Португалия
В начале XX века Португалия являлась отсталой сельскохозяйственной страной, хотя и обладавшей солидными колониальными владениями в Африке и Азии. Основу ее флота составляли малые бронепалубные крейсера, по сути представлявшие собой мореходные канонерские лодки.
В октябре 1910 года в Португалии произошла революция. Король Мануэль II бежал в Англию; все корабли, носившие монархические названия, были переименованы.
В 1912 году республиканское правительство приняло амбициозную кораблестроительную программу, включавшую в себя приобретение трех дредноутов (типа бразильского «Ми-нас Жераиса»), трех легких крейсеров, подводных лодок, миноносцев и других кораблей на общую сумму в 8,8 млн. фн. ст. Выполнить ее оказалось нереально, и в следующем году была принята более скромная программа. Она предусматривала строительство двух малых крейсеров (по 2500 т, 20 уз., 2 — 152 мм, 6 — 102 мм), шести эсминцев и трех ПЛ. Но начало Первой мировой войны помешало осуществить и эти планы.
В отличие от Испании, Португальское правительство открыто симпатизировало Антанте и в марте 1916 года объявило войну Германии. Правда, участие португальского флота в боевых действиях было символическим. Единственный морской бой с его участием произошел 14.10.1918, когда германская подлодка U-139 расстреляла из своих 150-мм пушек вооруженный траулер «Аугусто де Кастильо». Любопытно, что последний по сей день в Португалии почитается примерно так же, как «Варяг» в России.
Броненосец береговой обороны «Васко да Рама» — 1 ед.
«Васко да Гама» (Vasco da Gama) Темз 1.12.1875 — слом. 1935
2972т, 70,86(пп)х12,19х6,27м. ПМ - 2, 6000 л.с.=15,5уз. 300т уг. Броня: пояс 254— 102 мм, барбеты 200 мм, палуба до 76 мм. Эк. 260 чел. 2 — 203 мм/40, 1 - 150 мм/45, 1 -76 мм, 8—47 мм.
Бывший казематный броненосец английской постройки, капитально перестроен и удлинен в 1901 — 1903 годах на итальянской верфи «Орландо». К началу Первой мировой войны боевого значения уже не имел.
Бронепалубный крейсер «Альмиранте Рейс» — 1 ед.
«Альмиранте Рейс» (Almirante Reis) Арм 5.5.1898 — искл. 1923
4186 т, 109,98(пп)х14,4х5,33 м. ПМ - 2, 12 ПК, 12 500 л.с.=20 уз. 700/1000 т уг. Броня: палуба 110 — 37 мм, рубка 102 мм. Эк. 473 чел. 4-152 мм/45, 8-120 мм/45, 14-47 мм, 2-37 мм, 3 пул., 2 ТА 356 мм.
Построен в Англии, до 1910 года назывался «Дом Карлос I». На ходовых испытаниях развил скорость 22,15 уз., но в годы Первой мировой войны мог дать не более 19 уз. Тем не менее, был единственным полноценным крейсером ВМС Португалии. В 1918 году поставлен на капитальную модернизацию, которую так и не удалось завершить.
Бронепалубный крейсер «Адамастор» — 1 ед.
«Адамастор» (Adamastor) Орл 12.7.1896-искл. 1933
1757 т, 74(пп)х10,72x4,65 м. ПМ - 2, 8 ПК, 4000 л.с. = 18 уз. 420 т уг. Броня: палуба 30 мм, рубка 65 мм. Эк. 237 чел. 2-150 мм/30, 4 - 105 мм/40, 4-65 мм, 2-37 мм, 3 ТА 356 мм.
Построен по заказу в Италии. Фактически являлся крупной канонерской лодкой с броневой палубой. Предназначался для колониальной службы. В 1916 году принимал участие в боях против германской армии на севере Мозамбика.
Бронепалубный крейсер «Република» — 1 ед.
«Република» (Republica) Лисб 12.4.1899 - искл. 8.1915
1630 т, 74,98(пп)х11,78x4,45 м. ПМ - 2, 5400 л.с.=18 уз. 322 т уг. Броня: палуба до 30 мм, рубка 50 мм. Эк. 273 чел. 4 — 150 мм/45, 2—100 мм/45, 4-47 мм, 2 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Малый крейсер для колониальной службы. 150-мм орудия размещались в бортовых спонсонах, 100-мм — в оконечностях. До 1910 года назывался «Раина дона Амелия». Исключен из списков флота после навигационной аварии в августе 1915 года.
Бронепалубный крейсер «Сау Габриэль» — 1 ед.
«Cay Габриэль « (Sao Gabriel) Гавр 7.5.1898 — искл. 1924
1771/1850 т, 73,78(пп)хЮ,82х4,34 м. ПМ - 2, 4 ПК, 4000 л.с.=17,5 уз. 300 т уг. Броня: палуба 19 мм, рубка 65 мм. Эк. 242 чел. 2-150 мм/45, 4—120 мм/45, 8 — 47 мм, 2-37 мм, 3 пул., 1 ТА 356.
Малый крейсер для колониальной службы, фактически являлся мореходной канонерской лодкой. Построен во Франции. В 1911 году совершил кругосветное плавание. К 1918 году мог развивать скорость не более 15 уз. Однотипный «Сау Рафаэль» потерпел крушение в октябре 1911 года.
Эсминцы типа «Дору» — 4 ед.
«Дору», «Гуадиана», «Вога», «Тамега»
515/660 т, 73,2x7,2x2,3 м. ПТ - 2, 3 ПК, 11 000 л.с.=27 уз. 146 т уг. Эк. 80 чел. 1 — 102 мм/40, 2-76 мм, 4 ТА 450 мм.
Заказаны в Англии фирме «Ярроу», собирались из готовых секций на верфи в Лиссабоне. «Дору» и «Гуадиана» спущены на воду 22.1.1913 и 21.9.1914 соответственно, остальные два— лишь 19.4.1920 и 21.10.1922.
Головной «Дору» на испытаниях развил ход 30,3 узла; в годы Первой мировой войны занимался эскортированием французских транспортов. «Тамега» находился в боевом строю флота до 1945 года, остальные —до 1931 — 1934 годов.
Эсминец «Тежу» — 1 ед.
526 т, 70x7x2,4 м. ПМ - 2, 7000 л.с.=27 уз. 1 - 100 мм, 1 -76 мм, 2-47 мм, 2 ТА 356 мм.
Построен на госверфи в Лиссабоне как четырехтрубный низкобортный минный крейсер; спущен на воду 27.10.1901. В 1940 году потерпел крушение, но был спасен и перестроен по новому проекту. Вторично введен в строй в 1917 году. Служил в качестве эсминца до 1929 года.
Кроме того, накануне Первой мировой войны для португальского флота в Италии на верфи «Ансальдо» был заложен эсминец «Лиз» (550 т, 8000 л.с.=28 уз., 4 — 76 мм, 3 ТА 450 мм). Однако уже в ходе постройки корабль был перекуплен Великобританией и в июне 1915 года вошел в состав ее флота под названием «Арно».
Старые миноносцы — 4 ед.
№1—4.
54 т, 26,6x3,3x1,4 м. ПМ - 1, 1 ПК, 400 л.с.=19 уз. (№1); 66 т, 36,58x4x1,6 м. ПМ - 1, 1 ПК, 700 л.с = 20 уз. (№2 - 4). 1-37 мм, 2 ТА 356 мм.
Построены в Англии фирмой «Ярроу» в 1880 (№1) и 1886 годах (№2 — 4); последние представляли собой модификацию русского миноносца «Сухум». К началу Первой мировой войны окончательно устарели, тем не менее, №2 служил до 1933 года. Остальные сданы на слом в 1918 — 1924 годах.
Подводные лодки типа «Фока» — 3 ед.
«Фока», «Гольфиньо», «Гидра».
260/398 т, 45x4,2x3,2 м. Диэ -2,2 ЭД, 550/400 л.с.=14,2/8,2 уз. Эк. 21 чел. 2 ТА 450 мм.
Построены в Италии фирмой «Фиат-Сан-Джорджо» (Специя) в 1916— 1917 годах. Однотипны с испанскими подлодками типа А («Н. Монтуриоль»). Имели дальность плавания в надводном положении 3500 миль (8,5 уз.) и в подводном — 100 миль (4 уз.). Списаны в 1934 — 1935 годах.
Подводная лодка «Эспадарте» — 1 ед.
245/300 т, 45,1x4,2x3 м. Диз - 2, 2 ЭД, 55,0/300 л.с.=13,8/8 уз. Эк. 21 чел. 2 ТА 459 мм.
Построена в Италии фирмой «Фиат-Сан-Джорджо» в 1910 — 1913 годах (спущена на воду 5.10.1912). Стала прототипом лодок типа «Фока». Имела дальность плавания в надводном положении 1500 миль (8,5 уз.) и в подводном — 24 мили (8 уз.). Списана в 1931 году.
Посыльное судно «Цинко де Отубро» — 1 ед.
1343 т, 71,4x8,8x4,3 м. ПМ - 2, 1800 л.с.= 15 уз. 230 т уг. Эк. 225 чел. 2 — 47 мм, 4-37 мм.
Бывшая королевская яхта «Амелия», построена в Англии в 1900 году. После революции 1910 года переименована и превращена в посыльное судно (авизо). В 1924 году переоборудовано в гидрографическое судно, в 1937-м — продано на слом.
Канонерские лодки типа «Лурио» — 2 ед.
«Лурио», «Саве».
305 т, 42,8x7,2x1,8 м. ПМ - 2, 500 л.с. = 12,5 уз. 61 т уг. Эк. 51 чел. 2 — 47 мм, 1 пул.
Построены на госверфи в Лиссабоне,спущены на воду в 1907 - 1908 годах. Списаны в 1931 году.
Канонерские лодки типа «Бейра» — 5 ед.
«Бейра», «Ибо», «Мандови», «Бенго», «Куанза».
397/492 т, 45x8,3x2,1 м. ПМ - 2, 700 л.с. = 13 уз. 85 т уг. Эк. 67 чел. 1 — 87 мм, 1 — 57 мм, 2 — 47 мм (на «Ибо» и «Мандо-ви» 1—76 мм, 2 — 65 мм, 2 — 47 мм; на «Бенго» 1 — 87 мм, 4 — 47 мм; на «Куанза» 2 — 76 мм).
Колониальные канонерские лодки, предназначались для службы в Африке. Строились на госверфи в Лиссабоне; «Бейра» и «Ибо» спущены на воду в 1910— 1911 годах, остальные — в 1917 году. Находились в боевом строю до 1935 — 1948 годов, затем использовались в качестве вспомогательных судов. Некоторые дожили до конца 1950-х годов.
Канонерская лодка «Патриа» — 1 ед.
626 т, 60x8,5x2,6 м. ПМ - 2, 1800 л.с.= 16,7 уз. Эк. 95 чел. 4 -100 мм/45, 6 — 47 мм.
Построена на госверфи в Лиссабоне на деньги, собранные португальскими эмигрантами в Бразилии. Спущена на воду 27.6.1903. Несла службу в Африке и на Дальнем Востоке. Списана в 1931 году.
Канонерская лодка «Шаймите» — 1 ед.
341 т, 41(пп)х8х2 м. ПМ - 2, 480 л.с.=11 уз. Эк. 26 чел. 2-47 мм, 2 пул.
Построена в Лиссабоне в 1898 году, модернизирована в 1913-м. Колониальная канонерка; служила в Мозамбике с 1899 по 1919 год, после чего исключена из списков флота.
Старые канонерские лодки — 7 ед.
До Первой мировой войны дожили следующие колониальные канонерские лодки: «Дом Луиз» (1895 г., 789 т, 500 л.с.= 10 уз., 4 — 105мм, 2 — 47 мм), «Диу» (1889 г., 717т, 700 л.с.=11,5 уз., 1 - 150 мм, 2- 105 мм), «Лимпопо» (1890 г., 288 т, 523 л.с.=11,3 уз., 2-47 мм), «Заир» (1884 г., 549 т, 500 л.с. = 10 уз., 1 - 152 мм, 2 - 100 мм, 1 - 37 мм), «Замбези» (1886 г., 631 т, 460 л.с.=10 уз., 3 - 100 мм, 1 — 37 мм), «Садо» и «Рио Лима» (1875 г., 630 т, 500 л.с. = 11 уз., 2- 105 мм, 2-57 мм, 1 — 37 мм). Все находились в Африке и списаны в 1918 — 1921 годах, за исключением «Лимпопо», служившей до 1943 года.
Речные канонерские лодки — 7 ед.
В годы Первой мировой войны в состав ВМС Португалии входили следующие речные канонерки специальной постройки: «Фарим», «Кашеу», «Тете», «Сена» (1902 — 1904 гг., 70 т), «Макау» (1909 г., 133 т) «Флеша» (1909 г., 44т) и «Рио Миньо» (1904 г., 38 т). Все, за исключением «Макау», были колесными, развивали ход 7— 10 уз. и вооружались одной-двумя 37-мм пушками. Они служили на африканских реках, лишь «Рио Миньо» (бывший «Инфанте Д. Мануэль») — на реке Миньо на севере Португалии. «Тете» погибла в феврале 1917 года на реке Замбези от взрыва парового котла; остальные исключены из списков флота между 1918 и 1945 годами. «Макау» была двухвинтовой, развивала ход 11,8 уз. и имела на вооружении две 57-мм пушки. Она служила в Китае (г.Макао), в 1943 году была захвачена японцами, а в 1946 году досталась Китаю, переименована в «Ву-Фэн». Списана в 1968 году. Для замены погибшей «Тете» в Англии была заказана одноименная колесная канонерка (100 т, 70 л.с.=8 уз., 2 — 47 мм), но она вошла в строй лишь в 1920 году.
Минный заградитель «Вулкане» — 1 ед.
151 т, 33,5x5,9x2,2 м. ПМ-2, 1 ПК, 412 л.с.= 12 уз. Эк. 24 чел.
Малый сетевой и минный заградитель. Построен в Англии фирмой «Торникрофт» в 1910 году. Служил до 1940-х годов.
Вспомогательные суда
В годы Первой мировой войны в состав португальского флота вошло значительное количество мобилизованных судов. Наиболее примечательными из них были вспомогательный крейсер «Педро Нунеш» (бывший пассажирский пароход «Маланж», 1889г., 5486т, 3600 л.с.=16 уз., 2- 120мм, 2 - 76 мм, 2-47 мм), минный заградитель «Садо» (2518 т, 500 л.с.= 11 уз., 1 пул., мины), патрульные суда «Азор» (1874 г., 330 т, 360 л.с.=9 уз., 1—47 мм) и «Дили» (495 т, 500 л.с.=11 уз., служил в качестве стационера на о.Тимор). Из вооруженных траулеров наибольшую известность получил «Аугусто де Кастильо» (бывший «Элите», 1909 г., 487 брт, 1—65 мм, 1—47 мм), потопленный 14.10.1918 между Мадейрой и Азорскими островами артиллерией германской ПЛ U-139. Он стал единственным португальским кораблем, погибшим в морском бою в XX веке.