Бронирование

 

Главный броневой пояс «Ретвизана» имел высоту 2,14 и длину 78 м и состоял из 17 плит. Толщина его составляла 229 мм, под водой она плавно уменьша­лась до 127 мм. Выше по той же длине шел верхний пояс высотой 2,3 м и тол­щиной 152 мм. В носу и корме на 11-ми 79-м шпангоутах оба пояса замыкались 178-мм траверзами, образуя внушитель­ного объема цитадель. В нос и корму от цитадели до самых штевней борт на про­тяжении от нижней платформы до бата­рейной палубы был бронирован 51-мм плитами. Над цитаделью возвышался 127-мм каземат, защищавший все 6-дюй­мовые орудия. В центральном плутонге пушки отделялись друг от друга 37-мм противоосколочными переборками.

Броневая палуба имела карапасную форму и примыкала к нижней кромке главного пояса. Она была двухслойной; толщина ее в горизонтальной части со­ставляла 51 мм, на скосах — 63 мм, за пределами цитадели — 76 мм.

Барбеты башенных установок ниже батарейной палубы (внутри цитадели) защищались 102-мм, а выше — 203-мм плитами. Сами башни имели 229-мм вер­тикальную броню и 51-мм — крышу.

Вся вертикальная броня была крупповской (то есть закаленной по способу Круппа), палубная — из так называемой «экстрамягкой никелевой стали». И та и другая считались последним достижени­ем в тогдашнем кораблестроении и по­тому настоятельно рекомендовались МТК. Однако в США эти типы брони на момент заказа «Ретвизана» еще не были освоены. Крамп, пользуясь недостаточ­но четкими формулировками в заключен­ном контракте, соглашался выполнить условия заказчика только при условии их дополнительной оплаты. После очеред­ной серии препирательств стороны кое-как договорились. 229-мм крупповские плиты (34 шт.) подрядилась изготовить американская фирма «Бетлехем стил компани» (тогда в России ее почему-то именовали Южно-Вифлиемским заво­дом), а 178-мм, 152-мм, 127-мм и палуб­ную броню — «Карнеги стил компани». За это русскому Морскому министерству пришлось «раскошелиться» на 310 тыс. долларов сверх оговоренной контрактом суммы.

Вертикальная броня башен и барбе­тов устанавливалась на деревянной под­кладке толщиной 76 мм. В России к тому времени от подобного решения уже от­казались, и у башен новых броненосцев плиты крепились к металлической рубаш­ке. Но для Крампа сделали исключение: он не хотел менять отлаженную техно­логию.

Самой толстой 254-мм броней защи­щалась боевая рубка, однако ее кон­струкция была неудачной: она имела слишком широкие смотровые щели и выпуклую грибовидную крышу, выступа­вшую краями за вертикальную броню. Опыт русско-японской войны показал, что осколки часто влетали в смотровые щели и, срикошетив от крыши, поража­ли находившихся внутри людей. К сожа­лению, такая конструкция рубки была типовой для всех крупных кораблей Рос­сийского флота и стоила жизни многим морякам.

Общий вес брони на «Ретвизане» со­ставлял 3300 т, или 25,9% от проектного водоизмещения. Это был наилучший по­казатель среди русских кораблей, по­строенных до начала войны с Японией.