Судовые устройства и системы

 

Рулевое устройство «Ретвизана» — винтовые системы Дэвиса с электриче­ским, паровым и ручным приводами и ука­зателями положения руля. Механическое управление рулем осуществлялось из боевой рубки, ручное (аварийное)— из румпельного отделения.

Якорное устройство включало в себя паровой брашпиль, установленный на ба­тарейной палубе, и два шпиля на верхней палубе — паровой (в носу) и электричес­кий (в корме). Якоря Холла — три рабочих и один запасной — заказывались в Англии. С наружной стороны бортов по-походно­му крепились четыре верпа. Укладка яко­рей осуществлялась с помощью установ­ленного на баке крана-крамбола. Помимо двух рабочих якорных цепей длиной по 320 м имелась одна запасная (213 м).

Штатное противоторпедное огражде­ние включало в себя стальную сеть и 22 шеста-выстрела — по 11 с каждого бор­та. В походном положении шесты укла­дывались в нос.

Броненосец оснащался целой флоти­лией плавсредств: по техзаданию их до­лжно было быть 14, фактически же, судя по отчетным чертежам и фотографи­ям, — 18 единиц. Самыми крупными из шлюпок были 56-футовые минные кате­ра (2 шт.). Они имели длину корпуса 17,08 м (по другим данным — 18 м), ши­рину 2,97 м, водоизмещение 18 т и мог­ли развивать скорость 12,5 узла. Воору­жение каждого из них составлял один 380-мм торпедный аппарат; могли уста­навливаться также 47-мм пушка и пуле­мет. Кроме того, на спардеке находилось еще два так называемых «метательных» паровых катера. Эти 40-футовые суда имели длину 12,2 м, ширину 2,82 м, во­доизмещение 11,7 т и скорость 9,5 узла.

Вооружение — один аппарат для стрель­бы метательными минами; его можно было установить либо на носу, либо на корме. Остальные шлюпки являлись греб­ными, особенностью их было то, что они изготавливались из стали по обводам стандартных деревянных аналогов, при­нятых в русском флоте. Гребной комплект состоял из двух 20-весельных баркасов длиной по 11,7 м, двух 16-весельных ра­бочих катеров длиной по 11,13 м, четы­рех 14-весельных катеров, двух 12-весельных вельботов, двух 8-весельных и двух 6-весельных ялов. Для спуска и подъ­ема всех шлюпок, располагавшихся на спардеке, имелись два мощных электри­ческих крана с вылетом стрелы около 8 м. Среди внедренных на «Ретвизане» технических новинок — телефонная связь и система звонковой сигнализации. А вот радиостанции поначалу не было: ее уста­новили в 1902 году уже в Кронштадте. Впрочем, именно так и было предусмот­рено контрактом.