Артиллерийское вооружение

 

Все вооружение «Ретвизана» было изготовлено на российских заводах. В окончательном варианте проекта оно включало в себя 4 305-мм, 12 152-мм, 20 75-мм орудий, 24 47-мм и 6 37-мм пушек Гочкиса, 2 64-мм пушки Баранов­ского, 2 (позже 4) пулемета, 4 надводных и 2 подводных торпедных аппарата.

305-мм орудия с длиной ствола в 40 клб изготавливались на Обуховском заводе. Во время их испытаний на Охтинском полигоне, при монтаже на прибывшие с Металлического завода станки, внезап­но выявился значительный перевес ору­дий на казенную часть —для уравнове­шивания к дулу пришлось подвешивать груз весом в восемь пудов! Оказалось, что фактический центр тяжести орудия смещен от проектного почти на дюйм. Пришлось в экстренном порядке подго­нять станки к готовым пушкам — стачи­вать передний срез рубашки и задний срез поршня компрессора. Поскольку Обуховский завод и впредь не гаранти­ровал точного соответствия центра тя­жести стволов обозначенному на черте­жах, станки для башен последующих бро­неносцев типа «Бородино» заранее снаб­дили приспособлениями, позволяющими уравновешивать качающиеся части.

Орудийные башни Металлического завода конструктивно повторяли башни «Пересвета» и «Осляби», но вращались на конических катках, расположенных под станком, как на броненосце «Три святителя» (10-дюймовые «пересветовские» установки вращались на нижнем пятнике). Соответственно стол башни и подачная труба тоже были сделаны по типу «Трех святителей». Вертикальная наводка осуществлялась с помощью двух подъемных винтовых секторов (у орудий на «Пересвете» имелось по одному сек­тору); предельный угол возвышения со­ставлял 15°, снижения — 5°.

Как уже говорилось, башенные уста­новки «Ретвизана» вместо традиционной гидравлики были оснащены системой электроприводов. Двигатели и все ос­новное электрооборудование поставля­ла французская фирма «Соттер, Арле и К°». Электромоторы приводили в дейст­вие системы вертикального и горизон­тального наведения, подачи снарядов в башню, их досылку прибойником. Откры­вание замков производилось вручную, так как применение для этих целей элек­тропривода на «Пересвете» и «Ослябе» себя не оправдало. Также отказались и от использования электромагнитных муфт, заменив их обычными сцепными.

Строительство «Ретвизана» по време­ни совпало с начавшейся в Морском ми­нистерстве дискуссией о повышении ско­рострельности крупнокалиберной артил­лерии. В 1898 году из Англии пришла информация, что на маневрах броненос­цы Ройял Нэйви ухитрились давать зал­пы с промежутками от 49 до 54 с, в то время как русские 12-дюймовые орудия могли делать максимум два выстрела за три минуты. МТК призвал конструкторов Обуховского и Металлического заводов приложить все усилия, чтобы повысить скорострельность артиллерийских уста­новок новых броненосцев. Тем более, что внедрение электропривода способство­вало успешному решению проблемы.

В башнях «Ретвизана» был опробован ряд нововведений, теоретически сокра­щавших время заряжания. Так, в гнез­дах зарядников установили специальные выдвижные желоба, которые выдвига­лись при переднем ходе прибойника и убирались при заднем. Это позволило исключить такую операцию, как вставку зарядных труб в орудия и сэкономить таким образом около 10с. Однако руч­ное открывание замка все равно требо­вало порядка 30 с, а подача снаряда из погреба — 70 с. Представители МТК про­вели хронометраж операций при подаче снарядов в кормовой башне «Ретвизана» и получили следующие результаты. В снарядном погребе необходимо было провести такие манипуляции: наложить храп (5 с), поднять снаряд (35 с), подать к первому поворотному кругу (3 с), повернуть поворотный круг (2 с), подать ко второму поворотному кругу (5 с), повер­нуть второй круг (2 с). В подбашенном отделении: подать снаряд к желобу баш­ни (10 с), опустить на желоб (3 с), снять храп (5 с). Итого — 70 с. После трениров­ки орудийной прислуги цикл удалось до­вести до 66 с, но пришлось признать, что увеличить скорость заряжания дальше не удастся. Причем подчеркивалось, что речь идет именно о скорости заряжания, а не о скорострельности. Время между залпами неизбежно будет больше, по­скольку в ходе опытов зарядник подни­мался без снаряда и полузарядов, а при­бойник работал вхолостую. А самое глав­ное — не учитывалось время, необходи­мое на вертикальное наведение (ведь заряжание орудий производилось в фик­сированном — строго горизонтальном — положении стволов), откат, накат и вы­стрел. (Мы столь подробно остановились на рассмотрении работы башенных уста­новок потому, что реальная скорострель­ность будет играть важную роль в бата­лиях русско-японской войны.)

Любопытной особенностью башен «Ретвизана» стал тип ручного привода их вращения. Он состоял из ручных лебедок, установленных не внутри, а снаружи под­башенных помещений на жилой палубе и верхней платформе. Крутящий момент от лебедок передавался с помощью цепей. Ранее подобная схема вспомогательного привода применялась на «Пересвете».

От «Пересвета» достались «Ретвизану» и размеры броневых дверей башен — 1,22x0,69м.

Противоминная артиллерия — 152-мм и 75-мм пушки системы Канэ — изготав­ливалась на Обуховском заводе и была отправлена в США в конце 1899 года на пароходе «Владимир Савин». Восемь 152-мм пушек устанавливались на бата­рейной палубе в бронированных спонсонах; еще четыре — в таких же спонсонах палубой выше. Все орудия оснащались по­лукруглыми 51 -мм броневыми щитами, что обеспечивало 6-дюймовой артиллерии хорошую защиту. А вот у 75-мм пушек ка­кая-либо защита отсутствовала. Шесть таких орудий располагались в спонсонах на верхней палубе в районе миделя, ос­тальные 14 —на батарейной палубе за пределами бронированного каземата.

47-мм пушки Гочкиса, также произ­водства Обуховского завода, размеща­лись в носовой части спардека (2 шт.), на нижних ярусах носового и кормового мостиков (2 шт.) и боевых марсах (по 4 шт). Одноствольные 37-мм пушки Гоч­киса устанавливались на верхнем ярусе носового мостика — по три на каждом крыле. При необходимости их можно было снять и перенести на паровые ка­тера. Для 64-мм десантных пушек Бара­новского имелись как колесные лафеты, так и неподвижные станки, расположен­ные в кормовой части спардека. Штат­ное место двух пулеметов «максим» — коечные сетки верхнего яруса кормово­го мостика.

Угол обстрела 305-мм башен составлял 260°, 152-мм орудий в казематах на бата­рейной и верхней палубах — соответствен­но 120° и 122°. Боезапас для 305-мм, 152-мм и 75-мм пушек — по 76, 199 и 325 выстрелов на один ствол соответ­ственно.

Система управления стрельбой была смонтирована по прибытии «Ретвизана» в Россию. Она включала в себя один даль­номер Барра и Струда и пять микромет­ров Люжоля, позволявших определять расстояния по углу к известной вертикаль­ной величине цели (например, высоте мачт). Замеренная дистанция с микромет­ров поступала в боевую рубку на главный дальномерный циферблат, где артилле­рийский офицер выставлял на дающем циферблате ту дистанцию, какую он счи­тал наиболее вероятной. Там же, в бое­вой рубке, находился боевой указатель, определяющий курсовой угол цели, и сна­рядный циферблат, указывающий тип снаряда. Вся эта информация с помощью синхронной электрической связи посту­пала на принимающие циферблаты в баш­нях, батареях и погребах.

Недостатками этой системы являлись ограниченная дальность действия (до 40 кбт) и слабая защита от короткого за­мыкания. Так, во время боя в Желтом море 28 июля 1904 года в результате по­падания японского снаряда в амбразуру носовой башни на «Ретвизане» вышли из строя все циферблаты левого борта, а затем, после очередного взрыва снаря­да и замыкания — и правого. Вследствие чего оставался единственный способ передачи информации — шустрый орди­нарец, перебегавший от боевой рубки к наводчикам орудий...

Забегая вперед, заметим, что эффек­тивность артиллерийского огня зависела, прежде всего, от уровня подготовки ко­мендоров. Увы, здесь Российскому фло­ту хвастаться было нечем. Наводчики, как писал впоследствии Э.Н.Щенснович, в силу недостаточной образованности, за­частую не понимали десятичных дробей и не могли правильно пользоваться таб­лицами стрельбы. Уже после начала рус­ско-японской войны, в Порт-Артуре, офицер «Ретвизана» лейтенант К.Кетлинский сконструировал прибор для практическо­го обучения комендоров. Его идея заклю­чалась в том, что непосредственно перед орудием устанавливался щит, изобража­ющий цель, а к стволу орудия крепились электромагнит и шпилька, делающая укол в щите при замыкании контакта после прицеливания. К сожалению, этот прибор был изготовлен в единственном экзем­пляре и оказать серьезного влияния на уровень подготовки «ретвизановских» ар­тиллеристов не мог.