Румыния
В начале XX века королевство Румынии было отсталой сельскохозяйственной страной, причем 80% этнических румын в то время проживали за ее пределами. По экономическим причинам принятую в 1899 году кораблестроительную программу (6 броненосцев береговой обороны, 4 больших и 12 малых миноносцев, 8 речных мониторов и 12 речных миноносцев) выполнить не удалось (построено только 4 монитора и 8 речных миноносцев). В 1912 году правительство Румынии утвердило новую программу, предусматривавшую строительство 6 легких крейсеров по 3500 т, 12 эсминцев по 1500 т и одной ПЛ. Однако до начала Первой мировой войны реально успели заказать в Италии только 4 эсминца. Из них достроили всего два, вошедшие в строй итальянского флота как «Спарвьеро» и «Ниббио». Переданные Румынии 1.7.1920, они были переименованы в «Марашти» и «Марашешти». Уже в ходе войны румыны заказали во Франции 3 подводные лодки типа «О'Бирн», но получить их так и не удалось.
В Первой Балканской войне Румыния оставалась нейтральной, во Второй она выступила против Болгарии, что позволило ей расширить свою территорию за счет присоединения Силистрии. С началом Первой мировой войны Румыния поддерживала Антанту, но официально объявила войну Австро-Венгрии и Болгарии только 27.8.1916 и вскоре потерпела сокрушительное поражение на суше.
Наиболее боеспособным соединением румынского флота была Дунайская флотилия, принимавшая активное участие в боях. Корабли, базировавшиеся в черноморских портах, боевого значения не имели. Пользу принесли лишь бывшие пассажирские пароходы, переданные России и превращенные во вспомогательные крейсера («Романия», «Дакия», «Император Траян», «Реджеле Карол I»).
Бронепалубный крейсер «Елизавета» — 1 ед.
1320 т, 73x10,21x3,66 м. ПМ-2, 4700 л.с. = 17 уз., 80/300 т уг. Броня: палуба 87 — 50 мм. Эк. 190 чел. 4—120 мм, 4 — 76 мм, 2 — 37 мм, 4 ТА 356 мм.
Старый крейсер (фактически — мореходная канонерская лодка), построен в 1888 году в Англии фирмой «Армстронг». Первоначально нес 164-мм орудия. В 1916 году разоружен, в 1919-м исключен из списков флота.
Мониторы типа «Ион Братиану» — 4 ед.
«Ион Братиану», «Лазар Катаргиу», «Михаил Когальничену», «Александру Лаховари».
680 т, 63,5x10,3x1,6 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1800 л.с.=13 уз. 60 т уг. Броня: борт и башни 75 мм, палуба 75 мм, рубка 50 мм. Эк. 110 чел. 3— 120 мм/35, 2- 120 мм/10, 4 — 47 мм, 2 пул.
Построены по заказу Румынии в Австро-Венгрии (верфь СТТ) в 1907— 1908 годах; собраны из секций в Галаце на Дунае. Активно участвовали в боях в 1916— 1917 годах. Дожили до Второй мировой войны; «Л.Катаргиу» и «М.Когальничену» 24.8.1944 потоплены советской авиацией; «И.Братиану» и «А.Лаховари» в августе 1944 года захвачены Красной Армией и переименованы в «Азов» и «Мариуполь».
Речные миноносцы типа «Капитан Н.Л.Богдан» — 8 ед.
45/51 т, 30,4x3,96x0,8 м. ПМ-2, 2 ПК, 550 л.с. = 18 уз. 7,6 т нефти. Эк. 18 чел. 1 — 47 мм, 1 пул., 2 шест. мины.
«Капитан Николае Лазар Богдан», «Майор Эне Константин», «Капитан Романо Михаил», «Майор Джураску Ди-митре», «Майор Сонту Георге», «Майор Григоре Иоан», «Локотенант Калинеску Димитре», «Капитан Вальтер Марачинену».
Построены по заказу Румынии в Англии на заводе «Темз Айрон Уоркс» в 1906 — 1907 годах. Служили в составе Дунайской флотилии. «Капитан В.Марачинену» в 1916 году погиб от подрыва на мине. Остальные дожили до Второй мировой войны; в 1944— 1945 годах три из них даже входили в состав советского ВМФ.
Миноносцы типа «Налука» — 3 ед.
«Налука», «Сборул», «Смеул».
56 т, 36,8x3,45x0,9 м. ПМ - 1, 1 ПК, 540 л.с. = 16 уз. 7 т уг. Эк. 20 чел. 1 — 37 мм, 2 ТА 356 мм.
Построены в 1888 году во Франции, первые два модернизированы в 1907 году. В 1916— 1917 годах действовали на Дунае, «Смеул» погиб 16.4.1917 в результате подрыва на мине. Остальные сданы на слом сразу же после окончания Первой мировой войны.