Ловушка для флота
Несостоявшийся прорыв и гибель командующего подействовали на моряков удручающе. Даже, безусловно, храбрые, отлично зарекомендовавшие себя офицеры—такие как Э.Н.Щенснович и командир «Баяна» Р.Н.Вирен — теперь не верили в способность флота нанести какой-либо урон неприятелю на море и призывали к разоружению кораблей для усиления сухопутной обороны. На совещании флагманов и командиров, созванном контр-адмиралом Ухтомским 6 августа, против этой точки зрения пытался протестовать только капитан 1 ранга Н.О.Эссен, но его голос не был услышан. Каждому из крупных кораблей поручили взять «шефство» над участком обороны Порт-Артура; «Ретвизану», в частности, достался восточный район от бухты Тахэ до батареи «литеры Б».
Пока морское командование неторопливо обсуждало роль флота в сложившихся условиях, инженеры и рабочие-судоремонтники под руководством Н.Н.Кутейникова трудились не покладая рук, по-прежнему продолжая творить чудеса. Невзирая на ежедневные артобстрелы и острейшую нехватку материалов, им всего за неделю удалось исправить наиболее тяжелые повреждения кораблей, полученные в бою 28 июля. А полностью ремонтные работы были закончены к началу сентября.
На «Ретвизане» начали с заделки подводной пробоины, полученной накануне боя. В этот раз удалось обойтись без кессона: вместо него изготовили относительно небольшой деревянный ящик с уплотнениями из парусины и с помощью водолазов закрыли им снаружи временную заделку. Потом откачали из отсеков воду, и все дальнейшие работы велись изнутри корпуса. Стальной лист, закрывавший пробоину, заменили на новый, большего размера, толщиной 13 мм. Чтобы его надежно закрепить, в нем сделали эллиптическое отверстие, через которое затягивали установленные по периметру болты. Затем отверстие закрыли крышкой на резиновой подкладке, после чего ящик убрали. А для большей прочности с внутренней стороны заделку залили толстым слоем цемента.
Но парадокс заключался в том, что одновременно с восстановлением кораблей эскадры шло их разоружение. Пушки вместе с прислугой передавались на сухопутный фронт, из матросов формировались десантные отряды. Хотя «Ретвизана» это коснулось в меньшей степени (до сентября артиллерия с него не снималась), но все равно боеспособность броненосца падала — главным образом за счет резкого сокращения экипажа. На батареи и прожекторные посты отведенного ему участка обороны ушел 171 человек; 8 августа из «ретвизановцев» была образована десантная рота в составе 206 нижних чинов под командованием лейтенанта Пущина, находившаяся в резерве во время ожесточенного штурма крепости японскими войсками.
Основной (а фактически — единственной) боевой задачей крупных кораблей стала огневая поддержка сухопутного фронта. Активно участвовал в этом и «Ретвизан». С 4 по 23 августа он провел 14 стрельб, неоднократно заставляя замолчать вражеские батареи. Об интенсивности его огня можно судить по следующим цифрам: только за 5 дней (с 8 по 12 августа) броненосец выпустил по японцам 27 305-мм и 252 152-мм снаряда. При этом сам он, несмотря на регулярные бомбардировки бухты, никаких повреждений не получил.
23 августа была получена телеграмма от наместника Алексеева, согласно которой порт-артурская эскадра теперь переименовывалась в Отдельный отряд броненосцев и крейсеров 1 ранга, и ее командующим назначался капитан 1 ранга Р.Н.Вирен. Контр-адмирал князь Ухтомский отзывался в штаб наместника в Мукден. Далее следовали инструкции о немедленном выходе в море для прорыва во Владивосток. Увы, новый командующий, вскоре произведенный в контр-адмиралы, продолжал ту же политику, что и оба его предшественника. Разоружение кораблей продолжалось, а в адрес главнокомандующего направлялись пространные донесения о невозможности прорыва морской блокады...
Второй акт порт-артурской трагедии начался 19 сентября 1904 года. В этот день на стоявшие в гавани корабли обрушились 280-мм снаряды тяжелых осадных гаубиц. Японцы корректировали их огонь с захваченной 7 сентября Длинной горы, откуда хорошо просматривался не только Восточный, но и Западный бассейн осажденного порта. Девять снарядов попали в «Пересвет», и стало ясно, что теперь гибель эскадры — это лишь вопрос времени.
Бомбардировки проводились ежедневно. Особенно сильный обстрел гавани начался 25 сентября, что вынудило державшего флаг на «Ретвизане» контр-адмирала Вирена сняться с якоря, перейти на внешний рейд и укрыться за Тигровым полуостровом. К тому времени «Ретвизан», получивший попадания всего двух 280-мм снарядов, считался наиболее боеспособной единицей отряда. Но его выход из бухты тотчас же был замечен неприятелем. С заходом солнца броненосец вернулся на внутренний рейд. И весьма своевременно: всю ночь между Тигровым полуостровом и Золотой горой рыскали японские миноносцы, посланные на охоту за русским флагманом...
В целом «Ретвизану» относительно везло: за период с 26 сентября по 18 октября в него попало четыре 280-мм и три 120-мм снаряда, не причинивших особых повреждений. Самые неприятные последствия мог вызвать один из трех 280-мм снарядов, угодивших в броненосец 8 октября: он пробил борт в районе ватерлинии между 49-м и 50-м шпангоутами и застрял в угольной яме, к счастью, не взорвавшись. «Ретвизан» регулярно вел и ответную стрельбу по японским батареям и скоплениям войск, но она день ото дня становилась все более редкой: сказывалась нехватка боеприпасов.
В ноябре ожесточенные бои разгорелись вокруг стратегически важной Высокой горы. В ее обороне активно участвовали и моряки с «Ретвизана». Больше недели защитники крепости отражали непрерывные атаки японцев. В конце концов силы оборонявшихся иссякли. 22 ноября противник захватил обе вершины горы, с которой бухта была видна как на ладони. Немедленно там организовали корректировочный пост для тяжелых гаубиц. И уже в 10.30 начался расстрел остатков русской эскадры.
Главной мишенью осадочной артиллерии в тот день стал «Ретвизан». Броненосец находился в Западном бассейне, напротив железнодорожной станции. Его палуба была засыпана углем и шлаком, а сверху покрыта железными листами — таким образом надеялись защитить корабль от падавших под большим углом снарядов... Но это не помогло. Один за другим в неподвижный броненосец попало восемь 280-мм снарядов. Первый из них ударил в шканцы, пробил палубу и разорвался в каюте командира; взрывом искорежило переборки и отбило ствол у 75-мм орудия. Второй и третий попали в броневой пояс левого борта и не причинили вреда. Еще четыре снаряда разорвались на палубе и мостиках, осыпав корабль осколками, но не нанеся ему тяжелых повреждений. Самым неприятным оказалось седьмое по счету попадание — в подводную часть левого борта, а оттуда — в погреб № 6. К счастью, обошлось почти без потерь в личном составе: были ранены всего два человека — один матрос (тяжело) и командующий отрядом контр-адмирал Вирен (легко).
К сожалению, к тому времени командиры русских кораблей уже смирились с неминуемым падением крепости и на все махнули рукой. Только этим можно объяснить, что они допустили позорное затопление броненосцев и крейсеров в мелководной гавани, даже не попытавшись вывести их хотя бы на глубоководный внешний рейд. Единственным, кто увел вверенный ему корабль — броненосец «Севастополь» — в бухту Белый Волк, стал капитан 1 ранга Эссен. Позже «Севастополь» был затоплен на большой глубине и не достался врагу в качестве трофея. Увы, Щенснович не последовал примеру своего коллеги...
На следующее утро, 23 ноября, бомбардировка порт-артурской гавани возобновилась. Уже первые три 280-мм снаряда поразили левый борт «Ретвизана» ниже ватерлинии. В отсеки хлынула вода, начал нарастать крен... Борьба за живучесть велась довольно вяло, так как снаряды продолжали падать на броненосец. Один из них взорвался в 4-й кочегарке, выведя из строя единственные находившиеся под парами котлы. Другой поразил 6-й машинный погреб, выведя из строя пожарную помпу и разрушив прилегавшие к машинному отделению переборки. То там, то тут возникали пожары. Один снаряд попал в патронный погреб — к счастью, уже заполненный водой, что предотвратило детонацию боезапаса... Около 16.00 «Ретвизан» сел на грунт с креном на левый борт в 4°. Его якорь по каким-то соображениям был закреплен на берегу, и, как свидетельствует английский корреспондент Н.Сеппинг-Райт, «когда корабль погружался на дно, то своей тяжестью он потащил за собой якорь, который оставил глубокую борозду на твердой мостовой, устланной мелким щебнем».
Всего за этот роковой день в «Ретвизан» попало 20 японских снарядов: 14 280-мм и 6 150-мм. Из его экипажа один человек был убит и шестеро ранены.
В течение ночи команда свозила на берег вещи, боеприпасы и судовое имущество. В частности, удалось выгрузить все 152-мм и 75-мм снаряды, часть 47-мм и винтовочных патронов, некоторое количество 305-мм полузарядов. К утру работы были закончены, и капитан 1 ранга Щенснович приказал оставить корабль. 24 ноября командир порта контр-адмирал И.К.Григорович подписал приказ № 1978, согласно которому «Ретвизан» отныне считался «окончившим кампанию» и исключался из списков.
20 декабря 1904 года Порт-Артур пал. Малоприятная роль подписать акт о капитуляции от флота досталась капитану 1 ранга Щенсновичу — таков был приказ командующего уже несуществующим отрядом кораблей контр-адмирала Вирена. Накануне вечером моряки пытались уничтожить затопленные в бухте броненосцы. Несколько взрывов прогремело на «Ретвизане». В частности, они вывели из строя обе башни главного калибра, причем с кормовой была сорвана крыша.