Греция
Балканские войны 1912— 1913 годов принесли Греческому королевству огромную выгоду. За счет присоединения бывших турецких и болгарских территорий площадь и население страны увеличились почти вдвое (с 65 тыс. кв. км и 2,6 млн. чел. в 1907 году до 120 тыс. кв. км и 5 млн. чел. в 1913 году). Экономический подъем позволил греческому правительству приступить к созданию мощного флота — тем более, что за усиление своих ВМС взялся и главный противник Греции — Турция. В 1914 году греки приобрели в США два броненосца и один легкий крейсер; одновременно во Франции был заказан 23 500-тонный дредноут «Василеос Константинос» (типа «Бретань»), а в Англии — два 5200-тонных крейсера — «Кацонис» и «Кондуриотис». Правда, начало Первой мировой войны не позволило получить строившиеся корабли. Постройка «Василео-са Константиноса», заложенного 12.6.1914, прекратилась уже в августе. «Кацонис» и «Кондуриотис» вошли в состав Гранд Флита как «Честер» и «Биркенхед». Две заказанные еще в 1912 году подводные лодки были реквизированы Францией и введены в состав ее флота как «Амазон» и «Антигон». Наконец, грекам так и не удалось получить свой головной дредноут «Са-ламис», строившийся в Германии.
В начале Первой мировой войны Греция соблюдала нейтралитет, хотя ее правитель — король Константин I — симпатизировал Германии. С целью не допустить вступления Греции в войну на стороне Тройственного союза Англия и Франция в октябре — ноябре 1915 года высадили в Салониках 150-тысячный экспедиционный корпус, открыв тем самым новый Сало-никский фронт. Противостояние прогермански настроенного правительства и Антанты достигло кульминации год спустя. 19.10.1916 греческий флот был блокирован французами и фактически перешел под их полный контроль. Наиболее мощные корабли («Лемнос», «Килкис», «Г. Аверов») были разоружены. Под нажимом англо-французских союзников Константин I вынужден был отречься от престола в пользу сына Александра. Новый монарх резко изменил внешнюю политику своей страны. 29.6.1917 Греция вступила в войну на стороне Антанты. Правда, участие ее флота в боевых действиях оказалось весьма ограниченным.
Линкор «Саламис» — 0 + 1 ед.
«Саламис» (Salamis) Влк 23.7.1913/11.11.1914/-слом. 1932
19 500/21 500 т, 173,7x24,7x7,6 м. ПТ-3, 18 ПК, 40 000 л.с.=23 уз. Броня: пояс 250 — 100 мм, башни и барбеты до 250 мм, палуба 75 — 40 мм, рубка 30 мм. 8 — 356 мм/45, 12 -152 мм/50, 12-75 мм, 5 ТА 500 мм.
Заказан в Германии в июле 1912 года как 13 500-тонный корабль с шестью 356-мм орудиями, но позже проект капитально переработан. Артиллерия и броня должны были поставляться из США. В ходе Первой мировой войны строительство линкора прекратилось; изготовленные 356-мм орудия установили на английских мониторах типа «Эберкромби». После окончания войны неоднократно поднимался вопрос о достройке «Саламиса», но в конце концов он был сдан на слом.
Линкоры типа «Килкис» — 2 ед.
«Килкис» (Kilkis) Крм 12.5.1904/9.12.1905/1.4.1908 - погиб 23.4.1941
«Лемнос» (Lemnos) Крм 12.5.1904/30.9.1905/1.2.1908 - погиб 23.4.1941
13 000/14 465 т, 116,43x23,47x7,52 м. ПМ-2, 8 ПК, 10 000 л.с.= 17 уз. 600/ 1800 туг. Броня: пояс 229 - 102 мм, башни ГК 305 - 203 мм, барбеты 254 — 152 мм, башни СК 178 — 95 мм, рубка 229 мм. Эк. 744 чел. 4 — 305 мм/45, 8 — 203 мм/ 45, 8-178 мм/45, 12-76 мм/50, 6-47 мм, 2-37 мм, 2 ТА 533 мм.
Бывшие американские «Айдахо» (ВВ-24) и «Миссисипи» (ВВ-23). Куплены Грецией 30.6.1914 и переименованы соответственно в «Килкис» и «Лемнос». Дожили до Второй мировой войны и потоплены германской авиацией в Саламисе.
Броненосный крейсер «Г. Аверов» — 1 ед.
«Георгиос Аверов» (Georgios Averof) Орл 1907/12.3.1910/5.1911 - искл. 1946
9958/10 200 т, 140,8x21x7,5 м. ПМ-2, 22 ПК, 19 000 л.с.=22,5 уз. 660/1500 т уг. Броня: пояс 203 — 83 мм, башни 203 мм, палуба 50 мм, рубка 178 мм. Эк. 670 чел. 4-234 мм/45, 8-190 мм/45, 16 -76 мм, 2 — 47 мм, 3 ТА 450 мм.
Третий корабль типа «Амальфи», строился для итальянского флота, но в октябре 1909 года куплен греческим миллионером Г. Аверовым. От итальянских систершипов отличался артиллерией ГК (234-мм орудия Армстронга вместо 254-мм). Во время Балканских войн был флагманским кораблем греческого флота, участвовал в боях с турецким флотом уДарданелл 16.12.1912 и 18.1.1913. Находился в боевом строю до 1946 года. Сохраняется по сей день в качестве музея, установлен в пригороде Афин.
Броненосцы береговой обороны типа «Гидра» — 3 ед.
«Гидра» (Hydra) Гр 15.5.1889- искл. 1919
«Спетсай» (Spetsai) Гр 26.10.1889 - искл. 1919
«Псара» (Psara) СНз 20.2.1890-искл. 1919
4885 т, 102x15,8x5,5 м. ПМ-2, 4 ПК, 6700 л.с.=17уз. 400/600туг. Броня: пояс 300 - 100 мм, барбеты и батарея до 300 мм, палуба 58 мм, рубка 300 мм. Эк. 440 чел. 2 - 270 мм/34, 1 - 270 мм/28, 5 -150 мм/45, 8 — 57 мм, 4-47 мм, 6-37 мм, 3 ТА 356 мм.
Оригинальные корабли с необычным размещением артиллерии ГК (два орудия в носовом каземате и одно — в кормовом барбете) и высокой скоростью хода. В 1897 - 1900 и 1908 - 1910 годах модернизированы и частично перевооружены. Активно участвовали в Балканских войнах, но к началу Первой мировой войны устарели. Списаны в 1919 году, но продолжали служить в качестве стационарных учебных судов и блокшивов. Все сданы на слом в 1929 году.
Легкий крейсер «Элле» — 1 ед.
«Элле» (Helle) НИ 1910/4.5.1912/11.1913- погиб 15.8.1940
2600 т, 98,1x11,9x4,3 м. ПТ - 3, 3 ПК, 6000 л.с.=18 уз. 400/600 т уг. + 100 т нефти. Броня: палуба 50 — 25 мм. Эк. 232 чел. 2-152 мм/50, 4-102 мм/50, 2 — 76 мм, 6 — 47 мм, 2 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Заложен в США по заказу Китая как «Фэй-Хун», но так и не выкуплен у фирмы-строителя. В 1914 году приобретен Грецией. На ходовых испытаниях развил ход 21 уз. при мощности 8640 л.с. В 1916— 1917 годах плавал под французским флагом. В 1926— 1928 годах переоборудован в крейсер-заградитель. Потоплен 15.8.1940 итальянской ПЛ «Дельфино».
Эсминцы типа «Аэтос» — 4 ед.
«Аэтос», «Иеракс», «Пантер», «Леон».
980/1175 т, 89,3x8,4x2,6м. ПТ - 2, 5 ПК, 22 000 л.с.=32 уз. 230 т уг. + 90 т нефти. Эк. 90 чел. 4 — 102 мм, 4 ТА 533 мм.
Строились в Англии. Заказаны в 1909 году Аргентиной как «Сан-Луис», «Санта-Фе», «Сантьяго» и «Тукуман», в 1911-м спущены на воду. В октябре 1912 года куплены Грецией. В 1917— 1918 годах все, кроме «Пантера», служили под французским флагом. В 1924— 1925 годах капитально модернизированы. «Леон» потоплен германской авиацией 15.5.1941 в бухте Суда (о.Крит). Остальные сданы на слом в 1946 году.
Эсминцы типа V-1 — 2 ед.
«Керавнос», «Неа Генеа».
562/697 т, 71,1x7,6x3,11 м. ПТ-2, 4 ПК, 17 000 л.с.= 32 уз. 137 туг. + 78 т нефти. Эк. 74 чел. 4-88 мм/45, 2 ТА 450 мм.
Бывшие германские эсминцы V-5 и V-6, построены на верфи «Вулкан» в Штеттине. Куплены Грецией в июле 1912 года еще до их официального ввода в строй. В 1917 — 1918 годах плавали под французским флагом; к концу Первой мировой войны могли развивать ход не более 26 уз. Списаны в 1919 году и сданы на слом в 1921-м.
Эсминцы типа «Ники» — 4 ед.
«Ники», «Докса», «Аспис», «Белое».
350 т, 67x6,6x2,7 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6800 л.с.= 30 уз. 90 т уг. Эк. 58 чел. 2-76 мм, 4-57 мм, 2 ТА 450 мм.
Построены по заказу Греции в Германии на верфи «Вулкан» в Штеттине в 1905— 1907 годах. В декабре 1916 года захвачены французами; до конца войны плавали под французским флагом. «Докса» потоплен у берегов Сицилии
27.6.1917 германской ПЛ UB-47. «Белое» списан в 1926 году. «Ники» и «Аспис» капитально модернизированы в 1925 — 1927 годах и исключены из боевого состава флота только в 1945 году.
Эсминцы типа «Тьелла» — 4 ед.
«Тьелла», «Нафкратуса», «Лонхи», «Сфендони»
352/380 т, 67,1x6,2x1,8 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.= 30 уз. 88 т уг. Эк. 70 чел. 2-76 мм, 2 — 57 мм, 2 ТА 450 мм.
Построены по заказу Греции в Англии фирмой «Ярроу» в 1905— 1907 годах. На испытаниях развили скорость 31,8 — 32,4 уз. В 1917—1918 годах служили под французским флагом. «Нафкратуса» погибла на камнях у о.Милос в марте 1921 года, «Лонхи» списан в 1926 году. «Тьелла» и «Сфендони» реконструированы в 1926 — 1928 годах и сданы на слом в 1945 году.
Миноносцы типа «Аигли» — 6 ед.
«Аигли», «Алкиони», «Аретуза», «Дорис», «Дафни», «Тетис».
120 т, 45x5x1,2 м. ПМ - 1, 2 ПК, 2400 л.с.= 24 уз. 25 т уг. 2 -57 мм, 3 ТА 450 мм.
Построены по заказу Греции в Германии на верфи «Вулкан» в Штеттине в 1912 — 1913 годах. С декабря 1916 года до конца Первой мировой войны служили под французским флагом. «Дафни» и «Тетис» списаны в 1926 году, остальные погибли в 1941-м.
Миноносцы типа «Анталья» — 2 ед.
«Никополис», «Татои».
165 т, 50,5x5,7x1,4 м. ПМ - 2, 2 ПК, 2400 л.с.= 24 уз. 60 т уг. Эк. 20 чел. 2 — 37 мм, 1 ТА 450 мм.
Бывшие турецкие «Анталья» и «Токат». Построены в Италии в 1906 году; 29.11.1911 потоплены итальянцами в Превезе. Подняты и восстановлены греками в 1912— 1913 годах. «Татои» («Токат») служил до 1916 года, «Никополис» («Анталья») — до 1921-го.
Миноносцы типа NF-11 — 4 ед.
NF-12, NF-14 —NF-16.
85т, 39x4,66x1,65м. ПМ- 1, 1000 л.с.= 18 уз. Эк. 20 чел. 1 -37 мм, 3 ТА 356 мм.
Построены в Германии на верфи «Вулкан» в 1884— 1885 годах, модернизированы в 1905-м. Два однотипных судна погибли до начала Первой мировой войны: NF-11 13.4.1913 в результате навигационной аварии, NF-12 28.3.1900 из-за взрыва котла (позже это же обозначение получил бывший NF-13). Остальные списаны в 1919 году.
Подводные лодки типа «Дельфин» — 2 ед.
«Дельфин», «Ксифиас».
310/460 т, 50x4,7x2,7 м. Диз - 2, 2 ЭД, 720/460 л.с.=13/8,5 уз. Эк. 24 чел. 5 ТА 450 мм.
Построены по заказу Греции во Франции фирмой «Шней-дер» в 1910 — 1912 годах. Имели по одному носовому ТА и по четыре наружных системы Джевецкого. Во время Первой Балканской войны 9.12.1912 ПЛ «Дельфин» выпустила торпеду в турецкий крейсер «Меджидие». Хотя торпеда, не дойдя до цели, затонула, этот эпизод вошел в историю как первая в мире боевая торпедная атака подводной лодки. В 1917— 1918 годах обе субмарины служили под французским флагом, а в 1921 году были проданы на слом.
Старые канонерские лодки — 12 ед.
Греция прекратила строить канонерские лодки еще в 1880-х годах, однако часть этих устаревших судов дожила до Первой мировой войны. Наиболее крупными из них были канонерки английской постройки 1881 — 1884 годов: «Ахелаос», «Эуротас», «Пинейос», «Алфейос» (по 420 т, 400 л.с.= 10 уз.), «Амбракия» и «Актеон» (по 440 т, 380 л.с.=10 уз.). Все они вооружались только малокалиберными пушками. Некоторое боевое значение имели лишь последние две канонерки, прошедшие модернизацию в 1910 году: в 1917— 1918 годах они плавали под французским флагом. Кроме того, в строю находились малые канонерки: «Кисса», «Аидон», «Кихли» (1884 г., по 86 т), «Альфа», «Гамма» и «Дельта» (1880 г., по 52 т); в годы Первой мировой войны их использовали в качестве вспомогательных судов. Канонерка «Бета» (типа «Альфа») в 1912 году была продана частной компании и позже стала единственным военным кораблем Сербии. «Гамма» затонула в 1918 году, «Альфа» и «Дельта» списаны в 1915-м, остальные — вскоре после окончания Первой мировой войны, но многие продолжали служить тендерами, гидрографическими и гражданскими судами.
Минные заградители — 6 ед.
В годы Первой мировой войны в состав греческих ВМС входили 6 минных заградителей, переоборудованных из торговых судов: «Коргиалениос» (1916 г., 380 т, 550 л.с.=13,5 уз; 1—57 мм, 50 мин), «Тенедос» (1906 г., 450т, 560 л.с.=13 уз., 40 мин), «Аигиалея», «Монемвасия», «Нефплита» (1881 г., по 300 т) и «Канарис» (1878 г., 870т). «Коргиалениос» куплен в 1916 году в Голландии, «Тенедос» захвачен у Турции 14.10.1912; оба корабля дожили до Второй мировой войны и потоплены 23.4.1941 германской авиацией. Остальные заградители списаны в 1924- 1933 годах.
Тральщики — 4 ед.
В 1918 году для греческих ВМС были куплены 4 английских траулера, переоборудованные в тральщики и получившие обо-
значения Y-1 — Y-4 (140 т, 10 уз., 1—75 мм). Их исключили из боевого состава флота в 1922 — 1925 годах.