Линкоры и линейные крейсера
Линкоры типа «Исэ» — 2 ед.
«Исэ» Кав 10.5.1915/12.11.1916/15.12.1917-погиб 28.7.1945
«Хьюга» Миц 6.5.1915/27.1.1917/30.4.1918-погиб 24.7.1945
31 260/36 500 т, 205,8x28,7x8,8 м. ПТ -4, 24 ПК, 45 000 л.с.=23 уз. 4706 т уг.+1411 т нефти. Броня: пояс 305 — 102 мм, башни и барбеты 305 — 203 мм, палубы 55 — 34 мм, рубка 305 мм. Эк. 1360 чел. 12-356 мм/45, 20-140 мм/50, 4 — 76 мм зен., 6 ТА 533 мм.
Одни из самых больших и самых мощных кораблей, построенных в мире в годы Первой мировой войны. Проект разработан на базе линкора «Фусо»; главными отличиями стали иное расположение башен ГК (с целью обеспечения лучшей броневой защиты орудийных погребов, а также упрощения системы управления огнем), применение новых пушек СК и некоторые изменения в схеме бронирования. На испытаниях «Исэ» при водоизмещении 31 153 т и мощности в 56 498 л.с. развил скорость в 23,64 уз. Дальность плавания 14-узло-вым ходом составляла 9680 миль. В боевых действиях Первой мировой войны не участвовали. В дальнейшем неоднократно модернизировались, погибли в конце Второй мировой войны.
Линкоры типа «Фусо» — 2 ед.
«Фусо» Куре 11.3.1912/28.3.1914/18.11.1915-погиб 25.10.1944
«Ямасиро» Йоко 20.11.1913/3.11.1915/31.3.1917-погиб 25.10.1944
30 600/34 700 т, 202,7x28,7x8,7 м. ПТ-4, 24 ПК, 40 000 л.с.= 22,5 уз. 5022 т уг. + 1026 т нефти. Броня: пояс 305— 102 мм, башни и барбеты 305 — 203 мм, казематы 152 мм, палубы 76 — 30мм, рубка 305 мм. Эк. 1193 чел. 12-356 мм/45, 16 - 152 мм/50, 4-76 мм зен., 6 ТА 533 мм.
Спроектированы в Японии на базе линейного крейсера «Конго» с усиленной артиллерией, лучшей броневой защитой, но меньшей скоростью хода. На момент своего появления «Фусо» мог считаться крупнейшим и самым сильным линкором в мире. На испытаниях «Ямасиро» при водоизмещении 30 577 т и мощности 47 730 т развил скорость 23,3 уз.
Дальность плавания 14-узловым ходом составляла 8000 миль. После окончания Первой мировой войны оба корабля неоднократно модернизировались и были потоплены американским флотом в 1944 году в проливе Суригао.
Линейные крейсера типа «Конго» — 4 ед.
«Конго» Вик 17.1.1911/18.5.1912/16.8.1913-погиб 21.11.1944
«Хиэй» Йоко 4.11.1911/21.11.1912/4.8.1914- погиб 13.11.1942
«Харуна» Кав 16.3.1912/14.12.1913/19.4.1915 - погиб 28.7.1945
«Кирисима» Миц 17.3.1912/1.12.1913/19.4.1915 - погиб 15.11. 1942
27 500/32 200 т, 214,5x28x8,4 м. ПТ -4, 36 ПК, 64 000 л.с.=27,5 уз. 4000 т уг. + 1000 т нефти. Броня: пояс 203 — 76 мм, башни 229 мм, барбеты 254 мм, палубы 57 — 41 мм, рубка 254 мм. Эк. 1201 чел. 8 - 356 мм/45, 16-152 мм/50, 8-76 мм/40, 8 ТА 533 мм.
Этапные корабли для японского флота и судостроения; первые в мире сверхдредноуты, вооруженные 14-дюймовой артиллерией. Если предшествующие «капитальные» корабли ВМС Японии существенно уступали по боевым качествам своим английским, немецким и американским современникам, то линейные крейсера типа «Конго» в своем классе считались лучшими в мире. Головной корабль строился в Англии, остальные три — на японских верфях, но по английскому проекту и при технической помощи британских фирм. На постройку каждого корабля ушло примерно по три года — учитывая их огромные размеры, это можно считать значительным успехом японской промышленности.
В процессе испытаний «Конго» при водоизмещении 27 580 т и мощности машин в 78 275 л.с. развил ход 27,54 узла. Дальность плавания 14-узловым ходом составляла 8000 миль.
В начале Первой мировой войны «Конго» участвовал в охоте за эскадрой адмирала Шпее. В дальнейшем англичане настаивали на отправке линейных крейсеров в Европу и даже предлагали выкупить их или взять в аренду, но японцы ответили категорическим отказом. В течение всей войны корабли типа «Конго» несли службу в тихоокеанских водах. Тем не менее, в 1917 году «Харуна» ухитрился получить боевые повреждения, подорвавшись на мине, выставленной немецким вспомогательным крейсером «Вольф».
В 1930-е годы линейные крейсера типа «Конго» были капитально реконструированы. Все они погибли в годы Второй мировой войны.
Линкоры типа «Кавачи» — 2 ед.
«Кавачи» Йоко 1.4.1909/15.10.1910/31.3.1912-погиб 12.7.1918
«Сетцу» Куре 18.1.1909/30.3.1911/1.7.1912 - искл. 1923
20 823/22 900 т, 160,6x25,7x8,2 м. ПТ -2, 16 ПК, 25 000 л.с.=20 уз. 2300 т уг.+400 т нефти. Броня: пояс 305— 102 мм, башни и барбеты до 280 мм, палуба 30 мм, рубка 254 мм. Эк. 999 чел. 4—305 мм/50, 8-305 мм/45, 10-152 мм/45, 8-120 мм/40, 12-76 мм/40, 4-76 мм/28, 5 ТА 457 мм.
Первые и единственные японские дредноуты с 12-дюймовой артиллерией. Проект разработан на базе линкора «Аки». Оказались неудачными — прежде всего, из-за странного решения разместить на корабле орудия ГК с разной длиной ствола, что сильно затрудняло управление огнем. В то же время сыграли немаловажную роль в становлении национального судостроения, поскольку 80% материалов и установленного на них оборудования было изготовлено в Японии. В частности, турбины для них по американской лицензии строились на заводе «Мицубиси».
Корабли несколько отличались друг от друга — в частности, «Сетцу» имел осадку 8,5 м и нормальное водоизмещение 21 443 т. «Кавачи» погиб в результате взрыва погребов боезапаса (затонул в течение 4 минут, погибло около 700 чел.). «Сетцу» разоружен в 1922 году согласно решению Вашингтонской конференции; официально исключен из состава флота 1.10.1923. В дальнейшем использовался в качестве радиоуправляемой мишени. Потоплен американской авиацией 24.7.1945.
Линкор «Аки» — 1 ед.
«Аки» Йоко 15.3.1906/15.4.1907/11.3.1911-искл. 1923
20 100/21 800 т, 150x25,5x8,4 м. ПТ - 2, 15 ПК, 24 000 л.с.=20 уз. 3000 т уг. + 172 т нефти. Броня: пояс 229 — 102 мм, башни 203 - 178 мм, барбеты 234 — 178 мм, палубы 76 — 50 мм, рубка 152 мм. Эк. 931 чел. 4 - 305 мм/45, 12 - 254 мм/45, 8 -152 мм/45, 12-76 мм/40, 4-76 мм/28, 5 ТА 457 мм.
Первый японский линкор с паротурбинной ЭУ, заказанной в США. По проекту предполагалось вооружить его 12-ю 305-мм орудиями, но ограниченные производственные возможности артиллерийского арсенала в Куре заставили применить морально устаревшую схему с пушками промежуточного (254-мм) калибра. На испытаниях корабль развил ход 20,25 уз. при мощности 27 740 л.с. Разоружен после Вашингтонской конференции, превращен в плавучую мишень и потоплен на учениях 2.9.1924.
Линкор «Сацума» — 1 ед.
«Сацума» Куре 15.5.1905/15.11.1906/25.3.1910 - искл. 1923
19 372/19 700 т, 146,9x25,4x8,4 м. ПМ -2, 20 ПК, 17 300 л.с.=18,25 уз. 2860 т уг.+377 т нефти. Броня: пояс 229 - 102 мм, башни 229— 178 мм, барбеты 234 — 178 мм, палубы 76 — 50 мм, рубка 152 мм. Эк. 887 чел. 4 - 305 мм/45, 12 - 254 мм/45, 12-120 мм/40, 4-76 мм/40, 4-76 мм/28, 5 ТА 457 мм.
Проект корабля разработан в годы русско-японской войны и предвосхитил появление «Дредноута»: независимо от англичан японцы пришли к концепции «all-big-gun». Первоначально линкор должен был нести 12 305-мм пушек в четырех двухорудийных и четырех одноорудийных башнях, однако из-за нехватки двенадцатидюймовых орудий пришлось в качестве промежуточного калибра установить десятидюймовки. «Сацума» стал первым линкором, построенным в Японии, хотя 61% его оборудования, механизмов и материалов были получены из-за границы (преимущественно из Англии). На испытаниях корабль развил скорость 18,95 узла при мощности машин в 18 507 л.с. Исключен из боевого состава флота 20.9.1923, переоборудован в плавучую мишень и потоплен на учениях 7.9.1924.
Линкоры типа «Касима» — 2 ед.
«Касима» Арм 29.2.1904/22.3.1905/23.5.1906-искл. 1922
«Катори» Вик 27.4.1904/4.7.1905/20.5.1906-искл. 1922
16400/17200т, 129,6x23,8x8,1 м.ПМ-2,20ПК, 16600 л.с.=18,5 уз. 1857т уг. Броня: пояс 229 —64мм, башни ГК 229мм, барбеты 305 - 127 мм, башни и барбеты СК 203 - 152 мм, палуба 76 - 50 мм, рубка 229 мм. Эк. 864 чел. 4 - 305 мм/45, 4 - 254 мм/45, 12 - 152 мм/45, 14 - 76 мм/40, 5 ТА 457 мм.
Строились в Англии, проект разработан на базе броненосца «Кинг Эдуард VII». Приведены ТТХ «Касимы», «Катори» немного отличался размерениями, мощностью механизмов и запасом угля (2007 т). На испытаниях «Катори» развил ход 20,22 уз. при мощности машин 18 500 л.с. В 1916 году на обоих линкорах установили по две зенитные пушки 76 мм/28 клб, а число орудий 76 мм/40 клб уменьшили до 10. Разоружены в апреле 1922 года и сданы на слом в 1924- 1925 годах.
Линкор «Микаса» — 1 ед.
«Микаса» Арм 24.1.1899/8.11.1900/1.3.1902- искл. 20.9.1923
15 362/16 000 т, 131,7x23,2x8,28м. ПМ - 2, 25 ПК, 16 000 л.с. = 18 уз. 700/1521 т уг. Броня: пояс 229— 102 мм, верхний пояс 152 мм, башни 254 — 203 мм, барбеты 356 — 203 мм, палуба 76 - 50 мм, рубка 356 мм. Эк. 830 чел. 4 - 305мм/45, 14 - 152 мм/45, 20 - 76 мм/40, 2-47 мм, 2 пул., 4 ТА 457 мм.
Лучший броненосец японского флота периода 1904 — 1905 годов и флагманский корабль адмирала Х.Того. Затонул 29.9.1905 в Сасебо в результате взрыва кормового погреба боезапаса. Поднят 7.8.1906, отремонтирован и перевооружен новыми орудиями ГК. Вновь введен в строй 24.8.1908. К началу Первой мировой войны устарел, но продолжал находиться в ранге линейного корабля до 1.9.1921, после чего переклассифицирован в судно береговой обороны 1 класса. 17.9.1921 сел на камни у о.Аскольд под Владивостоком, но был спасен и восстановлен. Исключен из списков флота в соответствии с Вашингтонским соглашением. В 1926— 1945 годах являлся плавучим музеем, позже заброшен и частично разобран. Реставрирован в 1960— 1961 годах и установлен на берегу (засыпан землей по ватерлинию). Сохраняется по сей день в качестве мемориала.
Линкор «Асахи» — 1 ед.
«Асахи» Дж Бр 1.8.1898/13.3.1899/31.7.1900 - погиб 25.5.1942
15 200/15 374 т, 129,6x22,9x8,3 м. ПМ -2, 25 ПК, 16 000 л.с.= 18 уз. 700/1549 т уг. Броня: пояс 229 — 102 мм, верхний пояс 152 мм, башни 254 - 203 мм, барбеты 356 - 203 мм, палуба 102 — 50 мм, рубка 356 мм. Эк. 830 чел. 4-305 мм/40, 14- 152 мм/40, 20-76 мм/40, 2-47 мм, 4 ТА 457 мм.
Активный участник русско-японской войны. Построен в Англии, конструктивно близок к броненосцу «Сикисима». К началу Первой мировой войны устарел и в 1914 году переклассифицирован в учебно-артиллерийский корабль. В 1923 году разоружен и переоборудован в спасательное судно для подводных лодок. Использовался в этом качестве до 1938 года, затем служил плавмастерской. Потоплен у берегов Вьетнама американской ПЛ «Сэлмон».
Линкор «Сикисима» — 1 ед.
«Сикисима» Темз 29.3.1897/1.11.1898/26.1.1900 - искл. 1923
14 850/15 453 т, 133,5x23x8,3 м. ПМ - 2, 25 ПК, 14 500 л.с. = 18 уз. 700/1722 т уг. Броня: пояс 229— 102 мм, верхний пояс 152 мм, башни 254 - 203 мм, барбеты 356 - 203 мм, палуба 102-50 мм, рубка 356 мм. Эк. 830 чел. 4-305 мм/40, 14-152 мм/40, 20-76 мм/40, 2-47 мм, 5 ТА 457 мм.
Конструктивно близок к «Асахи»; основные отличия — иные обводы корпуса и наличие трех дымовых труб. Однотипный «Хацусе» погиб 15.5.1904 на русской мине у Порт-Артура. К началу Первой мировой войны устарел, 1.9.1921 переклассифицирован в корабль береговой обороны, в следующем году разоружен. С 1923 года использовался в качестве транспорта, затем — блокшива. Сдан на слом в 1948 году.
Линкор «Хидзен» — 1 ед.
«Хидзен» Крамп 12.1898/23.10.1900/23.3.1902 - искл. 20.9.1923
12700т, 117,85x22x7,6м. ПМ - 2, 24 ПК, 16 000 л.с.= 18 уз. 1016/2000 т уг. Броня: пояс 229 — 51 мм, верхний пояс 152 мм, башни 229 мм, барбеты 203 мм, казематы 127 мм, палуба 76 — 51 мм, рубка 254. Эк. 791 чел. 4 — 305 мм/40, 12-152 мм/45, 14-76 мм/40, 2-47 мм, 2 пул., 2 ТА.
Бывший русский «Ретвизан», затопленный 6.12.1904 в Порт-Артуре. Захвачен в качестве трофея, поднят 22.9.1905, отремонтирован и введен в строй в ноябре 1908 года как «Хидзен». В начале Первой мировой войны участвовал в поисках эскадры адмирала Шпее. 1.9.1921 переклассифицирован в судно береговой обороны, в следующем году разоружен. После исключения из списков флота превращен в плавучую мишень и потоплен в учениях в июле 1924 года в проливе Бунго.
Линкор «Ивами» — 1 ед.
«Ивами» Гал 2.6.1900/19.7.1902/10.1904 - искл. 1.9.1922
13 500 т, 121x23,22x8 м. ПМ - 2, 20 ПК, 16 000 л.с. = 18 уз. 1250/2000 туг. Броня: пояс 194— 125 мм, верхний пояс 152 — 102 мм, башни 254 мм, палубы 51 — 32 + 43 мм, рубка 203 мм. Эк. 806 чел. 4 — 305 мм/40, 6 - 203 мм/45, 16 — 76 мм/40, 4 — 47 мм, 2 пул., 2 ТА 457 мм.
Бывший русский «Орел», захвачен 28.5.1905 после Цусимского боя. Капитально реконструирован: 152-мм башни заменены на одиночные 203-мм орудия в палубных установках, уменьшена высота труб, переделаны надстройки — в результате удалось ликвидировать перегрузку и повысить остойчивость. Вошел в строй в 1907 году как «Ивами». С 28.9.1914 по 1.11.1914 принимал участие в бомбардировке береговых укреплений германской крепости Циндао. 1.9.1921 переклассифицирован в судно береговой обороны, в апреле следующего года разоружен. После исключения из состава флота превращен в плавучую мишень и потоплен на учениях в июле 1924 года.