Экипаж

 

По штату экипаж «Ретвизана» насчи­тывал 28 офицеров и 722 нижних чина. Фактическая численность команды в ян­варе 1904 года составляла 743 человека.

Броненосцу изначально отводилась роль флагманского корабля, поэтому всю кормовую часть батарейной палу­бы занимали обширные адмиральские помещения — спальня, салон, роскош­ный зал заседаний. Там же размеща­лись каюты для офицеров штаба. Со­ответственно кают-компания, каюты ко­мандира и офицеров корабля находи­лись под ними, на жилой палубе. В це­лом помещения для экипажа отлича­лись хорошей планировкой и продуман­ностью. Они обеспечивали вполне ком­фортные условия проживания, хотя в них преобладала рациональность. Так, вся мебель была изготовлена из метал­ла — для русского флота это выгляде­ло необычно.

Важным нововведением стало нали­чие двух прекрасно оборудованных ла­заретов. Оба располагались на жилой палубе: походный — по левому борту в носу, боевой — по правому, в районе но­совой башни, за броневым поясом. Раз­мещение лазарета внутри броневой ци­тадели в отечественном флоте было при­менено впервые.

Традиционно высокий стандарт бы­товых условий в американском флоте нашел свое отражение и в проекте «Ретвизана». Прибывших на его борт русских моряков приятно удивили раз­ные мелочи — например, обилие душе­вых для кочегаров, просторная прачеч­ная, наличие всевозможных облегчаю­щих труд приспособлений. Чего только стоит электрическая тестомешалка на камбузе — нашим кокам подобные вещи на кораблях отечественной постройки и не снились!