Легкие и бронепалубные крейсера
Легкие крейсера типа «Тенрю» — 2 ед.
«Тенрю» Йоко 17.5.1917/11.3.1918/20.11.1919- погиб 18.12.1942
«Тацута» Сас 24.7.1917/29.5.1918/31.3.1919 - погиб 13.3.1944
3948/4350 т, 142,9x12,3x4м. ПТ-3, 10 ПК, 51 000 л.с.=33 уз. 150 т уг.+ 920 т нефти. Броня: пояс 51 мм, палуба 25 мм. Эк. 327 чел. 4- 140 мм/50, 3 — 76 мм/40 зен., 6 ТА 533 мм.
Строились по программе 1916 года, но вошли в строй после окончания Первой мировой войны. Предназначались для использования в качестве лидеров эскадренных миноносцев, поэтому имели очень высокую скорость хода при весьма слабом артиллерийском вооружении. Впервые в японском флоте несли трехтрубные ТА. Оба корабля неоднократно модернизировались и были потоплены американскими ПЛ в годы Второй мировой войны.
На базе «Тенрю» был разработан проект более крупного и мощно вооруженного крейсера «Кума». В 1918— 1919 годах японцы заложили пять таких кораблей: «Кума», «Тама», «Китаками», «Ои» и «Кисо». Но все они вошли в строй после 1920 года.
Легкие крейсера типа «Тикума» — 3 ед.
«Тикума» Сас 1.4.1909/1.4.1911/17.5.1912 - искл. 1.4.1931
«Яхаги» Миц 20.6.1910/3.10.1911/27.7.1912-искл. 1.4.1940
«Хирадо» Кав 10.8.1910/29.6.1911/17.7.1912 - искл. 1.4.1940
4950/5040 т, 144,8x14,2x5,1 м. ПТ - 2, 16 ПК, 22 500 л.с.=26 уз. 1128 т уг.+ 300 т нефти. Броня: пояс 89 — 50 мм, палуба 57 — 38 мм, рубка 102 мм. Эк. 414 чел. 8-152 мм/45, 4 — 76 мм/40, 2 пул , 3 ТА 457 мм.
Первые японские (и одни из первых в мире) современные легкие крейсера с броневым поясом и паротурбинный ЭУ. Строились по программе 1907 года. На испытаниях «Яхаги» развил скорость 27,14 уз. при мощности 29 536 л.с., «Хирадо» — 26,79 уз. при 26 149 л.с. В 1914 году «Тикума» принимала участие в охоте за эскадрой адмирала Шпее, «Хирадо» в 1917 — 1918 годах совершил дальнее плавание, пройдя за 9 месяцев 26 000 миль. После исключения из боевого состава все три крейсера в течение некоторого времени использовались в качестве блокшивов.
Бронепалубный крейсер «Тоне» — 1 ед.
«Тоне» Сас 17.11.1905/24.10.1907/15.5.1910-искл. 1.4.1931
4113/4900Т, 113,8x14,4x5,1 м. ПМ - 2, 16 ПК, 15 000 л.с.=23 уз. 900 т уг. + 124 т нефти. Броня: палуба 76 — 38 мм, рубка 102 мм. Эк. 370 чел. 2— 152 мм/45, 10- 120 мм/40, 4-76 мм/40, 3 ТА 457 мм.
Первый японский крейсер, в котором предпочтение было отдано не боевым (вооружению и защите), а непосредственно крейсерским (мореходности и дальности плавания) качествам. «Тоне» мог пройти 7340 миль 10-узловым ходом. Он также впервые получил характерный клиперский форштевень, в дальнейшем ставший отличительной чертой многих японских кораблей. Первоначально на крейсере было установлено 12 120-мм орудий, по два из них сняли вскоре после его вступления в строй. По списании «Тоне» переоборудовали в плавучую мишень и в апреле 1933 года потопили авиабомбами на маневрах.
Бронепалубный крейсер «Отова» — 1 ед.
«Отова» Йоко 3.1.1903/2.11.1903/6.9.1904- погиб 25.7.1917
3000/3388 т, 103,88x12,62x4,8 м. ПМ-2, 10 ПК, 10 000 л.с. = 21 уз. 280/600 т уг. Броня: палуба 76 — 51 мм, рубка 102 мм. Эк.312 чел. 2-152 мм/45, 6-120 мм/40, 4 — 76 мм/40, 2 пул.
Улучшенный вариант крейсера типа «Цусима» с увеличенной мощностью ЭУ и более производительными котлами типа «Кампон». Быстро устарел, поскольку из-за малых размеров обладал недостаточной мореходностью и ограниченной дальностью плавания. Погиб у берегов Японии в результате кораблекрушения.
Бронепалубные крейсера типа «Цусима» — 2 ед.
«Цусима» Куре 1.10.1901/15.12.1902/14.2.1904-искл. 1936
«Нийтака» Йоко 7.1.1902/15.11.1902/27.1.1904 - погиб 26.8.1922
3366/3716 т, 104,1x13,4x4,9 м. ПМ - 2, 16 ПК, 9500 л.с.=20 уз. 280/600 т уг. Броня: палуба 63 — 37 мм, рубка 102 мм. Эк. 320 чел. 6-152 мм/45,10 - 76 мм/40,4-47 мм.
Бронепалубные крейсера 3 класса, строились по программе 1896 года. Проект разработан в Японии. Главный недостаток кораблей заключался в использовании неудачных котлов системы Никлосса, что заставило третий корабль («Отова») строить по измененному проекту.
К началу Первой мировой войны устарели, однако активно привлекались для патрульной и крейсерской службы. В частности, «Нийтака» только за два года прошла более 50 000 миль. Оба корабля 1.9.1921 переклассифицированы в суда береговой обороны 2 класса. «Нийтака» в 1922 году потерпела крушение у берегов Камчатки (погибло 284 человека). «Цусима» разоружена в 1930 году, списана в 1936-м и превращена в блокшив. Затоплена в 1944 году.
Бронепалубные крейсера типа «Касаги» — 2 ед.
«Касаги» Крамп 3.1897/20.1.1898/12.1898 - погиб 13.8.1916
«Читосэ» Юн 16.5.1897/23.1.1898/1.3.1899-искл. 6.7.1928
4992/6060 т, 122,47x14,9x6,3 м («Читосэ» 4760/5600 т, 120,4x15x6,04 м). ПМ - 2, 12 ПК, 15 000 л.с.=22,5 уз. 350/1000 т уг. Броня: палуба 114 — 45 мм, рубка 114 мм. Эк. 440 чел. 2 — 203 мм/40, 10-120 мм/40, 12 — 76 мм/40, 2 — 47 мм, 4 ТА 380 мм.
Строились в США по программе 1896 года. Проект разработан на базе крейсера «Такасаго» английской постройки. Несли мощное вооружение, но обладали недостаточной мореходностью. На испытаниях «Касаги» развил скорость 22,75 уз. при мощности 13 492 л.с. В 1910 — 1912 годах устаревшие цилиндрические котлы заменены на 12 новых системы Миябара. В годы Первой мировой войны «Касаги» служил учебным судном; в 1916 году он потерпел крушение в проливе Цугару. «Читосэ» разоружен в 1922 году, в 1928-м переоборудован в плавучую мишень. Потоплен на учениях в проливе Бунго 19.7.1931.
Бронепалубный крейсер «Сойя» — 1 ед.
«Сойя» Крамп 9.1898/19.10.1899/1.1901 -продан России 22.3.1916
6500/7200 т, 129,8x15,85x6,1 м. ПМ - 2, 30 ПК, 20 000 л.с.=23 уз. 770/1350 т уг. Броня: палуба 76 — 38 мм, рубка 152 мм. Эк. 580 чел. 12-152 мм/45, 10-76 мм/40, 4 пул., 2 ТА 457 мм.
Бывший русский крейсер «Варяг», захвачен в Чемульпо. Поднят 8.8.1905 и введен в строй в 1907 году под названием «Сойя». В марте 1916 года продан России вместе с «Сагами» и «Танго».
Бронепалубный крейсер «Цугару» — 1 ед.
«Цугару» Гал 7.1896/14.8.1899/1902-искл. 1922
6630 т, 126,8x16,76x6,4 м. ПМ - 3, 24 ПК, 11 600 л.с. = 19,5 уз. 800/1400 туг. Броня: палуба 63 - 38 мм, рубка 152 мм. Эк. 570 чел. 2-152 мм/50, 8-152 мм/45, 12 — 76 мм/40, 2 пул.
Бывшая русская «Паллада», захвачена 2.1.1905 в Порт-Артуре. Восстановлена и введена в строй в мае 1910 года. В 1913 году перевооружена. В годы Первой мировой войны служила учебным судном, в 1920 году переоборудована в минный заградитель (7— 152 мм, 300 мин). В 1922 году исключена из списков флота, затем использовалась в качестве плавучей мишени. Потоплена на учениях 27.5.1924.
Бронепалубные крейсера типа «Сума» — 2 ед.
«Сума» Йоко 8.1892/9.3.1895/12.1896-искл. 1923
«Акаси» Йоко 8.1894/18.12.1897/3.1899-искл. 1923
2650-2750 т, 93,3(вл)х12,2х4,6 м. ПМ - 2, 8 ПК («Акаси» 9 ПК), 8000 л.с.=19,5 уз. 200/600 т уг. Броня: палуба 51 - 25 мм, рубка 102 мм. Эк. 275 чел. 2—152 мм/40, 6—120 мм/40, 12 — 47 мм, 2 ТА 380 мм.
Устаревшие крейсера 3 класса, обладали плохой мореходностью и недостаточной остойчивостью. На «Суме» цилиндрические котлы в 1908 году заменены восемью системы Миябара, на «Акаси» в 1912 году —девятью системы Никлосса. Несмотря на очень скромные боевые характеристики, «Акаси» в апреле 1917 года перешел на Средиземное море и действовал совместно с англо-французским флотом. В 1922 году разоружены, в следующему году — списаны. «Сума» служила в качестве блокшива и была сдана на слом в 1928 году. «Акаси» использовался в качестве плавучей мишени и был потоплен авиационными торпедами в августе 1930 года.
Старые крейсера — 5 ед.
Из числа старых бронепалубных крейсеров 2 класса до Первой мировой войны дожили «Ицукусима», «Хасидате» (1889 — 1891 гг., 4270т, 16 уз., 1 -320 мм/38, 11 - 120 мм/38, 6 - 76 мм, 2 -47мм, 2 ТА 356 мм), «Акицусима» (1894г., 3170т, 19 уз., 4- 152 мм/40, 6- 120 мм/40, 10-47 мм, 2 ТА 356 мм) и «Такачихо» (1886 г., 3650т, 18 уз., 8- 152 мм/40, 2 - 57 мм, 2 пул.). Кроме того, в качестве судна береговой обороны 2 класса в списках значился бывший броненосный крейсер «Чиода» (1890 г., 2400 т, 19 уз., 10— 120 мм/40, 14 — 47 мм, 2 ТА 356 мм). «Ицукусима» и «Хасидате» служили в качестве учебных кораблей и были списаны соответственно в 1919 и 1923 годах. «Акицусима» исключена из боевого состава флота в 1921 году. «Такачихо» с 1907 года использовался в роли минного заградителя, 17.10.1914 он был потоплен немецким миноносцем S-90 в районе крепости Циндао. «Чиода» в 1920 году стала плавбазой, через два года она была списана и закончила жизнь плавучей мишенью: 5.8.1927 ее пустили ко дну новейшие тяжелые крейсера.