 г., 342 т, 650 л.с.=11 уз.), использовавшийся как минный заградитель (40 мин), и тральщик, а также пат­рульные суда «Дельфин», «Дорадо» и «Гавиота» (1910 — 1911 гг., 158 т, 11 уз., 1 — 57 мм), переоборудованные из рыбо­ловных траулеров. В качестве посыльного судна могла слу­жить и королевская яхта «Жиральда» (1894 г., 2450 т, 20 уз., 2 — 57 мм).