Румыния

 

В начале XX века королевство Румынии было отсталой сельскохозяйственной страной, причем 80% этнических ру­мын в то время проживали за ее пределами. По экономи­ческим причинам принятую в 1899 году кораблестроитель­ную программу (6 броненосцев береговой обороны, 4 боль­ших и 12 малых миноносцев, 8 речных мониторов и 12 реч­ных миноносцев) выполнить не удалось (построено только 4 монитора и 8 речных миноносцев). В 1912 году правитель­ство Румынии утвердило новую программу, предусматрива­вшую строительство 6 легких крейсеров по 3500 т, 12 эсмин­цев по 1500 т и одной ПЛ. Однако до начала Первой миро­вой войны реально успели заказать в Италии только 4 эс­минца. Из них достроили всего два, вошедшие в строй италь­янского флота как «Спарвьеро» и «Ниббио». Переданные Румынии 1.7.1920, они были переименованы в «Марашти» и «Марашешти». Уже в ходе войны румыны заказали во Франции 3 подводные лодки типа «О'Бирн», но получить их так и не удалось.

В Первой Балканской войне Румыния оставалась нейтраль­ной, во Второй она выступила против Болгарии, что позво­лило ей расширить свою территорию за счет присоедине­ния Силистрии. С началом Первой мировой войны Румыния поддерживала Антанту, но официально объявила войну Ав­стро-Венгрии и Болгарии только 27.8.1916 и вскоре потер­пела сокрушительное поражение на суше.

Наиболее боеспособным соединением румынского фло­та была Дунайская флотилия, принимавшая активное учас­тие в боях. Корабли, базировавшиеся в черноморских пор­тах, боевого значения не имели. Пользу принесли лишь быв­шие пассажирские пароходы, переданные России и превра­щенные во вспомогательные крейсера («Романия», «Дакия», «Император Траян», «Реджеле Карол I»).

 

Бронепалубный крейсер «Елизавета» — 1 ед.

110.jpg

 

1320 т, 73x10,21x3,66 м. ПМ-2, 4700 л.с. = 17 уз., 80/300 т уг. Броня: палуба 87 — 50 мм. Эк. 190 чел. 4—120 мм, 4 — 76 мм, 2 — 37 мм, 4 ТА 356 мм.

Старый крейсер (фактически — мореходная канонерская лодка), построен в 1888 году в Англии фирмой «Армстронг». Первоначально нес 164-мм орудия. В 1916 году разоружен, в 1919-м исключен из списков флота.

 

Мониторы типа «Ион Братиану» — 4 ед.

111.jpg

 

«Ион Братиану», «Лазар Катаргиу», «Михаил Когальничену», «Александру Лаховари».

680 т, 63,5x10,3x1,6 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1800 л.с.=13 уз. 60 т уг. Броня: борт и башни 75 мм, палуба 75 мм, рубка 50 мм. Эк. 110 чел. 3— 120 мм/35, 2- 120 мм/10, 4 — 47 мм, 2 пул.

Построены по заказу Румынии в Австро-Венгрии (верфь СТТ) в 1907— 1908 годах; собраны из секций в Галаце на Дунае. Активно участвовали в боях в 1916— 1917 годах. Дожили до Второй мировой войны; «Л.Катаргиу» и «М.Когальничену» 24.8.1944 потоплены советской авиацией; «И.Братиану» и «А.Лаховари» в августе 1944 года захвачены Красной Армией и переименованы в «Азов» и «Мариуполь».

 

Речные миноносцы типа «Капитан Н.Л.Богдан» — 8 ед.

112.jpg

 

45/51 т, 30,4x3,96x0,8 м. ПМ-2, 2 ПК, 550 л.с. = 18 уз. 7,6 т нефти. Эк. 18 чел. 1 — 47 мм, 1 пул., 2 шест. мины.

«Капитан Николае Лазар Богдан», «Майор Эне Констан­тин», «Капитан Романо Михаил», «Майор Джураску Ди-митре», «Майор Сонту Георге», «Майор Григоре Иоан», «Локотенант Калинеску Димитре», «Капитан Вальтер Марачинену».

Построены по заказу Румынии в Англии на заводе «Темз Айрон Уоркс» в 1906 — 1907 годах. Служили в составе Дунай­ской флотилии. «Капитан В.Марачинену» в 1916 году погиб от подрыва на мине. Остальные дожили до Второй мировой вой­ны; в 1944— 1945 годах три из них даже входили в состав советского ВМФ.

 

Миноносцы типа «Налука» — 3 ед.

 

«Налука», «Сборул», «Смеул».

56 т, 36,8x3,45x0,9 м. ПМ - 1, 1  ПК, 540 л.с. = 16 уз. 7 т уг. Эк. 20 чел. 1 — 37 мм, 2 ТА 356 мм.

Построены в 1888 году во Франции, первые два модерни­зированы в 1907 году. В 1916— 1917 годах действовали на Дунае, «Смеул» погиб 16.4.1917 в результате подрыва на мине. Остальные сданы на слом сразу же после окончания Первой мировой войны.