Филадельфия — Кронштадт — Порт-Артур
Двухнедельный переход через Атлантику начался 30 апреля 1902 года, когда «Ретвизан», дав прощальный салют, навсегда покинул американские берега.
Первое плавание прошло вполне успешно, и 13 мая корабль стал на якорь во французском порту Шербур. Пополнив запасы и дав команде отдохнуть, капитан 1 ранга Э.Н. Щенснович 27 мая вывел броненосец в море и взял курс на Балтику.
1 июня в 11.15 произошло ЧП, омрачившее предстоящую встречу с родиной. При попытке развить полный ход в одном из котлов лопнула трубка, горячим паром обожгло шестерых кочегаров. Трое из них—И.Кочергин, Т.Раменко и И.Корсаков — впоследствии скончались. Комиссия МТК, расследовавшая причины аварии, пришла к выводу, что неудачная конструкция трубок в котлах Никлосса не исключает повторения подобных случаев в будущем.
После «высочайшего» смотра, состоявшегося 18 июня на Кронштадтском рейде, «Ретвизан» прошел докование и вместе с только что построенным броненосцем «Победа» отправился в Ревель для участия в грандиозном параде в честь встречи русского и германского императоров. Это мероприятие проводилось с невиданным доселе размахом. На Ревельском рейде собрались практически все имевшиеся на Балтике русские корабли. «Гвоздем программы» был, конечно же, «Ретвизан». Николай II, зная о любви кайзера к флоту, старался поразить воображение своего кузена новейшими кораблями. Трудно сказать, насколько это ему удалось, но Вильгельм II покинул Ревель на яхте «Гогенцоллерн», подняв на прощание заносчивый (и весьма двусмысленный) сигнал: «Адмирал Атлантического океана приветствует адмирала Тихого океана». Прозрачный намек на раздел сфер влияния как бы подталкивал Россию на противоборство с Японией. Но увы: через три года оснований считаться «адмиралом Тихого океана» у Николая II уже не было...
До конца лета на «Ретвизане» проводились различные работы по доводке механизмов, испытывались и осваивались многочисленные технические новшества. Корабль оснастили радиостанцией (по тогдашней терминологии — беспроволочным телеграфом). 29 августа был проведен важный опыт: впервые в истории отечественного флота удалось осуществить погрузку угля на ходу в открытом море. «Ретвизан» шел 5-узловым ходом; в 120 м позади с такой же скоростью следовал переоборудованный в угольщик старый крейсер «Азия». Оба судна соединили канатным транспортером системы Лайджервуда-Миллера с четырьмя угольными корзинами общей грузоподъемностью 635 кг. Подобная система, разработанная американским инженером С.Миллером совместно с заводом «Лайджервуд Уоркс» в Бруклине, уже была опробована в США, но в Европе испытывалась впервые (Второй страной после США, осуществившей погрузку угля на ходу, стала Англия. В феврале 1902 года броненосец «Трафальгар» а открытом море принял 1200 т угля. Однако используемая англичанами система передачи топлива была довольно примитивна, и к тому же пароход-угольщик не шел своим ходом, а буксировался броненосцем, как обычная баржа).
В ходе эксперимента удалось достичь производительности 37 т угля в час. В целом система Лайджервуда-Миллера показала себя вполне работоспособной, и впоследствии ею оснастили большую часть кораблей Второй Тихоокеанской эскадры.
В сентябре провели торпедные и артиллерийские стрельбы. Из носовой башни «Ретвизана» сделали три залпа, после чего тщательно обмерили все подбашенные помещения, но деформаций или проседания палуб, к счастью, не обнаружили. Из кормовой башни сделали подряд пять залпов, пытаясь определить максимально возможную практическую скорострельность.
Тем временем обстановка на Дальнем Востоке продолжала обостряться. Япония заключила союз с Англией и стремительно наращивала военную мощь. В ответ для усиления русской Тихоокеанской эскадры было решено направить сильный отряд кораблей в составе броненосцев «Ретвизан», «Победа», крейсеров «Богатырь», «Диана» и «Паллада»; в пути к ним должны были присоединиться «Аскольд», «Новик», «Боярин» и семь миноносцев. 21 сентября командующий отрядом контр-адмирал Э.А.Штакельберг поднял на «Ретвизане» свой флаг. Броненосец перешел в Либаву, откуда весь отряд, осененный «высочайшим» напутствием, 31 октября отправился на Дальний Восток.
Посетив Портленд, Виго (Испания) и Алжир, русские корабли прибыли в греческий порт Пирей, где встретили новый, 1903 год. Три недели отдыха в гостеприимной Греции (а в то время королевой эллинов была благоволившая флоту великая княгиня Ольга Константиновна Романова, внучка Николая I) — и снова в путь. Переход по маршруту Пирей — Порт-Саид — Аден — Коломбо — Сингапур — Нагасаки — Порт-Артур занял три месяца. Для флагманского «Ретвизана» он прошел вполне благополучно: никаких мало-мальских серьезных поломок в его механизмах не наблюдалось, чего не скажешь о других кораблях. «Победу» из-за необходимости ремонта котлов пришлось оставить в Пирее, позже по тем или иным причинам от отряда отделились и другие суда. В итоге 21 апреля на внешнем рейде Порт-Артура бросили якорь лишь два корабля — «Ретвизан» и «Паллада». Остальные прибыли поодиночке несколько позже.
Уже на следующий день броненосец в составе эскадры под командованием вице-адмирала О.В. Старка перешел в бухту Даляньвань (тогда ее обычно называли Талиенванской) для участия в крупномасштабных маневрах. Русские корабли совершали эволюции, проводили учебные стрельбы, ставили мины с плотиков. На маневрах присутствовал военный министр генерал А.Н.Куропаткин, прибывший с инспекцией в Порт-Артур и Дальний.
В августе 1903 года «Ретвизан» вместе с другими кораблями эскадры совершил переход во Владивосток. Там все броненосцы прошли докование, поскольку имевшийся в Порт-Артуре сухой док мог вмещать только крейсера. У «Ретвизана» заново покрасили подводную часть корпуса, а вскоре провели учебные стрельбы минами Уайтхеда. Кстати, пока в доке находился флагманский «Петропавловск», командующий эскадрой О.В.Старк поднял флаг на «Ретвизане» — просторные адмиральские помещения пришлись ему по вкусу.
По возвращении в Порт-Артур корабли эскадры перекрасили из белого в боевой серо-оливковый цвет. В сентябре «Ретвизан» вновь перешел в бухту Даляньвань для участия в маневрах. В ходе учений отрабатывали перестроение из одной или двух колонн в строй фронта; стоя на якоре, отражали атаки минных катеров и даже высаживали десант в бухте Керр. Успешно выполнив намеченную программу, броненосец вернулся в Порт-Артур и в конце октября был выведен в вооруженный резерв.