Эсминцы и миноносцы
Эсминцы типа «Таникадзе» — 2 ед.
«Кавакадзе» Йоко 1916/10.10.1917/11.1918 - искл. 1.4.1934
«Таникадзе» Майд 1917/20.7.1918/30.1.1919-искл. 1.4.1935
1300/1580 т, 102,3x8,8x2,75 м. ПТ-2, 4 ПК, 34 000 л.с.=37,5 уз. 380 т нефти. Эк. 128 чел. 3- 120 мм/45, 2 пул., 6 ТА 533 мм.
Улучшенный вариант эсминца «Исокадзе». Отличались от прототипа более мощной ЭУ с чисто нефтяными котлами и, соответственно, увеличенной скоростью хода. Число 120-мм орудий уменьшилось, зато калибр торпед возрос до 533 мм. Правда, в ходе модернизации носовой ТА демонтировали — за счет этого расширили площадку у орудия № 2 и тем самым увеличили углы его обстрела. В качестве блокшивов оба корабля дожили до Второй мировой войны.
Эсминцы типа «Момо» —10 ед.
1-я серия:
«Момо» Сас 1916/12.10.1916/23.12.1916-искл. 1940
«Каси» Майд 1916/1.12.1916/31.3.1917- погиб 10.10.1944
«Хиноки» Сас 1916/25.12.1916/31.3.1917-искл. 1940
«Янаги» Майд 1916/24.2.1917/5.5.1917 - искл. 1940
2-я серия:
«Эноки» Майд 1917/5.3.1918/30.4.1918-искл. 1938
«Кеяки» Сас 1917/15.1.1918/20.4.1918 - искл. 1932
«Кува» Куре 1917/23.2.1918/31.3.1918 - искл. 1932
«Цубаки» Куре 1917/23.2.1918/30.4.1918 - искл. 1932
«Маки» Сас 1917/28.12.1917/7.4.1918 - искл. 1932
«Нара» Йоко 1917/28.3.1918/30.4.1918 - искл. 1938
835/1080 т, 83,3x7,3x2,3 м (1-я серия) или 850/1100 т, 85,6x7,7x2,3 м (2-я серия). ПТ-2, 4 ПК, 16000 л.с. (2-я серия — 17500 л.с.) = 31,5 уз. 92 т уг.+212 т нефти. Эк. 110 чел. 3-120 мм/45, 2 пул., 6 ТА 457 мм.
Так называемые эсминцы 2 класса и первые японские суда, оснащенные ТЗА и трехтрубными ТА. В целом оказались весьма удачными и стали основоположниками большой серии кораблей, строившихся в 1920-е годы.
«Момо» «Каси», «Хиноки» и «Янаги» в 1917—1918 годах служили на Средиземном море; вернулись в Японию в феврале 1919 года. «Каси» в 1937 — 1943 годах находился в составе ВМС Маньчжоу-Го под названием «Хай-Вэй», затем был возвращен и позже потоплен американской палубной авиацией. «Эноки» и «Нара» в 1930 году переоборудованы в тральщики (сняты ТА и одно 120-мм орудие). Дольше всех просуществовал «Янаги»: после списания он служил в качестве блокшива и был сдан на слом только в 1947 году.
Эсминцы типа «Исокадзе» — 4 ед.
«Исокадзе» Куре 1916/5.10. 1916/28.2.1917 - искл. 1.4.1935
«Амацукадзе» Куре 1916/5.10.1916/14.4.1917 - искл. 1.4.1935
«Хамакадзе» Миц 1916/30.10.1916/28.3.1917 - искл. 1.4.1935
«Токицукадзе» Кав 1916/27.12.1916/31.5.1917 - искл.1.4.1935
1227/1570 т, 96,9x8,5x2,8 м. ПТ - 3, 5 ПК, 27 000 л.с.=34 уз. 147 т уг. + 297 т нефти. Эк. 128 чел. 4- 120 мм/40, 2 пул., 6 ТА 457 мм.
Проект разработан на базе эсминца «Умикадзе», отличались увеличенной мощностью механизмов и более сильным вооружением. В целом корабли оказались удачными; к их недостаткам следует отнести лишь сложность трехзальной ЭУ и применение устаревших 120-мм орудий английского образца.
«Токицукадзе» 25.3.1918 потерпел аварию у берегов о.Кюсю: разломился надвое и затонул, но был поднят, отремонтирован и вновь введен в строй в феврале 1920 года. После исключения из боевого состава три корабля разобрали на металл, а «Токицуказде» в течение долгого времени служил стационарным учебным судном. Его сдали на слом только 1.3.1948.
Эсминцы типа «Каба» — 10 ед.
«Каба» Йоко 1914/6.2. 1915/5.3. 1915-искл. 1931
«Каэде» Майд 1914/20.2.1915/25.3.1915 - искл.1931
«Касива» Миц 1914/14.2.1915/4.4.1915-искл.1931
«Мацу» Миц 1914/5.3.1915/6.4.1915-искл.1931
«Суги» Миц (И) 1914/16.2. 1915/7.4.1915 - искл.1931
«Кацура» Куре 1914/4.3. 1915/31.3.1915 - искл.1931
«Кири» Ура 1914/28.2. 1915/22.3.1915 - искл.1931
«Кусуноки» Кав 1914/5.3.1915/31.3.1915 - искл.1931
«Сакаки» Сас 1914/15.2. 1915/26.3.1915 - искл.1931
«Уме» Сас 1914/27.2.1915/31.3.1915 - искл.1931
665/850 т, 83,6x7,3x2,3 м. ПМ - 3, 4 ПК, 9500 л.с.=30 уз. 100 т уг. + 137 т нефти. Эк. 92 чел. 1-120 мм/40, 4-76 мм/40, 4 ТА 457 мм.
Эсминцы 2 класса, построены по Военной программе 1914 года. Проект разработан на базе эсминца «Сакура». Обладали ограниченными боевыми возможностями, однако отличались дешевизной и благодаря упрощенной конструкции были построены очень быстро. Последнее сподвигло французов заказать в Японии еще 12 аналогичных кораблей типа «Альжерьен» для собственного флота. Эти эсминцы стали первыми относительно крупными боевыми судами, построенными японскими фирмами на экспорт.
Эсминцы типа «Каба» — одни из немногих кораблей флота микадо, принявшие непосредственное участие в боевых действиях в годы Первой мировой войны. В марте — апреле 1917 года по просьбе союзников 10-й («Каэде», «Кацура», «Кусуноки», «Уме») и 11-й («Мацу», «Касива», «Сакаки» и «Суги») дивизионы эсминцев перешли на Средиземное море. Базируясь на Мальту и Корфу, они до конца войны несли патрульную и конвойную службу на Адриатике и в Ионическом море. 11.6.1917 «Сакаки» получил тяжелые повреждения от взрыва торпеды, выпущенной австрийской подлодкой И-27, но был отремонтирован и вновь введен в строй. Все корабли вернулись в Японию в конце 1919 года. В ноябре 1931 года их вместе со служившими в дальневосточных водах «Кабой» и «Кири» исключили из списков флота и сдали на слом.
Эсминцы типа «Сакура» — 2 ед.
«Сакура» Майд 1911/20.12.1911/21.5.1912 - искл.1931
«Татибана» Майд 1911/27.1.1912/25.6.1912 - искл.1931
605/830 т, 83,6x7,3x2,2 м. ПМ - 3, 5 ПК, 9500 л.с.=30 уз. 228 т уг.+ 30 т нефти. Эк. 92 чел. 1 — 120 мм/40, 4-76 мм/40, 4 ТА 457 мм.
Первые японские эсминцы 2 класса, созданы как альтернатива мощным, но очень дорогим кораблям типа «Умикадзе». Идея оправдала себя: несмотря на скромные боевые характеристики «Сакура» стала прототипом самой большой серии эсминцев, строившихся в Японии в годы Первой мировой войны (типа «Каба» и «Альжерьен»).
«Сакура» и «Татибана» служили в дальневосточных водах. Оба исключены из боевого состава в 1931 году и сданы на слом после 1933-го.
Эсминцы типа «Умикадзе» — 2 ед.
«Умикадзе» Майд 1909/10.10.1910/28.9.1911 - искл.1936
«Ямакадзе» Миц 1909/21.1.1911/21.10.1911 -искл.1936
1150/1500 т, 98,5x8,5x2,7 м. ПТ - 3, 8 ПК, 20 500 л.с.=33 уз. 250 т уг. + 178 т нефти. Эк. 140 чел. 2-120 мм/40, 5 -76 мм/ 40, 4 ТА 457 мм.
Первые океанские эсминцы нового поколения, построены по программе 1907 года. Строительство затянулось из-за задержки с поставкой турбин, изготавливавшихся заводом «Мицубиси» по лицензии фирмы «Парсонс». На момент создания были одними из сильнейших в мире, однако оказались слишком дорогими для крупносерийной постройки.
«Ямакадзе» отличался составом вооружения: он нес три однотрубных ТА (два по бортам между первой и второй дымовыми трубами и один в диаметральной плоскости в кормовой части).
В начале Первой мировой войны оба эсминца участвовали в поисках эскадры Шпее. В 1929 году их частично разоружили и переклассифицировали в эскадренные тральщики. Скорость кораблей при этом уменьшилась до 24 уз. Сразу же после списания они были сданы на слом.
Эсминец «Уракадзе» — 1 ед.
«Уракадзе» Яр 1913/16.2.1915/14.10.1915 - искл.1936
907/1085 т, 87,2x8,4x2,4 м. ПТ - 2, 3 ПК, 22 000 л.с.=30 уз. 248 т нефти. Эк. 120 чел. 1 — 120 мм/45, 4-76 мм/40, 4 ТА 533 мм.
Эсминцы «Уракадзе» и «Кавакадзе» заказаны в Англии в ноябре 1912 года. В их конструкции было применено много передовых решений: паротурбинная ЭУ с зубчатой передачей, чисто нефтяное отопление котлов. В составе их вооружения впервые появились 533-мм торпеды и современные 120-мм скорострельные пушки. Кроме того, по проекту их предполагалось оснастить дизелями экономического хода, которые, однако, так и не были установлены.
Когда оба корабля находились на стапелях, началась Первая мировая война, роковым образом повлиявшая на их судьбу. «Уракадзе» формально был укомплектован в октябре 1915 года, но английское правительство запретило передавать его заказчикам. Фактически эсминец прибыл в Японию только в 1919 году. Он служил до 1936 года, после чего использовался в качестве блокшива. 18.7.1945 он был потоплен американской авиацией в Йокосуке.
Однотипный «Кавакадзе» еще до завершения постройки был передан Италии. В годы Первой мировой войны он действовал на Адриатике под названием «Аудаче» (II).
Эсминцы типа «Сендан» — 2 ед.
«Сендан» Торн 1910/2.2.1911/1911 - искл. 1919
«Канран» ХЛ 1910/9.8.1910/7.3.1911 - искл.1919
740/1100 т, 75x7,7x2,6 м. ПТ - 3, 4 ПК, 13 500 л.с.=27 уз. 90/170 т нефти. Эк. 76 чел. 2-102 мм/45, 2-76 мм/40, 2 ТА 533 мм.
Бывшие английские «Минстрел» и «Немесиз» соответственно. В июле 1917 года переданы в аренду Японии. Служили под японским флагом в европейских водах, использовались для конвойной службы. В 1919 году возвращены Великобритании и в конце 1921 года сданы на слом.
Эсминцы типа «Асакадзе» — 31 ед.
«Асакадзе» (Кав 28.10.1905 - искл. 1928), «Камикадзе» (Йоко 15.7.1905 - искл.1928), «Хацусио» (Йоко 13.5.1905 - искл.1928), «Яйёй» (Йоко 7.8.1905 - искл.1925), «Кисараги» (Йоко 6.9.1905 - искл.1928), «Сирацую» (Миц 12.2.1906 - искл.1928), «Сираюки» (Миц 19.5.1905 - искл. 1928), «Мацукадзе» (Миц 23.12.1906 - искл.1925), «Харукадзе» (Кав 25.12.1905 - искл. 1928), «Сигуре» (Кав 12.3.1906 - искл. 1925), «Хаяте» (Ос 22.5.1906 - искл.1925), «Оите» (Майд 10.1.1906 - искл.1925), «Юнаги» (Майд 22.8.1906 - искл.1925), «Югуре» (Сас 17.11.1905 - искл.1928), «Юдати» (Сас 26.3.1906 - искл.1928), «Микадзуки» (Сас 26.5.1906 - искл.1928), «Новаки» (Сас 25.7.1906 - искл.1924); «Усио» (Куре 30.8.1905 - искл.1928), «Нэнохи» (Куре 30.8.1905 - искл.1928), «Хибики» (Йоко 31.3.1906 - искл.1928), «Хацухару» (Кав 21.5.1906 - искл.1925), «Вакаба» (Йоко 25.11.1905 - искл.1928), «Хацукжи» (Йоко 8.3.1906 - искл.1928), «Удзуки» (Кав 20.9.1906 - искл 1925), «Минадзуки» (Миц 5.11.1906 -искл.1930), «Нагацуки» (Ура 15.12.1906 - искл.1930), «Кикудзуки» (Ура 10.4.1907 - искл.1930), «Уранами» (Майд 8.12.1907 - искл. 1930), «Изонами» (Майд 21.11.1908 - искл.1930), «Айнами» (Майд 20.3.1909 - искл.1930), «Сиротае» (Миц 30.7.1906 - погиб 3.9.1914).
381/450 т, 72x6,6x1,8м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.=29уз. 150туг. + 20 т нефти. Эк. 70 чел. 2 — 76 мм/40, 4-76 мм/28, 2 ТА 457 мм.
Строились по программе 1904 года. Заказаны во время русско-японской войны и конструктивно повторяли «Харусаме», отличаясь типом котлов (впервые получили котлы со смешанным угольно-нефтяным отоплением) и вооружением из пушек одного калибра, но с разной длиной ствола. Всего построено 32 единицы; один из них — «Асацую» — не дожил до начала Первой мировой войны: он погиб 10.11.1913 в результате кораблекрушения. К моменту завершения строительства эсминцы данного типа морально устарели. Осенью 1914 года часть их (15 единиц) принимала активное участие в блокаде германской крепости Циндао. Ночью 3.9.1914 «Сиротае» сел на камни, был брошен и вскоре расстрелян немецкой канонеркой «Ягуар».
В 1923 — 1926 годах 17 эсминцев типа «Асакадзе» переоборудовали в тральщики. Последние из них пошли на слом в 1930 году.
Эсминцы типа «Харусаме» — 5 ед.
«Асагири» (Йоко 4.1903 - искл.1922), «Мурасаме» (Йоко 11.1903 - искл.1922), «Ариаке» (Куре 7.12.1904- искл.1925), «Араре» (Куре 5.4.1905- искл.1924), «Фубуки» (Куре 21.1.1905 - искл.1925).
375/435 т, 71,4x6,57x1,83. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с=29 уз. 40/100 т уг. Эк. 55 чел. 2-76 мм/40, 4-57 мм, 2 ТА 457 мм.
Первые «истребители» японской постройки. Проект разработан на базе «Сиракумо»; основные отличия заключались в применении новых котлов «Кампон», что, в свою очередь, привело к необходимости увеличить ширину корпуса. Кроме того, японцы пожертвовали скоростью в пользу повышения прочности корпуса.
Всего в серии было 7 единиц, но две погибли до начала Первой мировой войны: головной «Харусаме» — 24.11.1911 во время шторма в Японском море и «Хаятори» — 3.9.1904 на русской мине под Порт-Артуром. Осенью 1914 года «Асагири» и «Мурасаме» принимали участие в блокаде немецкой крепости Циндао. В 1922 — 1925 годах все списаны, но некоторое время продолжали использоваться в качестве плавучих мишеней.
Эсминцы типа «Сиракумо» — 2 ед.
«Сиракумо» (Торн 1.10.1901 - искл.1922), «Асасио» (Торн 10.1.1902 - искл.1922).
342/428 т, 67,5x6,34x1,8 м. ПМ - 2, 4 ПК, 7000 л.с.=31 уз. 40/95 т уг. Эк. 60 чел. 2-76 мм/40, 4-57 мм, 2 ТА 457.
Построены в Англии по программе 1898 года, представляли собой типичные британские «30-узловые» «истребители». Активно участвовали в русско-японской войне, а осенью 1914 года — в действиях против германской базы Циндао. Сданы на слом в 1923 году.
Эсминцы типа «Муракумо» — 5 ед.
«Муракумо» (16.11.1898 - искл. 1921), «Кагеро» (23.8.1899 -искл.1918), «Сирануи» (14.3.1899- искл. 1918), «Усугумо» (16.10.1900-искл.1922), «Югири» (26.1.1899-искл. 1921).
275/361 т, 65,66x5,96x1,7м.ПМ-2, 3ПК, 5470 л.с.=30 уз. 40/ 80 т уг. Эк. 60 чел. 2-76 мм/40, 4-57 мм, 2 ТА 457 мм.
Построены в Англии фирмой «Торникрофт» по программе 1896 года. Всего в серии было 6 единиц, но «Синономе» затонул 20.7.1913 во время тайфуна у берегов Тайваня.
Активно участвовали в русско-японской войне, но к началу Первой мировой устарели и были сильно изношены. Только «Кагеро» принял некоторое участие в боевых действиях у крепости Циндао осенью 1914 года. В 1918 году его и «Сирануи» разоружили и переоборудовали в тендеры. Остальные списали несколько позже; все служили в качестве плавбаз и блокшивов до 1923 — 1927 годов.
Эсминцы типа «Инадзума» — 3 ед.
«Акебоно» (25.4.1899-искл. 1918), «Оборо» (5.10.1899 -искл. 1918), «Сазанами» (8.8 1899-искл. 1921).
305/410 т, 68,4x6,27x1,6м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.=31 уз. 40/110 т уг. Эк. 55 чел. 2-76 мм/40, 4-57 мм, 2 ТА 457 мм.
Построены в Англии фирмой «Ярроу» по программе 1896 года. Всего в серии было 6 единиц, но 3 из них погибли до начала Первой мировой войны: «Нидзи» 29.7.1900 — в результате кораблекрушения, «Инадзума» 9.12.1909 — от столкновения, «Икадзучи» 10.10.1913 — от взрыва котла.
Все активно участвовал и в русско-японской войне, нок 1914 году устарели и находились в плохом техническом состоянии. «Анебоно» и «Оборо» в 1918 году были переоборудованы в тендеры, а в 1921-м сданы на слом.
Миноносец «Ямабико» — 1 ед.
240/260 т, 57,9x5,94x1,65 м. ПМ - 2, 4 ПК, 3800 л.с.=26 уз. 45/ 60 т уг. Эк. 55 чел. 1 - 76 мм/40, 3-47 мм, 2 ТА 380 мм.
Бывший русский «истребитель» «Решительный», захваченный японцами 12.8.1904 в китайском порту Чифу. Под названием «Акацуки» он участвовал в Цусимском бою, в ходе которого получил серьезные повреждения от огня русских кораблей. После капитального ремонта и перевооружения введен в строй как «Ямабико». Находился в боевом составе японского флота до 1917 года.
Однотипный миноносец «Фумидзуки» (бывший русский «Сильный») был сдан на слом в 1913 году. Одновременно японцы списали и третий трофейный «истребитель» — «Сацуки» («Бедовый»), Правда, последний еще 10 лет служил в качестве плавучей мишени и был разобран на металл только в 1923 году.
Миноносцы типа «Хаябуса» — 15 ед.
«Хаябуса» (Норм 1899 - искл. 1919), «Касасаги» (Норм 1900-искл.1919), «Манадзуру» (Норм 1900 — искл. 1921), «Чидори» (Норм 1901 - искл. 1919), «Аотака» (Куре 2.1903-искл. 1922), «Кари» (Куре 14.3.1903 - искл.1922), «Хато» (Куре 7.1903- искл.1923), «Хибари» (Куре 10.1903 - искл. 1923), «Кидзи» (Куре 11.1903- искл. 1923), «Цубаме» (Куре 8.1903 - искл.1922), «Хаситака» (Кав 12.1903 - искл. 1923), «Саги» (Кав 12.1903 - искл.1923), «Камоме» (Кав 4.1904-искл.1923),«Отори» (Кав 4.1904 - искл.1923), «Удзура» (Кав 2.1904- искл.1923).
152/180 т, 46,35x4,9x1,5 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3500 л.с.=28 уз. 26 т уг. Эк. 30 чел. 1 - 57 мм, 2-47 мм, 2 ТА 457 мм.
Строились по чертежам французского миноносца «Циклон»: первые 4 — во Франции, остальные — по лицензии на японских верфях.
Участвовали в русско-японской войне. К началу Первой мировой войны устарели; в 1910 году корабли французской постройки переведены в ранг портовых судов.
«Миноносец» «Сиратака» — 1 ед.
127т, 46,5x5,1x1,4м. ПМ - 2, 2 ПК, 2600 л.с.=28 уз. 30 т уг. Эк. 26 чел. 1 - 76 мм/40, 2-57 мм, 3 ТА 381 мм.
Построен в 1897— 1898 годах в Германии фирмой «Шихау», собран в Японии на заводе «Мицубиси» и введен в строй 22.6.1900. Первоначально нес более легкое артиллерийское вооружение (3 — 47 мм). Сдан на слом в 1923 году.
Миноносец № 66 — 1 ед.
102/110 т, 46,5x4,6x1,5 м. ПМ- 1, 2 ПК, 1920 л.с.=26 уз. 25 т уг. Эк. 20 чел. 2-47 мм, 3 ТА 381 мм.
Один из 10 номерных миноносцев, построенных в 1899 — 1901 годах английской фирмой «Ярроу». Сдан на слом в 1916 году. Однотипный № 42 потоплен 15.12.1904 у Порт-Артура русским миноносцем «Сердитый». Остальные (№№ 39 - 41,43, 62 — 65) исключены из боевого состава флота в 1913 i оду, но еще в течение нескольких лет продолжали использоваться в качестве вспомогательных судов.
Миноносцы «87-тонного» типа — 8 ед.
№№ 67, 68, 70 — 75.
87 т, 40,1x4,9x1,3 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1200 л.с. = 23,5 уз. 26,5 т уг. Эк.24 чел. 2-47 мм, 3 ТА 381 мм.
Построены в Японии на разных верфях в 1901 — 1904 годах по переработанному проекту английской фирмы «Ярроу». Всею в серии было 9 единиц, но миноносец № 69 погиб 28.5.1905 во время Цусимского боя: он был протаранен миноносцем «Акацуки» (бывшим русским «Решительным»). К началу Первой мировой войны окончательно устарели, сданы на слом в 1922 — 1923 годах.
Миноносцы типа «Шихау» — 5 ед.
№№ 33, 38, 49, 60, 61.
89т, 39x4,8x1,6м. ПМ - 1, 2 ПК, 1200 л.с.=24 уз. 15 туг. Эк. 20 чел. 2 — 47 мм, 3 ТА 381 мм.
Последние из крупной серии (16 единиц) миноносцев, строившихся в 1898— 1901 годах в Германии и Японии по чертежам фирмы «Шихау». К началу Первой мировой войны полностью устарели и служили для вспомогательных целей. № 33 погиб 10.11.1914 в результате подрыва на мине во время траления у германской базы Циндао. Остальные списаны и сданы на слом в 1915 году.
Миноносцы типа «Норман» — 6 ед.
№№ 54 — 59.
52 т, 34x3,5x1 м, ПМ - 1, 1 ПК, 660 л.с.=20 уз. 14 т уг. Эк. 16 чел. 1 — 47 мм, 2 ТА 381 мм.
Миноносцы 3 класса строились в Японии в 1899 — 1902 годах на верфях в Йокосуке и Куре по французскому проекту фирмы «Норман». Однотипные № 51 и № 53 погибли во время русско-японской войны, а № 50 и № 52 списаны в 1912 году. Остальные к началу Первой мировой войны потеряли всякую боевую ценность и были сданы на слом в 1914 — 1915 годах.