Подводные лодки

 

Подводные лодки типа К-1 — 2 ед.

53.jpg

 

№ 19 (Куре 15.10.1917 - искл. 1931), № 20 (Куре 1.12.1917 - искл.1931).

 

735/1030 т, 69,2x6,4x3,4 м. Диз - 2, 2 ЭД, 2600/1200 л.с.= 18,9 уз. 60 т нефти. Эк. 44 чел. 6 ТА 457 мм, 1—76 мм зен.

Спроектированы в Японии в 1916 году на основе француз­ских лодок Шнейдера-Лобефа. В их конструкции впервые были учтены особенности дальневосточных акваторий. Субмарины помимо поперечных переборок имели продольные, что теоре­тически должно было повысить их живучесть, но на практике это сделало их лишь крайне тесными и неудобными для разме­щения экипажа. 4 ТА располагались в носу, еще два — на палу­бе. Дальность плавания в надводном положении составляла 4000 миль (со скоростью 10 уз.), в подводном — 85 миль (4 уз.). Дизельные двигатели для подлодок поставила фирма «Зульцер» из нейтральной Швейцарии.

Лодки типа К-1 в целом были признаны удачными, однако они вступили в строй уже после окончания Первой мировой войны, в 1919 году. Стали прототипом крупной серии субмарин типа К-2, К-3 и К-4, строившихся в 1919— 1923 годах.

 

Подводные лодки типа L-1 — 2 ед.

54.jpg

 

№ 25 (Миц 10.10.1919- искл. 1940), № 26 (Миц 9.3.1920 - искл. 1932).

 

839/1195 т, 70,6x7,2x3,9 м. Диз - 2, 2 ЭД, 2400/1600 л.с.= 17/8 уз. 75 т нефти. Эк. 48. 6 ТА 457 мм, 1—76 мм зен., 1 пул.

 

Строились в Японии по чертежам фирмы «Виккерс» и кон­структивно были подобны британским субмаринам типа L. Кон­тракт на их постройку был заключен в конце 1917 года, однако они вошли в строй лишь в 1920 году. В дальнейшем на их базе были созданы усовершенствованные субмарины типа L-2 и L-3.

 

Подводные лодки типа F-1 — 2 ед.

55.jpg

 

№ 18 (Кав 28.7.1919 - искл.1930), № 21 (Кав 22.11.1919- искл.1930).

 

689/1047 т, 65,6x6,1x4,2 м. Диз - 2, 2 ЭД, 2800/1200 л.с.= 13/8 уз. 58,4 т нефти. Эк. 43 чел. 5 ТА 457 мм, пул.

 

Строились в Японии по чертежам итальянской фирмы «Фиат-Лауренти». Заказаны по программе 1915 — 1916 годов, но всту­пили в строй только в 1920-м. Еще три аналогичных субмарины типа F-2 (№ 31 — 33) были заказаны в 1918-м и построены в 1921-1922 годах.

 

Подводная лодка № 15 — 1 ед.

56.jpg

 

418/665 т, 56,7x5,2x3,1 м. Диз - 2, 2 ЭД, 2000/850 л.с. = 17/10 уз. 32 т нефти. Эк. 30 чел. 4 ТА 457 мм.

 

Строилась во Франции фирмой «Шнейдер-Крезо». Заказана в декабре 1911 года вместе с однотипной № 14, однако послед­няя после начала войны была реквизирована и введена в строй французского флота под названием «Армид». Строительство лодки № 15 затянулось: ее сдали заказчикам только 20.7.1917. Вместо субмарины № 14 японцы у себя на родине решили зало­жить новую лодку, которой затем присвоили тот же номер.

ПЛ № 15 сыграла важную роль в развитии японского под­водного флота. Она была двухкорпусной, обладала большим запасом топлива. В надводном положении она могла пройти 2050 миль 10-узловым ходом и в подводном — 60 миль 4-узло-вым. К концу Первой мировой войны — единственная совре­менная субмарина Страны восходящего солнца.

 

Подводная лодка № 14 — 1 ед.

 

480/737 т, 58,6x5,2x3,3 м. Диз-2, 2 ЭД, 1800/850 л.с. = 16,5/ 9,5 уз., 35 т нефти. Эк. 30 чел. 6 ТА 457 мм.

 

Строилась на верфи в Куре по чертежам фирмы «Шнейдер-Крезо». Заказана в 1915 году для замены одноименной субма­рины, приобретенной Францией для собственного флота. Кон­структивно была подобна своей французской «сестре», но отли­чалась увеличенными размерениями и наличием четырех носо­вых торпедных труб (на ПЛ № 15 все ТА были бортовыми, ре­шетчатыми, системы Джевецкого). Дизельные двигатели пос­тавлялись из Франции.

Лодку № 14 на момент ее закладки можно считать весьма со­вершенной, но строительство ее затянулось. Спущенная на воду 28.3.1918, она вошла в строй лишь 30.4.1920, уже морально уста­ревшей. В 1928 году ее вместе с лодкой № 15 сдали на слом.

 

Подводная лодка № 13 — 1 ед.

57.jpg

 

304/340т, 38,6x3,8x3,1 м. Бенз - 1, 1 ЭД, 1000/300 л.с. = 10,8/8 уз. 17,8 т топл. Эк. 26 чел. 2 ТА 457 мм.

 

Построена на верфи «Кавасаки» в Кобе по программе 1910 года. Проект разработан на базе английской ПЛ типа С. Спу­щена на воду 18.7.1912 и вступила в строй 30.9.1912. Являлась экспериментальным судном, списана 1.12.1928.

 

Подводные лодки типа С — 7 ед.

58.jpg

 

№№ 8 — 12, 16, 17.

 

286/321 т, 43,3x4,1x3,4 м. Диз - 1,  1 ЭД, 600/300 л.с=12/8,5 уз. 15 т нефти. Эк.26 чел. 2 ТА 457 мм.

 

Первые 5 единиц строились в Англии фирмой «Виккерс» и со­бирались в Японии из готовых секций. Однотипны с британскими ПЛ типа С; однокорпусные. № 8 и № 9 вошли в строй в 1909 году, №№ 10 — 12 — в 1911-м. Последние две субмарины были заказа­ны в годы войны по программе 1915 года, их строительство ве­лось на верфи в Куре. Японцам, не имевшим опыта создания со­временных подлодок, пришлось довольствоваться уже безна­дежно устаревшим проектом. ПЛ № 16 и № 17 вступили в строй 1.11.1916 и 2.2.1917 соответственно и стали единственными суб­маринами, построенными в Японии в годы Первой мировой вой­ны. Все лодки были списаны в 1928 году.

 

Подводные лодки типа «Кайгун-Холланд» — 2 ед.

 

№№ 6, 7.

 

57/63 т, 22,5x2,1x2 м. Бенз- 1, 1 ЭД, 300/22 л.с.=8,5/4 уз. 1,4 т топл. Эк. 14 чел. 1 ТА 457 мм.

 

Малые подводные лодки, построены фирмой «Кавасаки» в Кобе по чертежам американского конструктора Дж.Холланда. Вошли в состав флота 30.3.1906. Несколько отличались друг от друга: в частности, № 7 имела водоизмещение 78/95 т и размерения 25,7x2,4x2,3 м. По существу являлись эксперименталь­ными судами и не имели никакого боевого значении. ПЛ № 6 затонула 15.4.1910 в результате аварии, но была поднята и вос­становлена. В 1920 году ее установили на берегу в качестве мемориала в память о погибших подводниках. ПЛ № 7 тогда же сдали на слом.

 

Подводные лодки типа «Холланд» — 5 ед.

 

№№ 1 —5.

 

103/124 т, 20,4x3,6x3,1 м. Бенз- 1, 1 ЭД, 180/70 л.с.=8/7 уз. Эк. 13 чел. 1 ТА 457 мм.

 

Первые подводные лодки японского флота. Заказаны в США в 1902 году, доставлены в разобранном виде в Японию 12.12.1904, вошли в строй в 1905 году. Конструктивно были аналогичны русским ПЛ типа «Сом».

К началу Первой мировой войны они безнадежно устарели и использовались лишь в учебных целях. ПЛ №4 затонула 14.11.1916 из-за взрыва паров бензина, но затем была поднята и восстанов­лена. Все сданы на слом в 1921 году.