Филадельфия — Кронштадт — Порт-Артур

 

Двухнедельный переход через Атлан­тику начался 30 апреля 1902 года, когда «Ретвизан», дав прощальный салют, на­всегда покинул американские берега.

Первое плавание прошло вполне ус­пешно, и 13 мая корабль стал на якорь во французском порту Шербур. Пополнив запасы и дав команде отдохнуть, капитан 1 ранга Э.Н. Щенснович 27 мая вывел бро­неносец в море и взял курс на Балтику.

1 июня в 11.15 произошло ЧП, омра­чившее предстоящую встречу с родиной. При попытке развить полный ход в одном из котлов лопнула трубка, горячим паром обожгло шестерых кочегаров. Трое из них—И.Кочергин, Т.Раменко и И.Корса­ков — впоследствии скончались. Комиссия МТК, расследовавшая причины аварии, пришла к выводу, что неудачная конструк­ция трубок в котлах Никлосса не исключа­ет повторения подобных случаев в буду­щем.

После «высочайшего» смотра, состоя­вшегося 18 июня на Кронштадтском рейде, «Ретвизан» прошел докование и вместе с только что построенным броненосцем «По­беда» отправился в Ревель для участия в грандиозном параде в честь встречи рус­ского и германского императоров. Это мероприятие проводилось с невиданным доселе размахом. На Ревельском рейде собрались практически все имевшиеся на Балтике русские корабли. «Гвоздем про­граммы» был, конечно же, «Ретвизан». Николай II, зная о любви кайзера к флоту, старался поразить воображение своего кузена новейшими кораблями. Трудно ска­зать, насколько это ему удалось, но Виль­гельм II покинул Ревель на яхте «Гогенцоллерн», подняв на прощание заносчивый (и весьма двусмысленный) сигнал: «Адмирал Атлантического океана приветствует адми­рала Тихого океана». Прозрачный намек на раздел сфер влияния как бы подталки­вал Россию на противоборство с Японией. Но увы: через три года оснований считать­ся «адмиралом Тихого океана» у Николая II уже не было...

До конца лета на «Ретвизане» прово­дились различные работы по доводке ме­ханизмов, испытывались и осваивались многочисленные технические новшества. Корабль оснастили радиостанцией (по тогдашней терминологии — беспроволочным телеграфом). 29 августа был проведен важный опыт: впервые в истории отечест­венного флота удалось осуществить по­грузку угля на ходу в открытом море. «Рет­визан» шел 5-узловым ходом; в 120 м по­зади с такой же скоростью следовал пе­реоборудованный в угольщик старый крей­сер «Азия». Оба судна соединили канат­ным транспортером системы Лайджервуда-Миллера с четырьмя угольными корзи­нами общей грузоподъемностью 635 кг. Подобная система, разработанная амери­канским инженером С.Миллером совмест­но с заводом «Лайджервуд Уоркс» в Брук­лине, уже была опробована в США, но в Европе испытывалась впервые (Второй страной после США, осуществившей по­грузку угля на ходу, стала Англия. В феврале 1902 года броненосец «Трафальгар» а открытом море принял 1200 т угля. Однако используемая англи­чанами система передачи топлива была довольно примитивна, и к тому же пароход-угольщик не шел своим ходом, а буксировался броненосцем, как обычная баржа).

В ходе эксперимента удалось достичь производительности 37 т угля в час. В це­лом система Лайджервуда-Миллера пока­зала себя вполне работоспособной, и впоследствии ею оснастили большую часть кораблей Второй Тихоокеанской эс­кадры.

В сентябре провели торпедные и ар­тиллерийские стрельбы. Из носовой баш­ни «Ретвизана» сделали три залпа, после чего тщательно обмерили все подбашен­ные помещения, но деформаций или про­седания палуб, к счастью, не обнаружили. Из кормовой башни сделали подряд пять залпов, пытаясь определить максимально возможную практическую скорострель­ность.

Тем временем обстановка на Дальнем Востоке продолжала обостряться. Япония заключила союз с Англией и стремитель­но наращивала военную мощь. В ответ для усиления русской Тихоокеанской эскадры было решено направить сильный отряд кораблей в составе броненосцев «Ретвизан», «Победа», крейсеров «Богатырь», «Диана» и «Паллада»; в пути к ним долж­ны были присоединиться «Аскольд», «Но­вик», «Боярин» и семь миноносцев. 21 сентября командующий отрядом контр-адмирал Э.А.Штакельберг поднял на «Ретвизане» свой флаг. Броненосец перешел в Либаву, откуда весь отряд, осененный «высочайшим» напутствием, 31 октября отправился на Дальний Восток.

Посетив Портленд, Виго (Испания) и Алжир, русские корабли прибыли в гре­ческий порт Пирей, где встретили новый, 1903 год. Три недели отдыха в гостепри­имной Греции (а в то время королевой эллинов была благоволившая флоту вели­кая княгиня Ольга Константиновна Рома­нова, внучка Николая I) — и снова в путь. Переход по маршруту Пирей — Порт-Саид — Аден — Коломбо — Сингапур — На­гасаки — Порт-Артур занял три месяца. Для флагманского «Ретвизана» он прошел вполне благополучно: никаких мало-мальских серьезных поломок в его механизмах не наблюдалось, чего не скажешь о дру­гих кораблях. «Победу» из-за необходи­мости ремонта котлов пришлось оставить в Пирее, позже по тем или иным причи­нам от отряда отделились и другие суда. В итоге 21 апреля на внешнем рейде Порт-Артура бросили якорь лишь два корабля — «Ретвизан» и «Паллада». Остальные при­были поодиночке несколько позже.

Уже на следующий день броненосец в составе эскадры под командованием вице-адмирала О.В. Старка перешел в бухту Даляньвань (тогда ее обычно называли Талиенванской) для участия в крупномас­штабных маневрах. Русские корабли со­вершали эволюции, проводили учебные стрельбы, ставили мины с плотиков. На маневрах присутствовал военный министр генерал А.Н.Куропаткин, прибывший с инспекцией в Порт-Артур и Дальний.

В августе 1903 года «Ретвизан» вместе с другими кораблями эскадры совершил переход во Владивосток. Там все броне­носцы прошли докование, поскольку име­вшийся в Порт-Артуре сухой док мог вме­щать только крейсера. У «Ретвизана» за­ново покрасили подводную часть корпуса, а вскоре провели учебные стрельбы мина­ми Уайтхеда. Кстати, пока в доке находил­ся флагманский «Петропавловск», коман­дующий эскадрой О.В.Старк поднял флаг на «Ретвизане» — просторные адмираль­ские помещения пришлись ему по вкусу.

По возвращении в Порт-Артур корабли эскадры перекрасили из белого в боевой серо-оливковый цвет. В сентябре «Ретви­зан» вновь перешел в бухту Даляньвань для участия в маневрах. В ходе учений отраба­тывали перестроение из одной или двух колонн в строй фронта; стоя на якоре, от­ражали атаки минных катеров и даже вы­саживали десант в бухте Керр. Успешно выполнив намеченную программу, броне­носец вернулся в Порт-Артур и в конце ок­тября был выведен в вооруженный резерв.