Япония

 

Победа в войне с Россией вывела Японию в число ве­дущих морских держав. Претендуя на роль лидера на Дальнем Востоке, Страна восходящего солнца в 1907 году взяла курс на создание мощного флота, способного дей­ствовать на значительной части Тихого океана. Одно­временно началась кардинальная реконструкция судостро­ительной базы и заводов по производству артиллерии, брони и боеприпасов.

Исходя из опыта войны 1904 — 1905 годов, японские ад­миралы считали основной ударной силой броненосцы и броненосные крейсера, причем их численность в составе флота должна была быть одинаковой. Что касается такти­ки использования ВМС, то японцы достигли здесь опре­деленных успехов, и в некотором отношении даже пре­взошли своих учителей-англичан. В области же корабле­строительной политики ими было допущено множество ошибок. Так, строившиеся в 1906 — 1911 годах линкоры «Сацума», «Аки», броненосные крейсера типа «Цукуба» и «Ибуки», задуманные как сильнейшие в мире, в действи­тельности устарели еще до вступления в строй. Неудач­ными оказались и первые японские дредноуты типа «Кавачи». В результате огромные средства были просто вы­брошены на ветер.

Ситуация с «капитальными» кораблями изменилась лишь после заказа в Англии линейного крейсера «Конго». Восемь линкоров и линейных крейсеров с 14-дюймовой артиллерией, вошедшие в строй Японского Император­ского флота в 1913 — 1918 годах, позволили создать мощ­ное ударное соединение «4 — 4» (то есть 4 линкора плюс 4 линейных крейсера). Но японцы не остановились на этом и в 1917 году приступили к выполнению амбициозной про­граммы «8 — 8», предусматривавшей строительство 16 ги­гантских кораблей, вооруженных артиллерией калибром не менее 16 дюймов! Правда, из заложенных по этой про­грамме сверхдредноутов удалось закончить только два — «Нагато» и «Муцу», а постройку остальных перечеркнула Вашингтонская конференция 1922 года.

В Первую мировую войну Япония вступила 23 августа 1914 года на стороне Антанты. В первые месяцы войны японские ВМС осуществляли блокаду германской воен­но-морской базы Циндао, а также занимались поисками крейсера «Эмден» и кораблей эскадры адмирала Шпее. В дальнейшем они несли патрульную службу в тихоокеан­ских водах, а также эскортировали транспорты с австра­лийскими и новозеландскими войсками в Индийском оке­ане. В 1917 году японские корабли появились в Европе: на Средиземное море были переведены крейсера «Ниссин», «Акаси» 12 эсминцев (10-й, 11-и и 15-й дивизионы).

В целом участие ВМС Японии в Первой мировой вой­не было весьма ограниченным. От воздействия непри­ятельского оружия погибли всего три корабля — старый крейсер «Такачихо», эсминец «Сиротае» и миноносец № 33. Остальные потери (кстати, весьма существенные) флот понес из-за аварий, навигационных ошибок и не­счастных случаев.

Мировая война и гибель множества торговых судов всех европейских стран принесли огромную выгоду японскому судоходству. За семь лет тоннаж гражданских судов под флагом Страны восходящего солнца вырос почти вдвое: с 1,77 млн брт в 1914 году до 3,35 млн брт в 1921 году.